Методические рекомендации
по проектированию и размещению информационных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия, а также на зданиях и сооружениях, расположенных в охранной зоне, зоне регулируемой застройки г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре
(Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры", 2022 г.)
Введение
Настоящие Методические рекомендации по проектированию и размещению информационных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", закона Хабаровского края от 30.03.2005 N 270 "О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края" и включают в себя рекомендации по проектированию и размещению информационных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия, направленных на сохранение их первоначального исторически сложившегося облика; по разработке художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий-памятников; по упорядочению размещения информационных конструкций в исторической застройке городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре.
Методические рекомендации содержат основные принципы выбора художественного решения и размещения основных и дополнительных типов рекомендуемых для использования информационных конструкций на объектах культурного наследия. Предусматривают случаи принятия решений о недопустимости установки информационных конструкций на памятниках истории и культуры.
Рекомендации адресованы государственным органам, органам местного самоуправления, собственникам (пользователям) объектов культурного наследия, представителям предприятий сферы потребительского рынка и услуг, специалистам в области сохранения историко-культурного наследия, архитектуры, дизайна.
I. Пояснительная записка
Важнейшей задачей данной работы является упрощение порядка размещения информационных конструкций и вывесок для предприятий сферы потребительского рынка и услуг. Настоящие Методические рекомендации дают возможность заказчику самостоятельно изучить положения о месте размещения информационной конструкции, ее типе, типе подсвета, месте размещения на плоскости информационного поля текста, логотипа и товарного знака и т.д. Содержат описание и принципы размещения основных и дополнительных типов, рекомендуемых для использования информационных конструкций.
1.1. Основные цели и задачи.
Основными целями и задачами настоящих Методических рекомендаций являются: упорядочение размещения информационных конструкций и вывесок в исторической застройке города;
формирование полноценной архитектурно-художественной
градостроительной среды;
разработка художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий, являющихся объектами культурного наследия;
применение передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного опыта.
1.2. Аналитический обзор сложившейся ситуации.
Анализ существующей ситуации выявил неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления объектов культурного наследия в охранных зонах г. Хабаровска.
Значительная часть информационных конструкций не соответствует историческому облику памятников, искажает архитектурно-художественное восприятие их основных характеристик. Установленные информационные конструкции негативно влияют на архитектурно-конструктивные элементы, архитектурные детали, а также рустованную, скульптурную и иную ценную художественную отделку фасадов объектов культурного наследия.
Большая часть информационных конструкций устарела, кроме того, большое количество их выполнено из некачественных материалов и установлено хаотично, без учета архитектурных, исторических и стилистических особенностей зданий. Многие конструкции установлены самовольно, без оформления разрешительной документации. Однако нельзя не отметить, что предпринимаются меры по улучшению внешнего облика города. Некоторые информационные конструкции на зданиях - памятниках истории и культуры выполнены из объемных букв и гармонично сочетаются с архитектурными особенностями зданий.
1.3. Основные понятия и термины.
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и термины.
Архитектурно-конструктивные элементы объекта культурного наследия - конструктивные элементы, обогащающие архитектурно-композиционное решение здания, в том числе: шатер, купол, башня, портик, балкон, эркер, исторический навес, козырек, карниз и иные архитектурно-конструктивные элементы.
Архитектурные детали объекта культурного наследия - декоративные элементы, обогащающие пластику фасада здания или его интерьера, в том числе: колонна, пилястра, руст, балюстрада, кронштейн, лепнина, модульон, аттик, фронтон и др.
Баннер - графическое изображение рекламного характера. Под словом "баннер" обычно подразумевается тканевое полотно прямоугольной формы информационного или рекламного содержания. В деловой среде его синонимами выступают перетяжки, транспаранты. Все эти изделия являются эффективными инструментами наружной рекламы и изготавливаются методом широкоформатной печати, либо ручной работой краской, маркером и т. д. Основным материалом для их производства служат литые толстые полихлорвиниловые пленки, называемые часто, за преимущественное использование, баннерной тканью.
Вывеска - обязательная к размещению конструкция в виде доски, щита, размещаемая на фасадах зданий в месте нахождения или осуществления деятельности организации, содержащая сведения о ее наименовании, месте нахождения и режиме работы.
Заказчик - владелец информационной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник информационной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на такую конструкцию или правом владения и пользования конструкцией на основании договора с ее собственником.
Информационная конструкция - это конструкция, размещаемая непосредственно на зданиях, строениях, сооружениях, землях или земельных участках в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг и не содержащая сведений рекламного характера.
Контражурная подсветка. При подсветке объемных букв используется технология контражура - буква размещается на некотором расстоянии от несущей поверхности, и на ее заднюю плоскость монтируются обращенные к стене здания неоновые трубки. В результате объемные буквы как бы плывут над светом. Непрозрачная лицевая поверхность буквы, может быть как сплошной, так и с прорезями для создания дополнительного эффекта.
Кронштейн - это консольная опорная конструкция или деталь, которая предназначена для крепления на вертикальной плоскости выдвинутых или выступающих в горизонтальном направлении частей сооружений. В 5 архитектуре кронштейн представляет собой выступ в стене, довольно часто декорированный или профилированный, служит для поддержки карнизов, балконов.
Логотип - уникальное графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв и/или изображения. Логотипы широко применяются для изображения товарных знаков и в качестве эмблем юридических лиц.
Витрина - это застекленная часть фасада помещения, главная задача которой заключается в информировании прохожих о реализуемых товарах или предоставляемых услугах.
Витринные маркизы - навесы из тентовой ткани, которые создают теневой козырек, защищают от солнца на открытых площадках летних кафе, ресторанов, магазинов.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - состоящие на государственной охране здания, сооружения, ансамбли (комплексы) с их исторической средой, а также памятные места, связанные с историей и творчеством людей, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Объекты наружной рекламы и информации - любые стенды, щиты, плакаты, панно, экраны, табло, дисплеи, панели, тумбы, указатели, установки, транспаранты, перетяжки, подвесы, флаги и иные объекты, стационарные и временные, плоские и объемно-пространственные, световые, газосветные, размещенные вдоль дорог, улиц, проездов, площадей и набережных города, в садах, парках и скверах, на павильонах городского транспорта, торговых павильонах и киосках, стенах, крышах, витринах и окнах зданий и сооружений, мостах, эстакадах, путепроводах, временных строительных сооружениях, в подземных переходах, а также надписи на воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях и пр., несущие информацию коммерческого и некоммерческого характера.
Панель-кронштейн - конструкция, установленная поперек тротуара, перпендикулярно плоскости фасада.
Подложка - декоративная панель для крепления объемных букв вывески, выполненная из металла, натурального камня, дерева, стекла или другого прозрачного материала.
Руст - облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо. Эти камни отделены друг от друга неодинаковыми по ширине и глубине швами. Стены, оформленные подобным образом, называют рустованными.
Типографика - художественное оформление текста посредством набора и верстки. Оформление текста включает его расположение, выбор гарнитуры, кегля, длины строк и расстояния между ними (интерлиньяж), изменение пробелов между буквами (кернинг) и группами букв (трекинг).
Товарный знак - обозначение (словесное, изобразительное, 6 комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.
Тяга - тонкий горизонтальный выступ на стене (типа карниза), обычно на уровне междуэтажных перекрытий здания.
II. Рекомендуемые к установке виды информационных конструкций на объектах культурного наследия
Основные принципы выбора художественного решения информационной конструкции: сохранение архитектурного исторически сложившегося облика (декоративного убранства, пластики фасадов, объемно-планировочного решения) объекта культурного наследия; создание комфортного визуального пространства; донесение до потенциального потребителя хорошо просматриваемых сведений о деятельности предприятия сферы услуг.
В настоящем руководстве рекомендованы к установке на объектах культурного наследия и зданиях, расположенных в охранной зоне, зоне регулируемой застройки городов Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре следующие виды информационной конструкции:
2.1. Информационные конструкции из отдельных букв и знаков без подложки.
Информационные конструкции рекомендуется выполнять в горизонтальном исполнении в виде отдельно стоящих букв и знаков без подложки на общем металлическом каркасе (визуально совпадающий по цвету с фасадом) с расположением точек крепления конструкции каркаса в плоских частях фасада здания, а не в тягах и других декоративных элементах или ценной отделке. Отдельно стоящие - т.е. такие, за которыми виден участок фасада, на котором она установлена, т.е. такая конструкция, каждая буква которой или логотип которой отбрасывают собственную тень на плоскость фасада.
Предпочтительный материал для изготовления конструкции: металл, камень, дерево и стекло, из пластика допустимы, но не рекомендованы.
Размеры текстовой части информационной конструкции должны быть, как правило, не более 60 см по высоте.
Плоские и объемные информационные конструкции. Отдельно стоящие буквы и знаки, из которых состоит конструкция, могут быть плоскими или объемными. Плоские информационные конструкции смотрятся не хуже объемных, при условии, что каждая буква или логотип отбрасывают на стену здания собственную тень. Плоские буквы и знаки должны крепиться 7 на некотором расстоянии от плоскости фасада, чтобы каждая буква или знак отбрасывали собственную тень. Объемные буквы и знаки могут крепиться на некотором расстоянии от плоскости фасада или вплотную к плоскости фасада.
Световые и несветовые информационные конструкции.
Информационные конструкции из объемных букв и знаков могут быть световыми или несветовыми. Для несветовых конструкций можно установить внешнюю подсветку. Световые конструкции светятся самостоятельно. Существует множество вариантов внутренней подсветки букв и знаков конструкций. Наиболее предпочтительными являются контражурная и неоновая подсветка.
2.2. Информационная конструкция из отдельных букв и знаков с плоской подложкой.
Этот тип конструкции отличается от предыдущего только тем, что участок фасада, на котором установлена информационная конструкция, может быть закрыт декоративной панелью, выполненной из прозрачного материала. Устанавливается в случае сложной конфигурации фасада для крепления отдельных элементов информационной конструкции.
Буквы на подложке должны быть отдельно стоящими и могут быть любыми - плоскими (при условии, что они закреплены на расстоянии от подложки) или объемными, световыми или несветовыми. Световые буквы на подложке точно так же могут быть с внутренней или контражурной подсветкой или неоновыми. Сама подложка излучать свет не должна.
Размеры текстовой части вывески не более 60 см по высоте, подложки (панель, выполненная на прозрачной основе) и декоративного элемента вывески не более 70 см по высоте.
2.3. Панели-кронштейны.
Использование информационных конструкций в виде панель-кронштейнов рекомендуется в отдельных случаях, преимущественно если невозможно размещение горизонтальных конструкций в плоскости фасада, при условии их выполнения в стиле здания в виде фигурных элементов или в буквенном варианте.
Панель-кронштейн - это конструкция, установленная поперек тротуара, перпендикулярно плоскости фасада. Их лучше видно прохожим, которые идут непосредственно мимо заведения. Конструкции небольших размеров, особенно если они висят не выше 280 см от земли, передают более личное сообщение, направленное на конкретного прохожего, а не на всю улицу. Вид крепления определяется архитектурой здания и видом заведения.
Высота панелей-кронштейнов обычно привязывается к высоте других вывесок или к архитектурным деталям фасада. При компоновке в линию с вывеской высота панелей-кронштейнов должна составлять не более 60 см.
Максимально допустимые размеры конструкции и креплений:
подвесная - с единым креплением, размер ее не более 60х60 см, расстояние от стены от 10 до 20 см; со скрытым креплением (вплотную к 8 стене), размер не более 60х60 см;
Дизайн панелей-кронштейнов. Панели-кронштейны могут содержать только логотип и род деятельности компании (аптека, парикмахерская, нотариус). Фон должен быть однородным. Тип панелей-кронштейнов должен быть таким же, как тип основных вывесок: для вывесок без подложки лучше подойдут панели-кронштейны с объемными буквами. Для световых вывесок допускаются лайтбоксы (размер не более 60х60 см) с подсветкой букв и знаков. Панель-кронштейн может выполнять функцию указателя, когда не висит непосредственно у входа в заведение. Например, если вывеска установлена у арки или на углу здания. Панель-кронштейн не должен содержать рекламную или контактную информацию.
Дизайн креплений. Если панель-кронштейн не крепится вплотную к стене, то его крепления также находятся на виду. Поэтому дизайн креплений - такая же важная задача, как и дизайн самой вывески. Крепления панелей-кронштейнов должны быть окрашены либо в черный цвет, либо в цвет здания, либо в цвет вывески. Либо быть цвета материала, не требующего окраски (нержавеющий металл, камень, дерево). Элементы крепежа (болты, гайки, шурупы и т. д.) следует прятать под декоративными заглушками или красить в цвет крепления.
2.4. Вывески.
К вывескам относятся таблички с плоской подложкой, расположенные на уровне глаз, рядом с входной дверью в здание, на его фасаде.
Вывеска обязана информировать посетителей о фирменном наименовании организации, находящейся внутри здания памятника, ее адресе и режиме работы.
2.5. Витрины.
Витрины должны быть привлекательными и создавать благоприятный образ заведения. Оформление витрины должно обеспечивать ощущение пространства внутри здания. Глухие витрины (закрытые шторами или рекламой) не рекомендуются. Глухая оклейка витринных стекол недопустима. Графика на стекле витрины, расположенная с внутренней стороны, не должна занимать больше 30% площади витрины.
2.6. Иерархия вывесок.
Наиболее предпочтительны вывески в виде объемных отдельно стоящих букв и знаков без подложки. Менее эстетичны вывески с подложкой. Буквы и логотипы на подложке также должны быть объемными. Размещение лайтбоксов на фасадах объектов культурного наследия недопустимо.
На объектах культурного наследия, являющихся деревянными зданиями, установка информационных конструкций не рекомендуется.
III. Типографика
Для информационных конструкций и вывесок заведений, у которых отсутствует зарегистрированный логотип или фирменный шрифт (такие вывески, как "Магазин", "Аптека" и т. д.), перечисленные правила являются обязательными, для остальных носят рекомендательный характер.
На всех объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) надписи информационных конструкций и вывесок предпочтительно набирать шрифтами с засечками. Шрифты без засечек лучше подойдут современным зданиям.
У шрифта, как правило, есть несколько начертаний: прямое, полужирное, курсивное, полужирный курсив и т. д. Набирать надпись для вывески лучше всего прямым начертанием. Другие начертания чаще всего созданы для выделения важных участков в тексте.
Буквы не допускается искажать (изменять пропорции шрифта).
Надписи для информационных конструкций и вывесок можно набирать строчными (маленькими) буквами, начиная с заглавной, или прописными (большими) буквами. Прописные буквы всегда следует набирать вразрядку. Строчные буквы разряжать не рекомендуется.
IV. Правила размещения информационных конструкций на объектах культурного наследия
4.1. Размещение информационных конструкций из отдельных букв и знаков без подложки.
Информационные конструкции в виде отдельных объемных букв (возможно световых) на общем металлическом каркасе рекомендуется располагать горизонтально с креплением конструкции каркаса в плоских частях фасада здания, не затрагивая декоративные элементы фасада здания. Размеры текстовой части вывески не более 60 см, декоративного элемента вывески (логотип, товарный знак и т.д.) не более 60х60 см.
4.2. Размещение информационных конструкций с плоской подложкой.
В случае сложной конфигурации фасада для крепления отдельных элементов информационной конструкции рекомендуется использовать прозрачную основу (подложку). Размеры текстовой части вывески не более 60 см по высоте, подложки (панель, выполненная на прозрачной основе) и декоративного элемента вывески не более 70 см по высоте.
4.3. Выравнивание информационных конструкций.
Информационную конструкцию необходимо выравнивать по архитектурным элементам фасада (по центру оконного, дверного проема и т.д.) сохраняя осевую симметрию фасада здания.
4.4. Взаимное расположение информационных конструкций.
Информационные конструкции должны быть размещены в один высотный ряд и оптически выровнены по центральной оси (выравнивание по середине высоты букв). При размещении новой информационной конструкции на фасаде нужно принимать во внимание расположение и размер уже существующих.
4.5. Размещение панелей-кронштейнов.
Использование информационных конструкций в виде панель-кронштейнов рекомендуется в отдельных случаях, преимущественно если невозможно размещение горизонтальных конструкций в плоскости фасада, при условии их выполнения в стиле здания в виде фигурных элементов или в буквенном варианте.
Высота панелей-кронштейнов обычно привязывается к высоте других информационных конструкций или к архитектурным деталям фасада. При компоновке в линию с информационной конструкцией высота панелей-кронштейнов должна составлять не более 60 см по высоте.
Случаи принятия решений о недопустимости установки информационных конструкций на объектах культурного наследия
Решение о недопустимости установки информационной конструкции на объекте культурного наследия принимается при нарушении требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, в случаях, если:
информационная конструкция подлежит установке в виде лайтбокса, светового экрана с бегущей строкой, баннера, транспоранта, перетяжки;
информационная конструкция подлежит установке на стационарной или временной ограде либо строительной сетке;
установка информационной конструкции может повлечь повреждение или разрушение объекта культурного наследия, изменение его внешнего облика, в том числе:
информационная конструкция искажает общую или осевую симметрию фасада (фасадов) здания;
информационная конструкция не соответствует историческому облику объекта культурного наследия, искажает архитектурно-художественное восприятие его основных характеристик, предполагает создание диссонирующих аттиков, порталов, наличников, навесов, карнизов, облицовок и отделок, стальных или зеркальных конструкций;
установка информационной конструкции негативно влияет на архитектурно-конструктивные элементы (шатер, купол, башню, портик, балкон, исторический навес, козырек, карниз и иные архитектурно-конструктивные элементы), архитектурные детали (колонну, пилястру, лепнину, модульон, фронтон и др.), а также живописную, мозаичную, керамическую, рустованную, скульптурную и иную ценную художественную отделку фасада объекта культурного наследия;
информационная конструкция подлежит установке в чердачном, проездном арочном и других проемах объекта культурного наследия;
информационная конструкция подлежит установке на крыше объекта культурного наследия;
объект культурного наследия, к которому присоединяется информационная конструкция находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проектированию и размещению информационных конструкций и вывесок на объектах культурного наследия, а также на зданиях и сооружениях, расположенных в охранной зоне, зоне регулируемой застройки г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре
(Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры", 2022 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был