В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации", а также формирования у молодых государственных гражданских служащих Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями прохождения государственной гражданской службы в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия приказываю:
1. Руководителям структурных подразделений Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия организовать работу по осуществлению наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
2. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
3. Отделу правовой и кадровой работы обеспечить организацию наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
4. Руководителям структурных подразделений в предусмотренных методических рекомендациях случаях обеспечить определение гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, и назначение им наставников, осуществлять контроль и оценку результатов наставничества.
5. Приказ Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия "Об утверждении Положения о наставничестве в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия" от 8 апреля 2019 г. N 134 (не опубликован) признать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Карьгина Александра Ивановича.
Министр культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия |
С.Н. Баулина |
Утверждены
приказом Министра
культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
от 28 октября 2020 г. N 347
Методические рекомендации
об организации наставничества в министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия
Общие положения
Настоящие методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (далее - Методические рекомендации) подготовлены с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Методического инструментария по применению наставничества на государственной гражданской службе (версия 2.0), подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Наставничество является неотъемлемой частью комплекса мероприятий по адаптации и профессиональному становлению гражданских служащих. В отличие от других методов профессионального развития (дополнительное профессиональное образование, служебная стажировка и иные) наставничество имеет ряд особенностей, благодаря которым оно обладает существенными преимуществами, позволяющими достичь значимых результатов в профессиональном развитии как молодых гражданских служащих, так и в целом кадрового состава государственного органа.
Наставничество предполагает постоянное тесное взаимодействие гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с наставником непосредственно во время исполнения должностных обязанностей. Наставничество осуществляется на служебном месте, что позволяет при содействии наставника совмещать исполнение должностных обязанностей с профессиональным развитием.
Кроме того, посредством наставничества наставляемый приобретает необходимые знания и опыт практического решения задач по замещаемой должности гражданской службы, которые невозможно получить при реализации иных методов профессионального развития.
В соответствии с пунктом 2 Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 (далее - Положение о наставничестве) целью наставничества является не только содействие профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, но и воспитание добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
Наставник является лицом, передающим наставляемым ценности государственного органа, принципы и правила поведения гражданских служащих. В этой связи деятельность наставника напрямую влияет на создание позитивного морально-психологического климата в коллективе и развитие профессиональной культуры государственного органа, которая в соответствии с Методикой формирования и развития профессиональной культуры государственного органа, разработанной Минтрудом России, представляет собой совокупность установленных в государственном органе ценностей, миссии, принципов и правил поведения, приверженность которым способствует эффективной реализации государственными гражданскими служащими задач и функций государственного органа.
В этой связи наставничество представляет собой целенаправленную модель взаимных отношений, в которой наставник своим личным примером формирует ценностные установки поведения гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующие ценностям государственного органа, ориентированным на профессиональное, честное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, служение государству и его гражданам, их правам и свободам.
Кроме того, посредством осуществления наставничества можно повысить:
мотивацию и вовлеченность гражданских служащих, и, как следствие, результативность их профессиональной служебной деятельности;
взаимопонимание между гражданскими служащими, а также формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, что способствует снижению издержек на реализацию задач и функций государственного органа;
удовлетворенность гражданских служащих условиями службы в государственном органе;
стабильность кадрового состава, главным образом из числа молодых гражданских служащих.
Соответственно, качественная организация наставничества возможна при условии успешного формирования "команды наставник - наставляемый", основанного на оценке профессиональных и личностных качеств одного и другого, для чего необходимо неукоснительное соблюдение предусмотренных законодательством о гражданской службе норм, содержащих положения об оценке этих качеств, а также развитие на практике их форм и технологий (конкурсы, аттестация, ежегодные отчеты и др.).
В соответствии с пунктом 3 Положения о наставничестве задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
В итоге при оценке эффективности осуществления наставничества в государственном органе должны учитываться:
прогресс наставляемого;
деятельность наставника, включая его саморазвитие (в зависимости от роли наставника);
организационная деятельность непосредственного руководителя;
наличие в государственном органе морально-психологического климата и уровень профессиональной культуры.
Возможность посредством наставничества внедрить в государственных органах комплекс современных кадровых технологий в рамках небольшого числа мероприятий способствует повышению качества кадровой работы. При этом важно обеспечить ее взаимосвязь с деятельностью структурных подразделений, что позволит добиться данных целей имеющимися ресурсами, распределенными пропорционально задачам.
Настоящие методические рекомендации содержат подходы по организации и осуществлению наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (далее - Министерство), позволяющие соотнести цели и задачи с организационными мерами по внедрению наставничества, привлечению к этой деятельности руководителей и специалистов, и оценке эффективности наставничества как в целом, так и с учетом результативности деятельности конкретных гражданских служащих.
Основные понятия и определения, используемые в настоящих методических рекомендациях
Государственный гражданский служащий Министерства (далее - гражданский служащий), в отношении которого осуществляется наставничество (наставляемый):
гражданский служащий, поступивший впервые на гражданскую службу в Министерство;
гражданский служащий, имеющий стаж гражданской службы, впервые поступивший в Министерство;
иные гражданские служащие, в отношении которых по решению представителя нанимателя - Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (далее - Министр) необходимо осуществлять наставничество:
гражданский служащий, вновь принятый (вернувшийся) на гражданскую службу после продолжительного перерыва в ее прохождении;
гражданский служащий, назначенный на иную должность гражданской службы, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника.
Из взаимосвязанных положений пункта 7 Положения о наставничестве и пункта 5 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации", следует, что наставничество должно осуществляться, как правило, в отношении молодых гражданских служащих.
Молодой гражданский служащий - гражданский служащий, который помимо возрастных характеристик не обладает необходимым опытом работы в данной сфере деятельности.
Наставник - авторитетный, опытный и результативный гражданский служащий, имеющий значительный опыт в определенной области профессиональной служебной деятельности и обладающий необходимыми профессиональными и личностными качествами для содействия профессиональному развитию гражданского служащего и воспитанию его добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
Наставничество - метод профессионального развития, направленный на формирование у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомление с особенностями прохождения гражданской службы в Министерстве.
Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество (в узком смысле) - руководитель структурного подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, замещает должность гражданской службы.
В случае если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение Министерства либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.
Этапы осуществления наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия
Эффективная реализация наставничества предполагает его поэтапное осуществление.
Настоящие методические рекомендации содержат описание следующих четырех этапов наставничества:
1. Организация наставничества.
2. Подбор кандидатов для наставничества, включающий определение гражданских служащих, в отношении которых планируется осуществлять наставничество, а также выбор и назначение наставников.
3. Осуществление наставничества, представляющее собой синтез разнообразных технологий с учетом целей и задач наставничества, а также профессионального уровня наставляемого.
4. Завершение наставничества.
1. Организация наставничества
Этап организации наставничества в Министерстве предполагает принятие кадровых и организационных мер, предусматривающих утверждение необходимых документов, а также определение лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством в государственном органе.
1.1. Решение об организации наставничества в государственном органе и создание условий для его осуществления
В соответствии с пунктом 4 Положения о наставничестве наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя - Министра, которое отображается в следующих мерах по созданию условий для осуществления наставничества (пункт 5 Положения о наставничестве):
издание правового акта Министерства "Об организации наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия";
установление функций отдела правовой и кадровой работы по организации наставничества в Министерстве;
возложение обязанностей по управлению и контролю за организацией и осуществлением наставничества.
2. Подбор кандидатов для наставничества
На втором этапе непосредственным руководителем определяются гражданские служащие, в отношении которых планируется осуществлять наставничество, кандидатуры наставников и происходит назначение наставников.
Выбор наставника осуществляется исходя из потребности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и умениях, имеющегося у него уровня выраженности профессиональных и личностных качеств, а также в зависимости от должности гражданской службы, которую он замещает.
В соответствии с пунктом 8 Положения о наставничестве предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя непосредственным руководителем согласно приложению 1.
Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником, на осуществление функций наставника наряду с исполнением своих должностных обязанностей.
Основанием для издания правового акта о назначении наставника является служебная записка непосредственного руководителя наставляемого на имя Министра.
Также непосредственный руководитель может направить представителю нанимателя предложение о замене наставника в установленных Положением о наставничестве случаях (в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества). Срок наставничества при этом не меняется.
В случае если при назначении гражданского служащего в служебном контракте устанавливается испытание, наставничество рекомендуется устанавливать на период испытания наставляемого в связи со следующим.
Исходя из характера необходимых к передаче в процессе наставничества профессиональных знаний и умений может предусматриваться назначение наставников как из числа наиболее опытных гражданских служащих, так и из числа гражданских служащих с незначительным стажем гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки, однако обладающих знаниями и умениями в области профессиональной служебной деятельности и способных делиться практическим опытом исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество.
При согласовании представителем нанимателя предложения об осуществлении наставничества, отдел правовой и кадровой работы готовит проект правового акта о назначении наставника.
Правовой акт о назначении наставника оформляется по форме согласно приложению 2 и утверждать не позднее десяти служебных дней со дня назначения гражданского служащего, в отношении которого планируется осуществлять наставничество, на должность гражданской службы.
Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, должен быть ознакомлен с приказом о назначении ему наставника под роспись.
3. Осуществление наставничества
Третий этап наставничества - его непосредственное осуществление - является практическим воплощением умножения знаний наставника о наставляемом, наставляемого - о предмете и особенностях профессиональной служебной деятельности, в связи с чем он принципиально важен для достижения целей и реализации задач наставничества.
Кроме того, сложившиеся на третьем этапе наставничества модели поведения, а также оценочные суждения по их поводу, создают основу определения результатов адаптации наставляемого, в том числе в период испытания, и, соответственно, для характеристики деятельности и перспектив должностного роста наставника.
Поэтому ключевым аспектом третьего этапа является определение подходов к наставничеству, представляющих собой технологию индивидуальной работы с наставляемым, зависящей от объема и сложности его должностных обязанностей и профессионального уровня, определенного на предыдущем этапе.
Наставник разрабатывает индивидуальный план мероприятий по наставничеству исходя из потребности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и умениях, а также в соответствии с уровнем его текущей подготовки (установленной при проведении конкурсных процедур или при назначении на должность гражданской службы без проведения конкурса) и продолжительностью стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки в соответствии с приложением 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Завершение наставничества
Завершающий этап предполагает подведение итогов наставничества и получение обратной связи от наставников и гражданских служащих, в отношении которых осуществлялось наставничество, с помощью представления наставником отзыва о результатах наставничества и проведения индивидуального собеседования с гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество в соответствии с приложением 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Далее проводится оценка результативности деятельности наставников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приложением 3" следует читать "приложением 4"
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
Министру
культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
________________________________________
(ФИО)
Предлагаю установить в отношении (ФИО, должность гражданского
служащего, в отношении которого планируется осуществлять наставничество)
наставничество сроком на (период осуществления наставничества) и
назначить наставником (ФИО, должность наставника).
Дисциплинарных взысканий и взысканий за коррупционные правонарушения
не имеет, служебная проверка в отношении (ФИО наставника) не проводится.
Согласие (ФИО наставника) исполнять функции наставника имеется.
Должность
непосредственного руководителя (подпись) ФИО
дата
Отметка о согласии наставника
Дата, ФИО
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
ПРИКАЗ
______________ N ___________
г. Саранск
о назначении наставника государственному гражданскому
служащему Министерства культуры, национальной политики
и архивного дела Республики Мордовия
В соответствии с пунктом 4 Положения о наставничестве на
государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г.
N 1296, приказываю:
1. Назначить наставником (должность, ФИО государственного
гражданского служащего) в отношении (должность, ФИО государственного
гражданского служащего, в отношении которого осуществляется
наставничество) на период (указывается срок).
2. Начальнику (наименование структурного подразделения).
организовать на плановой основе работу наставника и гражданского
служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
ежемесячно анализировать состояние и результаты работы наставника и
гражданского служащего, в отношении которых осуществляется
наставничество;
по результатам наставничества вносить предложения о поощрении
наставников.
3. Отделу правовой и кадровой работы обеспечить ознакомление
наставников и гражданских служащих, в отношении которых осуществляется
наставничество, с настоящим приказом, а также обеспечить организационное
и документационное сопровождение наставничества и координацию работы по
наставничеству.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
(должность, ФИО ответственного гражданского служащего).
Министр
С.Н. БАУЛИНА
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
Утверждаю
______________________________________
(наименование должности лица,
осуществляющего руководство
наставничеством)
Министерства культуры,
национальной политики и архивного дела
Республики Мордовия
______________________________________
(подпись, инициалы и фамилия)
_______________________ 20__ г.
Индивидуальный план
мероприятий по наставничеству
ФИО гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество) |
ФИО наставника |
наименование должности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество |
наименование должности наставника |
Период наставничества с _____________ 20__ г. по ___________ 20__ г.
N |
Наименование и содержание мероприятий |
Период выполнения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
1. |
Представление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, коллективу |
Первый день |
Непосредственный руководитель |
|
2. |
Ознакомление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом, его дооборудование (дооснащение) |
Первый день |
Наставник |
|
3. |
Ознакомление со структурным подразделением, его полномочиями, задачами, особенностями службы |
Первый день |
Наставник |
|
4. |
Ознакомление с историей создания государственного органа, его традициями |
Первый день |
Наставник |
|
5. |
Представление справочной информации |
Первый день |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
6. |
Информирование о правилах служебного распорядка, порядка выполнения должностных обязанностей |
Первый день |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
7. |
Ознакомление с должностным регламентом |
Первая неделя |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
8. |
Ознакомление с административными процедурами и системой документооборота |
Первая неделя |
Наставник |
|
9. |
Ознакомление с используемыми программными продуктами |
Первая неделя |
Наставник |
|
10. |
Ознакомление с планами, целями и задачами государственного органа и структурного подразделения |
Первая неделя |
Наставник |
|
11. |
Составление индивидуального перечня рекомендуемой к ознакомлению литературы, исходя из профессиональной области и уровня подготовки гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество |
Первая неделя |
Наставник |
|
12. |
Ознакомление с квалификационными требованиями к замещаемой должности |
Первая неделя |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
13. |
Совместная постановка профессиональных целей и задач, разработка планов их достижения |
Первая неделя |
Наставник |
|
14 |
Ознакомление с ограничениями и запретами на государственной службе и антикоррупционным законодательством |
Первая - вторая недели |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
15. |
Ознакомление с Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих |
Первая - вторая недели |
Отдел правовой и кадровой работы |
|
16. |
Организация изучения нормативной правовой базы по вопросам исполнения должностных обязанностей |
Вторая неделя |
Наставник |
|
17. |
Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебной документации |
Вторая неделя |
Наставник |
|
18. |
Формирование персональной странички на сайте государственного органа, получение доступа к базам данных |
Вторая неделя |
Наставник |
|
19. |
Ознакомление с деятельностью подведомственных учреждений (при наличии) |
Вторая - третья недели |
Наставник |
|
20. |
Контроль выполнения тестовых (демонстрационных) заданий |
Вторая - двенадцатая недели |
Наставник |
|
21. |
Контроль выполнения практических заданий (ответы на обращения граждан, подготовка писем и т.д.) |
Третья - двенадцатая недели |
Наставник |
|
22. |
Проверка знаний и навыков, приобретенных за месяц |
Восьмая, двенадцатая недели |
Наставник |
|
23. |
Разработка карьерной траектории наставляемого с горизонтом планирования должностного роста до 3-х лет |
Десятая - двенадцатая неделя |
Наставник, Непосредственный руководитель |
|
24. |
Подготовка отзыва о результатах наставничества |
Двенадцатая неделя |
Наставник, Непосредственный руководитель |
|
Отметка об ознакомлении наставляемого с индивидуальным планом мероприятий
по наставничеству
_________________________________________________________________________
(ФИО наставляемого)
Дата
_________________________ 20__ г.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
об организации наставничества
в Министерстве культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
Отзыв
о результатах наставничества
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность
наставника:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность
государственного гражданского служащего Министерства культуры,
национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (далее -
гражданский служащий), в отношении которого осуществлялось
наставничество:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Период наставничества: с ______________ 20__ г. по ___________
20__ г.
4. Информация о результатах наставничества:
а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы
профессиональной служебной деятельности:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника
следующие основные задания:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при
исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие
вопросы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и
рекомендации по его профессиональному развитию:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении
которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Отметка об ознакомлении непосредственного Наставник
руководителя гражданского служащего,
в отношении которого осуществлялось
наставничество, с выводами наставника _________________________
(должность)
____________/ (___________________) _____________/ (___________________)
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ___________ 20__ г. "__" ___________ 20__ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 28 октября 2020 г. N 347 "Об организации наставничества в Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия"
Текст приказа опубликован не был