Решение Алтайского краевого суда от 5 августа 2022 г. N 3а-1236/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я.Т.И. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, установил:
Я.Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, требуя с учетом уточнения признать недействующим пункт 1081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - также Перечень на 2020 год), утвержденного приказом от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110. В обоснование требований указано, что Я.Т.И. является собственником помещения с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> Произвольное и необоснованное включение данного нежилого помещения в Перечень на 2020 года противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц (л.д. 73-74).
В судебном заседании представитель административного истца К.Е.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске; представитель административного ответчика К.Е.Г. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений (л.д.23-25), согласно которым процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. Нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в здании, отвечающем критериям торгового центра (комплекса), которое также включено в Перечень на 2020 год на основании планового комиссионного обследования, поскольку не менее 20% его площади использовалось для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в связи с чем суд, с учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон и заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
При разрешении публичного спора установлено и следует из письменных материалов, приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
В пункт 1074 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес> как основной объект, неотъемлемой частью которого являются нежилые помещения с кадастровыми номерами *** общая площадь которых составляет 1397,4 кв. м (л.д. 39-65).
Кроме того, в пункт 1081 Перечня на 2020 год включено помещение с кадастровым номером ***, собственником которого является Я.Т.И. (л.д.90-113).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, установленной пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Правилам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, пунктом 2.1.38 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48 (в ред. Указа от 04 августа 2015 года N 76), на заседании рабочей группы, состав которой определен распоряжением Правительства Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р. Приказ об утверждении Перечня на 2020 год подписан уполномоченным лицом и опубликован в установленном пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядке, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 года по административному делу N 3а-467/2020 нарушений порядка принятия данного нормативного правового акта не установлено.
Таким образом, процедура принятия и введения в действие нормативного правового акта соблюдена и по данному основанию административным истцом не оспаривается.
Согласно пунктам 1,2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, также предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В связи с включением вышеуказанных помещений в оспариваемый Перечень на 2020 года налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате Я.Т.В., определен налоговым органом по ставке 2% от кадастровой стоимости, что подтверждается налоговым уведомлением (л.д. 9).
При таких обстоятельствах Я.Т.В., с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании вышеуказанного нормативного правового акта.
Проверяя соответствие пункта 1081 Перечня на 2020 год положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится спорное помещение, расположено на земельном участке, кадастровый ***, с видом разрешенного использования: "многоквартирные дома". Наименование и назначение здания "магазин" и "нежилое" соответственно, право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано (л.д. 75, 200-207).
Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела пояснял, что данное нежилое здание включено в оспариваемый Перечень на 2020 по критерию фактического использования для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237 утверждены Правила формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, которые устанавливают порядок формирования такого перечня объектов, внесения в него изменений и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пунктам 3,9,12 Правил формирования перечня рабочая группа при подготовке проекта Перечня: рассматривает вопрос о соответствии того или иного объекта недвижимого имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; рассматривает заявления собственников объектов недвижимого имущества об исключении указанных объектов из Перечня; принимает решение о необходимости проведения обследования объектов недвижимого имущества и определения вида их фактического использования, создает комиссии для их проведения.
В силу пунктов 6,7 Правил формирования перечня для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, проводится обследование таких объектов комиссиями, сформированными Рабочей группой. Комиссии по результатам фактического обследования объекта недвижимого имущества в день проведения обследования составляют Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Рабочая группа при подготовке проекта Перечня в соответствии с п. 8 Правил формирования перечня учитывает:
а) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;
б) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о видах разрешенного использования земельных участков;
в) акты обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, представленные комиссиями.
На основе анализа данных, указанных в подпунктах а) и б) пункта 8 настоящих Правил, а также поступивших обращений собственников объектов недвижимого имущества, организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, и органов государственной власти и местного самоуправления Рабочая группа принимает решение о необходимости проведения плановых (внеплановых) обследований зданий (строений, сооружений) и помещений и определения вида их фактического использования. Плановые обследования проводятся ежегодно в период с 1 августа по 1 ноября текущего года (п. 10 Правил формирования перечня).
Как указано в письменном отзыве ответчика и следует из акта, обследование спорного здания в целях установления его фактического использования проводилось 26 августа 2019 года, при этом установлено, что в этом здании, площадью 1397,4 кв. м, находятся магазин продовольственных товаров "Дельфин", площадью 213,1 кв. м, парикмахерская, площадью 11,3 кв. м и пивной бар "Е.", площадью 56,9 кв. м, следовательно, общая площадь помещений, используемых для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет 281,3 кв. м, что превышает 20% от общей площади вышеуказанного здания (л.д. 23-25, 28, 28).
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании свидетелем Б.В.В., входившим в состав указанной комиссии, договорами аренды от 25 августа 2014 года и от 12 августа 2015 года, техническим паспортом с экспликацией к поэтажному плану от 11 февраля 2014 года, а также отчетами об оценке N 110Ф-10-2021 и N 19-01, представленными заинтересованным лицом О.В.И. в административное дело N при оспаривании кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером *** (л.д. 127-138).
При таких данных, суд приходит к выводу, что административным ответчиком представлены доказательств обоснованности включения здания N в оспариваемый Перечень на 2020 год.
Поскольку указанное здание соответствует признакам торгового центра, что явилось основанием для включения такого здания оспариваемый Перечень на 2020 года, то все находящиеся в этом здании помещения, в том числе принадлежащее Я.Т.В., также подлежат включению в этот Перечень.
Относительно доводов административного истца о нарушении ее прав налогоплательщика, вынужденной оплачивать налог на имущество в завышенном размере, суд учитывает следующее.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 373-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романовой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 года N 5-П, от 17 марта 2009 года N 5-П, от 22 июня 2009 года N 10-П, от 3 июня 2014 года N 17-П и др.).
Нормы законодательства о налогах и сборах, как это следует, в частности, из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, должны отвечать конституционным критериям правомерного налогообложения - не только сами по себе, но и в том, как они изложены и действуют в системной связи с иными законоположениями. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность и недопустимость произвольного их введения; в установлении и прекращении налоговых обязанностей государство обладает дискрецией, которая, однако, не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения; вместе с тем налоговый закон может быть ориентирован в его экономических основаниях на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельства хозяйственной деятельности.
Изложенное относится и к налогу на имущество физических лиц. Данным налогом облагается имущество, принадлежащее на праве собственности физическим лицам и признаваемое объектом налогообложения; налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется, по общему правилу, как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (статьи 400 и 401, пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Что касается налоговых ставок, то Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает их установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных федеральным законодателем, в том числе в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (статья 406). В частности, применение повышенной ставки налога на имущество физических лиц к некоторым объектам коммерческой недвижимости Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с положениями его статьи 378.2, устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (глава 30 "Налог на имущество организаций").
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права налогоплательщиков, поскольку устанавливают нормативные критерии, позволяющие отнести соответствующее недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций с определением налоговой базы исходя из его кадастровой стоимости, включая предназначение здания для использования или фактическое использование здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (определения от 26 ноября 2018 года N 3058-О, от 23 апреля 2020 года N 820-О и др.).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к видам недвижимого имущества, для целей налогообложения которых применяется кадастровая стоимость, относятся, в частности, торговые центры (комплексы) и помещения в них - независимо от того, принадлежат они одному или нескольким лицам на праве собственности. Так, в подобного рода зданиях (строениях, сооружениях) отдельные помещения (части) могут быть и самостоятельными объектами кадастрового учета в качестве обособленных объектов гражданских прав (в частности, права собственности), принадлежащих как одному, так и разным субъектам, что может быть вызвано в том числе приобретением здания двумя и более лицами, переходом прав на помещения в здании, выделением помещений из торгового центра (комплекса), его разделением на отдельные функциональные части и т.д. При этом из пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" следует, что если собственник здания принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в ЕГРН записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица.
Согласно же части 5 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при прекращении права на здание, зарегистрированного в ЕГРН, государственная регистрация права в отношении всех помещений в этом здании должна быть осуществлена одновременно, при этом такое здание с государственного кадастрового учета не снимается. В соответствии с указанным Законом идентифицировать объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи позволяет именно внесение сведений о нем в ЕГРН (часть 7 статьи 1); при этом в кадастр недвижимости вносится в том числе кадастровый номер исходного объекта недвижимости, из которого в результате раздела образованы новые объекты недвижимости (пункт 5 части 4 статьи 8). Следовательно, несмотря на то что ЕГРН содержит актуальные сведения о здании торгового центра (комплекса), включая его кадастровый номер, такое здание как объект кадастрового учета может не быть единым объектом права (собственностью отдельного лица), что исключает его статус в качестве объекта по налогу на имущество.
Так, подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным (в целях налога на имущество организаций) видам недвижимого имущества не только торговые центры (комплексы), но и помещения в них, которые, представляют собой отдельные объекты налогообложения, определяемые по принадлежности к указанным центрам (комплексам). При этом названная принадлежность не обусловлена тем, чтобы помещение, будучи самостоятельным объектом обложения налогом на имущество, было бы частью торгового центра, тоже относящегося к объектам такого налогообложения. Подобная трактовка лишена была бы смысла, предполагая обложение налогом одних и тех же помещений и по отдельности, и в составе более крупного объекта - здания (строения), если бы и оно подпадало под указанное налогообложение. Следовательно, налоговый закон не может устанавливать соответствующее налоговое обязательство в отношении отдельных помещений в торговом центре (комплексе), когда и если сам этот центр одновременно является объектом обложения налогом на имущество.
В целях истолкования и применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подпункт 2 пункта 4 этой статьи определяет торговый центр (комплекс) в том числе по его фактическому использованию для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, когда не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) используется указанным образом. Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 той же статьи).
Иными словами, данное регулирование связывает определение торгового центра (комплекса) с особенностями эксплуатации помещений в составе здания (строения, сооружения) независимо от того, что зарегистрировано в ЕГРН в качестве объекта права собственности конкретного лица.
Следовательно, возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями, прямо учтена в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. С таким предположением соотносится по смыслу и содержание пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что в целях обложения налогом на имущество кадастровая стоимость помещения, даже если она не определена, должна быть все равно исчислена пропорционально к общей площади здания, где это помещение находится, как доля его кадастровой стоимости. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества.
Таким образом, абзац третий подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и связанные с ним иные ее положения исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости при использовании 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего торгового центра (комплекса).
Следовательно, данное регулирование, будучи принятым федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливает необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие налогоплательщикам предвидеть размер своих налоговых обязательств применительно к налогообложению объектов недвижимости коммерческого назначения, а значит, оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Таким образом, у административного ответчика в силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не имелось оснований для не включения спорного помещения в оспариваемый Перечень на 2020 год.
При рассмотрении административного дела судом не установлено несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, в части включения пунктом 1081 помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании нормативного правового акта не действующим.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Я.Т.И. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 12 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 5 августа 2022 г. N 3а-1236/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был