В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением администрации Костромской области от 24 августа 2021 года N 376-а "Об утверждении положения об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Костромской области", в целях совершенствования системы оповещения и информирования населения, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Кострома.
2. Муниципальному казенному учреждению города Костромы "Центр гражданской защиты города Костромы" (Ведров С.А.) в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий:
2.1. организовать поддержание в постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при взаимодействии с организациями города Костромы, имеющими особо важные объекты, опасные производственные объекты I и II классов опасности, химически опасные объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, локальных систем оповещения;
2.2. заключить договоры (соглашения) с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории города Костромы;
2.3. совместно с отделом информационных ресурсов и связи Администрации города Костромы (Моряков Е.В.) осуществлять проверки и техническое обслуживание средств муниципальной системы оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, находящихся в муниципальной собственности;
2.4. по согласованию с Областным государственным бюджетным учреждением "Центр обеспечения мероприятий гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях и обработки вызовов "112", операторами связи и руководителями организаций проводить совместные проверки объектов, имеющих на своих территориях электросирены (оконечные устройства систем оповещения), на наличие и исправность электросирен, кабелей электропитания и оконечных блоков "А-М" с последующим составлением актов.
3. Рекомендовать руководителям организаций города Костромы, имеющими особо важные объекты, опасные производственные объекты I и II классов опасности, химически опасные объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности создать и обеспечить поддержание в постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
4. Признать утратившими силу:
4.1. постановление Главы города Костромы от 17 октября 2007 года N 2480 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения города Костромы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий";
4.2. постановление Администрации города Костромы от 21 ноября 2013 года N 2681 "О создании и поддержании в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава Администрации |
А.В. Смирнов |
Утверждено
постановлением
Администрации
города Костромы
от 15 сентября 2022 года N 1764
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Кострома
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Кострома (далее соответственно - Положение, система оповещения населения) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Положение о системах оповещения населения), постановлением администрации Костромской области от 24 августа 2021 года N 376-а "Об утверждении положения об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Костромской области" и определяет порядок обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории города Костромы (далее - оповещение и информирование населения), назначение, состав, основные задачи и требования к системам оповещения населения, порядок создания, задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
1.2. Понятия, не определенные настоящим Положением, применяются в значениях, определенных федеральным и региональным законодательством в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
1.4. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области и ее звеньев, а также для применения населением средств и способов защиты.
1.5. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.6. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной города Костромы (далее - ГО) и Костромского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, а также информирование населения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
1.7. На муниципальном уровне функционирования Костромского городского звена территориальной подсистемы РСЧС Администрацией города Костромы создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения городского округа город Кострома (далее - муниципальная система оповещения), на объектовом уровне - локальная система оповещения.
1.8. Муниципальная система оповещения включает:
а) электросирены, установленные на зданиях города Костромы, в том числе электросирены, находящихся на балансе областного государственного бюджетного учреждения "Центр обеспечения мероприятий гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях и обработки вызовов "112" (далее - ОГБУ "Центр обеспечения мероприятий ГО, ЧС и обработки вызовов "112");
б) уличные громкоговорящие устройства, расположенные на территории города Костромы;
в) автотранспортные средства полиции и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оборудованные громкоговорящими устройствами и специальными звуковыми сигналами;
г) систему автоматизированного оповещения "Градиент-128 ОП";
д) локальные системы оповещения организаций, расположенных на территории города Костромы.
1.9. Локальные системы оповещения создают организации, расположенные на территории города Костромы, имеющие особо важные объекты, опасные производственные объекты I и II классов опасности, химически опасные объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - организация).
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
1.10. Границей зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы городского округа город Кострома.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на особо важных объектах, опасных производственных объектах I и II классов опасности, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий.
1.11. На муниципальном и объектовом уровнях создается комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН).
1.12. КСЭОН, создаваемая Администрацией города Костромы на муниципальном уровне, является элементом системы оповещения населения города Костромы о чрезвычайных ситуациях, и сегментом региональной комплексной системы информирования и оповещения населения Костромской области в местах массового пребывания людей.
1.13. КСЭОН представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения города Костромы в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
1.14. Зоной экстренного оповещения населения является территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.15. В муниципальном сегменте региональной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.16. В целях расширения технических возможностей и охвата большего количества населения, для обеспечения своевременного оповещения и информирования об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в систему оповещения включаются операторы связи.
Взаимодействие с операторами связи, оказывающими услуги связи на территории города Костромы, по передаче сигналов оповещения путем использования SMS-рассылки производится на основании заключенных с Администрацией города Костромы договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения.
1.17. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых Администрацией города Костромы и организациями.
1.18. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения.
На системы оповещения населения оформляются паспорта в соответствии с приложением N 2 к Положению о системах оповещения населения.
2. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
2.1. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
2.2. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
а) руководящего состава ГО и Костромского городского звена территориальной подсистемы РСЧС;
б) сил ГО и РСЧС на территории города Костромы;
в) дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
г) населения города Костромы.
Нумерация приводится в соответствии с источником
2.4. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
а) руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 1.9 настоящего Положения, объектового звена РСЧС;
б) объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
в) единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
г) руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
д) населения, находящегося в границах зоны действия локальной системы оповещения.
2.5. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Костромы.
Положения о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с Положением о системах оповещения населения и настоящим Положением.
3.2. Единая дежурная диспетчерская служба города Костромы (далее - ЕДДС), дежурные (дежурно-диспетчерские) службы организаций - органы повседневного управления Костромского городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы Администрации города Костромы, руководителей организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения, указанных в пункте 1.9 настоящего Положения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение о задействовании муниципальной, локальной системы оповещения принимается, соответственно, главой Администрации города Костромы и руководителями организаций.
3.4. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Администрацией города Костромы и руководителями организаций, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.5. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы Администрации города Костромы, руководителя организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения, указанных в пункте 1.9 настоящего Положения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
3.6. Включение (запуск) электросирен, расположенных на территории города Костромы, находящихся на балансе ОГБУ "Центр обеспечения мероприятий ГО, ЧС и обработки вызовов "112", в случаях принятия решения главой Администрации города Костромы о задействовании муниципальной системы оповещения населения (далее - Решение), осуществляется оперативным дежурным ЕДДС с использованием аппаратуры П-166М, с незамедлительным направлением копии принятого Решения оперативному дежурному администрации Костромской области и оперативному дежурному ОГБУ "Центр обеспечения мероприятий ГО, ЧС и обработки вызовов "112".
Включение (запуск) вышеуказанных электросирен в целях проверки готовности муниципальной системы оповещения населения города Костромы осуществляется по предварительному согласованию с департаментом региональной безопасности Костромской области.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
3.8. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
3.9. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
3.10. В ручном режиме функционирования:
а) уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы организаций - органов повседневного управления Костромского городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС осуществляют включение системы оповещения населения и запуск оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.11. Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
3.12. Основной и приоритетный режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
3.13. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания), а в отдаленных районах города Костромы, не имеющих оконечных устройств громкоговорящей связи, с использованием автотранспортных средств полиции и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оборудованных громкоговорящими устройствами и специальными звуковыми сигналами.
3.14. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций - органов повседневного управления Костромского городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС;
3.15. Допускается трехкратное повторение сообщений, предусмотренных пунктом 3.13 настоящего Положения (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
3.16. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно муниципальным казенным учреждением города Костромы "Центр гражданской защиты города Костромы".
Типовые текстовые сообщения населению города Костромы о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях представлены в приложении к настоящему Положению.
3.17. Решение об оповещении населения города Костромы для обеспечения передачи сигналов оповещения, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается главой Администрации города Костромы или лицом, временно исполняющими его обязанности.
Обращения, направляемые операторам связи в соответствии с территорией, на которой они оказывают услуги связи, для обеспечения передачи сигналов оповещения, оформляются заявками на передачу сигнала оповещения.
Непосредственное направление заявок на обеспечение передачи сигналов оповещения осуществляет ЕДДС.
3.18. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
а) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
б) сети проводного радиовещания;
в) сети уличной радиофикации;
г) сети кабельного телерадиовещания;
д) сети эфирного телерадиовещания;
е) сети подвижной радиотелефонной связи;
ж) сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
з) сети связи операторов связи;
и) ведомственные сети;
к) информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
л) громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.19. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения города Костромы и определение способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Костромы, создаваемой на муниципальном уровне - Администрацией города Костромы, на объектовом уровне - организацией (далее - КЧС и ОПБ) и на то же.
3.20. Порядок действий ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций - органов повседневного управления Костромского городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти Костромской области, муниципальными правовыми актами города Костромы и актами организаций.
3.21. Администрация города Костромы и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Поддержание муниципальной и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется Администрацией города Костромы и организациями, соответственно.
4.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
а) наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
б) наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
в) наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
г) наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
д) готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
е) регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
ж) своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
з) наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
и) своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
а) комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
б) технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
4.4. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
4.5. Комплексные проверки готовности муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС города Костромы, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории города Костромы), задействованных при оповещении населения (далее - комиссия по проведению комплексной проверки), при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
4.6. По решению КЧС и ОПБ города Костромы могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
4.7. Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с муниципальным казенным учреждением города Костромы "Центр гражданской защиты города Костромы" не реже одного раза в год.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся комиссией, создаваемой организацией из числа должностных лиц организации и сотрудников муниципального казенного учреждения города Костромы "Центр гражданской защиты города Костромы" (по согласованию).
4.8. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
4.9. В ходе работы комиссии по проведению комплексной проверки проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения соответственно.
4.10. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения.
4.11. Технические проверки готовности к задействованию муниципальной, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций - органов повседневного управления Костромского городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское (оконечное) оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
4.12. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.13. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.14. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения устанавливаются Администрацией города Костромы и организациями, создающими данные резервы, соответственно.
4.15. Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, определенные приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, должны быть выполнены в ходе планирования и строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
4.16. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности совершенствованию систем оповещения и информирования населения производится за счет средств бюджета города Костромы и за счет средств организаций.
Приложение
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения городского округа
город Кострома
Типовые текстовые
сообщения населению города Костромы о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях
1. Текст
по оповещению населения в случае угрозы или возникновения стихийных бедствий
Внимание! Внимание!
Граждане! К вам обращается глава Администрации города Костромы.
Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.
Стихийные бедствия - это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего района являются ураганы, снежные заносы, бураны.
Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.
Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного телевидения, радиовещания и посыльными.
Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.
При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:
- перед тем как войти в любое поврежденное здание, убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;
- в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);
- будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания;
- не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба;
- не пейте воду из поврежденных колодцев.
2. Текст
по оповещению населения в случае получения штормового предупреждения
Внимание! Внимание!
Граждане! К вам обращается глава Администрации города Костромы.
Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы (штормовое предупреждение подается при усилении ветра до 30 м/сек.).
После получения такого предупреждения следует:
- очистить балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;
- закрыть на замки и засовы все окна и двери;
- укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы;
- заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;
- потушить огонь в печах;
- подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток;
- подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);
- перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения гражданской обороны.
Если ураган застал Вас на улице, необходимо:
- держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев;
- защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами;
- попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.
3. Текст
по оповещению населения в случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)
Внимание! Внимание!
Граждане! К вам обращается глава Администрации города Костромы.
Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.
Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации. Продолжая слушать местное телевидение, радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в места (пункты) временного размещения, определяемого органами местного самоуправления города Костромы (как правило, на базе образовательных учреждений), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.
Перед эвакуацией, для сохранности жилых помещений, необходимо отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.
При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища; в темное - подавать световые сигналы.
Помните!!!
В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.
4. Текст
обращения к населению при возникновении эпидемии
Внимание! Внимание! Граждане! К вам обращается глава Администрации
города Костромы. _______________________ на территории города Костромы в
(дата, время)
районе___________________________________________________ отмечены случаи
(указать наименование района, улицы)
заболевания людей и животных ___________________________________________.
(наименование заболевания)
Администрацией города Костромы принимаются меры для локализации
заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.
Прослушайте информацию о правилах поведения населения на территории
района:
при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к
медработникам;
не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;
продукты питания приобретать только в установленных Администрацией
местах;
до минимума ограничить общение с населением.
Информация предоставлена Главным врачом _____________________________
(наименование учреждения)
в _____________.
(время)
5. Текст
обращения к населению при угрозе воздушного
нападения противника
Внимание! Внимание! "Воздушная тревога", "Воздушная тревога"
Граждане! К вам обращается глава Администрации города Костромы.
На территории города Костромы в _______________________ существует угроза
(дата, время)
непосредственного нападения воздушного противника.
Вам необходимо:
- одеться самому, одеть детей;
- выключить газ, электроприборы, затушить печи, котлы;
- закрыть плотно двери и окна.
Взять с собой:
- средства индивидуальной защиты;
- запас продуктов питания и воды;
- личные документы и другие необходимые вещи;
- погасить свет, предупредить соседей о "Воздушной тревоге".
Занять ближайшее защитное сооружение (убежище, противорадиационное
укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала "Отбой воздушной
тревоги".
6. Текст
обращения к населению, когда угроза воздушного нападения
противника миновала
Внимание! Внимание! "Отбой воздушной тревоги", "Отбой воздушной
тревоги". Граждане! К вам обращается глава Администрации города Костромы.
На территории города Костромы ______________________ угроза нападения
(дата, время)
воздушного противника миновала.
Вам необходимо:
- покинуть укрытие с разрешения обслуживающего персонала;
- заниматься обычной деятельностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Костромы от 15 сентября 2022 г. N 1764 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Кострома"
Вступает в силу с 16 сентября 2022 г.
Опубликование:
сетевое издание "Официальный вестник города Костромы" (pravokostroma.ru), 16 сентября 2022 г.
Официальный вестник города Костромы, 16 сентября 2022 г. N 36