В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан", руководствуясь Положением о Министерстве спорта Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года N 425, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок действий Министерства спорта Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству спорта Республики Башкортостан.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Р.Т. Хабибов |
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 21 сентября 2022 г.
Регистрационный N 18976
Утвержден
приказом
Министерства спорта
Республики Башкортостан
от 20 июня 2022 года N ОД-209
Порядок
действий Министерства спорта Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству спорта Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 255 "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Башкортостан" и порядком действий должностных лиц Министерства спорта Республики Башкортостан (далее - Министерство) при осуществлении контроля за деятельностью бюджетных, автономных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству (далее - учреждения).
1.2. Объектами контроля являются учреждения.
1.3. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется контроль за:
деятельностью бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству в соответствии с целями, предусмотренными их учредительными документами;
качеством предоставления учреждениями государственных услуг (выполнения работ);
формированием цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям;
выполнением учреждениями плана финансово-хозяйственной деятельности;
выполнением учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
жалобами потребителей и принятыми по результатам их рассмотрения мерами;
обеспечением законности, обоснованности, экономической эффективности использования средств бюджета Республики Башкортостан;
соблюдением порядка распоряжения недвижимым и особо ценным движимым государственным имуществом Республики Башкортостан, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления или приобретенным учреждениями за счет средств, выделенных их собственником на приобретение такого имущества;
совершением руководителями учреждений крупной сделки;
изменением (увеличением, уменьшением) дебиторской и кредиторской задолженностей учреждений;
достоверностью и полнотой отчета о результатах деятельности учреждений и об использовании закрепленного за ними государственного имущества Республики Башкортостан;
достоверностью представляемой отчетности;
мониторингом результата деятельности учреждений на основе представленных ими в установленном порядке отчетов;
соблюдением установленных порядков создания и деятельности наблюдательного совета в автономных учреждениях.
1.4. Основными целями осуществления контроля являются:
анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
выявление отклонений в деятельности учреждений (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении, некачественном выполнении основных видов деятельности, оказание учреждениями платных услуг, не предусмотренных уставами) и разработка рекомендаций по их устранению;
подтверждение соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) стандартам качества их предоставления;
определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждениями;
формирование информационной базы об объемах и качестве предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан;
установление фактического наличия и состояния государственного имущества Республики Башкортостан, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Башкортостан, выявление нарушений законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности учреждениями государственного имущества Республики Башкортостан.
1.5. При проведении проверок (ревизий) осуществляются контрольные действия по проверке:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
достоверности расчетов, оказанных услуг, выполненных работ, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений;
фактического наличия, сохранности и правильности использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан;
принятых учреждениями мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки (ревизии).
1.6. Контрольные мероприятия осуществляют должностные лица Министерства.
1.7. Должностными лицами Министерства, осуществляющими мероприятия по контролю, являются:
а) министр;
б) заместитель министра, курирующий финансово-экономические вопросы (далее - заместитель министра);
в) главный специалист-эксперт по внутреннему финансовому контролю и аудиту Министерства;
г) государственные гражданские служащие Республики Башкортостан, замещающие должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий.
1.8. К мероприятиям по контролю относится проведение Министерством проверок (ревизий) деятельности учреждений (далее - проверка, контроль).
1.9. Ответственными лицами за осуществление документарных проверок являются государственные гражданские служащие Республики Башкортостан, замещающие должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий.
1.10. Должностным лицом, ответственным за проведение выездных проверок, является главный специалист-эксперт по внутреннему финансовому контролю и аудиту Министерства (далее - должностное лицо по осуществлению контроля).
1.11. Привлечение к контролю специалистов - сотрудников структурных подразделений Министерства осуществляется по приказу министра спорта Республики Башкортостан. В случае возникновения необходимости привлечения к контролю представителей подведомственных учреждений на имя директора подведомственного учреждения направляется запрос (служебная записка, письмо) о необходимости участия специалистов в контрольном мероприятии.
1.12. Запрещается привлекать к участию в проверке лиц, которые в проверяемом периоде были сотрудниками проверяемого учреждения.
1.13. В случаях, требующих применения специальных знаний, к участию в контрольном мероприятии на договорной основе могут привлекаться независимые эксперты для проведения экспертиз, необходимых при проведении контрольных мероприятий. Решение о привлечении независимых экспертов принимается министром спорта Республики Башкортостан.
2. Мероприятия по контролю и формы его осуществления
2.1. К мероприятиям по контролю относится проведение Министерством проверок (ревизий) деятельности учреждений.
2.2. В зависимости от периодичности проведения проверки (ревизии) могут быть плановыми и внеплановыми.
2.3. Проверки (ревизии) осуществляются в формах документарной проверки отчетности учреждений или их фактической (выездной) проверки (ревизии).
2.4. Плановая (внеплановая) проверка проводится на основании приказа Министерства.
Проект приказа Министерства о проведении проверки готовится должностным лицом по осуществлению контроля. В проекте приказа указываются:
наименование органа, осуществляющего контроль;
фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
наименование учреждения, в отношении которого проводится проверка (объект проверки);
цели, задачи, предмет, сроки проведения проверки;
правовые основания проведения проверки, включая настоящий Порядок.
2.5. Для проведения плановой (внеплановой) проверки (ревизии) составляется Программа проверки (ревизии) (далее - Программа).
2.6. Программа должна содержать:
тему контрольного мероприятия;
форму контрольного мероприятия;
наименование объекта контроля;
проверяемый период;
срок проведения проверки;
фамилии, инициалы и должности проверяющих специалистов;
перечень основных вопросов контрольного мероприятия.
2.7. Программа подписывается должностным лицом по осуществлению контроля и утверждается заместителем министра спорта Республики Башкортостан.
3. Осуществление документарных и выездных проверок (ревизий)
3.1. Датой начала проверки считается дата, указанная в приказе Министерства о проведении проверки.
Датой окончания плановой (внеплановой) проверки считается дата, указанная в приказе. В случае отказа руководителя проверяемого учреждения подписать или получить акт проверки, датой окончания проверки считается дата направления в проверенное учреждение акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3.2. Осуществление документарной проверки.
3.2.1. Предметами документарной проверки являются сведения, содержащиеся в представляемых учреждениями учредителю отчетах о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного имущества Республики Башкортостан, годовой (квартальной) бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений.
3.2.2. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства по мере поступления соответствующих документов и не требует издания отдельного решения о проведении проверки.
3.2.3. Документарная проверка проводится структурными подразделениями и должностными лицами Министерства.
3.3. Осуществление выездной проверки (ревизии).
3.3.1. Предметами выездной проверки (ревизии) являются:
сведения о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, содержащиеся в их документах;
оказание учреждением государственных услуг (выполнение работ);
состояние и характер использования государственного имущества Республики Башкортостан, находящегося у учреждений на праве оперативного управления.
3.3.2. Проведение выездных проверок (ревизий), в том числе совместных, осуществляется в форме плановых проверок (ревизий) в соответствии с ежегодно утверждаемым Министерством планом, на основании приказа министра спорта Республики Башкортостан (далее - План), а также внеплановых проверок (ревизий) с соблюдением прав и законных интересов учреждений.
План на соответствующий год утверждается министром спорта Республики Башкортостан до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. План составляется ежегодно на предстоящий календарный год.
Ответственным за составление и утверждение Плана является должностное лицо по осуществлению контроля.
В Плане указываются наименование учреждений, тема и сроки проведения контрольного мероприятия.
В План могут вноситься изменения, которые оформляются приказом Министерства.
3.3.3. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения проверяемого учреждения.
3.4. Проверки (ревизии) могут осуществляться сплошным или выборочным методом. Сплошной метод заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу Программы контрольного мероприятия. Объем выборки при выборочном методе определяется таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу. Решение об использовании сплошного или выборочного метода проведения проверки (ревизии) по каждому вопросу Программы принимает должностное лицо по осуществлению контроля исходя из содержания вопроса Программы контрольного мероприятия, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в объекте контроля, срока проведения проверки (ревизии).
3.5. Плановые проверки (ревизии) в отношении каждого учреждения проводятся не реже чем один раз в три года.
Запрещается проведение повторных плановых проверок (ревизий) за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам.
3.6. Основаниями для проведения внеплановых выездных проверок (ревизий) являются:
получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие соответствующую сферу деятельности учреждений;
обращения граждан и юридических лиц на нарушения законодательства, в том числе на качество предоставления государственных услуг, а также сведения из средств массовой информации.
3.7. Срок проведения проверки (ревизии) зависит от темы контрольного мероприятия, объема предстоящих контрольных действий и не может превышать 30 календарных дней. Продление срока проведения проверки (ревизии) до 45 календарных дней Министерством возможно по мотивированному заключению должностных лиц, проводивших проверку (ревизию).
В случае продления срока проверки издается приказ Министерства о продлении проверки. Решение о продлении срока проведения проверки доводится должностным лицом, проводившим проверку (ревизию), до сведения руководителя проверяемого учреждения в течение 2 (двух) рабочих дней со дня принятия вышеуказанного решения.
3.8. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, вправе:
требовать документы, относящиеся к предмету проверки;
посещать территорию и помещения учреждения;
получать объяснения должностных лиц учреждения;
проводить опросы потребителей предоставляемых государственных услуг в случаях включения их в перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей проведения проверки, определенных в решении о проведении выездной проверки.
3.9. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, не вправе:
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
превышать установленные сроки проведения проверки.
3.10. При проведении выездной проверки (ревизии) должностные лица, проводящие проверку (ревизию), обязаны:
соблюдать законодательство, права и законные интересы учреждения;
проводить проверку (ревизию) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю или иному уполномоченному должностному лицу учреждения присутствовать при проведении проверки (ревизии) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю или иному уполномоченному должностному лицу, присутствующим при проведении проверки (ревизии), информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (ревизии);
знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо учреждения с результатами проверки (ревизии);
соблюдать сроки проведения проверки (ревизии).
4. Оформление результатов документарных и выездных проверок (ревизий)
4.1. Оформление результатов документарной проверки.
4.1.1. По итогам анализа представленных учреждениями документов должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, составляет заключение, которое приобщает к документам учреждения для рассмотрения при утверждении отчетности в установленном порядке.
Должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в заключении отражаются:
характеристика фактических и запланированных на соответствующий период времени результатов деятельности учреждения;
характеристика факторов, повлиявших на отклонение фактических результатов деятельности учреждения от запланированных;
оценка соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества их предоставления.
4.2. Оформление результатов выездной проверки (ревизии).
4.2.1. По результатам выездной проверки (ревизии) составляется акт проверки (ревизии) в 2 экземплярах.
4.2.2. Акт проверки (ревизии) состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть должна содержать следующие сведения:
дата и место составления акта;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), проводившего(-их) проверку (ревизию);
наименование учреждения, в котором осуществлялась проверка (ревизия), должность руководителя (представителя) учреждения, присутствовавшего при ее проведении;
основание назначения проверки (ревизии), номер и дата приказа на право проведения проверки (ревизии);
тема проверки (ревизии);
проверяемый период;
срок проведения проверки (ревизии);
юридический адрес учреждения;
сведения об учредителях;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства, должности, фамилии и инициалы лиц, имевших право подписи платежных документов.
Описательная часть акта проверки (ревизии) должна содержать описание проведенной работы, сведения о результатах проверки (ревизии), о выявленных нарушениях требований законодательства, нормативных правовых актов при осуществлении деятельности учреждения по каждому вопросу Программы проверки (ревизии).
Результаты проверки (ревизии), излагаемые в акте проверки (ревизии), должны подтверждаться достаточными доказательствами: документами (копиями документов), объяснениями должностных, материально-ответственных и иных лиц учреждения. Копии документов заверяются подписью представителя и печатью учреждения.
В акте проверки не допускаются:
выводы, предположения, не подтвержденные соответствующими документами;
морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц учреждения.
4.2.3. Акт проверки составляется должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки.
В течение 3 (трех) рабочих дней со дня составления акта проверки каждый экземпляр акта проверки подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, руководителем (уполномоченным должностным лицом) и главным бухгалтером (при наличии) проверенного учреждения и вручается руководителю (уполномоченному должностному лицу) учреждения под роспись. О получении одного экземпляра акта проверки руководитель (уполномоченное должностное лицо) проверенного учреждения делает запись в экземпляре акта проверки, который остается в Министерстве. Такая запись должна содержать дату получения акта проверки, подпись, фамилию, инициалы подписавшего акт руководителя (уполномоченного должностного лица) учреждения.
4.2.4. В случае отказа руководителя (уполномоченного должностного лица) проверенного учреждения от подписания или получения акта проверки, должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в акте проверки делается запись об отказе указанного лица от подписи или от получения акта проверки. При этом акт проверки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его составления направляется проверенному учреждению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенному учреждению.
Документ, подтверждающий факт направления акта проверки, а также уведомление о вручении приобщаются к материалам проверки.
4.2.5. Учреждение, проверка (ревизия) которого производилась в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки (ревизии), в течение 5 рабочих дней с даты получения акта проверки (ревизии) вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки (ревизии) в целом или его отдельных положений. При этом учреждение вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
4.2.6. В случае поступления письменных возражений Министерство в течение 15 рабочих дней рассматривает материалы проверки (ревизии), а при необходимости - в присутствии уполномоченного должностного лица учреждения и дает письменное заключение на возражения в отношении акта проверки, оформляемое в двух экземплярах. Указанное заключение утверждается заместителем министра спорта Республики Башкортостан, один экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.
В течение 3 (трех) рабочих дней после утверждения заключения на возражения в отношении акта проверки второй экземпляр заключения направляется в учреждение заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю (уполномоченному должностному лицу) проверенного учреждения под расписку.
4.2.7. В случае выявления нарушений или недостатков, обязательных для устранения, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания акта проверки либо при поступлении возражений в отношении акта проверки, со дня утверждения заключения на возражения в отношении акта проверки, Министерством учреждению направляется представление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
4.2.8. Учреждение, которому было направлено представление об устранении выявленных нарушений, должно исполнить его и представить отчет об исполнении представления в установленный Министерством срок с приложением подтверждающих исполнение документов.
В случае, если учреждение не исполнило представление в установленный срок, Министерство вправе рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц учреждения, ответственных за выполнение представления, к дисциплинарной ответственности.
4.2.9. При подготовке актов внеплановых документарных и выездных проверок (ревизий) проверяющие должностные лица обязаны руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию актов проверки, указанными в разделе 4 настоящего Порядка.
4.2.10. Содержание материалов контрольных мероприятий не подлежит разглашению.
4.2.11. Материалы проверок (ревизий) хранятся у должностного лица по осуществлению контроля в течение 5 лет и по истечении указанного срока в установленном порядке сдаются в архив Министерства.
5. Итоги контроля за деятельностью подведомственных учреждений
5.1. Результаты контрольных мероприятий учитываются Министерством при решении вопросов о:
соответствии результатов деятельности учреждений установленным показателям деятельности и отсутствии выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;
несоответствии результатов деятельности учреждений установленным показателям деятельности и выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях;
определении дальнейшей деятельности учреждения с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;
сохранении, увеличении, уменьшении показателей государственного задания и объемов субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
перепрофилировании деятельности учреждения;
реорганизации учреждения, изменении типа учреждения или его ликвидации;
принудительном изъятии государственного имущества Республики Башкортостан при наличии оснований, установленных законодательством;
направлении представлений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества Республики Башкортостан.
5.2. По результатам проверки (ревизии) может быть принято решение о направлении материалов проверки (ревизии) в органы прокуратуры или иные правоохранительные органы по принадлежности, если в результате проверки (ревизии) получена информация о нарушении законодательства, содержащая признаки противоправного деяния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта Республики Башкортостан от 20 июня 2022 г. N ОД-209 "Об утверждении Порядка действий Министерства спорта Республики Башкортостан при осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству спорта Республики Башкортостан"
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 21 сентября 2022 г.
Регистрационный N 18976
Вступает в силу с 23 сентября 2022 г.
Опубликование:
официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 22 сентября 2022 г., N 202209220005