В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях предупреждения нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, соблюдение которых оценивается Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на территории Кабардино-Балкарской Республики, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на 2022 год.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
О. Гонтарь |
Утверждена
Управления по государственной охране
объектов культурного наследия
Кабардино-Балкарской Республики
от 17 декабря 2021 г. N 245-ОД/2021
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на 2022 год
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, профилактической деятельности
1.1. Виды осуществляемого Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики (далее - Управление) государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия:
Управление в соответствии со статьями 9.1, 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 марта 2016 г. N 23-ПП, осуществляет:
региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитных зон объектов культурного наследия федерального значения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Точное количество контролируемых лиц определить не представляется возможным, в том числе в связи с отсутствием интеграции Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются Федеральным законом N 73-ФЗ, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, подконтрольная среда характеризуется высокой степенью динамичности и неопределенностью состава контролируемых лиц, что не позволяет Управлению сформировать их исчерпывающий перечень, охватывающий всех потенциальных субъектов, к деятельности которых предъявляются обязательные требования.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении следующих объектов контроля:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;
объекты культурного наследия федерального значения, выявленные объекты культурного наследия и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитные зоны объектов культурного наследия федерального значения.
1.2. Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Управлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны объектов культурного наследия, установлены следующими нормативными актами:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 апреля 2003 г. N 39-РЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Кабардино-Балкарской Республики";
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской;
постановление Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия".
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в составе единого портала исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления (далее - сайт Управления) размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, и перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Также на сайте Управления размещены перечни нормативных правовых актов об утверждении предметов охраны, границ территорий, режимов использования территорий объектов культурного наследия, об утверждении охранных обязательств пользователей (собственников) объектов культурного наследия, оформленных в соответствии с пунктом 6 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
1.3. Данные о проведенных мероприятиях по государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с нормативно-правовыми актами о постановке на государственную охрану, по состоянию на 20 сентября, на территории Кабардино-Балкарской Республики находится 417 объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе 116 - федерального значения, 301 - регионального значения.
За истекший период 2021 года Управление в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, проведено 81 мероприятие.
Из них: 25 мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, 34 мероприятия по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия регионального значения и 20 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Всего в результате контрольно-надзорной деятельности Управления в 2021 г. были составлены административные протоколы по части 1 статьи 7.13 и части 1 статьи 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении физических лиц. Дела об административных правонарушениях рассматривались в судах общей юрисдикции.
1.4. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований.
Разработано и размещено на сайте Управления руководство по соблюдению обязательных требований.
За истекший период 2021 года Управлением выдано 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в адрес глав местных администраций муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, в порядке информирования направлены циркулярные письма по вопросам соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В рамках поручений, данных по результатам заседания рабочей группы по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия и особо охраняемых территорий Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 22 апреля 2021 г. N А73-П-7мв, в режиме видео-конференц-связи было проведено совещание с руководителями местных администраций муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики по вопросам приведения в соответствие с действующим законодательством документов территориального планирования и градостроительного зонирования в части объектов культурного наследия и особо охраняемых территорий.
Мероприятия, предусмотренные программой профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия в Кабардино-Балкарской Республике на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, выполнены в полном объеме.
1.5. Основные нарушения, выявленные Управлением в 2021 году.
Анализ причин нарушений обязательных требований, условий, способствующих нарушениям обязательных требований, показывает следующее.
Исходя из анализа дел об административных правонарушениях за истекший период 2021 года, основными нарушениями обязательных требований являются:
непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
возведение объектов капитального строительства в защитных зонах, зонах охраны объектов культурного наследия, самовольных пристроек и надстроек к объектам культурного наследия;
самовольное возведение пристроек и надстроек в границах территории объекта культурного наследия;
неисполнение обязанности по разработке и согласованию с Управлением обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проводимых в границах территории объекта культурного наследия, или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия, а также реализации указанных проектов.
1.6. Основными причинами вышеуказанных нарушений являются:
недостаток денежных средств либо отсутствие финансирования на проведение дорогостоящих работ по сохранению объекта культурного наследия;
сознательное нарушение обязательных требований в связи с недооценкой возможности применения Управлением штрафных санкций и иных мер воздействия;
недостаточный уровень правовой грамотности собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия;
непроведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо нарушение сроков проведения таких работ в связи с ограничительными мерами и ухудшением эпидемиологической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, а также финансовыми затруднениями в организации.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Цели программы профилактики причинения вреда объектам культурного наследия на 2022 год:
предупреждение нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия;
предотвращение рисков причинения вреда объектам культурного значения федерального значения;
повышение информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе мероприятий по контролю;
доведение обязательных требований до контролируемых лиц;
снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
2.2. Задачи программы профилактики:
повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности;
выявление и устранение условий, причин и факторов, способствующих нарушениям обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия и (или) причинению вреда (ущерба) объектам культурного наследия регионального значения;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия всеми контролируемыми лицами;
формирование единого понимания обязательных требований контролируемыми лицами;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Наименование профилактического мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1. |
Поддержание в актуальном состоянии размещенного на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия; отдел государственной охраны объектов культурного наследия |
Постоянно |
2. |
Информирование органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на сайте Управления в разделе "Профилактические мероприятия", проведение консультаций |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия |
В течение 10 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
3. |
Объявление предостережения |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия |
Не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
4. |
Профилактический визит |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия |
Постоянно с обязательным уведомлением подконтрольного субъекта не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения |
5. |
Консультирование: - по телефону; - посредством видео-конференц-связи; - на личном приеме; - в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: 1) наличие и (или) содержание обязательных требований; 2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 3) порядок выполнения обязательных требований. По вопросам, предусмотренным подпунктами 1, 3, осуществляется письменное консультирование |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия |
Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 09:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00 |
6. |
Обобщение правоприменительной практики осуществления деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
Отдел государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия |
Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным |
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе мероприятий по контролю;
- вовлечение контролируемых лиц во взаимодействие с Управлением, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий;
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- разработка и внедрение технологий профилактической работы;
- обеспечение квалифицированной профилактической работы;
- повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности;
- уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
- обеспечение единообразия в понимании предмета контроля контролируемыми лицами.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Управлением.
Целевые показатели реализации программы профилактики:
N |
Наименование показателя |
Целевое значение показателя |
1. |
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, совершаемых одним и тем же контролируемым лицом |
80% |
2. |
Количество профилактических мероприятий, предусмотренных перечнем, в соответствии со сроками (периодичностью) их проведения |
100% |
3. |
Количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
не менее 20 |
Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы.
Отклонение фактического значения одного из показателей от целевого значения более чем на 20% в сторону уменьшения свидетельствует о низкой эффективности программы профилактики и требует корректировки программы в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 17 декабря 2021 г. N 245-ОД/2021 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на 2022 год"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики (http://nasledie.kbr.ru)