Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.А. Щербакова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.А. Щербаков - собственник жилого помещения, отапливаемого от индивидуального источника тепловой энергии, в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, которому судами отказано в удовлетворении в том числе требований к ресурсоснабжающей и управляющей организациям о признании незаконными начислений платы за потребление горячей воды и водоотведение на содержание общего имущества, за отопление, а также требования о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из их объема, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Заявитель оспаривает конституционность пунктов 42.1, 43 и 44 (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2020 года) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354). По мнению Н.А. Щербакова, они противоречат статьям 35 (часть 3), 17 (часть 1), 46 и иным положениям Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и по смыслу, им придаваемому правоприменительной практикой:
пункты 42.1, 43 названных Правил предоставляют поставщикам коммунальных ресурсов ничем не ограниченное право начислять плату за коммунальную услугу по отоплению помещений общего пользования, которые являются фактически неотапливаемыми;
пункт 44 данных Правил позволяет устанавливать размер платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вопреки установленным Постановлением Правительства Российской Федерации формулам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2020 года), допускавший по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме распределять израсходованные в данном доме на общедомовые нужды коммунальные ресурсы исходя из зафиксированных коллективным (общедомовым) прибором учета показаний пропорционально размеру общей площади каждого отдельного помещения (соответствующей размеру доли в общем имуществе собственника помещения в многоквартирном доме), не вступает в противоречие с установленными в действующей редакции названных Правил формулами 11 и 12 приложения N 2 к данным Правилам, определяющими приходящийся на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме объем предоставленной на общедомовые нужды коммунальной услуги. Он обеспечивает реализацию общего принципа частного права о несении собственником бремени содержания имущества, ему принадлежащего (статья 210 ГК Российской Федерации), и согласуется с требованиями Конституции Российской Федерации, соответственно, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается пунктов 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то они содержат правовое регулирование, позволяющее рассчитать плату за коммунальную услугу по отоплению, в том числе в ситуациях, когда в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом (абзац шестой пункта 42.1). Таким образом, сами по себе они также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Н.А. Щербакова.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, в частности того, являлись ли все помещения общего пользования многоквартирного дома неотапливаемыми, а также выбор с учетом этих обстоятельств подлежащих применению норм, на чем, по существу, настаивает заявитель, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Николая Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 1925-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Николая Александровича на нарушение его конституционных прав пунктами 42.1, 43 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-