Решение Верховного Суда Республики Алтай от 27 июня 2022 г. N 3а-25/2022
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" о признании недействующими нормативных правовых актов, установил:
Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 внесены изменения в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение".
Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07.09.2018 года N 47-165 внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение".
Первый заместитель прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" о признании недействующими в полном объеме со дня принятия судебного акта решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" и решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07.09.2018 года N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение".
В обоснование заявленных требований привел доводы о том, что проведенной прокуратурой проверкой было установлено нарушение законодательства органами местного самоуправления при внесении в 2018 году изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Узнезинского сельского поселения. Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" утвержден решением Совета депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" от 08.11.2011 года N 27-138. Постановлением администрации МО "Узнезинское сельское поселение" от 14.09.2016 года N 164-1 было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план поселения. Согласно проекту внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение", подготовленному ООО "А." в 2017 году, предусматривались следующие изменения в части: - мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия; - положений об объектах коммунального хозяйства; - перечня земельных участков в границах населенных пунктов и т.д. Советом депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" от 30.03.2018 года принято решение N 42-143 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение". Министерством регионального развития Республики Алтай было получено письмо администрации Узнезинского сельского поселения от 12.03.2018 года N 111 о согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план Узнезинского сельского поселения. 13.04.2018 года Министерством регионального развития Республики Алтай по результатам изучения проекта внесения изменений в Генеральный план Узнезинского сельского поселения сделаны выводы о наличии в нем недостатков. Также письмо администрации Узнезинского сельского поселения о согласовании проекта генерального плана имеет реквизиты 12.03.2018 года N 111, решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения было принято 30.03.2018 года, в связи с чем проект внесения изменений в Генеральный план процедуру согласования в установленном порядке до его принятия не проходил. Согласно объяснению бывшего главы Узнезинского сельского поселения В.А.С., решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 30.03.2018 года N 42-143 было отменено в связи с замечаниями к Генеральному плану, полученными уже после его утверждения. ООО "А." была проведена дополнительная работа по корректировке документации. Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 утверждены изменения в Генеральный план сельского поселения с учетом имевшихся замечаний с размещением решения на официальном сайте Узнезинского сельского поселения. Однако при внесении новых изменений также были допущены нарушения градостроительного законодательства. 07.10.2021 года прокурором Чемальского района принесен протест на решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года, который по результатам его рассмотрения оставлен без удовлетворения. Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 26.02.2013 года N 40-198 утверждены Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение". Решением Совета депутатов от 07.09.2018 года N 47-165 утверждено внесение изменений в Правила землепользования и застройки, которое опубликовано в газете "Чемальский вестник" от 20.09.2018 года N 38, Правила землепользования и застройки размещены на официальном сайте муниципального образования. 07.06.2018 года сельской администрацией Узнезинского сельского поселения принято постановление N 44 "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение", которое было размещено на сайте муниципального образования и опубликовано в газете "Чемальский вестник". В нарушение требований п. 2 ч. 5 ст. 5.1 ГрК РФ проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" на официальном сайте муниципального образования не размещался. Заключение о результатах публичных слушаний в с. Аскат по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" размещалось на официальном сайте муниципального образования в формате "Word". Кроме того, актом проверки Министерства цифрового развития Республики Алтай от 20.05.2021 года NА-4-21, подтверждено несоблюдение Узнезинским сельским поселением процедуры проведения публичных слушаний, в связи с чем Министерством было выдано предписание от 27.05.2021 года N-3-21 "Об устранении выявленных нарушений". Учитывая, что решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" и решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07.09.2018 года N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" были приняты с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, они подлежат признанию недействующими в полном объеме со дня принятия.
Просит признать не действующими полностью со дня принятия решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" и решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07.09.2018 года N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение".
10.06.2022 года в Верховный Суд Республики Алтай от прокурора поступило уточненное административное исковое заявление о дополнении требований, в котором административный истец просит признать недействующими в полном объеме со дня принятия решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28.06.2018 года N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" и решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07.09.2018 года N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в двух редакциях.
В отзыве представитель административного ответчика А.М.В. указывает о том, что оспариваемый нормативный акт принят представительным органом местного самоуправления - Советом народных депутатов в пределах его полномочий, установленных положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Узнезинское сельское поселение". Нормативный правовой акт принят в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой. Порядок введения в действие и опубликования оспариваемого нормативного правого акта не нарушен. Несоответствий нормативным правовым актом большей юридической силы не выявлено. В связи с чем, полагает необходимым отказать в удовлетворении административных требований в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Д.А.С., заявленные требования, с учетом их уточнения поддержал, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Совета депутатов МО "Узнезинское сельское поселение", Администрации МО "Узнезинское сельское поселение" А.М.В., действующая на основании доверенностей, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах.
Глава МО "Узнезинское сельское поселение" Б.О.А. полагал административное исковое заявление прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель Министерства регионального развития Республики Алтай М.Е.Г. вопрос об удовлетворении административного иска оставила на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу предписаний части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и, проверяя законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, исходя из предмета заявленных требований представительным органом власти, должны быть представлены доказательства соответствия принятых нормативно правовых актов действующему федеральному законодательству.
Узнезинское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай было образовано и наделено статусом муниципального образования на основании ст. 9 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в составе муниципального образования "Чемальский район".
Структуру органов местного самоуправления "Узнезинское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай" согласно статье 21 Устава муниципального образования образуют: Представительный орган муниципального образования - сельский Совет депутатов Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай; Глава муниципального образования - Глава Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай и Исполнительно распорядительный орган муниципального образования - сельская администрация Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай.
В силу ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок осуществления полномочий Представительным органом муниципального образования - сельским Советом депутатов Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай определяется "Регламентом работы Совета депутатов муниципального образования сельского поселения", утвержденного решением сессии сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения. Статьей 27 названного регламента установлено, что Совет принимает путем голосования решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Исходя из пунктов 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Решением сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселения" утверждено внесение изменений в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение". В пункте 2 решения указано на необходимость его обнародования на информационном стенде администрации МО "Узнезинское сельское поселение", размещении на официальном сайте администрации МО "Узнезинское сельское поселение", опубликовании в газете "Чемальский вестник".
Решением сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" утверждено внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение". В пункте 2 решения указано на необходимость его обнародования на информационном стенде администрации МО "Узнезинское сельское поселение", размещении на официальном сайте администрации МО "Узнезинское сельское поселение", опубликовании в газете "Чемальский вестник".
При разрешении дела судом установлено, что решение сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 и решение сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 имеют дополнительные редакции различного содержания.
Так, в представленном административным ответчиком оригинале решения от 28 июня 2018 года за N 46-152 содержится 3 пункта. Такое же решение аналогичного содержания под тем же номером и датой, имеет в составе дополнительный пункт, которым признано утратившим силу Решение сессий сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения N 42-143 от 30 марта 2018 г.
Решение от 07 сентября 2018 года за N 47-165, опубликованное на официальном сайте, также отличается по содержанию от аналогичного решения указанием на признание утратившими силу Решения сессий сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения N 42-143 от 30 марта 2018 года.
Административным ответчиком факт наличия решений в различных по содержанию редакциях не оспаривался, однако, подлинники решений, состоящих из 4 пунктов, в суд представлены не были.
Факт наличия решений в двух редакциях подтверждается и объяснениями бывшего главы Узнезинского сельского поселения - А.С.В., отобранными прокурором (т. 1 л.д. 106-108).
Кроме того, судом установлено, что фактически при осуществлении процедур внесения изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Узнезинского сельского поселения Советом депутатов осуществлялось утверждение названных нормативных актов в новой редакции. Тексты, содержащие конкретный перечень изменений, отсутствуют.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Следовательно, действующий нормативный акт должен иметь единственную редакцию, соответствующую критериям ясности и определенности.
Вместе с тем решение сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" и решение сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" указанным требованиям не отвечают.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определен Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 47 которого предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Уставом муниципального образования "Узнезинское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай" (в ред. от 14 декабря 2017 г.) в ст. 48 установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование нормативных актов в силу части 5 ст. 48 Устава (в ред. от 28.06.2018 г.) осуществляется путем публикации полного текста документа в газете "Чемальский вестник". Официальным обнародованием муниципальных нормативных правовых актов считается размещение полных текстов на информационных стендах в селах Узнезя, Аскат и (или) размещение на официальном сайте данного муниципального образования.
Учитывая, что ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены императивные правила о необходимости публикации полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, суд при разрешении спора руководствуется данной правовой нормой, имеющей высшую юридическую силу по отношению к Уставу муниципального образования, который требований об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов в периодическом печатном издании на 28 июня 2018 года не содержал.
Согласно справке и.о. Главы Узнезинского сельского поселения Решение от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" и картографический материал были вывешены на информационных стендах в администрации Узнезинского сельского поселения, селах: Аскат, Турбаза "К.", Нижний Куюм и размещены на официальном сайте администрации сельского поселения.
Вместе с тем, размещение нормативного акта на сайте административного ответчика и вывешивание на информационных стендах официальным опубликованием не является.
Кроме того, из скриншота публикации с официального сайта Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, а также его непосредственного мониторинга судом усматривается, что сам текст изменений вносимых в Генеральный план МО "Узнезинское сельское поселение" либо генеральный план в новой редакции на сайте не размещался.
Не в полном объеме было опубликовано в газете "Чемальский вестник" N 38 от 20 сентября 2018 года и Решение от 07 сентября 2018 года N 47-165.
Приложение в виде текста, изменений вносимых в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в данной публикации либо названный документ в новой редакции отсутствует.
Доказательств обратного, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в нарушение вышеприведенных положений закона, полные тексты решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" и решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в периодическом печатном издании газете "Чемальский вестник" опубликованы не были.
Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что отсутствие официального опубликования нормативного акта является достаточным для признания акта недействующим.
Порядок подготовки, принятия и утверждения генерального плана, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23-25 ГрК РФ.
При наличии на территории поселения особо охраняемой природной территории регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (пункт 11 статьи 24 указанного Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, при этом в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (часть 3 статьи 28 ГрК РФ). Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке принимают меры по доведению до сведения населения информации о содержании проекта генерального плана, в частности, путем организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5 статьи 28 ГрК РФ). В свою очередь, участники публичных слушаний вправе представить в данные органы свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).
При этом статья 28 ГрК РФ как в прежней, так и в действующей редакциях не предусматривает исключений, допускающих возможность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений не во всех населенных пунктах муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ГрК РФ Главой Узнезинского сельского поселения, одновременно являющегося согласно п. 6 ст. 33 Устава и Главой Администрации поселения, 14.09.2016 года принято постановление N 164-1 "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Узнезинского сельского поселения в новой редакции".
Проектом изменений в Генеральный план, подготовленным ООО "А.", предусматривались изменения относительно мер по обеспечению сохранного объекта культурного наследия, включенного в реестр; положений об объектах коммунального хозяйства; установление баланса земель в границах муниципального образования. Изменение границ муниципального образования с Аносинским и Элекмонарским сельскими поселениями; перечня планируемых объектов капитального строительства местного значения; перечень объектов с рекомендациями осуществления реконструкции, капитального ремонта; перечня земельных участков в границах населенных пунктов; графического отображения изменений.
Административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение соблюдения процедуры принятия решения о внесении изменений в Генеральный план в части обеспечения доступа к данному проекту и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования, что необходимо в силу части 3 статьи 24, статьи 9 ГрК РФ.
При мониторинге судом сайта ФГИС и ТП данной информации так же не обнаружено.
Кроме того, в нарушение требований ст. 9 ГрК РФ данное постановление и уведомление об обеспечении доступа к проекту территориального планирования не были опубликованы в официальном печатном издании "Чемальский вестник".
Поскольку на территории Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай Постановлением Правительства Республики Алтай от 24.07.2017 г. N 172 создан памятник природы республиканского значения "Аскатская долина", в целях соблюдения установленного ч. 2 ст. 25 ГрК РФ порядка, 12 марта 2018 года Главой администрации МО "Узнезинское сельское поселение" Чемальского района Республики Алтай в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай для рассмотрения и согласования был направлен проект изменений в генеральный план муниципального образования.
Согласно материалам дела по результатам рассмотрения проекта Генерального плана получены заключения отраслевых органов исполнительной власти и дано сводное письменное заключение от 14 апреля 2018 года.
Так, Министерством регионального развития Республики Алтай от 14 апреля 2018 года были обозначены следующие недостатки, выявленные в представленном на согласование проекте. Неполное отражение сведений об объектах культурного наследия, требующее включение в проект текстовых и графических сведений относительно объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия". В материалах по обоснованию градостроительного плана отсутствует перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения или исключаются из их границ с указанием категорий земли, к котором планируется отнести такие участки, необходимый в соответствии с требованиями п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ. Информация, указанная в перечне не соответствует данным, приведенным в Публичной кадастровой карте в части существующих категорий земельных участков, их площади и наличия в публичной кадастровой карте. Границы населенных пунктов с. Аскат, с. Унезя включены в границы береговой полосы общего пользования реки Катунь. Не предусмотрены места временного хранения ТКО. В материалах проекта не имеется технического задания на внесение изменений в Генеральный план. Информация о необходимости внесения изменения не подкреплена сведениями, включенными в часть исходных данных; текстовые материалы и карты не соответствуют друг другу.
Из изложенного следует, что представленный МО "Узнезинское сельское поселение" Чемальского района Республики Алтай проект, согласования не получил и требовал доработки.
При этом доводы представителя Совета депутатов Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай о том, что представленное в материалы дела заключение Министерства регионального развития Республики Алтай не содержит ясно выраженных положений об отказе в согласовании Генерального плана, поэтому в силу положений частей 7 и 9 статьи 25 ГрК РФ свидетельствуют о согласовании данными органами проекта Генерального плана в полном объеме, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Поскольку текст заключения содержит достаточное количество положений о несогласии с проектом Генерального плана и соответствующих тому обоснований, указанное не может свидетельствовать о согласовании Генерального плана поселения. Кроме того, замечания по проекту Генерального плана содержатся и в сводных заключениях органов исполнительной власти Республики Алтай.
Несостоятельными, по мнению суда, являются в том числе, и доводы представителя административного ответчика о том, что градостроительный план является согласованным в силу ч. 8 ст. 25 ГрК РФ, ввиду не поступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 данной статьи органов.
Поскольку, из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что бывшим Главой Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай письменное заключение Министерства регионального развития Республики Алтай от 13.04.2018 г., направленное почтой России простым письмом, было получено.
Указанный факт подтверждается представленной Министерством регионального развития Республики Алтай распечаткой электронного журнала исходящей корреспонденции, отправленной внутренними почтовыми отправлениями, где за N 43 указано - МО "Узнезинское сельское поселение".
Письменными объяснениями бывшего Главы Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, отобранными в рамках прокурорской проверки, где он сообщает о получении им данного письма и отмене решения Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 30 марта 2018 года за N 42-143, в связи с необходимостью устранения недостатков Градостроительного плана.
Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 (т. 1 л.д. 46-152), пунктом 2 которого признано утратившим силу решение Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 30 марта 2018 года за N 42-143.
То обстоятельство, что письменное заключение Министерства регионального развития Республики Алтай от 13.04.2018 г. отсутствует в числе входящих документов за периоды (январь-апрель 2018 г. и апрель-июль 2018 г.) поступивших в адрес Сельской администрации Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, факта получения административным ответчиком письменного заключения от 13.04.2018 года не опровергает.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что до вынесения решения N 46-152 административному ответчику следовало устранить замечания к проекту Градостроительного плана, изложенные в заключение Министерства регионального развития Республики Алтай от 13.04.2018 года.
Однако, проект Генерального плана Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, подготовленный в 2017 году был утвержден решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения 28 июня 2018 года без устранения имеющихся недостатков, что следует из анализа его содержания и даты составления.
Как следует из п. 10-12 ст. 25 ГрК РФ, в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:
1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Между тем, указанные положения закона при подготовке проекта изменений в Градостроительный план Узнезинского сельского поселения не соблюдены. Доказательств принятия решения о создании согласительной комиссии в установленные законом сроки не представлено. Соответственно, решение об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку либо о направлении его в представительный орган не принималось.
Таким образом, утверждение Градостроительного плана произведено с нарушением порядка, установленного ст. 25 ГрК РФ.
Проверяя процедуру проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план Узнезинского сельского поселения, установленную ст. 5.1 ГрК РФ, Положением о публичных слушаниях в Узнезинском сельском поселении от 10 апреля 2006 года за N 5-25, суд находит ее нарушенной в части требований, предъявляемых к содержанию оповещения о начале общественных обсуждений, которое не содержит информации об официальном сайте, на котором будет размещен проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения; не проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, отсутствии публикации заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В материалы административного дела не представлено доказательств того, что проект генерального плана был доведен до всеобщего сведения путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов на собраниях жителей, по радио и телевидению.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Постановлением Главы Узнезинского сельского поселения от 27 апреля 2018 года за N 26 "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" утверждены: порядок подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки; состав комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки; положение о комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки; порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Однако, вопреки требованиям ст.ст.30, 31 ГрК РФ в постановлении главы Узнезинского сельского поселения от 27 апреля 2018 года за N 26 не установлены этапы градостроительного зонирования применительно к соответствующим территориям.
Сведений об официальной публикации сообщения о принятом решении о подготовке проекта правил землепользования и застройки, в материалы дела не представлено (часть 7 статьи 31 ГрК РФ).
Из пояснений Главы Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай следует, что в новых правилах землепользования и застройки изменилась карта зонирования на основе Генерального плана, установлены минимальные и максимальные отступы для строительства всех объектов, все текстовая часть правил претерпела изменения (протокол судебного заседания от 24 июня 2022 года стр. 4).
Таким образом, в рамках осуществления Узнезинским сельским поселением процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки по существу произведена подготовка и утверждение новых правил.
Следовательно, решением N 42-165 утвержден не существующий документ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Узнезинского сельского поселения.
А новые Правила землепользования и застройки Узнезинского сельского поселения не утверждались, процедур установленных ст.ст. 5.1., 31 ГрК РФ не проходили.
При проведении публичных слушаний по проекту данного решения были допущены нарушения, аналогичные вышеизложенным, то есть допущенные при утверждении проекта о внесении изменений в Градостроительный план.
Также из материалов дела следует, что в нарушение ч. 3 ст. 28 ГрК РФ, публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" проводились не во всех населенных пунктах поселения, в селе Нижний Куюм не проводились.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной Определении от 15.07.2010 N 931-О-О к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний. Публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В силу указанной правовой позиции Конституционного суда РФ, основной задачей проводимых публичных слушаний является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении вопросов, затрагивающих условия их проживания и жизнедеятельности, законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Данная цель в ходе проведения публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай достигнута не была.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при принятии Решения N 46-152, Решения N 47-165 не были соблюдены существенные положения законодательства, регулирующие процедуру принятия Градостроительного плана, Правил землепользования и застройки, а также введения их в действие, что свидетельствует о нарушении прав физических и юридических лиц на участие в публичных слушаниях, внесение предложений и замечаний по проектам Градостроительного плана, Правил землепользования и застройки.
Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Допущенные многочисленные нарушения процедуры принятия решений N 46-152; N 47-165 являются существенными и достаточными для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований первого заместителя прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" о признании недействующими нормативных правовых актов и признает недействующими - Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" в двух различных редакциях и Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в двух различных редакциях.
В силу статьи 215 КАС РФ суд вправе принять решение о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
С учетом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения судом решения применялись, на основании них были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" в двух различных редакциях и Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в двух различных редакциях недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с чем, являются неправомерными требования первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании нормативных правовых актов от 28 июня 2018 года за N 46-152 в двух различных редакциях и от 07 сентября 2018 года за N 47-165 в двух различных редакциях недействующим с момента принятия, в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, ст. 48 Устава Узнезинского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай решение суда подлежит опубликованию в газете "Чемальский вестник" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО "Узнезинское сельское поселение" о признании недействующими нормативных правовых актов, удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 28 июня 2018 года за N 46-152 "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план "МО "Узнезинское сельское поселения" в двух различных редакциях.
Решения сельского Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 07 сентября 2018 года за N 47-165 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Узнезинское сельское поселение" в двух различных редакциях.
В удовлетворении требований первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов от 28 июня 2018 года за N 46-152 в двух различных редакциях и от 07 сентября 2018 года за N 47-165 в двух различных редакциях - отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Чемальский вестник" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через Верховный суд Республики Алтай в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 27 июня 2022 г. N 3а-25/2022
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании