Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.М. Абубакирова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.М. Абубакиров оспаривает конституционность следующих положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
части 4 статьи 84, в соответствии с которой доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности;
части 1 статьи 244, согласно которой суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, заявитель оспаривает часть 1 статьи 244 КАС Российской Федерации во взаимосвязи с частью 4 статьи 240 данного Кодекса, в силу которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Как следует из представленных материалов, решением окружной избирательной комиссии от 10 августа 2020 года Д.М. Абубакиров был зарегистрирован в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 на выборах депутатов Идринского районного Совета депутатов Идринского района Красноярского края, назначенных на 13 сентября 2020 года. Зарегистрированный в качестве кандидата по тому же избирательному округу гражданин Ю. обратился в суд с требованием об отмене регистрации заявителя в связи с тем, что Д.М. Абубакировым на регистрацию были представлены документы, оформленные с нарушением установленных требований. Решением Идринского районного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2020 года, данное требование было удовлетворено. Однако кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 года указанные судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении данного административного дела решением Идринского районного суда Красноярского края от 9 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2021 года, указанное требование вновь было удовлетворено и постановлено отменить решение окружной избирательной комиссии о регистрации Д.М. Абубакирова в качестве кандидата на данных выборах. Суды установили, что в подписном листе, представленном заявителем в избирательную комиссию, имелись неполные сведения о кандидате, препятствующие определению объективности восприятия избирателями информации о нем и действительности их волеизъявления. В связи с этим суды пришли к выводу о недостаточности представленных кандидатом в избирательную комиссию достоверных подписей избирателей в свою поддержку.
По мнению Д.М. Абубакирова, часть 4 статьи 84 КАС Российской Федерации не соответствует статьям 45 (часть 1), 46 (часть 1), 118 (часть 2) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет суду оценивать письменные доказательства (подписной лист) без назначения судебной экспертизы и вызова в качестве свидетелей граждан, поддержавших выдвижение кандидата. Заявитель также утверждает, что часть 1 статьи 244 КАС Российской Федерации допускает отмену регистрации кандидата на основании формального подхода к допущенным им нарушениям, а также после окончания избирательной кампании; при этом не учитывается пресекательный срок по оспариванию таких решений избирательных органов, установленный частью 4 статьи 240 данного Кодекса. В связи с этим, по его мнению, оспариваемое законоположение также не соответствует указанным статьям Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предполагают их произвольного применения и, рассматриваемые в системной взаимосвязи с процессуальными требованиями законности, полноты, мотивированности и непротиворечивости судебных решений, являются процессуальными гарантиями правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами административных дел, в том числе административных дел о защите избирательных прав. С учетом этого и принимая во внимание, что суд исследует и оценивает доказательства, устанавливает фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, эти законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанных им аспектах.
Кроме того, из представленных заявителем в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что решение суда общей юрисдикции об отмене регистрации кандидата Д.М. Абубакирова было принято в период избирательной кампании и вступило в законную силу за несколько дней до дня голосования. Последующая отмена данного судебного акта (через четыре месяца после дня голосования) судом кассационной инстанции и новое рассмотрение административного дела судом первой инстанции не привели к иному для заявителя результату. Соответственно, доводы Д.М. Абубакирова о нарушении его права на судебную защиту оспариваемыми нормами, допускающими, как он полагает, отмену регистрации кандидата после окончания избирательной кампании и без учета пресекательного срока по оспариванию таких решений избирательных комиссий, не могут быть признаны обоснованными.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абубакирова Дмитрия Мадиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 1759-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абубакирова Дмитрия Мадиновича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 84 и частью 1 статьи 244 во взаимосвязи с частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-