Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2022 г. N 127-КАД22-11-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рябовой Наталии Витальевны к администрации г. Феодосии Республики Крым о признании недействительным постановления, возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка по кассационной жалобе Рябовой Наталии Витальевны на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Рябова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 5 марта 2021 г. N 589 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность гражданке Российской Федерации Рябовой Н.В. в порядке завершения оформления прав", о возложении на администрацию обязанности повторно рассмотреть ее заявление от 24 декабря 2020 г. о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального дачного строительства, площадью 700 кв.м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., в порядке завершения оформления прав.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2021 г., в удовлетворении искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Рябовой Н.В. в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
Как следует из материалов дела, решением 34-й сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета от 3 декабря 2012 г. N 954 Рябовой Н.В. разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства с последующей передачей в собственность, площадью 0,0700 га, категория земель "жилая и общественная застройка".
Истцом в 2012-2013 гг. заключен договор на выполнение геодезических работ, заказан проект землеустройства по отводу земельного участка.
Земельный участок в декабре 2020 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ..., категория "земли населенных пунктов", сведения об объекте имеют статус "актуальные".
Рябова Н.В. обратилась в администрацию г. Феодосии с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке процедуры завершения оформления прав.
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 5 марта 2021 г. N 589 истцу отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121-й сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 г. N 1171, испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами "Ж-1" и в зоне застройки объектами образования и воспитания "ОД-4", что противоречит пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суды согласились с административным ответчиком.
Вместе с тем выводы судов являются ошибочными исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1 1 статьи 12 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРK) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРK завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРK).
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 (далее - Порядок), завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРK, согласно которой в том числе является наличие оснований, предусмотренных статьей 39 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39 16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как следует из материалов дела, право на получение бесплатно в собственность до 2013 г. предоставленного земельного участка Рябова Н.В. не смогла реализовать.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121-й сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 г. N 1171, земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами "Ж-1", в зоне застройки объектами образования и воспитания "ОД-4", при этом согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Между тем установленные указанной нормой, а также пунктом 7 статьи 11 9 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, и о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне применяются в случаях изначального образования земельных участков в целях предоставления гражданину или юридическому лицу.
Испрашиваемый земельный участок фактически образован в соответствии с решением от 3 декабря 2012 г., тогда же передан Рябовой Н.В. в пользование, впоследствии, в 2020 г. поставлен на кадастровый учет, его границы определены.
В настоящее время Рябова Н.В. просит завершить оформление в собственность земельного участка с теми характеристиками (местоположение, размер), которые существовали на момент его фактического образования в 2012 г.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, административный ответчик не учел, что отнесение в 2019 г. правилами землепользования и застройки участка к двум территориальным зонам не может служить основанием для отказа в предоставлении в порядке завершения оформления права собственности Рябовой Н.В. на земельный участок, полученного на основании решения органа местного самоуправления от 3 декабря 2012 г.
Кроме того, в июне 2021 г. в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, внесены изменения на основании решения 32-й сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2-го созыва от 25 июня 2021 г. N 316, согласно которым испрашиваемый земельный участок находится в одной территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами "Ж-1".
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу Рябовой Наталии Витальевны удовлетворить, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 г. отменить.
Признать незаконным постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 5 марта 2021 г. N 589 "Об отказе гражданке Российской Федерации Рябовой Н.В. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав".
Возложить на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Рябовой Наталии Витальевны о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 700 кв.м +/- 9 кв.м, расположенного по адресу: ...
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2022 г. N 127-КАД22-11-К4
Текст определения опубликован не был