Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.В. Поповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка А.В. Попова оспаривает конституционность следующих положений статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
подпункта "н" пункта 6, согласно которому запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума анонимным жертвователям; под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты, - или указаны недостоверные сведения;
пункта 9, в соответствии с положениями которого кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем; пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета; сроки возврата пожертвований, а также сроки перечисления пожертвований в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом.
В жалобе также оспаривается конституционность части 5 статьи 73 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которой пожертвования, внесенные в избирательный фонд анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться в доход федерального бюджета.
Как следует из представленных материалов, А.В. Попова, являвшаяся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Преображенскому одномандатному избирательному округу N 205 в городе Москве, обратилась в суд с административным иском к избирательной комиссии о признании пожертвования гражданина Д. законным и признании незаконными требований избирательной комиссии от 24 и 31 августа 2021 года о перечислении в федеральный бюджет пожертвования Д. как анонимного и требования от 6 сентября 2021 года о перечислении в федеральный бюджет пожертвования Д. как анонимного или о возврате перечисленных денежных средств жертвователю. В обоснование своего иска заявительница указала, что Д. 17 августа 2021 года осуществил перечисление денежных средств на ее специальный избирательный счет в сумме ста тысяч рублей, не указав в платежном поручении адрес места жительства, однако в тот же день обратился в банк с заявлением о дополнении платежного поручения, на что банком был дан ответ с указанием запрашиваемых сведений в отношении лица, осуществившего платеж; впоследствии заявительница в ответ на требование избирательной комиссии от 24 августа 2021 года направила возражения, в которых указала на уточнение Д. реквизитов платежного документа.
Решением суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении требований заявительницы отказано. При этом суд указал, что пожертвование Д. в связи с несоблюдением требования закона об указании в платежном документе адреса места жительства является анонимным, представленные позже документы из кредитной организации не опровергают вывода об анонимности пожертвования и не предполагают изменений платежного поручения, а потому требования А.В. Поповой о признании данного пожертвования законным не подлежат удовлетворению; направленные же в ее адрес письма избирательной комиссии ее прав не нарушают и не могут быть признаны незаконными. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявительницы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению А.В. Поповой, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 3 (часть 3), 17 (часть 1), 18, 32 (часть 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой влекут безусловное признание пожертвования гражданина анонимным по формальному основанию - отсутствию любого из указанных в подпункте "н" пункта 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений (адреса места жительства) при оформлении перечисления и обращение его в доход бюджета вне зависимости от того, что эта информация подлежит обязательной предварительной проверке банком в рамках "антиотмывочных" правил, и вне зависимости от действий жертвователя по восполнению отсутствующих сведений и от того, что эти сведения доведены до избирательной комиссии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления законодатель, устанавливая порядок проведения выборов в органы публичной власти, правомочен определять и порядок финансирования участия кандидатов в выборах.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривая создание кандидатами избирательных фондов, закрепляет при этом равные для всех кандидатов требования к источникам финансирования, которые включают не только собственные средства кандидата, но и средства, выделенные ему выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц (пункт 5 статьи 58). Для создания кандидатам равных возможностей, обеспечения защиты прав всех участников избирательного процесса предусматривается, что предельные размеры средств, перечисляемых в избирательные фонды, определяются законом (пункт 10 статьи 58); запрещается использование для проведения предвыборных акций иных денежных средств, кроме средств избирательного фонда (пункт 6 статьи 59); определен перечень лиц, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, включающий в том числе анонимных жертвователей; при этом под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты, - или указаны недостоверные сведения (подпункт "н" пункта 6 статьи 58).
Согласно пункту 7 статьи 58 указанного Федерального закона добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. Согласно пункту 9 той же статьи кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем; если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 данной статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата; пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета; сроки возврата пожертвований, а также сроки перечисления пожертвований в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом; кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 7 и 8 данной статьи и оказавшиеся недостоверными или неполными, если кандидат своевременно не получил информацию о неправомерности данных пожертвований или неполноте сведений о жертвователе. Часть 5 статьи 73 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" применительно к соответствующему виду выборов устанавливает, что пожертвования, внесенные в избирательный фонд анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться в доход федерального бюджета.
Данное регулирование исходит из того, что источником формирования избирательного фонда кандидата могут выступать исключительно пожертвования, внесенные в соответствии с требованиями закона, которые во всяком случае применительно к пожертвованиям, осуществляемым гражданами, установлены ясно и однозначно. Этим обеспечивается простота контроля за законностью формирования избирательных фондов кандидатов, в том числе со стороны самих кандидатов, на которых законом возложена обязанность при принятии пожертвований осуществлять контроль за соблюдением формальных требований к их осуществлению, исключение возможных злоупотреблений и споров и в конечном счете равноправие кандидатов с точки зрения условий финансирования их участия в выборах.
Обязанность кандидата по перечислению анонимного пожертвования в бюджет, как и его обязанность осуществить возврат пожертвования, поступившего с нарушением требования закона, с указанием причины возврата не затрагивают существо и содержание избирательных прав, относятся к порядку их реализации и в равной мере распространяются на всех кандидатов, а потому не ущемляют каких-либо прав кандидатов.
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы.
Оценка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявительницы, в том числе в части выбора правовых норм, подлежащих применению, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Алены Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 1735-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Алены Владимировны на нарушение ее конституционных прав подпунктом "н" пункта 6 и пунктом 9 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 5 статьи 73 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-