Решение Алтайского краевого суда от 8 августа 2022 г. N 3а-1305/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.А.В. к Собранию депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края и Собранию депутатов Павловского района Алтайского края об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
Р.А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, требуя признать недействующими Правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края, утв. решением Собрания депутатов Павловского района Алтайского края от 19 января 2015 года N 90, в части отнесения к рекреационной зоне земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец обратилась в администрацию Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Однако 31 января 2022 года в удовлетворении заявления отказано по мотиву нахождения объекта недвижимости в рекреационной зоне. Вместе с тем, установление данной территориальной зоны не соответствует функциональной жилой зоне, предусмотренной генеральным планом, и нарушает права Р.А.В. на предоставление земельного участка в собственность (т. 1 л.д. 3-7).
В судебном заседании представитель административного истца Б.П.Е. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске; представитель административных ответчиков Собрания депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края и Собранию депутатов Павловского района Алтайского края З.Е.А. возражала против удовлетворения требований, указав, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, имеющееся несоответствие территориальной зоны функциональной зоне будет устранено внесением изменений в Генеральный план муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке. При этом Собранием депутатов Павловского района Алтайского края, Собранием депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края и администрацией Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края представленные письменные возражения относительно административного иска (т. 1 л.д. 76-78, 194-197).
На основании статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей сторон и заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Собранию депутатов Павловского района Алтайского края от 19 января 2015 года N 90 утверждены Правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края (далее - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края от 21 января 2022 года.
Данные решения представительных органов местного самоуправления опубликованы в газете "Новая жизнь".
Как установлено судом, 02 июня 2021 года в администрацию Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края поступило заявление Р.А.В. о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 16).
31 января 2022 года в удовлетворении заявления отказано, поскольку данный земельный участок, в соответствии с внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки, относится к землям рекреационной зоны (т. 1 л.д. 23, 24).
Как следует из объяснений сторон и подтверждается фрагментами Карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования Павловский сельсовет <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Собранием депутатов Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края от 06 февраля 2020 года N 3 (далее - Генеральный план), а также Карты градостроительного зонирования части территории муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером *** находится в функциональной зоне "Жилая зона" и отнесен территориальной зоне "Рекреационная зона" (зона зеленых насаждений) (т. 1 л.д. т. 2 л.д. 84).
В силу требований пункта 4 статьи 2, части 2 статьи 10 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Действие данной нормы продлено до 01 сентября 2022 года Законом Алтайского края от 07 апреля 2022 года N 25-ЗС "О внесении изменения в статью 10 закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
Таким образом, Р.А.В., с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе оспорить нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления в части территориального зонирования, поскольку предусмотренный статьей 29 Правил землепользования и застройки регламент вышеуказанной территориальной зоны не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов.
Процедура принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта судом проверена, нарушений порядка его принятия и обнародования не установлено, по данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается (т. л.д. 34, 38, 116-167, 179-180, 192, 199-229, т. 2 л.д. 1-74).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 3-5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1, 2, 4 статьи 30, частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В силу части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
При этом территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Как указывалось ранее, согласно Генеральному плану, земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, расположен в функциональной зоне "Жилая зона".
Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки данный земельный участок отнесен к территориальной зоне "Рекреационная зона", градостроительный регламент которой не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов.
При таких обстоятельствах суд констатирует, что в указанной части оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства и Генеральному плану, в связи с чем, подлежит признанию недействующим в соответствующей части с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя административного ответчика о внесении будущих изменений в Генеральный план не могут быть приняты во внимание, поскольку в рамках абстрактного нормоконтроля суд проверяет соответствие нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, на его момент принятия.
Исходя из требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в газете "Новая жизнь" Павловского района Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Р.А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования Павловский сельсовет Павловского района Алтайского края, утв. решением Собрания депутатов Павловского района Алтайского края от 19 января 2015 года N 90, в части отнесения к рекреационной зоне земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Новая жизнь" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 12 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 8 августа 2022 г. N 3а-1305/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании