В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях эффективного управления государственным долгом Тамбовской области в 2023 - 2025 годах и обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2534 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации":
1. Утвердить основные направления долговой политики Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава Тамбовской области |
М.Б. Егоров |
Утверждены
распоряжением администрации области
от 21.09.2022 N 733-р
Основные направления
долговой политики Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Общие положения
Основные направления долговой политики Тамбовской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сохраняют преемственность и ориентированы на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Тамбовской области, своевременное и полное исполнение долговых обязательств Тамбовской области (далее - долговые обязательства), минимизацию расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области (далее - государственный долг), поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом.
Итоги реализации долговой политики Тамбовской области за 2021 год
В 2021 году долговая политика региона была ориентирована на решение таких ключевых задач, как снижение рыночного и общего размера государственного долга, сдерживание роста расходов на его обслуживание, мобилизацию финансовых ресурсов с целью своевременного исполнения принятых долговых обязательств, соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
В отчетном году администрацией Тамбовской области при поддержке федерального центра принимались активные меры по обеспечению сбалансированности регионального бюджета в части увеличения собственных доходов, оптимизации бюджетных расходов, снижения дефицита и государственного долга, что позволило выполнить все заключенные с Министерством финансов Российской Федерации соглашения, в том числе по показателям долга.
Поступления налоговых и неналоговых доходов (от плановых назначений) в региональный бюджет составили 106,0%, профицит - 4 239,4 млн. рублей, что в свою очередь позволило достичь не менее значимого результата по уровню долговой нагрузки. Размер государственного долга на 1 января 2022 года сократился на 1 491,1 млн. рублей к его плановым значениям и составил 18 582,9 млн. рублей, что ниже уровня 2020 года на 445,0 млн. рублей, рыночный долг сократился на 7 927,4 млн. рублей и составил 6 125,0 млн. рублей. К доходам бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений уровень государственного долга составил 58,6% при плане 61%, по рыночным заимствованиям 19,3% при плане 50%. Все обязательства Тамбовской области исполнены своевременно и в полном объеме, просроченной и неурегулированной задолженности нет.
В 2021 году реализован комплекс мероприятий, позволивших продлить период погашения бюджетных кредитов федерального бюджета и не привлекать кредиты кредитных организаций.
Тамбовская область стала участником предложенных Президентом Российской Федерации программ поддержки субъектов по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам и замещению рыночного долга бюджетными кредитами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" Тамбовская область приняла участие в программе реструктуризации бюджетного кредита, предоставленного региональному бюджету из федерального бюджета в декабре 2020 года для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, в результате задолженность по бюджетному кредиту в сумме 1 539,4 млн. рублей рассрочена на 9 лет, расходы на обслуживание государственного долга сокращены более чем на 50,0 млн. рублей.
Участие Тамбовской области в реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией в 2017 и 2021 годах позволило продлить период погашения реструктурированной задолженности в объеме 5 063,6 млн. рублей до 2024 и 2029 года включительно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год" в августе 2021 года бюджету Тамбовской области из федерального бюджета был предоставлен бюджетный кредит для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям в сумме 8 440,5 млн. рублей. Бюджетный кредит направлен на погашение задолженности бюджета Тамбовской области по кредитам от кредитных организаций в сумме 6 025,5 млн. рублей и по государственным ценным бумагам Тамбовской области в сумме 1 575,0 млн. рублей, на предоставление бюджету муниципального образования городской округ - г. Тамбов бюджетного кредита в целях погашения задолженности по кредитам от кредитных организаций в сумме 840, 0 млн. рублей.
В целях ограничения общего объема государственного и рыночного долга за счет собственных доходов бюджета были досрочно погашены остатки коммерческого кредита в размере 326,9 млн. рублей и замещено привлечение кредитов коммерческого банка для погашения плановых долговых обязательств по бюджетным кредитам из федерального бюджета в размере 958,0 млн. рублей.
Принятые решения позволили улучшить структуру государственного долга и оптимизировать процентные платежи на 791,2 млн. рублей при росте ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начиная с апреля 2021 года. Средства в полном объеме направлены на увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга составил 1,6% от общего объема расходов регионального бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, при максимальном размере, установленном Российской Федерации, в 15%.
На долю рыночного долга, который на 01.01.2022 представлен государственными ценными бумагами Тамбовской области, приходится 33% (рыночный долг по состоянию на 01.01.2021 составлял 74%), на бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, приходится 67% (бюджетные кредиты по состоянию на 01.01.2021 составляли 26%). Из состава государственного долга исключены наиболее рисковые краткосрочные обязательства, профиль государственного долга продлен до 2037 года.
В целях снижения долговой нагрузки и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме государственных гарантий Тамбовской областью введен мораторий на их предоставление.
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, Тамбовская область отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в сентябре 2022 года подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне "BBB+(RU)", прогноз "Стабильный" и облигаций области - на уровне "BBB+(RU)".
Основные направления долговой политики Тамбовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сохраняют преемственность целей и задач, определенных в предшествующем периоде.
Несмотря на увеличение налоговых и неналоговых доходов, сокращение неэффективных расходов, проблема сбалансированности бюджета Тамбовской области остается и в текущем году.
Стоит задача снижения задолженности перед инвесторами - держателями ценных бумаг Тамбовской области, которая на 1 января 2022 года составила 6 125,0 млн. рублей. В текущем году Тамбовской области предстоит погасить 1 575,0 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2022 N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" Тамбовская область в июне 2022 года заключила с Министерством финансов Российской Федерации соглашение о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита в сумме 2 622,5 млн. рублей для погашения долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным муниципальными образованиями от кредитных организаций. Бюджетный кредит бюджету Тамбовской области предоставлен 21.06.2022 на срок до 2028 года под определенные условия и обязательства. За счет средств предоставленного бюджетного кредита в июле - августе текущего года муниципальными образованиями погашена задолженность по кредитам от кредитных организаций в сумме 1 047,5 млн. рублей, в октябре - ноябре будет погашена задолженность по государственным ценным бумагам Тамбовской области в сумме 1 575,0 млн. рублей.
Кроме того, Тамбовской области на 2022 - 2025 годы одобрены лимиты бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 3 184,4 млн. рублей.
В январе - феврале текущего года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" Тамбовская область заключила с Министерством финансов Российской Федерации соглашения о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетных кредитов в объеме 880,0 млн. рублей: 730,0 млн. рублей предоставлены бюджету Тамбовской области 24.06.2022 и 150,0 млн. рублей - 08.09.2022. Кредиты предоставлены под определенные условия со сроками погашения с 2024 по 2040 годы включительно.
Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов регионального бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.
По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом экономия по расходам на его обслуживание в 2022 году составит более 100,0 млн. рублей. Средства в полном объеме будут направлены на увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годах долговая политика Тамбовской области будет строиться на принципах и условиях предыдущих лет с учетом обеспечения сохранения финансовой устойчивости бюджетной системы Тамбовской области, снижения долговой нагрузки.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики области:
обеспечение выполнения обязательств, вытекающих из заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений в рамках участия региона в предложенных Президентом Российской Федерации программах поддержки субъектов Российской Федерации по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, замещению рыночного долга бюджетными кредитами, в числе которых снижение объема рыночного долга и непревышение предусмотренного уровня долговой нагрузки, а также обязательств, предусматриваемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и главой администрации Тамбовской области;
рост расходных обязательств Тамбовской области вследствие принятия решений о реализации задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", "майскими указами" 2012 года.
Цели и задачи долговой политики Тамбовской области
Целями долговой политики Тамбовской области на ближайшие три года являются обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Тамбовской области, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, проведение взвешенной политики в области государственных заимствований, безусловное выполнение принятых долговых обязательств, формирование оптимальной структуры государственного долга для поддержания "кредитного качества заемщика".
Задачами долговой политики Тамбовской области в 2023 - 2025 годах будут являться:
обеспечение в 2023 - 2025 годах дефицита бюджета Тамбовской области на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема государственного долга, в том числе рыночных долговых обязательств, в целях достижения следующих показателей:
на 01.01.2024 - не более 55% и 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 01.01.2025 - не более 52% и 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 01.01.2026 - не более 51% и 46% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
обеспечение выполнения условий соглашения о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год" в том числе:
обеспечение неувеличения на 01.01.2024, на 01.01.2025, на 01.01.2026 доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям субъекта Российской Федерации и муниципальных образований более 25% объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 - 2025 годы;
выполнение постановлений Правительства Российской Федерации:
от 18.12.2012 N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
поддержание предельного объема расходов на обслуживание государственного долга в объеме не выше 5% от суммы расходов бюджета Тамбовской области, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;
обеспечение мер, направленных на привлечение в бюджет Тамбовской области кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области "Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга", утвержденной постановлением администрации области от 25.09.2013 N 1067;
эффективное управление текущей ликвидностью бюджета Тамбовской области, в том числе за счет дальнейшего использования механизма управления свободными остатками денежных средств на счетах по учету средств бюджета Тамбовской области и привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
обеспечение исполнения и обслуживания долговых обязательств своевременно и в полном объеме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках;
оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;
управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом;
учет информации о государственном долге, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге и проводимой заемной политике.
Инструменты реализации долговой политики Тамбовской области
Долговая политика Тамбовской области будет реализовываться с учетом принципов, изложенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, законодательстве Тамбовской области и других нормативных правовых актах, регулирующих проведение субъектами Российской Федерации ответственной заемной политики.
Так, в целях обеспечения принципа сбалансированности и устойчивости регионального бюджета в 2023 - 2025 годах будет продолжена реализация Плана мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2022 - 2025 годы, утвержденного распоряжением администрации Тамбовской области от 12.08.2022 N 603-р.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета, равномерно распределялся объем платежей по годам, минимизировались расходы на обслуживание государственного долга с учетом снижения рисков операционного характера и рисков рефинансирования. Будет продолжена работа по получению дополнительных федеральных бюджетных кредитов для реализации инфраструктурных проектов региона.
Также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет использоваться механизм привлечения кредитов кредитных организаций на конкурентной основе по итогам проведенных электронных аукционов.
Кроме того, в целях оперативного управления ликвидностью бюджета и минимизации расходов на обслуживание государственного долга продолжится практика привлечения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
Анализ рисков для бюджета Тамбовской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Тамбовской области
Основными рисками, возникающими при управлении государственным долгом Тамбовской области, являются:
риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или возникнут проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.
Для управления рисками, связанными со способностью области своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры рынка и (или) одного инвестора, привлечение среднесрочных (долгосрочных) заимствований для равномерного распределения объемов погашения по годам;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов регионального бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств.
В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Банка России) при планировании расходов на обслуживание государственного долга. При мониторинге будут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами;
операционные риски - возможность нарушения установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств.
Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля.
Врио заместителя |
Л.П. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Тамбовской области от 21 сентября 2022 г. N 733-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 23 сентября 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 22 сентября 2022 г.