Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Местной администрации
Баксанского муниципального района КБР
от 29 января 2021 г. N 72-п
Муниципальная программа
баксанского муниципального района "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы"
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" |
Подпрограммы |
|
Ответственный исполнитель |
Местная администрация Баксанского муниципального района |
Соисполнители |
МУ "Управление образования местной администрации Баксанского муниципального района" |
Цели |
- обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития образования в Баксанском муниципальном районе; - повышение доступности образования, в том числе доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, сохранение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; - воспитание гармонично развитой социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; - обеспечение учащихся муниципальных учреждений общего образования качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях; - сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся и воспитанников; - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Баксанском муниципальном районе, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения |
Задачи |
- развитие сети образовательных учреждений, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего, дошкольного и дополнительного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность; - развитие дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет; - обеспечение условий для повышения гражданской ответственности, проведение мероприятий, направленных на воспитание детей, любящих свою Родину и семью, имеющих активную жизненную позицию; - создание условий для занятий физической культурой и спортом; - создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих равные возможности и доступ к ресурсам и программам дополнительного образования для успешной социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения; - увеличение количества охвата детей с ОВЗ дополнительным образованием; - создание условий для получения соответствующего уровня образования для детей с ОВЗ; - создание условий для обеспечения качественным, сбалансированным, безопасным питанием обучающихся и воспитанников образовательных учреждений |
Сроки реализации |
2021 - 2023 годы |
Объем средств бюджета Баксанского муниципального района на реализацию муниципальной программы "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" |
Общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы за счет всех источников ориентировочно составит 825071 тыс. руб. Объемы финансирования программы носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с заложенными бюджетом местной администрации Баксанского муниципального района средствами на очередной финансовый год и плановый период на поддержку и развитие системы образования в Баксанском муниципальном районе |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы, оценка планируемой эффективности ее реализации |
- увеличение доли обучающихся образовательных учреждений, которым предоставляется возможность получения образования в соответствии с современными требованиями, в общей численности обучающихся - до 100%; - доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, от 3 до 7 лет - сохранение 100-процентной доступности образования; - увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, - 100%; - увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, - не менее 5%; - повышение уровня культуры здорового питания участников образовательного процесса; - обеспечение 100% обучающихся 1 - 4 классов бесплатным горячим питанием; - обеспечение безопасности школьного питания; - соответствие условий общеобразовательных учреждений современным требованиям по организации горячего питания; - достижение 100-процентного охвата горячим питанием обучающихся 5 - 11 классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях Баксанского муниципального района к 2023 году за счет местного бюджета и родительской доплаты; - рост удовлетворенности учащихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг, оказываемых в общеобразовательных учреждениях муниципалитета |
Целевые индикаторы и показатели реализации муниципальной программы |
- увеличить количество обучающихся образовательных учреждений, которым предоставляется возможность получения образования в соответствии с современными требованиями (ФГОС), в общей численности обучающихся до 100%; - увеличить охват численности детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 100%; - увеличить количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств (100%); - увеличить количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования (до 5%); - увеличить численность обучающихся, охваченных горячим питанием; - увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для занятий физической культурой и спортом (до 100%) |
1.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы"
Муниципальная программа "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) определяет стратегические цели и задачи развития системы муниципального образования. В рамках реализации приоритетных направлений развития образования главной целью совершенствования муниципальной системы образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан в общедоступном качественном образовании, свободного функционирования и развития системы образования в Баксанском муниципальном районе (далее - район), а также достижение высокого стандарта качества содержания и технологий образования.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечивать эффективное использование ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Предлагаемая к реализации Программа ориентирована на наиболее эффективное решение проблем в муниципальном образовании, которые в ближайшее время могут оказать значительное воздействие на процессы модернизации образования в районе. Программа позволит обеспечить интенсивное развитие системы образования в районе по всем направлениям за счет внедрения новых перспективных разработок, выполнения поисковых экспериментальных проектов, а также проектов по мониторингу и сопровождению процессов их внедрения в практику.
Приоритетными направлениями развития системы образования района были и остаются:
- повышение качества и доступности всех уровней муниципальной системы образования;
- всестороннее, гармоничное развитие детей, формирование физически культурной личности;
- совершенствование роли учителя как ключевой фигуры в реализации государственной политики в области образования, рост уровня его заработной платы;
- совершенствование ресурсного обеспечения муниципальной системы образования;
- создание творческой среды для выявления одаренных детей, системы сопровождения талантливых детей;
- создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды;
- обеспечение учащихся муниципальных учреждений общего образования качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Программа рассчитана на решение задач достижения высокого стандарта качества содержания и технологий дополнительного образования, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, повышения доступности программ социализации детей, детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, для успешного вовлечения их в социальную практику.
Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления государственной политики в сфере образования, определенные в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Законе Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 N 23-РЗ "Об образовании", государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике", от 17.09.2013 N 49-ПП, Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года от 30.04.2019 N 251-рп.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 г. следует читать: "N 249-ПП"
В рамках задачи формирования высокого качества доступности образования и образовательных результатов будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных учреждений к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки.
1.2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Баксанского муниципального района в сфере реализации программы "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы"
Общее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется государством.
Приоритетными направлениями государственной политики в образовании в настоящее время является обеспечение доступности качественного общего образования, что в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования. Это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей.
Вопросы развития общего образования входят в число приоритетов государственной политики Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики и определены в следующих документах:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
6. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
11. Программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. следует читать: "N 2145-р"
Программными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлены задачи, имеющие непосредственное отношение к сфере общего образования. В целях реализации поручений, содержащихся в программных Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, принята государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" (утверждена постановлением Правительства КБР от 22 апреля 2020 года N 86-ПП), которая определяет основные направления развития на ближайшую и среднесрочную перспективу в Кабардино-Балкарской Республике. Основой для разработки муниципальной программы послужили вышеуказанные нормативные документы.
Кроме того, основные направления муниципальной политики в сфере образования определены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271.
Основная цель муниципальной программы - создание условий для обеспечения доступности качественного образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного) и инновационных механизмов развития системы образования Баксанского муниципального района как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района, совершенствования системы образования в интересах формирования физически здоровой разносторонне развитой личности, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда.
В перспективе развития Баксанского муниципального района перед системой образования поставлены следующие задачи:
- повышение экономической эффективности образования;
- приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
- приведение технического состояния зданий образовательных учреждений в соответствие с требованиями безопасности;
- развитие кадрового ресурса системы образования. Создание механизмов мотивации к повышению качества работы, непрерывного профессионального и творческого роста педагогов;
- создание нормативно-правовых и организационных условий осуществления государственной политики в сфере образования;
- обеспечение условий для полноценного сбалансированного питания обучающихся и воспитанников;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом;
- сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;
- оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;
- совершенствование системы финансирования муниципальных учреждений, подведомственных муниципальному учреждению "Управление образования местной администрации Баксанского муниципального района" (далее - Управление образования);
- создание в системе образования района равных возможностей для получения доступного и современного качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования для всех категорий граждан школьного возраста и позитивной социализации детей;
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, включающих основные требования к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности;
- обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- совершенствование муниципальной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- обеспечение всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и подростков, в том числе и детей с ОВЗ, через предоставление дополнительных образовательных услуг;
- создание условий для формирования кадровой инфраструктуры, готовой к активному освоению современных образовательных технологий;
- обеспечение безопасных условий функционирования образовательных учреждений, оснащение учебных помещений в объеме, позволяющем реализацию государственных образовательных стандартов;
- обеспечение подвоза обучающихся;
- создание условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
1.3. Обоснование выделения и включения в состав Программы подпрограмм и их обобщенная характеристика
Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы, касающиеся:
- организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях;
- организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях;
- создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях;
- создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений, осуществления функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных учреждений;
- обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий;
- учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепления муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями муниципального района.
Исходя из перечисленных полномочий в подпрограммах муниципальной программы предусмотрены основные мероприятия по реализации Управлением образования государственной образовательной политики в области образования.
В рамках реализации основных мероприятий названных подпрограмм запланированы средства для софинансирования национального проекта "Образование", организации питания обучающихся 5 - 11 классов образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, а также средства на стимулирование по работе с одаренными детьми.
Программа включает в себя 2 подпрограммы, содержащие основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач. В рамках Программы будут реализованы следующие подпрограммы:
- "Содействие развитию дошкольного и общего образования";
- "Развитие дополнительного образования".
Включение перечисленных подпрограмм в Программу связано с особенностями системы образования и ключевыми задачами, направленными на обеспечение повышения качества образования.
Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их целевые значения, комплекс мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченных целей и решить соответствующие задачи.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Подпрограмма 1.
"Содействие развитию дошкольного и общего образования" (далее - Подпрограмма 1)
Паспорт Подпрограммы 1
Наименование Подпрограммы 1 |
"Содействие развитию дошкольного и общего образования" (далее - Подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель |
Местная администрация Баксанского муниципального района |
Соисполнители |
МУ "Управление образования местной администрации Баксанского муниципального района" |
Цели |
обеспечение к 2023 году доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в 100% образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы; повышение качества общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Баксанского муниципального района, обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех категорий детей; увеличение численности обучающихся, охваченных горячим питанием |
Задачи |
организация доступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам; развитие дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет; повышение эффективности и качества услуг в сфере общего образования; создание механизмов мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию; повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до 3 лет, путем оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; защита и государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Сроки реализации |
2021 - 2023 годы |
Объем средств бюджета Баксанского муниципального района на реализацию Подпрограммы 1 |
Объем финансирования муниципальной программы за счет средств бюджета Баксанского муниципального района составит 111983 тыс. руб. В том числе: Общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы за счет всех источников ориентировочно составит 166329 тыс. руб. Объемы финансирования программы носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с решением о бюджете Баксанского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 1, оценка планируемой эффективности ее реализации |
100% детей в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования, соответствующего новому образовательному стандарту дошкольного образования; 100% детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет будет предоставлена возможность получения присмотра, ухода и оздоровления детей; 100% школьников будут обучаться по новым федеральным государственным образовательным стандартам; 100% школьников общеобразовательных учреждений Баксанского муниципального района будут обеспечены бесплатными учебниками из фондов школьных библиотек; 100% обучающихся 1 - 4-х классов образовательных учреждений, осуществляющих обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования, будет обеспечено бесплатным питанием; 100% обучающихся 5 - 11 классов образовательных учреждений, осуществляющих обучение по основным общеобразовательным программам общего образования, будут обеспечены горячим питанием за счет муниципальных средств и родительской доплаты; будет увеличиваться доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на все формы семейного устройства (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 100% общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, обновят материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей; численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, составит не менее 78,5%; будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом; в 100% образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования района, будет внедрена модель цифровой образовательной среды; будет увеличена до 50% доля учителей общеобразовательных учреждений, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников; будет увеличена до 50% доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации |
2.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма 1, прогноз ее развития
Система дошкольного образования Баксанского муниципального района на начало 2020 - 2021 учебного года представлена 20 общеобразовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования, кроме того 2 НШДС, 1 прогимназия, где функционируют 130 групп общеразвивающей направленности. Воспитанников - 3872, что составляет 85% от общего количества детей района данного возраста. 118 детей посещают группы кратковременного пребывания детей. В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, функционируют 9 консультационных пунктов для оказания психологической, методической помощи. Все дети, проживающие в Баксанском муниципальном районе, в возрасте от 3 до 7 лет на 100% обеспечены дошкольными местами.
На начало 2020/2021 учебного года в ОУ Баксанского муниципального района обучалось 8640 учеников.
В первые классы общеобразовательных учреждений района в 2019 - 2020 учебном году было принято 980 детей, а в 2020 - 2021 учебном году - 937.
В 2019 - 2020 учебном году в двухсменном режиме функционировало из 27 школ 4 общеобразовательных учреждения, 242 учащихся, что составляет 2,9% от общего числа обучающихся.
Из общего количества обучающихся в районе 222 - это дети с ОВЗ, из них 153 имеют инвалидность.
В 2020 - 2021 учебном году обучением на дому было охвачено 43 учащихся, которые обучаются по адаптированным учебным программам.
В трех образовательных учреждениях района (МОУ "СОШ N 1 с.п. Исламей", МОУ "СОШ им. генерал-лейтенанта М.Т. Батырова с.п. Псыхурей", МОУ "СОШ им. В.М. Кокова" с.п. Кишпек), принявших участие в федеральном проекте "Доступная среда", созданы условия для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
Услугами дошкольного образования охвачены также 23 ребенка-инвалида.
Анализируя организацию обучения больных детей на дому, необходимо указать на следующие проблемы:
- нехватка учителей-дефектологов, логопедов, тьюторов для работы с детьми с ЗПР и ДЦП;
- не во всех образовательных учреждениях имеется педагог-психолог;
- материально-техническая база большинства школ не соответствует требованиям по созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции в общество.
Дошкольное образование.
Обеспеченность системы дошкольного образования квалифицированными педагогическими работниками и учебно-методическим оборудованием составляет 100%. Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 322 педагогических работника, в том числе воспитателей - 252. Из них высшее образование имеют 43%, а среднее профессиональное - 57%.
Приняты соответствующие меры по снятию дефицита дошкольных мест в районе, но они не позволили в полном объеме решить проблему переполненности дошкольных групп в 11 сельских поселениях, кроме МОУ "СОШ им. А.Х. Сижажева с.п. Псычох", МОУ "СОШ им. Малкарова Х.Ш. с.п. Жанхотеко". Укомплектованность общеобразовательных учреждений местами дошкольного образования в районе составляет на 100 мест 137 детей.
В рамках национального проекта "Демография" и государственной программы "Развитие образования в КБР", в целях обеспечения детей от двух месяцев до трех лет дошкольными местами в ушедшем учебном году осуществлены: пристройка двух ясельных групп на 40 мест на базе МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей, строительство новых корпусов для размещения ясельных групп на 40 мест на территории МКОУ "Прогимназия" с.п. Атажукино и МКОУ "СОШ N 1" с.п. Куба, МОУ "СОШ N 1" с.п. Исламей на 60 мест и МОУ "СОШ N 3 им. генерала Нахушева Б.М." с.п. Заюково на 60 мест. В общей сложности созданы 200 мест для детей ясельного возраста, которые начнут функционировать с 2021 года.
Активизирована работа по преемственности дошкольного и школьного стандартов через разные формы работы: составление плана совместной работы, проведение районных семинаров, организация взаимопосещения учителей и воспитателей образовательного процесса в детском саду и школе, проведение "круглых столов" и т.д.
Для поддержки одаренных детей дошкольного возраста в районе традиционно проводится конкурс театральных постановок "Театральный калейдоскоп", конкурс исследовательских работ "Эврика", мини-олимпиада "Маленький эрудит - 2020", дошколята принимают участие и в мероприятиях разных уровней.
Лидерами по работе с одаренными детьми в этом году стали и заняли:
1 место - дошкольные группы МКОУ "Прогимназия" с.п. Атажукино;
2 место - дошкольный блок МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей;
3 место - дошкольный блок МОУ "СОШ N 4" с.п. Заюково.
По итогам участия в профессиональных конкурсах республиканского и всероссийского уровней в этом году следующие результаты:
- МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей, МКОУ "НШДС" с.п. Баксаненок и МОУ "СОШ им. В.М. Кокова" с.п. Кишпек вошли в число победителей Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад 2019 - 2020". В мероприятии приняли участие 48791 организация дошкольного образования (1000 лучших);
- МКОУ "Прогимназия" с.п. Атажукино - победитель Всероссийского смотра-конкурса образовательных учреждений "Достижения образования";
- МОУ "СОШ им. В.М. Кокова" с.п. Кишпек - лауреат - победитель Всероссийского конкурса "Детский сад года 2020". В мероприятии приняли участие 72044 участника (500 лучших).
Общее образование.
В рамках проекта "Современная школа" приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений в 2019 - 2020 учебном году стало внедрение в практику утвержденных концепций преподавания по многим учебным предметам.
Федеральный проект "Современная школа" предполагает оценку качества образования на основе ВПР и по моделям международных исследований НИКО, PISA.
В прошлом учебном году 9 ОУ района участвовали в общероссийской оценке качества образования по модели PISA на основе практики международных исследований и по модели НИКО - МОУ "СОШ N 1" с.п. Заюково.
Особенностью работы учителя в современной школе стало постоянное пополнение знаний в соответствии с требованиями инновационных преобразований в системе образования. В общей сложности повышение квалификации через курсовую подготовку в 2019 - 2020 учебном году прошли 986 педагогических работников.
В 2020 году прошли бюджетные курсы по повышению квалификации 206 педагогов. Самой распространенной формой повышения педагогического мастерства и обмена опытом педагогов района являются семинары 15 районных методических объединений, которые провели 35 семинаров для различных категорий педагогов.
В связи с возникновением потребности в обновлении содержания образования возрастает роль инновационной деятельности образовательных учреждений. В 2020 году МОУ "СОШ N 3 им. Т.М. Катанчиева" с.п. Атажукино получила статус республиканской инновационной площадки по работе с родителями приказом Минпросвещения КБР от 17.02.2020 N 22-01-05/1730.
С 2019 года в ОУ Баксанского муниципального района с.п. Кишпек внедряется целевая модель цифровой образовательной среды в рамках ФП "Цифровая образовательная среда". По приказу Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР от 02.03.2020 N 22-01-05/2339 утвержден перечень общеобразовательных учреждений по реализации Федерального проекта "Цифровая образовательная среда". В соответствии с этим приказом на базе образовательных учреждений района будет реализован данный проект.
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в 2019 году созданы на базе МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей, МКОУ "СОШ N 4 им. З.А. Нырова" с.п. Н. Куркужин, МОУ "СОШ N 1" с.п. Куба-Таба. В сетевой форме на базе "Точки роста" МКОУ "СОШ N 4 им. З.А. Нырова" с.п. Н. Куркужин организована работа по охвату обучающихся МОУ "СОШ N 2 с.п. В. Куркужин" дополнительными общеобразовательными программами.
1 сентября 2020 года на базе 5 образовательных учреждений района открылись центры "Точка роста" (МОУ "СОШ N 1" с.п. Заюково, МОУ "СОШ N 2 им. Х.А. Шафиева" с.п. Заюково, МОУ "СОШ N 2" с.п. Баксаненок, МКОУ "СОШ N 3" с.п. Н. Куркужин, МОУ "СОШ им. генерал-лейтенанта М.Т. Батырова" с.п. Псыхурей).
Одним из главных показателей эффективной деятельности не только образовательного учреждения, но и системы образования в целом является работа с одаренными детьми.
В январе 2020 года постановлением местной администрации Баксанского муниципального района утверждена долгосрочная муниципальная программа "Одаренные дети" на 2020 - 2025 гг.
Работа по реализации данной программы осуществлена через организацию школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также через организацию и проведение интеллектуально-творческих мероприятий, таких, как районная предметная олимпиада среди обучающихся 2 - 4-х классов, гуманитарная олимпиада "Умницы и умники" по предметам, интеллектуальная игра "Самый умный" по биологии, конкурсы и научно-практические конференции. В финале VI республиканской телевизионной гуманитарной олимпиады "Умники и умницы Кабардино-Балкарии" 2 ученика Баксанского муниципального района стали призерами: Ахобеков Ислам, ученик 10 класса МОУ "СОШ N 1" с.п. В. Куркужин, и Гедгафова Дина, ученица 10 класса МОУ "СОШ N 1 им. Т.М. Курашинова" с.п. Атажукино.
На региональный этап ВСОШ было направлено 144 победителя и призера МЭ ВСОШ. Результативность участия команды Баксанского муниципального района в РЭ ВСОШ по сравнению с 2019 годом, когда было 7 призовых мест, резко возросла и составила 21 призовое место, из которых 3 победителя и 18 призеров.
По итогам участия в РЭ ВСОШ команда Баксанского муниципального района находится на 4 месте в республике, а в прошлом году район занимал 8 место.
В VIII открытой Северо-Кавказской олимпиаде школьников в КБГУ 30 обучающихся образовательных учреждений района стали призерами и победителями.
По результатам участия ОУ в различных мероприятиях:
- в номинации "Конкурсы" победителем стало МОУ "СОШ N 1" с.п. Исламей;
- в номинации "Олимпиада" 1 место заняло МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей;
- в номинации "Научно-практические конференции" победу одержало МОУ "СОШ N 2" с.п. Исламей.
По итогам участия во всех мероприятиях разных уровней за прошлый учебный год звание "Школа - лидер 2020" получило МОУ "СОШ N 1" с.п. Куба-Таба.
В системе российского образования на сегодняшний день самый объективный федеральный измеритель качества образовательных результатов обучающихся - это государственная итоговая аттестация.
В 2020 - 2021 учебном году ГИА была проведена на территории Баксанского муниципального района в соответствии с требованиями нормативных документов федеральных, региональных и муниципальных уровней.
Основное общее образование завершили 684 выпускника образовательных учреждений района и 321 выпускник получили среднее общее образование с выдачей аттестатов на основании постановления Правительства РФ N 842 от 10 июня 2020 года и приказа Министерства просвещения РФ от 11.06.2020 N 295 "Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании в 2020 году" без прохождения государственной итоговой аттестации. 57 выпускников 11 классов награждены ученической медалью "За особые успехи в учении" и 99 детей получили аттестаты особого образца. В период сдачи ЕГЭ явились на экзамен 210 детей. В общей сложности 197 выпускников муниципальных образовательных учреждений Баксанского муниципального района сдавали ЕГЭ.
Положительную динамику по средним баллам показали 13 школ, отрицательную - 9.
Введение Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", модернизация системы образования, внедрение ФГОС общего образования, утверждение профессионального стандарта учителя, инновационных форм и методов - все эти документы предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетенции педагогических работников.
Кадровое обеспечение является приоритетным направлением деятельности Управления образования и одним из самых важных условий повышения качества образования. Кадровая политика сегодня стратегически значима для развития муниципальной системы образования.
Инновационное развитие страны, смена технологий, конкуренция заставляют общеобразовательные учреждения кардинально менять своей вектор развития, выбирая повышение доступности качественного образования. При этом особый приоритет определяется тремя ключевыми направлениями - это кадры, технологии и инфраструктура.
Кадровый состав системы образования района представлена следующей статистикой:
- всего работников - 1855;
- педагогических работников - 1200, из них - 676 учителей и 252 воспитателя;
- АХП - 655.
Из педагогических кадров 69% имеют высшее образование. Проблемной зоной остается высокий возрастной ценз учителей и воспитателей.
Максимальное количество педагогов - это учителя от 50 до 55 лет - 19%.
Неоднороден состав детей в образовательных учреждениях, они разные по многим параметрам, но среди них есть особая категория детей. Это дети, находящиеся под опекой и попечительством. В Баксанском районе на учете в отделе опеки и попечительства состоят 82 ребенка, которые воспитываются в 45 семьях опекунов и усыновителей. Под опекой находятся 77 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них социальных сирот - 46, круглых сирот - 20, трое детей - в приемной семье, 11 детей переданы с согласия родителей, под предварительной опекой - 3. Опекунские выплаты осуществляются на 64 ребенка, а 37 получают социальные пособия по случаю потери кормильца, 23 ребенка получают алименты на свое содержание от родителей, лишенных родительских прав. 5 семей желают принять на воспитание в семью ребенка. На профилактическом учете состоят 8 семей, в которых воспитываются 25 детей. Соблюдение всех законных прав и интересов детей - основная задача отдела опеки и попечительства. Регулярно осуществляются работниками отдела опеки и попечительства проверку условий жизни и воспитания детей. Для родителей, воспитывающих детей опекунов, организовываются консультации, в средствах массовой информации проводится постоянная работа по поиску семей - усыновителей, ведется база данных на таких детей. Основным недостатком в работе по данному направлению является отсутствие разнообразных форм и методов работы с такими детьми и их попечителями.
2.2. Основные цели и задачи Подпрограммы 1 с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Цели Подпрограммы 2:
- обеспечение к 2023 году доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в 100% образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы;
- повышение качества общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Баксанского муниципального района, обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех категорий детей;
- увеличение численности обучающихся, охваченных горячим питанием.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- создать условия по предоставлению дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;
- развивать дошкольное образование для детей в возрасте от 3 до 7 лет, создать условия для раннего развития детей в возрасте до 3 лет;
- повысить эффективность и качество услуг в сфере общего образования;
- создать механизмы мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию;
- повысить компетентность родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до 3 лет, путем оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- защищать интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и способствовать оказанию государственной поддержки.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) Подпрограммы 1 приведены в приложении N 2 к Подпрограмме 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "в приложении N 2 к Подпрограмме 1" следует читать: "в приложении N 1 к муниципальной программе "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 гг."
Данная Подпрограмма 1 будет реализована в три этапа: 1 этап - 2021 год, 2 этап - 2022 год, 3 этап - 2023 год.
Достижение значений целевых индикаторов и показателей будет свидетельствовать об успешной реализации Подпрограммы 1.
2.3. Мероприятия Подпрограммы 1
С целью реализации основных мероприятий подпрограммы "Содействие развитию дошкольного и общего образования" планируется:
- создание дополнительных мест в образовательных учреждениях для детей в возрасте от 2-х до 3 лет;
- организация бесплатного питания обучающихся 1 - 4 классов образовательных учреждений Баксанского муниципального района;
- организация горячего питания обучающихся 5 - 11 классов за счет муниципальных средств и родительской доплаты, льготных категорий обучающихся образовательных учреждений Баксанского муниципального района;
- организация и проведение государственной итоговой аттестации по программе основного общего и среднего общего образования;
- создание условий для развития центров гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста";
- создание условий для занятий физической культурой и спортом;
- обеспечение образовательных учреждений устойчивым "Интернетом" на высокой скорости;
- организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня, вида и направленности, организации образовательного процесса;
- реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
2.4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы 1
Финансирование мероприятий Подпрограммы 1 будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, средств местного бюджета, внебюджетных средств по организации горячего питания обучающихся 5 - 11 классов образовательных учреждений Баксанского муниципального района. Перечень мероприятий и распределение объемов финансирования Подпрограммы 1 представлены в приложении N 2 к муниципальной программе "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе на 2021 - 2023 гг.".
2.5. Механизм реализации Подпрограммы 1
Управление реализацией Подпрограммы 1, формы и методы ее реализации осуществляются ответственным исполнителем и соисполнителем Подпрограммы 1 в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Ответственный исполнитель и соисполнитель Подпрограммы 1 несут ответственность за подготовку и реализацию Подпрограммы 1 в целом.
Мероприятия Подпрограммы 1 направлены на повышение качества предоставления муниципальной услуги, доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития района, а также для решения следующих задач:
- обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
- повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии;
- приведение учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
- обеспечение безопасности обучающихся, работников общеобразовательных учреждений и образовательного процесса в современных условиях;
- модернизация материально-технической базы столовых и пищеблоков, оснащение оборудованием, разделочным инвентарем, посудой пищеблоков общеобразовательных учреждений;
- приобретение материалов и выполнение ремонтных работ систем отопления, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях;
- проведение текущего ремонта, приобретение мебели и спортоборудования;
- совершенствование механизмов муниципальной системы оценки качества образования;
- обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, широкое внедрение программ дистанционного обучения;
- развитие системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки выпускников;
- формирование активной жизненной и профессиональной позиции обучающихся, навыков построения профессиональной карьеры;
- организация качественного, сбалансированного, безопасного питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- создание условий для инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2.6. Исполнители Подпрограммы 1
Функции исполнителей Подпрограммы 1:
- разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы 1;
- участвуют в подготовке доклада о ходе реализации Подпрограммы 1, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
- разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации мероприятий Подпрограммы 1;
- представляют ответственному исполнителю Подпрограммы 1 справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Подпрограммы 1;
- готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Подпрограммы 1 на очередной финансовый год, уточняют затраты по мероприятиям Подпрограммы 1, а также механизм реализации Подпрограммы 1;
- организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Подпрограммы 1;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы 1.
2.7. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы 1
Особенностью сферы образования является то, что основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социально-экономическом эффекте. Социально-экономический эффект от реализации Подпрограммы 1 выражается в охвате населения дошкольным и общим образованием, повышении эффективности сотрудничества общеобразовательных учреждений.
Реализация Подпрограммы 1 приведет к достижению следующих конечных результатов:
- удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование, составит к концу 2021 года - не менее 70%; к концу 2022 года - 80%; к концу 2023 года - не менее 100%;
- удельный вес численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих присмотр, уход и оздоровление: к концу 2021 года - до 100%; к концу 2022 года - до 100%, к концу 2023 года - до 100%;
- увеличение доли обучающихся 1 - 4 классов образовательных учреждений, охваченных бесплатным питанием, - 100%;
- увеличение доли обучающихся 5 - 11 классов образовательных учреждений, охваченных горячим питанием, - 100%;
- создание условий для развития центров образования естественнонаучной и технологической направленности "Точка роста" в 100% образовательных учреждений района;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом в 100% образовательных учреждений района;
- обеспечение образовательных учреждений устойчивым "Интернетом" на высокой скорости - 100%;
- увеличение доли обучающихся образовательных учреждений, которым предоставляется возможность получения образования в соответствии с современными требованиями, в общей численности обучающихся - 100%.
Эффективность реализации Подпрограммы 1 оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, утвержденных Программой.
3. Подпрограмма 2
"Развитие дополнительного образования" (далее - Подпрограмма 2)
Паспорт Подпрограммы 2
Наименование Подпрограммы 2 |
"Развитие дополнительного образования" |
Ответственный исполнитель |
Местная администрация Баксанского муниципального района |
Соисполнители |
МУ "Управление образования местной администрации Баксанского муниципального района" |
Цели |
- создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды; - реализация Концепции развития дополнительного образования детей, предусматривающей создание нормативной базы и введение персонифицированных сертификатов на получение дополнительного образования |
Задачи |
- увеличение охвата детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования; - обеспечение равного доступа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Баксанского муниципального района, к услугам дополнительного образования; - создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе по выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся, лиц, проявивших выдающиеся способности; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - воспитание социальной ответственности, осознанного отношения к выбору профессии; - формирование гражданского самосознания, готовности, способности обучающихся к нравственному самосовершенствованию и самореализации творческого потенциала; - оплата труда работников учреждений дополнительного образования; - организация методического сопровождения и содействие в повышении квалификации педагогических работников системы дополнительного образования; - укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования; - повышение эффективности спортивных соревнований, олимпиад и других районных мероприятий; - обеспечение функционирования системы персонифицированного дополнительного образования детей |
Сроки реализации |
2021 - 2023 годы |
Объем средств бюджета Баксанского муниципального района на реализацию Подпрограммы 2 |
Объем финансирования Подпрограммы 2 муниципальной программы за счет средств бюджета Баксанского муниципального района составит 7010,6 руб. В том числе: Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы 2 муниципальной программы за счет всех источников ориентировочно составит 17246,2 руб. Объемы финансирования программы носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с решением о бюджете Баксанского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 2, оценка планируемой эффективности ее реализации |
Удельный вес численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, в общей численности детей этого возраста к 2023 году - 78,5%, в том числе за счет развития программ дополнительного образования; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, - 100%; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования, в статусе сертификатов персонифицированного финансирования - до 5% |
3.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма 2, прогноз ее развития
Реализация Подпрограммы 2 предусматривает решение задач и реализацию мероприятий, способствующих развитию сферы дополнительного образования и воспитания в Баксанском муниципальном районе. Будет осуществлена модернизация организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в сфере дополнительного образования. Будут реализованы мероприятия по обновлению содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей.
Особое внимание будет уделяться развитию инфраструктуры и кадрового потенциала системы дополнительного образования, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей. Будет осуществляться поддержка детей, проявивших способности в области искусства, науки, физической культуры и спорта. Будет обеспечено совершенствование системы конкурсных мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых детей в соответствии с муниципальной программой "Одаренные дети на 2020 - 2025 годы".
В соответствии с региональным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в целях увеличения охвата детей дополнительным образованием в Баксанском муниципальном районе на базе 13 общеобразовательных учреждений были созданы новые места дополнительного образования по следующим направлениям:
- картинг;
- робототехника;
- кабинет от 5 до 10 лет;
- программирование с элементами 3D-моделирования;
- конвертная естественнонаучная лаборатория;
- астрономия;
- развитие личностных компетенций;
- лаборатория для изучения языков программирования, микроэлектроники и схемотехники;
- вокальная студия;
- шахматы;
- мультстудия.
В рамках настоящего проекта дополнительным образованием в Баксанском муниципальном районе охвачено 2181 учащийся. Из них 299 - учащиеся дошкольных групп. В целом дополнительным образованием в районе охвачено 5124 учащихся (от 5 до 18 лет). На базе МКУ "ЦДТ" действуют 17 кружков с охватом 1266 учащихся, на базе ОУ действуют 101 кружок с охватом 3858 учащихся.
В районе реализовываются 118 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной, технической, социально-педагогической, художественной и спортивной направленности, соответствующих требованиям по содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
В 2020 году курс профессиональной переподготовки "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (300 часов и 600 часов) прошли 67 педагогов. В рамках проекта "Успех каждого ребенка" 20 педагогов прошли бюджетные курсы повышения квалификации.
В 2019 - 2020 учебном году в центре гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" МКОУ "СОШ N 4 им. З.А. Нырова" с.п. Н. Куркужин были реализованы дополнительные общеобразовательные программы "Основы первой медицинской помощи", "Промышленный дизайн", "Шахматы", "3D-моделирование" в сетевой форме на договорной основе. Дополнительными общеобразовательными программами были охвачены 80 учащихся МКОУ "СОШ N 2" с.п. В. Куркужин.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. В Баксанском муниципальном районе в 2019 - 2020 учебном году охват внеурочной деятельностью составил 7566 обучающихся (90%).
Обучающиеся проходили обучение по программам дистанционного образования по разным направлениям в образовательном центре "Сириус", участвовали в реализации муниципальных и региональных проектов по гражданскому, экологическому, этнокультурному образованию, формированию лидерской и предпринимательской компетентностей, способности к самоопределению; в конференциях, конкурсах, олимпиадах, акциях. В 2019 - 2020 учебном году во Всероссийской олимпиаде школьников "Сириус" приняли участие 557 обучающихся, учащиеся заняли 78 призовых мест.
9 учащихся района приняли участие в профильных сменах образовательного центра "Антарес". В дистанционных образовательных программах образовательного центра "Антарес" приняли участие 4 учащихся.
В целях выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей, развития исследовательской деятельности школьников в предметных различных областях, дальнейшего совершенствования работы по пропаганде научных знаний и повышения интереса у обучающихся к изучаемым предметам, в районе 15 лет подряд организуется и проводится районная научно-практическая конференция "Эврика", в которой в этом учебном году приняло участие 284 обучающихся в 32 секциях. Мероприятие прошло в два этапа. На заочный этап конференции поступило свыше 400 работ. Авторы, чьи доклады успешно прошли заочный отбор, представили результаты своих трудов на очном этапе.
Учащиеся общеобразовательных учреждений района активно принимали участие в мероприятиях муниципального, республиканского и всероссийского уровней. По итогам результатов участия ОУ в различных мероприятиях в номинации "Конкурсы" победителем стало МОУ "СОШ N 1" с.п. Исламей, 2 место - МОУ "СОШ им. В.М. Кокова" с.п. Кишпек, 3 место - МОУ "СОШ N 3 им. Т.М. Катанчиева" с.п. Атажукино. В номинации "Олимпиада" 1 место заняло МОУ "СОШ N 4" с.п. Исламей, 2 место - МОУ "СОШ N 3 им. Т.М. Катанчиева" с.п. Атажукино, 3 место - МОУ "СОШ N 1 им. Т.М. Курашинова" с.п. Атажукино. В номинации "Научно-практические конференции" победу одержала МОУ "СОШ N 2" с.п. Исламей, 2 место - МОУ "СОШ N 1" с.п. Куба-Таба, 3 место - МКОУ "Прогимназия" с.п. Атажукино.
Результатом участия обучающихся за учебный год стали:
муниципального уровня:
- различные конкурсы - 858 призовых мест;
- предметные олимпиады - муниципальный этап ВОШ - 320 призовых мест (в т.ч. начальные классы - 92 призовых места);
- конференции - 172 призовых места;
республиканского и регионального уровней:
- различные конкурсы - 1922 призовых места;
- региональный этап ВОШ - 21 призовое место;
- другие региональные олимпиады - 43 призовых места;
- конференции - 445 призовых мест;
всероссийского уровня:
- различные конкурсы - 154 призовых места;
- конференции - 8 призовых мест.
Управлением образования в 2019 - 2020 учебном году внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования детей в Баксанском муниципальном районе. Проведена первая информационная кампания по внедрению системы персонифицированного дополнительного образования детей на территории Баксанского муниципального района. Утверждено Положение о персонифицированном дополнительном образовании детей в Баксанском муниципальном районе.
С сентября 2020 года сертификаты учета получили 8951 ребенок, выдано 120 сертификатов персонифицированного финансирования (1,2%).
Подпрограмма 2 включает следующие основные мероприятия, обеспечивающие решение задач муниципальной программы в системе дополнительного образования:
- обеспечение функционирования модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
- реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка";
- реализация федерального проекта "Цифровая образовательная среда";
- финансовое обеспечение оказания услуг дополнительного образования (выполнения работ) муниципальным казенным учреждением дополнительного образования "Центр детского творчества" Баксанского муниципального района (далее - МКУ ДО ЦДТ).
3.2. Основные цели и задачи Подпрограммы 2 с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Целью Подпрограммы 2 является создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в Баксанском муниципальном районе реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем учреждениям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Управление образования руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Баксанском муниципальном районе.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в Баксанском муниципальном районе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Задачи Подпрограммы 2:
- развитие образовательной сети, организационно-экономических механизмов и инфраструктуры, обеспечивающих равный доступ детей к услугам дополнительного образования детей, для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни;
- создание условий для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления;
- патриотическое воспитание обучающихся;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность дополнительного образования детей.
Особое внимание будет уделено увеличению к 2023 году охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами, в том числе естественнонаучной и технической направленности; продолжению реализации системы персонифицированного дополнительного образования.
Реализация Подпрограммы 2 будет осуществляться в период с 2021 по 2023 годы.
Реализация Подпрограммы 2 обеспечит достижение следующих результатов:
- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 78,5%;
- увеличение доли обучающихся образовательных учреждений района, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования до 50%;
- реализация программы сетевого взаимодействия с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Детская академия творчества "Солнечный город" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики по функционированию технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
- увеличение числа участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию, до 50% от общего количества детей;
- увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий, до 50%;
- эффективная реализация системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 2.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, характеризует степень внедрения механизма персонифицированного учета дополнительного образования детей.
Степень внедрения механизма персонифицированного учета дополнительного образования детей:
Определяется отношением числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования, к общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств.
Рассчитывается по формуле:
Спдо = (Чспдо / Чобуч5-18) * 100%, где:
Чспдо - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования;
Чобуч5-18 - общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование по программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств (пообъектный мониторинг).
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, характеризует степень внедрения механизма персонифицированного финансирования и доступность дополнительного образования.
Определяется отношением числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, к общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета.
Рассчитывается по формуле:
Спф = (Чдспф / Ч5-18) * 100%, где:
Чдспф - общая численность детей, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования;
Ч5-18 - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета.
Достижение значений целевых индикаторов и показателей будет свидетельствовать об успешной реализации Подпрограммы 2.
3.3. Мероприятия Подпрограммы 2
Основные мероприятия Подпрограммы 2:
- обновление содержания дополнительного образования, повышение роли и активизация деятельности субъектов образовательной политики дополнительного образования: семьи, родительской общественности, педагогов, органов управления и самоуправления, общественных институтов;
- расширение сфер взаимодействия общего и дополнительного образования;
- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение функционирования системы персонифицированного дополнительного образования детей;
- методическое и информационное сопровождение поставщиков услуг дополнительного образования, независимо от их формы собственности, семей и иных участников системы персонифицированного дополнительного образования;
- создание условий для функционирования и обеспечения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
- развитие материально-технической базы МКУ ДО ЦДТ.
3.4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы 2
Финансирование мероприятий Подпрограммы 2 будет осуществляться за счет средств местного бюджета.
Перечень мероприятий и распределение объемов финансирования Подпрограммы 2 представлен в приложении N 2 к муниципальной программе "Развитие образования в Баксанском муниципальном районе".
3.5. Механизм реализации Подпрограммы 2
Управление реализацией Подпрограммы 2 осуществляется ответственным исполнителем Подпрограммы 2 и соисполнителем Подпрограммы 2. Они определяют формы и методы реализации Подпрограммы 2 в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, а также нормативно-правовыми документами местной администрации Баксанского муниципального района. Ответственный исполнитель и соисполнитель Подпрограммы 2 несут ответственность за подготовку и реализацию Подпрограммы 2 в целом. В целях рационального использования бюджетных средств, а также обеспечения публичности информации ответственный исполнитель и соисполнитель Подпрограммы 2:
- обеспечивают координацию деятельности по подготовке и реализации мероприятий Подпрограммы 2, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств, подготавливают в установленном порядке проекты постановлений местной администрации Баксанского муниципального района о внесении изменений в Подпрограмму 2 и досрочном ее прекращении;
- разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты для выполнения Подпрограммы 2 (по мере необходимости);
- осуществляют ведение ежегодной отчетности реализации Подпрограммы 2;
- вносят предложения о корректировке Подпрограммы 2, продлении срока ее реализации либо прекращении ее реализации (в случае необходимости);
- определяют процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Подпрограммы 2, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей.
3.6. Функции исполнителей Подпрограммы 2
Исполнители Подпрограммы 2:
- разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы 2;
- участвуют в подготовке доклада о ходе реализации Подпрограммы 2, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
- разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации мероприятий Подпрограммы 2 (при необходимости);
- представляют ответственному исполнителю Подпрограммы 2 справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Подпрограммы 2;
- готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Подпрограммы 2 на очередной финансовый год, уточняют затраты по мероприятиям настоящей Подпрограммы 2, а также механизм реализации Подпрограммы 2;
- организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Подпрограммы 2;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы 2.
3.7. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы 2
Социально-экономический эффект от реализации Подпрограммы 2 выражается в охвате детей дополнительным образованием не только общеобразовательными учреждениями, но и через совместную деятельность общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Реализация Подпрограммы 2 приведет к достижению конечных результатов: удельный вес охвата численности населения в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составит: к концу 2021 года - не менее 76%; к концу 2022 года - не менее 77%, к концу 2023 года - не менее 78,5% в соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование".
Количество участников мероприятий, направленных на развитие творческого, интеллектуального, физического, патриотического, духовно-нравственного потенциала детей составит до 50%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.