В целях взаимодействия между ОАО "РЖД" и владельцами железнодорожного подвижного состава при исполнении агентского договора, заключенного между ОАО "РЖД" и владельцем, в рамках которого ОАО "РЖД" от своего имени, но за счет владельца, заключает с грузоотправителями, грузополучателями, иными пользователями услуг железнодорожного транспорта (экспедиторами, плательщиками) договоры на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании, для осуществления железнодорожных перевозок грузов:
1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия ОАО "РЖД" (агента) и владельца железнодорожного подвижного состава (принципала) при оказании ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании.
2. Признать утратившими силу Регламент организации работы по предоставлению клиентам приватных вагонов в рамках действия агентских договоров с собственниками подвижного состава без управления парком от 19 июля 2013 года N ЦФТО-15, Регламент по взаимодействию АО "ФГК" и ОАО "РЖД" при организации предоставления клиентам грузовых вагонов от 15 апреля 2016 года N 309.
Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания |
А. Шило |
Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 29.08.2022 г. N 2251/р
Регламент взаимодействия ОАО "РЖД" (агента) и владельца железнодорожного подвижного состава (принципала) при оказании ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании
1. Общие положения
Настоящий регламент (далее - Регламент) определяет порядок взаимодействия ОАО "РЖД" как агента и владельца железнодорожного подвижного состава как принципала при исполнении агентского договора, заключенного между ОАО "РЖД" и владельцем железнодорожного подвижного состава и связанного с оказанием ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего указанному владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга) или ином законном основании (далее - вагоны), для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования (далее - услуга) по типовой форме, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД".
Положения Регламента применяются при наличии в агентском договоре условия о взаимодействии сторон при исполнении договора с учетом положений настоящего Регламента.
2. Термины, определения и сокращения
Агент/исполнитель - ОАО "РЖД" (в том числе его уполномоченный работник, ответственный за составление и подписание документов). В рамках агентского договора - агент, в рамках клиентского договора - исполнитель;
агентский договор - договор, заключенный между ОАО "РЖД" и владельцем вагонов, в рамках которого владелец как принципал поручает, а ОАО "РЖД" как агент принципала принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать юридические и иные действия по заключению от своего имени, по поручению и за счет принципала с грузоотправителями, грузополучателями, иными пользователями услуг железнодорожного транспорта (экспедиторами, плательщиками) договоров на оказание услуг (далее - клиентский договор); получения от грузоотправителей, грузополучателей, иных пользователей услуг железнодорожного транспорта (экспедиторов, плательщиков) денежных средств в качестве платы за услуги; осуществления учета времени нахождения вагонов у грузоотправителей, грузополучателей, иных пользователей услуг железнодорожного транспорта (экспедиторов, плательщиков) и предъявления требования об уплате соответствующих штрафов;
акт общей формы - акт общей формы ГУ-23, ГУ-23ВЦ, составленный в соответствии с Правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащими порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденными приказом Минтранса России от 27 июля 2020 года N 256: акт общей формы согласно приложению N 2 к служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года; акт общей формы согласно приложению 5 к договору между ОАО "РЖД" и АО "VR Group Ltd" о взаимодействии при организации железнодорожных перевозок от 13 марта 2015 года N 35;
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО "РЖД";
АО "АК "ЖДЯ" - акционерное общество "Акционерная компания "Железные дороги Якутии";
заказ - документ грузоотправителя, грузополучателя, пользователя услуг железнодорожного транспорта (экспедитора, плательщика), означающий потребность в услуге и содержащий сведения о необходимом количестве вагонов для осуществления грузовых железнодорожных перевозок и маршрутах их следования. Заказ подается клиентом согласно заключенному с ОАО "РЖД" клиентскому договору и подписывается принципалом;
клиент/заказчик - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (в том числе его уполномоченный работник, ответственный за составление и подписание документов) грузоотправителя, грузополучателя, пользователя услуг железнодорожного транспорта (экспедитора, плательщика), заключившие с ОАО "РЖД" клиентский договор. В рамках агентского договора - клиент, в рамках клиентского договора - заказчик;
принципал - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющее вагонами на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга) или ином законном основании, (в том числе уполномоченный работник, ответственный за составление и подписание документов), заключившее с ОАО "РЖД" агентский договор;
ПСЦ - протокол согласования договорной цены - документ, фиксирующий согласованную клиентом стоимость услуг;
ПУПВ - протокол условий предоставления подвижного состава принципала - документ, фиксирующий предложенную принципалом стоимость услуг;
реестр вагонов - совокупность данных о номерах вагонов с указанием периода их использования в рамках соответствующего агентского договора. Реестр вагонов формируется принципалом;
ФГУП "КЖД" - федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога";
Устав - федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
3. Организация работы при направлении принципалом вагонов под погрузку
3.1. Организация работы при направлении принципалом порожних вагонов под погрузку на железнодорожную станцию, указанную клиентом, осуществляется на основании подписанного заказа, в том числе в части ввода принципалом сведений о вагонах в реестр вагонов.
По заказам, поданным клиентами, формируется реестр заказов, который рассматривается принципалом и организуется подписание в срок не более 3 (трех) рабочих дней. По истечению указанного срока заказы, не подписанные принципалом, отклоняются.
По подписанным заказам принципал формирует и направляет агенту подписанные ПУПВ для согласования ставки предоставления вагонов с клиентами.
Агент обеспечивает подписание ПСЦ с клиентом в срок не более 3 (трех) рабочих дней.
При оформлении запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона в соответствии с подписанным заказом (при наличии подписанного ПСЦ) принципал обеспечивает проставление отметки "Подсыл вагона по договору N _".
3.2. При отказе грузоотправителя в соответствии со статьей 36 Устава от использования порожних вагонов, прибывших в его адрес согласно заказу, и, как следствие, несостоявшейся погрузки, указанные вагоны не включаются в отчет агента, предусмотренный агентским договором.
4. Порядок взаимодействия агента и принципала при подтверждении ставки НДС 0%
4.1. Стороны агентского договора согласовывают применение ставки НДС 0%, в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг клиентам (заказчикам) для осуществления международных перевозок грузов при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Российской Федерации, а также вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию иного иностранного государства.
4.2. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% агент осуществляет подбор и предоставление принципалу комплекта документов в срок не позднее 135 (ста тридцати пяти) календарных дней с даты последнего дня квартала, в котором на перевозочных, товаросопроводительных документах проставлены отметки таможенных органов, предусмотренные пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, либо в котором оформлены перевозочные, товаросопроводительные документы с указанием места разгрузки или места погрузки (железнодорожной станции назначения или отправления), находящегося на территории государства - члена ЕАЭС, либо в котором на перевозочном документе проставлены календарный штемпель пограничной железнодорожной станции (при перемещении товаров с территории Российской Федерации через выходные железнодорожные пограничные станции) или календарный штемпель железнодорожной станции назначения (при перемещении товаров с территории Российской Федерации через выходные припортовые железнодорожные станции).
4.3. Предоставленный агентом комплект документов, подтверждающий применение ставки НДС 0%, должен соответствовать требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Документы должны быть четко читаемы и заверены печатью клиента (заказчика).
4.4. Не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за кварталом, следующим за отчетным, принципал направляет агенту реестр отправок, по которым агент обязан предоставить комплект документов в соответствии с пунктами 4.2-4.3 настоящего Регламента, при необходимости принципал дополнительно направляет агенту реестр клиентов (заказчиков), не представивших такие документы (с указанием недостающих документов по каждой отправке) и уведомлением агента о необходимости взыскания с клиентов (заказчиков) штрафов с последующим их перечислением на счет принципала.
Размер штрафа определяется по формуле:
Размер штрафа = НДС * К * 1,1 * 1,274,
где НДС - сумма исчисленного НДС по ставке 20%;
К - ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, определенная на дату выставления счета;
1,1 - коэффициент, учитывающий увеличение процентной ставки пени с 31 дня просрочки платежа (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации);
1,274 - коэффициент увеличения штрафа на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет при включении штрафа во внереализационный доход.
Принципал не вправе требовать оплаты суммы штрафа до истечения 180 календарных дней, предусмотренных пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.5. При представлении агентом документов, подтверждающих применение ставки НДС 0%, после срока, установленного пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0%, принципал производит возврат ранее полученных сумм штрафа на расчетный счет агента в течение 30 (тридцати) дней после подтверждения налоговыми органами права на применение суммы НДС по ставке 0%.
5. Порядок взаимодействия сторон при повреждении вагонов принципала
5.1. Текущий ремонт вагона, поврежденного по вине клиента (заказчика), организовывает принципал в соответствии с условиями заключенных договоров на ремонт вагонов.
После осуществления ремонта принципал передает агенту счета на оплату за проведенный текущий отцепочный ремонт поврежденных вагонов с приложением актов о повреждении вагонов формы ВУ-25, актов общей формы, дефектных ведомостей формы ВУ-22, калькуляций (либо расчетно-дефектных ведомостей), протоколов оперативного совещания у начальника железнодорожной станции (либо у начальника эксплуатационного вагонного депо) по случаю повреждения вагонов (либо технического заключения о расследовании причин повреждения вагонов), а также расчет затрат, связанных с передислокацией вагонов в ремонт и из ремонта и временем нахождения вагона в ремонте (в том числе штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте). Указанные документы должны быть переданы принципалом агенту не позднее даты окончания срока действия агентского договора.
Агент принимает меры по взысканию с клиента (заказчика) денежных средств, связанных с повреждением вагона, в пользу принципала.
5.2. В случае повреждения по вине клиента (заказчика) вагонов принципала до степени необходимости проведения деповского ремонта или капитального ремонта агент после получения счета (с приложением актов о повреждении вагонов формы ВУ-25, актов общей формы, дефектных ведомостей формы ВУ-22, уведомления формы ВУ-23 М, калькуляций (либо расчетно-дефектной ведомости), расчета затрат, связанных с передислокацией вагонов в ремонт и из ремонта) принимает меры по взысканию с клиента (заказчика) стоимости ремонта, всех связанных с этим расходов принципала и штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте в пользу принципала.
В случае повреждения вагона по вине клиента (заказчика) до степени исключения агент принимает меры по взысканию с клиента (заказчика) рыночной стоимости вагона, определяемой независимым оценщиком, а также расходов принципала на проведение указанной оценки, при этом штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте не взыскивается.
6. Порядок взаимодействия сторон по сокращению простоя вагонов на железнодорожных станциях погрузки и выгрузки
6.1. Агент реализует контроль наличия на железнодорожной станции погрузки пригодных в техническом отношении вагонов принципала, подосланных под погрузку согласно подписанным заказам.
В случае получения от ОАО "РЖД" (перевозчика) в соответствии со статьей 36 Устава уведомления об отказе грузоотправителя от использования порожних вагонов, прибывших в его адрес согласно заказу, по причине технической неисправности и/или коммерческой непригодности принципал принимает меры по приведению вагонов в исправное состояние. При необходимости осуществляет подсыл под погрузку другого вагона. Меры по обеспечению предоставления исправных вагонов под погрузку должны быть предприняты принципалом таким образом, чтобы отклонение от предусмотренного подписанным заказом графика погрузки вагонов составляло не более 1 (одних) суток.
В случае выявления повреждения узлов и деталей вагонов взаимодействие агента и принципала по возмещению затрат осуществляется в соответствии пунктами 5.1-5.2 настоящего Регламента.
6.2. Агент обеспечивает учет времени нахождения вагонов на железнодорожных станциях погрузки и выгрузки с учетом нормативного времени нахождения вагонов на железнодорожных станциях погрузки/выгрузки, определенного агентским договором.
6.3. При наличии соответствующего указания принципала, предусмотренного агентским договором, агент предъявляет клиентам (заказчикам) требования об уплате штрафов, предусмотренных в клиентском договоре. При этом в случае отказа клиента от предоставления услуг агента после отправки вагонов под погрузку на железнодорожную станцию, указанную в подписанном заказе, при отсутствии причин для отказа, предусмотренных статьей 36 Устава, агент проводит работу по взысканию с клиента (заказчика) в пользу принципала убытков в размере расходов за порожний пробег вагонов до железнодорожной станции предполагаемой погрузки и от железнодорожной станции предполагаемой погрузки до железнодорожной станции, указанной принципалом.
7. Порядок передачи клиентам инструкций по оформлению перевозочных документов на железнодорожную перевозку (возврат) порожних вагонов на инфраструктуру ОАО "РЖД"
7.1. Оформление перевозочных документов на железнодорожную перевозку (возврат) на инфраструктуру ОАО "РЖД" порожних вагонов принципала, освобожденных после перевозки груза клиента (заказчика) на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, третьих стран, ФГУП "КЖД", АО "АК "ЖДЯ" осуществляется в соответствии с инструкцией принципала, клиентом (заказчиком) или иным лицом, привлеченным клиентом (заказчиком).
Для этой цели принципал не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты прибытия груженого вагона на железнодорожную станцию назначения, находящуюся за пределами Российской Федерации, либо на железнодорожную станцию назначения, находящуюся в пределах иной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Российской Федерации, обязан предоставить агенту (в лице уполномоченного работника ТЦФТО дороги отправления груза) для передачи клиенту (заказчику) инструкцию по оформлению перевозочных документов на железнодорожную перевозку (возврат) порожних вагонов принципала. Инструкция оформляется в письменном виде, подписывается уполномоченным представителем принципала и направляется по электронной почте (в отсканированном виде) агенту для дальнейшей передачи клиенту.
7.2. Ответственность за нахождение порожних вагонов принципала на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, указанной в пункте 7.1 настоящего Регламента, по причине отсутствия или несвоевременного предоставления принципалом инструкций на возврат порожних вагонов несет принципал в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
7.3. Ответственность за все последствия от указания в инструкции неправильных, неточных сведений несет принципал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 августа 2022 г. N 2251/р "Об утверждении Регламента взаимодействия ОАО "РЖД" (агента) и владельца железнодорожного подвижного состава (принципала) при оказании ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании"
Опубликование:
журнал "Экономика железных дорог", 2022 г. N 9