В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2019 г N 03/4799 "Об утверждении государственного задания на 2020 год в отношении государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", а также в контексте реализации мероприятий по совершенствованию технологий и содержания обучения соответственно с новыми федеральными государственными образовательными стандартами путем создания концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений на территории Челябинской области разработана Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области (далее - Концепция).
2. ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (А.В. Хохлов) обеспечить методическое сопровождение реализации Концепции.
3. Рекомендовать руководителям органами местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, использовать материалы Концепции при разработке муниципальных программ и планов мероприятий, направленных на формирование и развитие непрерывного экологического образования в Челябинской области.
4. Руководителям общеобразовательных организаций рассмотреть возможность использования материалов Концепции при разработке рабочих программ по экологическому образованию в структуре основных общеобразовательных программ.
5. Контроль исполнения приказа возложить на начальника управления общего образования Тюрину Е.А.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 5 октября 2020 г. N 01/2091
Региональная концепция
непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области
Составители: авторский коллектив ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования"
Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования".
Уткина Татьяна Валерьевна, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", кандидат педагогических наук, доцент.
Обоскалов Александр Георгиевич, проректор по методической и организационной работе ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", кандидат педагогических наук, доцент.
Скрипова Надежда Евгеньевна, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", доктор педагогических наук, доцент.
Яковлева Галина Владимировна, заведующий кафедрой развития дошкольного образования ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензенты:
Ахметов М.А., профессор кафедры методики естественно научного образования и информационных технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова, д.п.н., доцент;
Гетманец И.А., заведующий кафедрой общей экологии факультета экологии ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет", д.биол.н., доцент;
Остроумов И. Г, заместитель директора по научной работе научно-исследовательского института технологий органической, неорганической химии и биотехнологий (г. Саратов), д.х.н., профессор
Введение
Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области (далее - Концепция) разработана в контексте реализации мероприятий по совершенствованию технологий и в соответствии содержания обучения с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) путем создания концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений на территории Челябинской области.
Концепция также рассматривает подготовку учащихся школ согласно тенденциям социокультурного развития региона, особенностям постиндустриального информационного общества, запросам развивающейся экономики Челябинской области и национальным интересам государственной безопасности.
Концепция разработана для систематизации вышеперечисленных действий в региональной образовательной системе, что позволит организовать целенаправленную работу по обеспечению непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области с ориентирами на следующие направления:
- развитие экологического образования как общекультурного образования;
- создание образовательной среды для подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся социоприродных условиях;
- создание механизмов поддержки развития экологического образования;
- развитие ключевых образовательных компетентностей обучающихся через практико-ориентированную деятельность;
- повышение квалификации педагогов в области экологического образования.
Содержание Концепции разработано, структурировано аналогично принципам создания и построения Концепций преподавания предметных дисциплин и охватывает аналогичные им основные разделы.
Для единообразного и точного понимания терминов и определений, используемых в настоящей Концепции, приводим глоссарий.
Экологическая компетентность рассматривается в качестве личностного образования, представляющего собой единство экологической направленности личности и опыта природно-ориентированной деятельности в качестве её субъекта 1.
Экологическая культура включает в себя экологическое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей 2.
Экологическое образование в настоящей Концепции понимается как процесс обучения, воспитания, развития личности и общества, самообразования и накопления опыта, нацеленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих и моральных норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. 3
Экологическое просвещение в данной Концепции определяется как распространение знаний об экологической безопасности, сведений о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения 4.
1. Проблематика непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области
Приоритетное внимание к экологическому образованию является характерной особенностью многих промышленных регионов России. Расположение Челябинской области на стыке Европейской части России (перекресток магистральных путей) с учетом её культурных и промышленных традиций, энергетических и минеральных ресурсов создавало и создает более чем благоприятные условия для развития экономики и культуры области. Достаточные природные условия и особое географическое положение ставят Челябинскую область в ряд регионов с наиболее интенсивной эксплуатацией природы. Кроме того, область является регионом с высокой техногенной нагрузкой, что не может не оказывать влияние на состояние окружающей среды.
К основным проблемам в сфере экологии Челябинской области как промышленного региона можно отнести следующие:
- высокая концентрация промышленных предприятий (металлургия, электроэнергетика, машиностроение, а также перерабатывающая промышленность) в Челябинской области, создающих напряжённую экологическую обстановку, в том числе развитие экологически опасных производств (например, Российский горно-обогатительный комбинат на базе месторождения "Томинское");
- негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов промышленных выбросов;
- неудовлетворительное состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения в связи со сбросом в поверхностные водоемы неочищенных или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;
- интенсивная эксплуатация природных ресурсов (месторождения железной руды и магнезита, магнетитовых и титановых, марганцевых руд, графита, кварцевого сырья и др.);
- вырубка и деградация лесов (пожары, болезни леса, отсутствие надлежащего ухода и контроля);
- неэффективная утилизация и переработка разных видов отходов, которая оказывает влияние на состояние почвы, воды и воздуха (http://www.mineco 174.ru/htmlpages/Show/protectingthepublic).
Выделенные проблемы позволяют констатировать тот факт, что на современном этапе социально-экономического развития Челябинской области возрастает роль непрерывного экологического образования, так как из экологически образованных школьников с высокой степенью экологической культуры вырастут и будут в будущем вести свою профессиональную деятельность экологически ответственные работники в разных сферах деятельности.
На этапе дошкольного образования экологическое образование в Челябинской области осуществляется в аспекте основных общеобразовательных программ, разработанных на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также с использованием парциальных образовательных программ, что даёт возможность формировать первичные представления ребенка об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях на планете Земля в качестве общего дома, особенностях природы, многообразии государств и народов мира.
При этом воспитание дошкольников осуществляется посредством различных форм, например, овладение правилами поведения в природе с помощью знаков, символов, моделей, изучение календарей природы и погоды, проведение опытов и экспериментов с природными материалами, а также проведение экскурсий по учебным экологическим тропам, реализация экологических проектов, например, экологический марафон "Всероссийский экологический субботник "Зеленая Весна", "Мы - дети природы", изучение экологического состояния территории области и др.
На этапе начального общего образования экологическое образование ориентировано на требования к результатам экологической подготовки учащихся, заложенные во ФГОС начального общего образования и ориентировано на воспитание в рамках преподавания учебных предметов "Окружающий мир" и "Технология" уважительного отношения к природе своей территории, осознание целостности окружающей действительности, освоение элементов экологической грамотности, основных правил нравственного поведения в природной среде и социуме. Реализация данных требований осуществляется путем практической деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды в ходе социальных проектов: "Зеленый щит", "Как уменьшить использование пластика", "Раздельный сбор отходов", "Вторая жизнь вещей" и др.
В рамках основного общего образования экологическое образование осуществляется как экологическая составляющая базовых учебных предметов предметных областей "Естественно-научные предметы", "Общественно-научные предметы", "Технология" и "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" и как одно из ключевых направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания. Оно представлено в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности, которая ориентирована на воспитание (формирование общей культуры) и социализацию учащихся (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также на их самосовершенствование и саморазвитие. Достижение образовательных результатов осуществляется в том числе через просветительскую работу с учащимися, родителями, населением, через создание клубов любителей природы, эко информаторов, профильных эко отрядов.
Экологическое образование на этапе среднего общего образования ориентировано на понимание обучающимися влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды и социума, приобретение опыта эколого-направленной деятельности и нацелено на развитие ключевых образовательных компетентностей как обязательных результатов экологического образования. Экологическое образование реализуется не только через экологическую составляющую учебных предметов, перечисленных выше, но и через возможность включения в учебный план дисциплины "Экология".
Вместе с тем есть ряд проблем, снижающих эффективность экологического образования в Челябинской области и требующих рассмотрения:
1) разрозненность элементов экологического образования учащихся в основных образовательных программах дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, недостаточный уровень их преемственности, включая отсутствие единой системы по организации и содержанию экологического образования как на региональном, так и на институциональном уровнях;
2) недостаточное учебно-методическое обеспечение организации непрерывного экологического образования, ориентированное на актуальную информацию по экологической обстановке в регионе;
3) низкий уровень готовности педагогов образовательных организаций к реализации системы непрерывного экологического образования, к использованию ресурсов, в том числе поступающих в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование", по осуществлению практико-ориентированной экологически направленной деятельности учащихся;
4) отсутствие системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников в части обеспечения непрерывного экологического образования.
2. Цель, задачи и ожидаемый результат реализации непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области
В широком смысле слова основная цель экологического образования заключается в поддержке формирования всесторонне образованной, социально значимой и активной личности, понимающей современные явления и процессы общественной жизни, владеющей определенной системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственным действиям на благо развития региона и по сохранению окружающей среды.
В более узком аспекте к цели экологического образования относится содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности обучающихся в ходе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для существенного повышения качества жизни в Челябинской области.
К задачам непрерывного экологического образования относятся следующие:
включение в содержание экологического образования учащихся современных научных знаний о природе, обществе и экономике Челябинской области, включая информационный ресурс модельных региональных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с учетом пролонгированного освоения учащимися экологического содержания в течение всего периода реализации основных общеобразовательных программ;
- формирование учебно-методического комплекса, обеспечивающего непрерывное экологическое образование на основе систематизации научных, учебно-методических, учебных, аудио- и визуальных источников, средств масс-медиа экологической направленности и изданного совместно с ведущими российскими издательствами учебной литературы;
- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе сети региональных инновационных площадок, по созданию в регионе современных механизмов организации непрерывного процесса экологического обучения и воспитания обучающихся всех уровней общего образования,
- создание условий для развития готовности педагогов к деятельности по осуществлению экологического образования при реализации общеобразовательных программ, включая обеспечение направленности системы дополнительного профессионального образования на подготовку педагогических кадров, способных при этом организовывать деятельность по формированию у школьников экологически целесообразного, безопасного и здорового образа жизни.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции станут
1) эволюция в экологической подготовке учащихся от элементарной экологической грамотности на уровне дошкольного общего образования до сформированной экологической культуры на уровне среднего общего образования; экологическое образование станет эффективным инструментом для личностного, общекультурного и познавательного развития обучающихся организаций, реализующих общеобразовательные программы;
2) сформированная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, которая обеспечит развитие профессиональных компетентностей педагогов в сфере экологического образования;
3) сформированная система научно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации непрерывного экологического образования обучающихся в Челябинской области.
3. Механизмы достижения цели и решения задач непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области
Основными механизмами для достижения первой задачи - включение в содержание экологического образования современных научных знаний об окружающей среде, обществе и экономике Челябинской области - являются ценностно-смысловая интерпретация содержания экологического материала и общественно полезная, экологически ориентированная деятельность учащихся на всех ступенях общего образования.
На уровне дошкольного образования следует обеспечить формирование у обучающихся знаний о природе своей местности; практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, которые ориентированы на сохранение и улучшение социоприродной среды Челябинской области;
- воспитание любви и уважения к объектам окружающей среды региона и планеты природы в целом;
- воспитание осознанного и бережного отношения к объектам природы своей территории и предметам рукотворного мира;
- приобщение к общественно полезному труду в рамках начального формирования навыков социального проектирования модели устойчивого развития Челябинской области (на примере территории проживания).
Все это в свою очередь предусматривает выбор следующих средств реализации экологического дошкольного образования в Челябинской области:
- процесс экологизации предметно-развивающей среды, создание условий для повседневного общения детей с природой внутри дошкольных образовательных организаций и за их пределами;
- основание экологических комплексов: экокомнат, живых уголков, зимнего сада, комнаты-музея природы, модельных и искусственных экологических систем, минилабораторий, включающих элементарный эксперимент и наблюдение; внедрение в музыкальные и художественные виды деятельности элементов экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные организации;
- сотрудничество дошкольных организаций в сфере экологического образования с государственными, включая органы образования, библиотеки, музеи, и общественными организациями;
- создание и внедрение в работу дошкольных организаций педагогических моделей, основанных на принципах интеграции и экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
- учебно-методическое оснащение формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста, разработка учебно-методических пособий для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
На этапе начального общего образования необходимо обеспечить
- воспитание ценностного отношения к природной среде и культуре Челябинской области, территории проживания;
- формирование и развитие научных и образных идей о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных квот и предписаний по отношению к окружающей среде и человеку;
- установление первоначального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды региона.
Посредством основного общего образования должен быть обеспечен процесс формирования экологической культуры разумного потребления, безопасного и здорового образа жизни, а также настоящей экологической деятельности на основе известных фактов о системном строении окружающей среды и понимании опасности утраты жизнепригодных свойств природы.
На этапе среднего общего образования возможно обеспечение становления экологической ответственности как важной составляющей личности учащегося путем усвоения элементарных знаний об экологических взаимосвязях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах Челябинской области.
В целом у выпускника среднего общего образования должны быть сформированы
- системные научные представления и знания о целостности природных сообществ региона и роли человека в системах "Я - сам", "Я и другие вокруг", "Я и природа", "Я и общество";
- умения и навыки практического содействия учащихся в деле охраны природы и природопользования: действия на пришкольном и садовом участках, озеленение пришкольных территорий, создание живого уголка, школьного лесничества, "зеленых" патрулей, включая социальное проектирование;
- умения и навыки учебно- и научно-исследовательской деятельности: определение главных экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их устранении, поиск решений при выполнении экологических проектов;
- мотивы популяризации и разъяснения экологических знаний и экологического образования.
Достижение данных образовательных результатов может быть достигнуто посредством
- развития разнообразных форм учебного процесса, включая школы юных фермеров, биологов, летние экологические посты, школьные лесничества;
- формирования системы подготовки участников образовательных отношений, организаторов экологического образования в учебном процессе, а также внеклассной и внеурочной деятельности (педагогических работников дополнительного образования, педагогов-организаторов, тьюторов, классных руководителей);
- процесса экологизации содержания традиционных учебных предметов;
- внедрения модульного принципа в проектирование учебного процесса, при котором содержание обучения структурируется во взаимосвязанные организационно-методические модули (например, модули "Общая экология", "Инженерная экология", "Строительная экология", "Сельскохозяйственная экология" и т.д.) с детально спланированной целью, соотнесенной с потребностями экономики региона и рассматриваемой как конечный продукт, достигаемый обучающимся в ходе деятельности, которую он сумеет выполнить по окончании обучения;
- внедрения в рамках региональных, национальных и этнокультурных особенностей в регионе основной образовательной программы учебного предмета / курса "Экология Южного Урала" на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- разработки и (или) отбора учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования, включая написание и издание учебников / учебных пособий "Экология Южного Урала" в сотрудничестве с ведущими российскими издательствами учебной литературы.
Технологии реализации задач непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области должны быть ориентированы на социальное проектирование, позволяющее обучающимся осмыслить планируемые результаты и оценить социально-личностный подъем, степень сформированности ключевых общеобразовательных компетентностей, определить пути своего дальнейшего развития. Социальные проекты рассматриваются с точки зрения фактора социализации учащегося, его адаптации в социуме, развития социальной активности, условий участках, озеленение пришкольных территорий, создание живого уголка, школьного лесничества, "зеленых" патрулей, включая социальное проектирование;
- умения и навыки учебно- и научно-исследовательской деятельности: определение главных экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их устранении, поиск решений при выполнении экологических проектов;
- мотивы популяризации и разъяснения экологических знаний и экологического образования.
Достижение данных образовательных результатов может быть достигнуто посредством
- развития разнообразных форм учебного процесса, включая школы юных фермеров, биологов, летние экологические посты, школьные лесничества;
- формирования системы подготовки участников образовательных отношений, организаторов экологического образования в учебном процессе, а также внеклассной и внеурочной деятельности (педагогических работников дополнительного образования, педагогов-организаторов, тьюторов, классных руководителей);
- процесса экологизации содержания традиционных учебных предметов;
- внедрения модульного принципа в проектирование учебного процесса, при котором содержание обучения структурируется во взаимосвязанные организационно-методические модули (например, модули "Общая экология", "Инженерная экология", "Строительная экология", "Сельскохозяйственная экология" и т.д.) с детально спланированной целью, соотнесенной с потребностями экономики региона и рассматриваемой как конечный продукт, достигаемый обучающимся в ходе деятельности, которую он сумеет выполнить по окончании обучения;
- внедрения в рамках региональных, национальных и этнокультурных особенностей в регионе основной образовательной программы учебного предмета / курса "Экология Южного Урала" на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- разработки и (или) отбора учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования, включая написание и издание учебников / учебных пособий "Экология Южного Урала" в сотрудничестве с ведущими российскими издательствами учебной литературы.
Технологии реализации задач непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области должны быть ориентированы на социальное проектирование, позволяющее обучающимся осмыслить планируемые результаты и оценить социально-личностный подъем, степень сформированности ключевых общеобразовательных компетентностей, определить пути своего дальнейшего развития. Социальные проекты рассматриваются с точки зрения фактора социализации учащегося, его адаптации в социуме, развития социальной активности, условий и предназначенных для организации фронтальной работы с учащимися (виртуальные опыты, коллекции современных учебных фильмов и анимации, использование ресурсов электронных платформ), электронные дистанционные курсы, в том числе для одаренных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья; наглядные пособия, отвечающие современному положению науки в аспекте экологии.
Решение второй задачи - формирование учебно-методического комплекса, обеспечивающего непрерывное экологическое образование в системе общего образования Челябинской области - предусматривает обеспечение общеобразовательных организаций необходимыми источниками учебно-методического характера (программ, планирования курса, методических рекомендаций, разработок уроков, сборников из опыта работы лучших педагогов и т.д.) и экологической литературой, предназначенной учителям и обучающимся.
В учебно-методическом комплексе базовые направления представлены
- описанием природно-экологических условий и ресурсно-хозяйственного потенциала области; выходом учебников / пособий на интеграционные основы в содержании образования;
- обращенностью к личности обучающихся, стремлением привлечь их изучением своей территории;
- соблюдением специфики жанров учебно-методических материалов для различных возрастных уровней обучающихся;
- вариативностью преподавания экологического содержания в различных образовательных организациях и по различным профилям, в том числе в рамках внеурочной деятельности.
При формировании и (или) отборе такого учебно-методического комплекса будет учтено, что действующее законодательство требует обеспечения образовательных программ необходимыми учебными изданиями, содержащими систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые в свою очередь изложены в форме, удобной для обучения.
Сегодня ведущие российские издательства, а также региональные издательства ("Край-Pa", "АБРИС") предлагают учебники, учебную и методическую литературу по тематике экологического образования учащихся, в том числе с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей Челябинской области (приложение 2).
В созданном в регионе информационно-методическом ресурсе "Модельной региональной основной образовательной программе основного общего образования" представлены методические рекомендации по организации экологообразовательной деятельности учащихся, а также рекомендации по включению в содержание рабочих программ учебных предметов вопросов экологической направленности, ориентированных на региональные аспекты.
Методические рекомендации позволяют выстроить преемственность в экологическом образовании обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования, рассмотреть общие способы развития универсальных экологоориентированных действий на уровне основного общего образования, предложить формы организации методической работы по вопросам экологического образования учащихся.
Вместе с тем с целью систематизации знаний, дальнейшего развития умений и навыков школьников в сфере экологии родного края, формирования экологической культуры обучающихся представляется целесообразным введение в образовательную программу общеобразовательных школ учебного предмета / курса "Экология Южного Урала" на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, содержание которого с учетом возрастных особенностей будет отражать следующие темы:
- структуру и функции организмов и экосистем;
- аспекты химических и физических загрязнений атмосферы, водоемов и почвы, которые необходимо рассматривать в рамках рационального природопользования и охраны природы;
- региональные аспекты вопросов аутэкологии (приспособленности конкретных видов к конкретным вариантам условий среды Челябинской области);
- использование на территории Челябинской области популяций растений и животных, включая искусственное рыборазведение и звероводство, которое должно рассматриваться с позиции экологической устойчивости территориально-хозяйственной системы;
- экологическую эффективность энергетики Челябинской области с позиции экологической частоты и возможности использования на территории области альтернативных источников энергии (ветроэнергетика, гелиоэнергетика, малая гидроэнергетика и т.д.);
- вопросы по экологизации сельского хозяйства;
- вклад Челябинской области в биосферные процессы и влияние этих процессов на экономику региона (например, кислотных дождей и потепления климата);
- перспективы построения общества устойчивого развития и роль экологического менеджмента;
- составляющие устойчивого развития Челябинской области через проблемы регулирования роста народонаселения, продовольственной безопасности, экологического права, экологической нравственности;
- обострение экологических проблем в Челябинской области и отказ от потребительского отношения к природе.
Решение третьей задачи - развитие инновационной инфраструктуры, в том числе сети региональных инновационных площадок, по созданию в Челябинской области современных механизмов организации непрерывного процесса экологического обучения и воспитания обучающихся всех уровней общего образования - будет обеспечено средствами концептуализации и распространения эффективного и уникального педагогического опыта образовательных организаций - носителей экологических ценностей. При этом можно ожидать возникновения индивидуальных методических систем педагогических работников, которым удается прививать учащимся интерес к эколого-ориентированной деятельности. Особенно ценными для массовой практики должны стать методические системы, где будут раскрыты воспитательные возможности в рамках рассматриваемого сегмента, их влияние на формирование культуры мышления обучающихся, формирования патриотизма.
Реализация четвертой задачи - создание условий для развития готовности педагогов к деятельности по реализации экологического образования при реализации общеобразовательных программ; обеспечение направленности системы дополнительного профессионального образования на подготовку педагогических кадров, способных организовать работу по формированию у школьников экологически целесообразного, безопасного и здорового образа жизни, - предусматривает использование следующих механизмов:
- организация взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих методическое сопровождение учебного процесса на уровне региона и муниципальных образований (учреждений дополнительного профессионального образования, муниципальных методических служб) для решения всех задач, обозначенных в настоящей Концепции, в части формирования и (или) систематизации содержания и развития технологий экологического образования обучающихся;
- развёртывание спектра дополнительных профессиональных программ для педагогических и руководящих работников, разработанных и реализуемых совместно со специалистами - профессионалами в сфере экологии, в том числе реализуемых в формате электронных образовательных ресурсов;
- продвижение и использование потенциала социального партнерства образовательной организации с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями в процессе формирования экологической компетентности.
Нумерация раздела приводится в соответствии с источником
3. Обновление содержания и технологий преподавания в системе общего образования Челябинской области в аспекте непрерывного экологического образования
При обновлении содержания и технологий непрерывного экологического образования необходимо ориентироваться на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов согласно требованиям ФГОС общего образования и с учётом следующих позиций.
1. Важным фактором экологического образования является воспитание чувства патриотизма по отношению к окружающей среде и культуре своего региона, своей территории.
2. При регионализации экологического образования важным является выявление путей формирования у обучающихся экологической культуры, основами и составными частями которых являются экологические грамотность, эрудиция и образованность. Экологическая грамотность предполагает наличие у обучающегося начальных базовых экологических знаний и умение применять их в рамках реальных экологических ситуаций, случающихся в быту, наличие способности и готовности совершать элементарные природоохранные операции и адекватные действия в ситуациях экологического характера. Под экологической эрудицией понимается наличие у личности широкого круга знаний и умение их использовать для природоохранных действий, анализа и оценки ситуаций экологического характера. Экологическая образованность подразумевает большой уровень знаний в области экологии, экологическое мышление, экологическую воспитанность, которые позволят обучающимся проявить активную позицию в защите окружающей среды 5.
3. Экологическое образование должно базироваться на местных детерминантах - оценке влияния социально-экономических, национально-исторических, социокультурных и этноландшафтных условий развития Челябинской области на её экологическое состояние. Оно представляет основу формирования и развития экологической культуры обучающихся, в наибольшей степени сочетает в себе ее духовные и материальные составляющие стороны. Регионализация будет компенсировать недостаточность экологических сведений при проектировании с обучающими модели устойчивого развития Челябинской области.
4. Непрерывное экологическое образование, а также технологии преподавания должны обеспечить формирование у выпускника школы универсальных эколого-ориентированных действий, включающих следующие результаты ("портрет выпускника"):
1) Регулятивные:
- целеполагание - соотнесение обучающимися изученных способов решения экологических проблем с предлагаемыми идеями;
- планирование - умение выделить последовательность этапов деятельности в решении экономических, социальных, экологических проблем с учетом цели и конечного результата;
- прогнозирование - умение предвидеть результаты выбранного варианта решения проблемы;
- контроль - сравнение приобретенного результата с известными фактами поддержания стойкого равновесия экологических систем.
2) Познавательные:
- общеучебные: учебно-познавательная деятельность, проектная и исследовательская деятельность в сфере образования для устойчивого развития;
- логические: умение проводить анализ в изменениях окружающей среды; установление причинно-следственных связей в решении вопросов природопользования, экосферы и техносферы; доказательство правильности выбранного способа эколого-ориентированной деятельности.
3) Коммуникативные:
- умение осуществлять социально-значимую эколого-ориентированную деятельность в группе.
4. Система кадрового потенциала непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области
Совершенствование содержания и технологий экологического образования предполагает опережающую подготовку педагогов в рамках дополнительного профессионального образования.
Это предусматривает
- разработку и реализацию программ повышения квалификации в сфере владения педагогами современными педагогическими технологиями, обучающими учебным предметам в рамках дисциплин "Общественно-научные предметы", "Естественно-научные предметы", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" согласно ФГОС общего образования;
- продвижение опыта профессиональной деятельности педагогов, обладающих компетенциями в области непрерывного экологического образования;
- профессиональную переподготовку для лиц, владеющих технологическими процессами на современном экологическом уровне, опытом экологически ориентированной деятельности с помощью проектных технологий и действий с техническими устройствами, с учетом квалификационных требований, отмеченных в квалификационных справочниках по соответствующим специальностям, профессиям и должностям с целью привлечения их в качестве педагогов в дошкольные образовательные организации и школы Челябинской области;
- развитие программ грантовой поддержки образовательных организаций посредством организации конкурсов профессионального мастерства педагогов по экологическому направлению их образовательной деятельности;
- развитие института наставничества, включая создание образовательных программ для наставников в учебных дисциплинах "Общественно-научные предметы", "Естественно-научные предметы", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", и привлечение наставников из высших учебных заведений, особо охраняемых территорий, системы дополнительного образования детей для работы школ в рамках экологического образования.
5. Модернизация (развитие) учебно-материальной базы и формирование информационной среды в образовательных организациях
Для обеспечения результативности и повышения эффективности экологического образования следует отобрать и разработать
- учебно-методические материалы для учебного курса "Экология Южного Урала" и межпредметной проектной деятельности;
- примерный перечень оборудования для подготовки педагогов-исследователей, педагогов, осваивающих инновационные технологии работы с интерактивным, цифровым, оптико-стереоскопическим оборудованием, предназначенным для обучения, развития обучающихся в области экологического образования и проведения экспериментальных исследований.
Реализация экологического образования может проводиться как в общеобразовательных организациях, так и в организациях-партнерах, включая технопарки, Кванториумы, "Точки роста".
6. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит переход экологического образования на новый уровень, который соответствует задачам региона в сфере экологии, что в свою очередь обеспечит обновление содержания и технологий преподавания других учебных предметов и позволит решить задачу подготовки выпускников школ, освоивших практики организации непрерывного процесса экологического обучения и воспитания учащихся на всех ступенях общего образования.
Механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных документов и методических материалов, регламентирующих экологическое образование в Челябинской области, в реализуемые мероприятия региональных и муниципальных программ, а также программ развития организаций, реализующих общеобразовательные программы.
-------------------------------
1 Макоедова А.А. Формирование экологической компетентности старшеклассников в природоориентированной деятельности гимназии: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 238 с
2 Гирусов Э.А. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Текст] /Э.А. Гирусов //Философия и общество. - 2009.-М4.-С.74-92
3 Модельный экологический кодекс для государств - участников содружества независимых государств (Общая часть): принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление N 27-8 от 16 ноября 2006 года)
4 Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды", под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.)
5 Бакиров, Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников [Текст] : автореферат, кан... пед. наук. - Казань., 2006. - 24 с.
Приложение 1
Законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии
- Международные: Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Программа действий. Повестка Дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992), Европейская стратегия для устойчивого развития Экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК ООН) (2005 год), Международная Хартия Земли, Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (Вильнюс, 2005.), Всемирный саммит на высшем уровне по устойчивому развитию в Дурбане (2011), Конференция ООН по устойчивому развитию (РИО + 20) (Рио-де-Жанейро, 2012 г)
- Федеральные: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента Российской Федерации 30 апреля 2012 года), "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ N 1642 от 26 декабря 2017 г.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. N 373), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1645)
- Региональные: государственная программа Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 02.11.2017 г. N 573-П).
- Концептуальные: Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации; Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440), Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Правительством Российской Федерации от 31 августа 2002 г.), Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010 г.)
Приложение 2
Список учебных пособий, выпущенных издательствами, осуществляющими выпуск учебных пособий, которые разрешаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Издательство "Просвещение": Дошкольное образование
1. Новицкая, М.Ю. Прогулки по зелёной планете. Для детей 5-7 лет / М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова. - М.: Просвещение, 2020 - 60с.
2. Плешаков, А. А. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5-7 лет/ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2020- 80 с.
Серия: Внеурочная деятельность Начальная школа
3. Лагутенко, О. И. Что мы знаем про то, что нас окружает? 1-4 классы. Тетрадь-практикум. В 2-х ч./ Лагутенко О. И., Алексашина И. Ю. - М.: Просвещение, 2019- 96 с.
Основная школа
4. Лагутенко, О. И. Чему природа учит человека? Тетрадь-практикум. 5-6классы. / О. И. Лагутенко, И. Ю. Алексашина - М.: Просвещение, 2019- 96 с.
5. Алексашина, И.Ю. Как сохранить нашу планету? Тетрадь-практикум. 7-9 классы. / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко - М.: Просвещение, 2019 -96 с.
6. Приорова, Е. М. Практикум. Экологическая культура и здоровье человека. 5-7 классы. / Е. М. Приорова. - М.: Просвещение, 2019 - 192с.
УМК Экология. Аргунова М.В. (10-11)
7. Аргунова, М.В. Экология. 10-11. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина - М.: Просвещение, 2018.- 143 с.
Серия: Профильная школа
8. Хомутова, И.В. Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг. Практикум. 10-11 классы. / И.В. Хомутова - М.: Просвещение, 2020. - 192 с.
- Издательство "Российский учебник" Линия УМК Экология. 6-9 классы
6 класс
9. Былова, A.M. Экология растений: 6 класс : учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / A.M. Былова, Н.И. Шорина; под ред. Н.М. Черновой. - М. : Вентана-Граф, 2019. - 192 с.
10. Былова, A.M. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / A.M. Былова, Н.И. Шорина; под ред. Н.М. Черновой. - М. : Вентана-Граф, 2019.-192 с.
11. Горская, Н.А. Экология. Экология растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / Н.А. Горская. М.: Вентана-Граф, 2019. - 80 с.
7 класс
12. Бабенко, В.Г. Экология. Экология животных. 7 класс. Учебник / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, СП. Шаталова, А.О. Шубин; под ред. В.Г. Бабенко. - М.: Вентана-Граф, 2018,. - 240 с.
13. Бабенко, В.Г. Экология животных. 7 класс. Учебное пособие / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, А.О. Шубин, СП. Шаталова; под ред. В.Г. Бабенко. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 240 с.
14. Кучменко, B.C. Экология животных. 7 класс. Рабочая тетрадь / B.C. Кучменко, Л.А. Громова - М. : Вентана-Граф, 2016. - 64 с.
8 класс
15. Федорова, М.З. Экология. 8 класс Экология человека. Культура здоровья. Учебник / Федорова М.З., Кучменко B.C., Воронина Г.А. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 144 с.
16. Воронина, В.А. Экология. 8 класс Экология человека. Культура здоровья. Рабочая тетрадь / В.А. Воронина, М.З. Федорова - М. : Вентана-Граф, 2018.-64 с.
9 класс
17. Швец, И.М. Экология. 9 класс Биосфера и человечество. Учебник / И.М. Швец, Н.А. Добротина - М. : Вентана-Граф, 2019.-144 с.
18. Швец, И.М. Экология. 9 класс Биосфера и человечество. Учебное пособие И.М. Швец, Н.А. Добротина - М. : Вентана-Граф, 2018. - 144 с.
19. Кучменко, B.C. Экология. 9 класс Биосфера и человечество. Рабочая тетрадь / B.C. Кучменко, Л.А. Громова - М. : Вентана-Граф, 2016. - 96 с.
10-11 класс
Линия УМК Миркина. Экология. (10-11)
20. Миркин, Б.М. Наумова, Л.Г. Суматохин, СВ. Экология. Базовый уровень. 10-11 класс. Учебник / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, СВ. Суматохин - М.: Вентана-Граф, 2018. - 400 с.
Линия УМК Н. М. Черновой. Экология (10-11) (баз.)
21. Чернова, Н.М. Экология. 10-11 классы. Учебник / Н.М. Чернова - М.: Вентана-Граф, 2019. - 304 с.
- Издательство "Русское слово" Дошкольное образование
22. Лаврова, Л.Н. Чеботарева, Н.И. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Методическое пособие. ФГОС ДО / Л.Н. Лаврова, Н.И. Чеботарева - М.: Русское слово, 2017. - 112 с.
Начальное общее образование
23. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни. 1-4 классы / М.И. Бакунина - М.: Русское слово, 2020. - 64 с.
24. Самкова, В.А. Наш чистый дом. 3-4 классы / В.А. Самкова - М.: Русское слово, 2017. - 64 с.
Среднее общее образование
Линия УМК Мамедова Н.М. Экология. 10,11 класс
25. Мамедов, Н.М. Экология. 10 класс. Базовый уровень Учебник. / Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. - М.: Русское слово, 2019. -192 с.
26. Мамедов, Н.М. Экология. 11 класс. Базовый уровень Учебник. / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина - М.: Русское слово, 2019. - 200 с.
27. Мамедов, Н.М. Рабочая тетрадь к учебнику Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной "Экология". Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина - М.: Русское слово, 2018.-128 с.
28. Мамедов, Н.М. Методическое пособие к учебнику Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной "Экология" для 10 класса / Н.М. Мамедов, СЕ. Мансурова, И. Т. Суравегина - М.: Русское слово, 2019. -168 с.
Приложение 3
Список
учебных пособий, которым присвоен гриф учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области
1. Окружающий мир. 1 класс: учебное пособие / СО. Кирочкина, СЕ. Коровин, В.А. Крашенникова, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, Н.П. Строкова. - Челябинск: "Край Ра", 2017.
2. Окружающий мир. 2-4 класс: учебное пособие / Т.Л. Карецкая, СЕ. Коровин, В.В. Латюшин, Н.А. Лысанова, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина [и др.]. - Челябинск: "Край Ра", 2017.
3. Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина". 1 класс: методические рекомендации к учебному комплекту "Окружающий мир. 1 класс" / Е.Е. Бондарь, СН. Петрушин. - Челябинск: "Край Ра", 2014.
4. Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина". 2-4 класс: методические рекомендации к учебному комплекту "Окружающий мир. 2-4 класс" / Е.Е. Бондарь, СН. Петрушин. - Челябинск: "Край Ра", 2014.
5. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала : учебное пособие - приложение к учеб. "Окружающий мир" для уч-ся 3-4 кл. / Е.В. Григорьева. -3-е изд. - Челябинск : АБРИС, 2014. - 144 с.
6. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала. Рабочая тетрадь Е.В. Григорьева, Н.Н. Титаренко - 5-е изд., стереотип. - Челябинск : АБРИС, 2017. -56 с.
7. Григорьева, Е.В., Трушникова, А.З. Дневник наблюдений за уральской природой: Учебное пособие для 3-4 классов начальной школы. - Челябинск: АБРИС, 2018. - 80 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2020 г. N 01/2091 "Об утверждении Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru