Во исполнение Комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике Центра опережающей профессиональной подготовки, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2019 г. N 327-рп, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Центре опережающей профессиональной подготовки Кабардино-Балкарской Республики.
2. Определить ГБПОУ "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж" базой для создания Центра опережающей профессиональной подготовки Кабардино-Балкарской Республики.
Министр |
А. Езаов |
Утверждено
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
от 22 декабря 2021 г. N 22/1194
Положение
о Центре опережающей профессиональной подготовки Кабардино-Балкарской Республики
1. Общие положения
1.1. Центр (далее - ЦОПП) - организация, координирующая развитие и использование ресурсов Кабардино-Балкарской Республики в целях:
опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс";
повышения эффективности системы среднего профессионального образования (далее - СПО), в том числе реализации экспериментальных интенсивных образовательных программ СПО, а также обеспечение профессиональной навигации школьников по новым и перспективным профессиям и специальностям в интересах инновационного социально ориентированного развития экономики республики.
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, основные направления деятельности, организационную структуру и управление, права и ответственность работников ЦОПП.
1.3. Полномочия учредителя ЦОПП в пределах установленной федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики компетенции осуществляет Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минпросвещения КБР).
1.4. Настоящее Положение (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями (положениями) следующих нормативных-правовых актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных. услуг";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки" (с изменениями);
распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.07.2019 N 327-рп об утверждении комплекса мер ("дорожной карты)" по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки;
Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж".
2. Цель, задачи и функции Центра опережающей профессиональной подготовки
2.1. Цель ЦОПП - формирование и распространение в системе среднего профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики новых образовательных технологий и форм опережающей профессиональной подготовки по приоритетным для республики компетенциям на уровне, соответствующем мировым стандартам и практикам.
2.2. Задачи ЦОПП:
формирование и актуализация перечня приоритетных для Кабардино-Балкарской Республики компетенций;
разработка и реализация программ опережающей профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации граждан, профессионального обучения и дополнительного образования детей;
организация и проведение стажировок для педагогических работников и студентов, построение индивидуальных образовательных траекторий;
разработка и реализация системы мероприятий для развития сетевого взаимодействия и внедрения практико-ориентированных образовательных программ, создание условий для сетевого использования ресурсов ЦОПП, в том числе для подготовки участников конкурсов профессионального мастерства Ворлдскиллс и Ворлдскиллс Юниор, Абилимпикс;
организация профессиональной ориентации и ранних профессиональных проб обучающихся общеобразовательных организациях, обучение их первой профессии в области сельского хозяйства, машиностроения, аддитивных и информационных технологий и иных приоритетных компетенций;
повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;
проведение государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс".
2.3. Функции ЦОПП:
мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике, прогнозирование востребованности кадров, организация специальных опросов и исследований, запроса необходимых данных у соответствующих структур;
определение и актуализация компетенций опережающей профессиональной подготовки в соответствии с приоритетами развития экономики Кабардино-Балкарской Республики;
конструирование и экспертиза образовательных программ и модулей опережающей профессиональной подготовки, разработка цифровых учебно-методических комплексов, оценочных средств, виртуальных тренажеров и других методических материалов;
формирование, пополнение и поддержка в актуальном состоянии базы данных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики для опережающей профессиональной подготовки (материально-технические ресурсы, кадровые ресурсы, информационно-коммуникационные, информационно-справочные, компетенций и образовательных программ, по организации демонстрационного экзамена);
реализация различных видов программ опережающей профессиональной подготовки, в том числе в сетевой форме с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов;
мероприятия по профориентации, организация доступности профессиональных проб, обучение первой профессии.
3. Основные направления деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки
3.1. Деятельность ЦОПП направлена на:
формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки;
разработку и реализацию комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров и компетенций;
проведение мониторинга, анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики, прогнозирование востребованности кадров.
3.2. Для обеспечения мониторинга и прогнозирования востребованности компетенций ЦОПП использует необходимые информационно-аналитические ресурсы, в том числе:
сводные данные о востребованности рабочих кадров на территории Кабардино-Балкарской Республики, среднесрочный прогноз ее изменений;
отраслевые прогнозы востребованности рабочих кадров, данные о востребованности рабочих кадров работодателями и объединениями работодателей (в том числе полученные путем специальных опросов и исследований), востребованности рабочих кадров в рамках реализуемых на территории Кабардино-Балкарской Республики инвестиционных проектов;
перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, формируемый и актуализируемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, по предложениям исполнительных органов государственной власти и объединений работодателей Кабардино-Балкарской Республики;
перечень компетенций "Ворлдскиллс", формируемый и актуализируемый Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", включая Future Skills ("компетенции будущего");
материалы форсайтов, касающиеся прогноза развития компетенций и перспективных профессий (международные, отраслевые, корпоративные, региональные форсайты) и др.;
иные данные, относящиеся к мониторингу и прогнозированию востребованности рабочих кадров.
3.3. Для формирования условий внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий, а также профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, и реализации программ профессионального обучения ЦОПП осуществляет:
разработку маркетинговых программ по предоставлению образовательных услуг населению;
выявление требований работодателей к квалификации выпускников ЦОПП;
разработку методики исследования потребностей рынка труда Кабардино-Балкарской Республики.
3.4. ЦОПП обеспечивает условия для построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий, доступность для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации по приоритетным профессиям и компетенциям.
3.5. Деятельность ЦОПП направлена на создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена.
4. Организационная структура, управление и финансовое обеспечение деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки
4.1. Работу ЦОПП организует руководитель.
4.2. Руководитель ЦОПП во взаимодействии с директором ГБПОУ "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж" (далее - колледж) и по согласованию с учредителем - Минпросвещения КБР - формирует штатное расписание ЦОПП, подбирает работников, разрабатывает функциональные обязанности, планирует работу ЦОПП.
4.3. Структура и штатное расписание ЦОПП утверждается приказом директора колледжа по согласованию с Минпросвещения КБР.
4.4. Организация образовательного процесса в ЦОПП осуществляется в соответствии с уставом, локальной нормативной документацией колледжа, локальной нормативной базой ЦОПП, настоящим Положением.
4.5. Для решения задач, возложенных на ЦОПП, руководитель, и работники ЦОПП взаимодействуют со структурными подразделениями колледжа, иными организациями и учреждениями Кабардино-Балкарской Республики и субъектов РФ, федеральными институтами, курирующими работу ЦОПП.
4.6. Для обеспечения учебного процесса ЦОПП привлекаются материально-технические, информационные и иные ресурсы, преподаватели и специалисты Колледжа и иных организаций и учреждений Кабардино-Балкарской Республики.
4.7. В целях информационного обеспечения деятельности ЦОПП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создается и функционирует информационный ресурс - Цифровая платформа ЦОПП.
4.8. Финансовое обеспечение деятельности ЦОПП предусматривает:
предоставление субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение создания ЦОПП;
софинансирование из средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
софинансирование из внебюджетных средств.
4.9. Внебюджетные средства ЦОПП формируются из:
средств, поступающих за обучение по прямым договорам с заказчиками;
средств, полученных за выполнение консультационной деятельности;
средств, полученных от реализации учебных, методических, научных и других разработок;
других источников, предусмотренных законодательством.
4.10. ЦОПП пользуется имуществом колледжа на безвозмездной основе.
4.11. Контроль за финансовой деятельностью ЦОПП осуществляет директор колледжа.
4.12. Руководитель ЦОПП отчитывается перед директором колледжа и учредителем - Минпросвещения КБР об итогах своей деятельности, в установленном порядке представляет ежегодную статистическую отчетность и иные сведения.
5. Информационное обеспечение деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки
5.1. Цифровая платформа ЦОПП (далее - цифровая платформа) - набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенный для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющий реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
5.2. На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных информационно-справочных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки, которая включает:
данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике, прогноз востребованности рабочих кадров и компетенций, данные об инвестиционных проектах, реализуемых или планируемых к реализации в регионе;
базу данных материально-технических ресурсов для реализации программ опережающей профессиональной подготовки, проведения оценки квалификации и демонстрационных экзаменов и т.д., в том числе ресурсы организаций-партнеров, образовательных организаций и центров, участвующих в реализации образовательных программ;
базу данных кадровых ресурсов (преподавателей, мастеров производственного обучения, сертифицированных экспертов "Ворлдскиллс", наставников, в том числе кадровые ресурсы организаций-партнеров, образовательных организаций и центров, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций;
базу данных реализуемых основных и дополнительных профессиональных программ, в том числе онлайн-курсы, банк оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, методические рекомендации и т.д.;
базу данных информационно-коммуникационных ресурсов, включающую перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.
5.3. Базы данных ЦОПП формируются и размещаются на цифровой платформе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Обучающиеся Центра опережающей профессиональной подготовки
6.1. Обучающимися ЦОПП являются лица, зачисленные на обучение соответствующим приказом директора колледжа по представлению руководителя ЦОПП.
6.2. К обучающимся ЦОПП, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, относятся:
учащиеся общеобразовательных учреждений;
студенты, осваивающие образовательные программы или их части (модули) среднего профессионального образования в ЦОПП;
слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения в ЦОПП;
экстерны - лица, зачисленные в ЦОПП для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, в том числе в форме демонстрационного экзамена.
6.3. Права и обязанности обучающихся определяются:
правилами внутреннего распорядка для обучающихся колледжа и иных организаций-партнеров по сетевой реализации образовательной программы;
правилами внутреннего трудового распорядка организации-партнера по сетевой реализации образовательной программы;
договорами между обучающимися и колледжем или договорами между обучающимися, колледжем и организацией-партнером по реализации сетевой образовательной программы;
настоящим Положением.
6.4. Оценка уровня знаний обучающихся проводится по результатам промежуточной и итоговой аттестации. Формы промежуточной и итоговой аттестации определяется образовательной программой.
6.5. Обучающимся, успешно завершившим обучение, выдаются документы установленного образца в соответствии с видом освоенной программы (удостоверение/свидетельство/диплом).
6.6. При освоении дополнительной профессиональной программы одновременно с основной профессиональной программой подготовки квалифицированных рабочих и служащих или основной профессиональной программой подготовки специалистов среднего звена, документ об обучении по дополнительной профессиональной программе выдается одновременно с дипломом среднего профессионального образования.
6.7. При невыполнении требований учебного плана, условий договора, а также при грубом нарушении Правил внутреннего распорядка, обучающийся отчисляется приказом директора колледжа по представлению руководителя ЦОПП.
7. Права и ответственность работников Центра опережающей профессиональной подготовки
7.1. Для выполнения своих функций работники ЦОПП имеют право:
вносить директору колледжа предложения по совершенствованию структуры, форм и методов работы ЦОПП, образовательного процесса и повышения качества подготовки обучающихся, развитию учебно-методической и материальной базы ЦОПП, подбору и расстановке кадров ЦОПП;
запрашивать от структурных подразделений колледжа, партнеров по реализации сетевых образовательных программ, иных организаций республики информацию и документы, необходимые для выполнения своих функций;
контролировать состояние и содействовать дальнейшему развитию системы опережающей профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования в Кабардино-Балкарской Республике.
8. Хранение документов Центра опережающей профессиональной подготовки
8.1. Перечень и состав документации ЦОПП, порядок и сроки хранения документов определяются номенклатурой дел ЦОПП, утвержденной директором колледжа.
8.2. Организация хранения документов ЦОПП обеспечивается руководителем ЦОПП с учетом требований Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных".
8.3. Личные документы и/или копии документов обучающихся ЦОПП хранятся в личном деле обучающегося ЦОПП.
8.4. Документы, подтверждающие прохождение образовательной программы группой обучающихся (слушателей), материалы промежуточной и итоговой аттестации хранятся в электронном (цифровом) формате, а также в бумажном виде в соответствующей папке, формируемой для каждой из групп обучения.
8.5. Документы ЦОПП постоянного или длительного срока хранения по акту передаются в архив колледжа / или Документы ЦОПП постоянного или длительного срока хранения по акту передаются в архив ЦОПП.
8.6. По окончании сроков хранения документация ЦОПП проходит процедуру экспертизы ценности документов и в установленном порядке уничтожается по акту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2021 г. N 22/1194 "Об утверждении Положения о Центре опережающей профессиональной подготовки Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)