Решение Челябинского областного суда от 12 августа 2022 г. по делу N 3а-176/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000188-37
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шигаповой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
с участием прокурора Гиззатулина Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Космос" к Министерству имущества Челябинской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, в пункте 808 которого указано здание с кадастровым N, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Министерства имущества Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в газете "Южноуральская панорама" от 30 декабря 2021 года N 115, спецвыпуск N 20.
В дальнейшем приказ Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П действовал в редакции от 28 марта 2022 года N 43-П, которая в пункте 808 также содержала объект с кадастровым N, расположенный по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 34 - 34а).
Общество с ограниченной ответственностью "Космос" (далее - административный истец, ООО "Космос") обратилось в Челябинский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 808 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является сособственником помещения с кадастровым N расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав нежилого здания с кадастровым N. Данное здание используется преимущественно для целей размещения гостиницы и необходимой для гостиницы инфраструктуры, а также частично для размещения офисов и других видов помещений (детского сада, балетной школы и пр.). Однако в нарушение положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое здание с кадастровым N оспариваемым пунктом 808 было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год. Министерством имущества Челябинской области, на основании проведенного 12 апреля 2021 года осмотра спорного здания, был составлен акт о фактическом использовании здания в размере 23,46 % под размещение офисов, общественного питания и бытового обслуживания. При этом, административный ответчик произвел расчет площади используемой при осуществлении каждого из видов деятельности как сумму площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности и соответствующей площади помещения общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (пропорционально). Однако фактическое использование помещений в оспариваемом объекте не позволяет его отнести к зданию, признаваемому одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром, фактическая доля площади в котором, используемая для всех видов деятельности, согласно критериям статьи 378.2 НК РФ, составляет более 20 %.
Определением Челябинского областного суда от 15 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Общество с ограниченной ответственностью "Эльф" (том 1 л.д. 1 - 2).
Протокольным определением Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области, арбитражный управляющий ООО "Космос" - Быков Д.С. (том 1 л.д. 245 - 247).
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Космос" - ФИО4 административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, письменные пояснения, а также возражения на отзыв административного ответчика.
Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области - ФИО1 против их удовлетворения возражал, поддержал письменный отзыв на административное исковое заявление, полагая, что нормативный акт в оспариваемой части принят в соответствии с имеющимися у административного ответчика данными при отсутствии явного нарушения прав административного истца.
Представитель заинтересованного лица арбитражного управляющего ООО "Космос" Быкова Д.С. - ФИО2 против удовлетворения административного иска не возражала.
Представители заинтересованных лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Общества с ограниченной ответственностью "Эльф", Общества с ограниченной ответственностью "Центр эстетической реставрации "Визит к стоматологу", Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области, арбитражный управляющий ООО "Космос" Быков Д.С., Зиганшина Л.А. в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Информация о дате и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) <данные изъяты> в разделе "Судебное делопроизводство" (том 2 л.д. 41).
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, Челябинский областной суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года N 233 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства имущества Челябинской области" Министерство имущества Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и проведению государственной политики в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области (далее именуется - областное государственное имущество), координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Челябинской области.
К задачам Министерства имущества Челябинской области отнесены, в том числе определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление перечня объектов недвижимого имущества в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещение перечня объектов недвижимого имущества на своем официальном сайте или на официальном сайте Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (пункты 70 - 72.1).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта, законы и иные нормативные правовые акты области образуют единую и целостную систему законодательства Челябинской области.
Видами нормативных правовых актов области являются, в частности приказы, постановления органов исполнительной власти Челябинской области нормативного характера, принимаемые в случаях, установленных федеральными законами и (или) законами области (пункт 7 пункта 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами регионального законодательства по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что приказ от 28 декабря 2021 года N 214-П, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Челябинской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также обнародован в официальном печатном издании.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 25 ноября 2016 года N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
2) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) площадью 1 500 квадратных метров и более и помещения в них площадью 1500 квадратных метров и более;
3) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью 1500 квадратных метров и более.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежат включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, спорный объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы административного дела доказательств, что ООО "Космос" 6 сентября 2004 года присвоен основной государственный регистрационный N от 3 октября 2020 года в отношении юридического лица в деле о несостоятельности (банкротстве) введено внешнее управление, утвержден внешний управляющий.
ООО "Космос" на праве собственности с 2 ноября 2006 года принадлежит земельный участок с кадастровым N, общей площадью 7115 кв. м в Челябинской области в г. Челябинске в Центральном районе <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующего нежилого здания (гостиницы).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иные виды разрешенного использования земельных участков.
Однако такой вид разрешенного использования земельного участка, как "для эксплуатации существующего нежилого здания (гостиницы)" (том 1 л.д. 15, оборот) не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения к нему положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым N, площадью 9846,4 кв. м с наименованием: гостиница (том 1 л.д. 154 - 162).
В состав указанного нежилого здания входит принадлежащее на праве собственности ООО "Космос" нежилое помещение с кадастровым N, площадью 12470,1 кв. м.
Нежилое помещение включает в себя: подвал N подвал, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3, этаж N 4, этаж N 5, этаж N 6, этаж N 7, этаж N 8, этаж N 9, этаж N 10 (том 1 л.д. 163 - 170).
Вопросы осуществления мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Челябинской области урегулированы Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года N 35-П "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (вместе с "Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения").
Методика расчета доли фактической площади объекта нежилого фонда, используемой для каждого из видов деятельности, осуществляемой в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, в общей площади объекта нежилого фонда приведена в приложении к Постановлению.
Представленный Министерством имущества Челябинской области и исследованный в ходе судебного разбирательства акт N от 15 апреля 2021 года о фактическом использовании здания (том 1 л.д. 189 - 238) не подтверждает факт использования более 20 % общей площади здания для целей налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в спорный период.
Так, основным видом экономической деятельности ООО "Космос" является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Согласно свидетельству о присвоении гостинице категории N от 21 декабря 2020 года отелю <данные изъяты> расположенному по адресу: <адрес>, решением N от ДД.ММ.ГГГГ присвоена категория 4 звезды (том 1 л.д. 93).
Свидетельство о присвоении гостинице категории действительно до 21 декабря 2023 года.
Согласно Приказу Росстата от 23 мая 2016 года N 244 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" - "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.10)" включает в себя "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания".
"Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" включает предоставление мест посетителям для проживания на срок от дня или недели, преимущественно для временного пребывания.
Она подразумевает предоставление меблированных гостиничных номеров различных категорий с заправкой постели, сменой постельного белья и ежедневной уборкой.
В перечень дополнительных услуг входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний. Эта группировка включает деятельность гостиниц с номерами различных категорий, деятельность мотелей; не включает - предоставление домов и меблированных или немеблированных квартир для долгосрочного проживания, обычно на ежемесячной или ежегодной основе.
Согласно пункту 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года N 1085, в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемого Перечня установлено, что "гостиница и иное средство размещения" - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг, а "гостиничные услуги" - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня, гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций; гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2020 года N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" (далее - Положение) для целей классификации все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено 6 категорий: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшей категорией является категория "пять звезд", низшей - "без звезд".
В приложении N 4 к Положению о классификации гостиниц приведены требования к гостиницам, в частности к зданию и прилегающей территория, техническому оборудованию и оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, общественным помещениям, помещениям для предоставления услуг питания, услугам, технологии обслуживания и внешнему виду персонала.
Положением установлены обязательные требования к зданию и прилегающей к нему территории, в частности к входу в гостиницу категории "4 звезды". Так, вход для гостей гостиницы должен быть отдельным от служебного, в виду чего обоснованность включения в акт N от 15 апреля 2021 года о фактическом использовании здания помещения N ставится судом под сомнение.
Кроме того, в гостинице "4 звезды" обязательны к размещению общественные помещения с мебелью и другим оборудованием, соответствующим функциональному назначению помещения; холл площадью не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, - максимальная площадь может не превышать 120 кв. м; служба приема и размещения с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами с подачей напитков и музыкальным вещанием; конференц-зал с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура); бизнес-центр (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры); служебные помещения для персонала: столовая или помещение для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения.
В гостиничном комплексе <данные изъяты> к данным помещениям отнесены помещения 53, 54, 54а, 55, 56, 57, 58, 59, 68, 71, 72, 73, 74, 75, 75а, 76, 79, 80, 82, 83; помещения 55, 57, 77, 84, 85, 85а; помещения 35, 39, 41 - 43, 44, 45, 46 46а, 47, 47а, 47б, 47в, 48, 49-53; помещения 90, 94, помещения 12, 33, 32, 31, 30, 29, 27.
Кроме того, в гостиницах любой категории необходимо наличие санитарных объектов общего пользования в виде туалетов вблизи общественных помещений, в связи с чем помещения 33, 34, 60 - 66, 48а, 48б, 48в, 69, 70 не могли быть Министерством имущества Челябинской области включены в акт фактического использования здания.
При проверке соблюдения обязательного требования к помещениям для предоставления услуг питания к гостинице "4 звезды" оценке подлежат предприятия питания: ресторан, бар (лобби-бар), банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура).
При оценке услуг питания в гостинице категории "4 звезды" посетителям согласно Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2020 года N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" должна быть предоставлена возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (2-разовое, 3-разовое питание), завтрак "шведский стол" (7.00 - 10.00), а также организовано круглосуточное предоставление услуг питания.
Так, помещения 51, 51а, 51б, 50, 52, 67, 64, 44, 49, 49а и 49б предназначены для функционирования гостиницы, без соблюдения требований к которым невозможна ее деятельность.
Таким образом, суммарная фактическая доля площади объекта нежилого фонда, используемая для всех видов деятельности согласно критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 1161,8 кв. м, что менее 20 % (8,91 %) от общей площади здания.
Доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади спорного здания предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Разночтения между показателями, указанными в акте о фактическом использовании здания N от 15 апреля 2021 года и установленными в ходе судебного разбирательства показателями процентного соотношения используемых под размещение офисных и сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, вызваны невозможностью обследования некоторых помещений, расположенных в спорном объекте ст. инспектором Министерства имущества Челябинской области ФИО3, которая была допрошена в ходе судебного разбирательства и пояснила, что доступ в некоторые помещения не был обеспечен в день обследования, позже иных обследований не проводилось.
Оснований не доверять показаниям названного свидетеля у суда не имеется оснований, поскольку они логичны, последовательны и подтверждаются совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства иных доказательств, не опровергнуты представителем административного истца, не отрицавшего факт обследования помещений административным ответчиком не в полном объеме.
При этом, выводы о возможности отнесения не обследованных помещений, расположенных в здании гостиницы, используемых под размещение офисных и сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используемых в этих целях, являются преждевременными и опровергаются совокупностью доказательств, содержащихся в материалах настоящего административного дела и свидетельствующих об обратном.
Кроме того, довод об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку налогооблагаемая база должна быть исчислена исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, что значительно выше остаточной его стоимости.
Так, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из представленной налоговой декларации за отчетный 2021 год в отношении нежилого помещения с кадастровым N ООО "Космос" был исчислен и уплачен налог на имущество организации в размере 3537499,74 рублей.
Сумма налога была исчислена административным истцом исходя из остаточной стоимости недвижимого имущества за вычетом площади, относящейся непосредственно к имуществу гостиницы в силу статьи 11.4 Закона Челябинской области от 25 ноября 2016 года N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций".
Применяя льготную нулевую налоговую ставку только в отношении части принадлежащих административному истцу площадей, включение здания с кадастровым N в оспариваемый Перечень, приведет к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на административного истца.
Учитывая изложенное, оспариваемые положения нормативного правового акта непосредственно затрагивают права и законные интересы административного истца ООО "Космос" как налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вышеуказанное помещение не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду чего его включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год неправомерно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд полагает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, находит необходимым признать соответствующий пункт Перечня недействующим с даты принятия оспариваемого постановления.
Кроме того, в силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства имущества Челябинской области в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 111, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства, Челябинский областной суд решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Космос" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с даты принятия пункт 808 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П.
Возложить на Министерство имущества Челябинской области обязанность опубликовать в газете "Южноуральская панорама" настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Министерства имущества Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Космос" компенсацию судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение составлено 18 августа 2022 года.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 12 августа 2022 г. по делу N 3а-176/2022 Ключевые темы: определение вида фактического использования здания - налог на имущество организаций
Текст решения опубликован не был