Решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 г. по делу N 3а-141/2022
Настоящее решение рассмотрено и частично отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2022 г. N 66а-875/2022
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Муратовой С.В., с участием прокурора Аматаевой А.А., при секретаре Кирьяновой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 47OS0000-01-2022-000097-15) по административному исковому заявлению Клюквина Тимофея Викторовича о признании недействующим постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк Ольги Александровны от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", установил:
08 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области принято постановление N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которое опубликовано на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области http://47.rospotrebnadzor.ru.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области О.А. Историк т 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" постановлено:
1. Провести профилактические прививки по эпидемическим показаний против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категорий (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:
1.1. работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области в сфере:
- транспорта общего пользования, такси; общественного питания и торговли;
- сферы услуг (салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов); бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;
- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров занятости населения;
- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
- жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских, досуговых, зрелищных мероприятий (в том числе театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, выставочных и лекционных залов, библиотек, тренингов, игровых мероприятий, мастер-классов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;
- лагерей отдыха и оздоровления для детей, детских игровых комнат, детских развлекательных центров, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; массовых физкультурных, спортивных мероприятий.
1.2. Работающим вахтовым методом на территории Ленинградской области на основании трудового договора, гражданско-правового договора.
1.3. Работающим на промышленных предприятиях и предприятиях агропромышленного комплекса на территории Ленинградской области на основании трудового договора, гражданско-правового договора.
1.4. государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Ленинградской области, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Ленинградской области, работникам органов государственной власти Ленинградской области и работникам организаций, подведомственных органам государственной власти Ленинградской области, работникам органов местного самоуправления Ленинградской области и работникам организаций, подведомственных органам местного самоуправления Ленинградской области.
2. Руководителям организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:
2.1. в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников/сотрудников и не менее 95% для работников/сотрудников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания;
2.2. усилить информационно-разъяснительную работу среди работников/сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-I9), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
3. Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной АМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332.) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
4. Правительству Ленинградской области рекомендовать:
4.1. Еженедельно предоставлять в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области информацию о ходе проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) населения Ленинградской области;
4.2. организовать проведение информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии.
5. Комитету по здравоохранению Ленинградской области рекомендовать:
5.1. обеспечить определение потребности в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего Постановления;
5.2. организовать проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления;
6. Главам администраций муниципальных образований районов (городского округа) Ленинградской области рекомендовать:
6.1. Организовать проведение информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии;
6.2. оказать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления;
7. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области обеспечить контроль за организацией и проведением, иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
8. Контроль исполнения настоящего Постановления оставляю за собой.
Клюквин Т.В., состоящий в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере промышленные предприятия, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил суд:
- признать недействующим постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк Ольги Александровны от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
В обоснование требований административный истец указал, что работает в АО "Филиал Моррис Ижора". От руководителей Производственной организации в России - "данные изъяты" - его работодателя на его электронную почту пришло письмо, в котором содержалось требование о прохождении опроса для записи на вакцинацию и актуализации данных по привившимся и переболевшим. В этом письме, в том числе сообщалось о том, что Главный санитарный врач Ленинградской области выпустил Постановление N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показания", обязывающее организации Ленинградской области и, в том числе промышленные предприятия в срок до 01 декабря 2021 года провести вакцинацию не менее 80% своих работников. Административный истец полагал, что оспариваемое Постановление N 5-П нарушает его конституционные права на неприкосновенность частной жизни, поскольку для исполнения требований Постановления N 5-П "данные изъяты" вынужденно запрашивать у своих сотрудников, в том числе у него информацию о статусе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Также административный истец указал, что постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области О.А. Историк от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" не соответствует требованиям, предъявляемым к нормативному правовому акту Роспотребнадзора.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административный истец Клюквин Т.В. доводы административного искового заявления поддержал, просил суд его удовлетворить.
Административный ответчик Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области Историк О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк О.А., являющийся также представителем административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по доверенности Борисов В.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 28-30, 63-66).
Прокурор отдела Ленинградской областной прокуратуры Амантаева А.А. полагала заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что постановлением Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк Ольги Александровны от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" определены категории (группы) граждан, подлежащие вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К таким категориям граждан относятся, в том числе промышленные предприятия (пункт 1.3).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности "данные изъяты" является производство табачных изделий, производство прочих изделий, не включенных в другие группировки, торговля оптовая табачными изделиями, торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки, торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах, исследование конъюнктуры рынка.
Следовательно, указанная организация осуществляет свою деятельность на промышленном предприятии.
Как следует из материалов дела, Клюквин Т.В. осуществляет трудовую деятельность в "данные изъяты".
08 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области Историк О.А. издано постановление N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", предусматривающее проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции ряду категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работающим в организациях, осуществляющих деятельность на промышленном предприятии.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк О.А. от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает общеобязательные правила поведения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.
От руководителей Производственной организации в России - "данные изъяты" - работодателя Клюквина Т.В. на его электронную почту поступило письмо, в котором содержалось требование о прохождении опроса для записи на вакцинацию и актуализации данных по привившимся и переболевшим.
При таких обстоятельствах, постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк О.А. от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", непосредственно затрагивает права и интересы административного истца, в силу осуществляемой им деятельности, следовательно, который в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обладает правом на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанного нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Анализируя полномочия Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области в части вынесения постановлений о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области.
В соответствии с пунктами "ж", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Исходя из пункта 8 статьи 4, пунктов 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом N 157-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 "О внесении изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715.
Согласно статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существует два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 9 декабря 2020 г. N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н" в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
С учетом изменений в календаре профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 г. N 47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н", приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлен для следующих лиц:
в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более (1 уровень);
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (2 уровень);
государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (3 уровень).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 (в редакции, действующей на дату принятия Постановления N 3) внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 июля 2012 г. N 683 (далее - Положение) определено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области выносит мотивированные постановления о проведении, в том числе профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Руководитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области является Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области (пункты 1, 8.34.3, 10, 11).
Из приведенных правовых норм следует, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым отнесена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), Главному государственному санитарному врачу Ленинградской области предоставлены полномочия по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области О.А. Историк принято постановление N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которое опубликовано на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области http://47.rospotrebnadzor.ru.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области О.А. Историк N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" постановлено:
1. Провести профилактические прививки по эпидемическим показаний против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категорий (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:
1.1. работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области в сфере:
- транспорта общего пользования, такси; общественного питания и торговли;
- сферы услуг (салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов); бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;
- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров занятости населения;
- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
- жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских, досуговых, зрелищных мероприятий (в том числе театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, выставочных и лекционных залов, библиотек, тренингов, игровых мероприятий, мастер-классов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;
- лагерей отдыха и оздоровления для детей, детских игровых комнат, детских развлекательных центров, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; массовых физкультурных, спортивных мероприятий.
1.2. Работающим вахтовым методом на территории Ленинградской области на основании трудового договора, гражданско-правового договора.
1.3. Работающим на промышленных предприятиях и предприятиях агропромышленного комплекса на территории Ленинградской области на основании трудового договора, гражданско-правового договора.
1.4. государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Ленинградской области, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Ленинградской области, работникам органов государственной власти Ленинградской области и работникам организаций, подведомственных органам государственной власти Ленинградской области, работникам органов местного самоуправления Ленинградской области и работникам организаций, подведомственных органам местного самоуправления Ленинградской области.
2. Руководителям организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:
2.1. в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников/сотрудников и не менее 95% для работников/сотрудников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания;
2.2. усилить информационно-разъяснительную работу среди работников/сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-I9), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
3. Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной АМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1- 332.) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
4. Правительству Ленинградской области рекомендовать:
4.1. Еженедельно предоставлять в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области информацию о ходе проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) населения Ленинградской области;
4.2. организовать проведение информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии.
5. Комитету по здравоохранению Ленинградской области рекомендовать:
5.1. обеспечить определение потребности в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего Постановления;
5.2. организовать проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления;
6. Главам администраций муниципальных образований районов (городского округа) Ленинградской области рекомендовать:
6.1. Организовать проведение информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии;
6.2. оказать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления;
7. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области обеспечить контроль за организацией и проведением, иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
8. Контроль исполнения настоящего Постановления оставляю за собой.
Постановление N 5-П принято Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, пунктов 66, 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" то есть в соответствии с действующим на момент принятия законодательством.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 5-П принято уполномоченным должностным лицом руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области Историк О.А. в рамках реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, к которым отнесены, в том числе и профилактические прививки (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Кроме того, вопреки доводам Клюквина Т.В., Постановление N 5-П соответствует требованиям статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и является мотивированным. Постановление не было принято произвольно, должностным лицом в преамбуле Постановления указано на причины принятия оспариваемого Постановления N 5-П, приведены статистические данные подтверждающие вывод о неблагополучной ситуации по новой коронавирусной инфекции в Ленинградской области.
Довод административного истца о несоблюдении требований к форме изданного акта (отсутствие указания должностного лица подписавшего Постановление) опровергается содержанием Постановления N 5-П, которое является понятным, конкретным, четко определенным, в том числе содержит указание на должностное лицо его принявшее - главный государственный санитарный врач по Ленинградской области.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" опубликовано на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области http://47.rospotrebnadzor.ru; направлено в органы исполнительной власти Ленинградской области.
Поскольку постановления главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации законодательством Российской Федерации не отнесены к нормативным правовым актам, подлежащим обязательному опубликованию в средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, текст оспариваемого Постановления был размещен на официальном сайте Роспотребнадзора Ленинградской области, в социальных сетях и направлен в органы исполнительной власти Ленинградской области, то есть населению Ленинградской области обеспечена возможность ознакомиться с содержанием Постановления N 5-П, суд приходит к выводу о том, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Довод административного истца Клюквина Т.В. о том, что обжалуемое Постановление не проходило антикоррупционную экспертизу, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 04 января 2021 года N 12 "Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний" при установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 01 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 01 сентября 2021 г.).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Однако ни названными санитарными правилами, ни иными нормативными правовыми актами не регулируется порядок согласования главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации решения о проведении иммунизации населения по эпидемическим показаниям с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
08 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области принято постановление N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Письмом от 11 октября 2021 год N 47-00-00/31-9146-2021 Постановление N 5-П направлено в органы исполнительной власти Ленинградской области, в том числе Прокурору Ленинградской области, Заместителю Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Н.П. Емельянову.
При таких обстоятельствах суд находит необоснованным довод административного истца о том, что оспариваемое Постановление принято без участия органов исполнительной власти Ленинградской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования.
В силу пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Вопреки позиции административного истца, оспариваемое постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Историк О.А. от 08 октября 2021 года N 5-П "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" не нарушают права, свободы, законные интересы граждан и иных лиц, а возлагают на них особые обязанности публично-правового характера. Введенные ограничения в первую очередь направлены на защиту прав граждан, их жизни и здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемое Постановление N 5-П нарушает его конституционные права на неприкосновенность частной жизни, поскольку для исполнения требований Постановления N 5-П "данные изъяты" вынужденно запрашивать у своих сотрудников, в том числе у него информацию о статусе вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд не усматривает нарушений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не определяет обязанности гражданина разглашать какие-либо личные сведения, в том числе содержащиеся в медицинских документах.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд приход к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленного порядка, не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является определенным по своему содержанию, не допускает возможности для его произвольного толкования в процессе применения; не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Клюквина Т.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Клюквину Тимофею Викторовичу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 июня 2022 года.
Судья |
С.В. Муратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 30 мая 2022 г. по делу N 3а-141/2022
Текст решения опубликован не был