Решение Самарского областного суда от 15 июня 2022 г. N 3а-1196/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1196/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т.", общества с ограниченной ответственностью "ЕС", общества с ограниченной ответственностью "НТЦ Е.", Д. А. В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Т.", общество с ограниченной ответственностью "ЕС", общество с ограниченной ответственностью "НТЦ Е.", Д. А.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим со дня принятия Перечень на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в него в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N - нежилого помещения с кадастровым номером N, взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области расходы по оплате госпошлины в размере 4500 руб. в пользу ООО "Т.".
Требования обоснованы тем, что нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0302049:1279 принадлежит на праве собственности ООО "НТЦ Е.". Нежилое помещение располагается в нежилом здании с кадастровым номером N. ООО "Т.", ООО "ЕС", Д. А.В. в этом здании принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N. Нежилое здание и нежилое помещение с кадастровым номером N используются в производственных целях, к объектам офисного, торгового назначения, к объектам бытового обслуживания и общественного питания данные объекты недвижимости не относятся. Включение нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год влечет для административных истцов обязанность уплаты налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости, увеличивает налоговую базу и нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности К. Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0302049:1224 имеет наименование "столярная мастерская", он включен в Перечень как объект бытового обслуживания, а нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как объект, расположенный в здании, предназначенном для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных/представительных/и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года N 2233 утвердило Перечень на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0302049:1224 включено в Перечень на 2022 год под пунктом N, нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0302049:1279 - под пунктом N.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. (пункт 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером N имеет площадь 2378,8 кв. м, расположено по адресу: <адрес>, имеет назначение - нежилое, наименование - столярная мастерская.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, не предусматривающим размещение на нем торговых, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В нежилом здании располагается нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 417,3 кв. м, собственником которого является общество с ограниченной ответственностью "НТЦ "Е.".
В нем также располагается нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N собственником которых является общество с ограниченной ответственностью "Т.", нежилое помещение с кадастровым номером N (собственник общество с ограниченной ответственностью "ЕС"), нежилое помещение с кадастровым номером N (собственник Д. А.В.).
Нежилое здание по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не имеет собственника.
В техническом плане на здание, выполненном по состоянию на 20 сентября 2017 года, отсутствуют наименования помещений, в нем расположенных.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения, расположенные в здании, имеют наименование и назначение - нежилые помещения.
Технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером N выполнен по состоянию на 15 марта 2013 года и не может служить доказательством по делу в связи с тем, что с 1 января 2013 года технические паспорта не являются документами технического учета.
Кроме того, в техническом паспорте отсутствуют сведения о наименовании помещений, в нем расположенных.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N на дату утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не проводились.
Согласно пояснениям представителя административного истца и акту осмотра, выполненному 16.12.2021 года обществом с ограниченной ответственностью "ОГК-С.", в нежилом здании с кадастровым номером N фактически располагаются комнаты отдыха, раздевалка, санузлы, коридор, производственно-складские помещения, тамбур, склады, подсобные помещения, кабинеты персонала производственного предприятия.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения подсобного или производственного назначения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "НТЦ Е." является производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, технического плана не подтверждают тот факт, что здание и нежилое помещение предназначены ли фактически используются в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
Вопреки доводам административного ответчика столярная мастерская не включена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстата РФ N 14-р от 31.01.2014 года, в связи с этим данный объект недвижимости не отвечает признакам объекта бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административных истцов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При обращении с административным исковым заявлением ООО "Топаз" оплатило государственную пошлину в размере 4500 руб. (платежное поручение N 84 от 12.05.2022 года).
В связи с тем, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, в пользу ООО "Т." подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 4500 руб. с административного ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Т.", общества с ограниченной ответственностью "ЕС", общества с ограниченной ответственностью" НТЦ Е.", Д. А. В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0302049:1224, под пунктом N - нежилого помещения с кадастровым номером N
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 июня 2022 г. N 3а-1196/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был