В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 16 сентября 2022 г. N 693-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит преемственность приоритетов предыдущих бюджетных циклов и будет нацелена на обеспечение социально-экономического развития Архангельской области, в том числе за счет достижения целей и решения ключевых задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и программными документами.
В целом бюджетная и налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на решение следующих ключевых задач:
обеспечение сбалансированности областного бюджета с учетом соблюдения ограничений в отношении уровня государственного долга Архангельской области и дефицита областного бюджета;
сохранение долгосрочной устойчивости экономики и бюджетной системы Архангельской области в условиях изменения геополитической обстановки и ее влияния на экономическую ситуацию, развитие региональной доходной базы, привлечение инвестиций в экономику Архангельской области;
приоритезация и повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение соответствия объема расходных обязательств Архангельской области имеющимся финансовым источникам.
В соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574, при бюджетном планировании используется базовый вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области.
Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться с применением программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных и иных программ Архангельской области с учетом:
долгосрочных целей социально-экономического развития Архангельской области;
дальнейшей приоритизации направлений развития программ исходя из национальных целей развития Российской Федерации;
показателей, характеризующих достижение национальных целей развития в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерацией на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
показателей национальных проектов, установленных в соглашениях о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета;
целевых показателей, установленных в соглашениях о реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации на территории Архангельской области.
При этом должен быть сохранен охват государственными и иными программами Архангельской области всех направлений социально-экономического развития Архангельской области и основной части бюджетных ассигнований, обеспечено эффективное, своевременное и полное освоение предусмотренных бюджетных средств, а также выполнение показателей и результатов, предусмотренных соглашениями о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо продолжить реализацию следующих задач:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области, в том числе за счет совершенствования налогового законодательства Архангельской области, сохранения и развития налогооблагаемой базы, улучшения качества администрирования доходов, легализации "теневой" заработной платы;
проведение ответственной бюджетной политики, в том числе за счет обеспечения эффективного и рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом ограниченных финансовых возможностей областного бюджета;
безусловное исполнение установленных социальных обязательств перед гражданами и дальнейшее повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет продолжения внедрения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, улучшения качества оказания социальных услуг во всех формах социального обслуживания;
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных и необоснованных расходов областного бюджета, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области по первоочередным расходам;
улучшение инвестиционного климата Архангельской области, в том числе за счет системы сопровождения реализации инвестиционных проектов на территории Архангельской области, предоставления экономически эффективных налоговых льгот, снижения административных барьеров, развития государственно-частного партнерства;
реализация мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, в том числе за счет дальнейшего развития системы микрофинансирования субъектов малого и среднего бизнеса, деятельности гарантийного фонда и регионального фонда развития промышленности;
продолжение на принципах проектного управления реализации региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов;
проведение взвешенной долговой политики, в том числе за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное исполнение государственных долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение;
совершенствование межбюджетных отношений, в том числе в связи с изменениями законодательства Архангельской области в сферах межбюджетных отношений и организации местного самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет размещения на официальных сайтах и страницах актуальной информации, связанной с формированием и исполнением областного бюджета, регулярной публикации "Бюджета для граждан", формирования, представления и актуализации на постоянной основе материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и официальном сайте для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений;
повышение эффективности процессов планирования и исполнения областного бюджета, в том числе за счет проведения мониторинга качества финансового менеджмента, совершенствования системы обоснования бюджетных ассигнований, дальнейшего развития казначейского обслуживания исполнения областного бюджета, включая казначейское сопровождение средств областного бюджета;
цифровая трансформация бюджетного процесса, в том числе расширение электронного документооборота между его участниками, включая Архангельское областное Собрание депутатов и контрольные органы;
исполнение обязательств Архангельской области по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области, в том числе соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Приоритеты налоговой политики направлены:
на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Архангельской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику Архангельской области за счет создания благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета Архангельской области, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при одновременной активизации работы органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по изысканию дополнительных источников доходов областного бюджета и местных бюджетов.
Достижению целей должны способствовать следующие основные направления:
стимулирование инвестиционной деятельности через механизм стандартных налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе через применение инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности, налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, территорий опережающего социально-экономического развития, созданной на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Архангельской области, установление льгот для организаций, осуществляющих реализацию региональных инвестиционных проектов, масштабных инвестиционных проектов, приоритетных инвестиционных проектов на территории Архангельской области;
поддержка субъектов малого бизнеса через предоставление пониженных ставок налога при применении упрощенной системы налогообложения в отдельных сферах экономической деятельности, в том числе производственной направленности, информационных технологий, туризма;
продолжение действия нормы по установлению для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, налоговой ставки 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход;
осуществление администраторами доходов консолидированного бюджета Архангельской области контроля за своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления с налоговыми органами в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории Архангельской области, а также субъектов предпринимательской деятельности, использующих незаконные схемы оплаты труда и привлекающих рабочую силу без надлежащего оформления трудовых отношений;
проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотр условий их предоставления;
применение механизма рейтинговой оценки муниципальных образований на основе оценки результатов взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления;
отстаивание интересов Архангельской области при рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов и проектов иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам налоговой и бюджетной политики;
уточнение перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
продолжение работы органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны Архангельской области и казны муниципальных образований Архангельской области;
активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот или приватизации неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
повышение эффективности управления государственными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
Бюджетная политика в области расходов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов должна быть направлена на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документами стратегического планирования Архангельской области, с учетом первоочередного финансового обеспечения социально-значимых расходных обязательств Архангельской области в условиях поддержания сбалансированности областного бюджета.
Планирование и расходование бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом следующих принципов:
обеспечение достижения плановых результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации, с учетом корректировки параметров, сроков и приоритетов национальных и федеральных проектов;
обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, повышение уровня минимального размера оплаты труда;
обеспечение индексации стипендий, социальных выплат, расходов на оплату питания и медикаментов в государственных учреждениях Архангельской области, коммунальных услуг, аренды и предоставление мер социальной поддержки, связанных с предоставлением льгот и субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг;
оптимизация инвестиционных расходов в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития, направление средств областного бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета областного бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, участия в программе реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, привлечения коммерческих кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, взаимодействия с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;
повышение операционной эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет применения механизмов ускоренного перераспределения бюджетных ассигнований в рамках сводной бюджетной росписи областного бюджета, совершенствования процедур планирования и осуществления бюджетных инвестиций с учетом общего объема капитальных вложений и периода их реализации;
обеспечение конкуренции на рынке государственных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг за счет средств областного бюджета, развития механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения обоснованности и прозрачности отбора получателей бюджетной поддержки, обеспечения контроля за выполнением условий предоставления средств областного бюджета и обеспечения ответственности за их нарушение;
сдерживание роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения за счет возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса, с обеспечением контроля за экономически обоснованными затратами регулируемых организаций.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования в Архангельской области сохранит финансовая поддержка из областного бюджета в виде дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на софинансирование вопросов местного значения.
Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на поддержание устойчивого исполнения и сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, создание условий для увеличения доходов и повышения эффективности расходов местных бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами, в том числе:
заключение с органами местного самоуправления, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям, в первую очередь по оплате труда;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
проведение оценки долговой устойчивости муниципальных образований Архангельской области;
содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов за счет осуществления мониторинга и содействия деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, снижению неэффективных расходов, укрупнению поселений, не имеющих достаточного экономического потенциала;
распространение примеров "лучших практик" деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований Архангельской области, по обеспечению открытости бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также оказание методической поддержки органам местного самоуправления по реализации изменений в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Архангельской области;
содействие дальнейшему переходу на утверждение трехлетних местных бюджетов (на очередной финансовый год и на плановый период);
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Архангельской области;
соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области целевых межбюджетных трансфертов;
обеспечение требования бюджетного законодательства об утверждении областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период распределения субсидий местным бюджетам (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации);
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области, а также напрямую местным бюджетам городских и сельских поселений Архангельской области с установлением значений результатов использования субсидий и обеспечением условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов, применение мер ответственности за невыполнение условий предоставления субсидий;
перечисление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета (если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Архангельской области);
предоставление из областного бюджета единой субвенции местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Архангельской области;
финансовое стимулирование преобразования муниципальных районов в муниципальные округа путем объединения поселений, входящих в состав муниципального района.
Работа по привлечению в Архангельскую область средств федерального бюджета, в том числе в рамках национальных и федеральных проектов, будет продолжена. При этом привлечение средств федерального бюджета должно происходить с учетом финансовых возможностей областного и местных бюджетов по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов в части достижения значений результатов их использования, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения выполнения целевых показателей, установленных для Архангельской области в федеральных проектах.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким автономным округом регулируются Договором между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным областным законом от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 16 сентября 2022 г. N 693-пп "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 16 сентября 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 сентября 2022 г. N 2900202209160007