Решение Калининградского областного суда от 25 марта 2022 г. N 3а-77/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.Р.О. об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" установил:
М.Р.О. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков: N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Дворцовая. Указанные земельные участки в соответствии с Генеральным планом Гурьевского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Гурьевского ГО от 24 января 2019 года N 190, были отнесены к зоне градостроительного использования "жилая". Согласно Правилам землепользования и застройки эти земельные участки находятся в территориальной зоне Ж4/А - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" земельные участки N отнесены к функциональной зоне озелененных территорий общего использования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Предложения об изменении функциональной зоны М.Р.О. не направлял, уведомления об этом он не получал. Отнесение перечисленных участков к функциональной зоне озелененных территорий не позволяет правообладателю использовать их по назначению. Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 не соответствует материалам, представленным на общественные обсуждения. Просит признать недействующим Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков N к функциональной зоне "озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)".
Представитель административного истца М.Р.О. Г.А. заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил, что предыдущий собственник земельных участков N ФИО5 участвовал в общественных обсуждениях и возражал относительно изменения функциональной зоны в отношении этих участков. Его возражения были внесены в протокол общественных обсуждений под N 16, и их организатор высказал мнение о необходимости сохранить жилую зону, однако, Правительство Калининградской области, злоупотребляя правом, изменило функциональную зону в отношении перечисленных земельных участков, лишив его собственника возможности пользоваться и распоряжаться ими по назначению. М.Р.О. было известно об изменении функциональной зоны на момент их приобретения, однако, он полагал возможным оспорить это в судебном порядке. По территории земельных участков проходит канава, заполненная водой, имеет место подмывание почвы и падение деревьев, что указывает на невозможность использования ее в качестве парковой зоны. Не могут быть объяснены с точки зрения соблюдения баланса публичных и частных интересов действия административного ответчика и с той точки зрения, что в отношении соседнего земельного участка была сохранена функциональная зона "жилая".
Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В предыдущем судебном заседании представитель Правительства Калининградской области Ж.И.Ю. заявленные административные исковые требования не признала и пояснила, что при установлении функциональной зоны в отношении земельных участков N Правительство исходило из комплексного анализа территории, которым было установлено, что эти земельные участки являются незастроенными, занятыми растительностью, относятся к исторически сложившейся территории Гурьевского парка. Градостроительный регламент в настоящее время использованию земельных участков по назначению не препятствует.
Заинтересованные лица Филиал "Ф.Р." по Калининградской области, администрация Гурьевского муниципального округа, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Установлено, что Генеральный план Гурьевского городского округа утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190.
12 марта 2019 года N 97 издан приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с которым начата подготовка внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190.
По итогам проведения конкурса между Агентством и <данные изъяты>" 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений N К/15-2020.
Общественные обсуждения по проекту были назначены постановлением администрации МО "Гурьевский городской округ" от 13 ноября 2020 года N 3702. Срок, порядок приема замечаний и предложений определен с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года в электронном виде. Определены места размещения демонстрационных материалов проекта. Постановление опубликовано в газете "Наше время" выпуск от 20 ноября 2020 года N 46.
12 января 2021 года был составлен протокол общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, 19 января 2021 года - заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в газете "Наше время" выпуск от 22 января 2021 года N 2.
Проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО был согласован с министерствами и ведомствами.
18 июня 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа", которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года.
Согласно тексту указанного постановления, генеральный план Гурьевского ГО фактически изложен в новой редакции.
Процедура внесения оспариваемых изменений в генеральный план Гурьевского ГО являлась предметом проверки по административным делам N 3а-25/2022, 3а-26/2022, N 3а-9/2022, рассмотренных Калининградским областным судом.
М.Р.О. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельных участков: N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>; N, площадью 1000 кв. м, расположенного по <адрес>, на основании договоров купли-продажи земельного участка от 18 июня 2021 года, заключенных с ФИО5 Данные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В соответствии с картой функциональных зон, являющейся составной частью Генерального плана Гурьевского городского округа, утв. решением Гурьевским Советом депутатов от 24 января 2019 года N 190, земельные участки N относились к функциональной зоне "жилая зона (план.)".
После внесения изменений в Генеральный план Гурьевского городского округа Постановлением Правительства Калининградской области N 361 от 18 июня 2021 года перечисленные земельные участки отнесен к функциональной зоне "озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)".
Земельные участки N не имеют построек, представляют собой часть массива, заросшего кустарником и деревьями.
Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, оформленные в виде заключения, носят лишь рекомендательный характер.
Изменение функциональной зоны в отношении земельных участков N являлось предметом общественного обсуждения, их собственник ФИО5 выразил свое мнение по данному вопросу.
Принятие по вопросу градостроения решения, не соответствующего мнению участника общественного обсуждения и заключению его организатора, не противоречит действующему законодательству. Каких-либо несоответствий в документах, касающихся проведения общественных обсуждений по проекту внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа, не имеется.
В ходе судебного заседания установлено, что земельные участки N не используются, каких-либо строений, неоконченных строительством объектов на них не имеется.
Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, в котором должны быть созданы приемлемые условия для отдыха и нормальной повседневной жизнедеятельности проживающих в нем лиц. В г. Гурьевске вопрос наличия озелененных территорий общего пользования рекреационного назначения является актуальным. В этой связи не имеется оснований признать отнесение к такой зоне незастроенных, покрытого растительностью земельных участков, являющихся частью лесопаркового массива. Оценка нормативного акта с точки зрения его хозяйственной целесообразности, возможности использования земельных участков в качестве парка (сквера), городского суда, предметом рассмотрения в данном административном деле не является.
Необходимо также отметить, что М.Р.О. приобрел данные земельные участки в день принятия оспариваемого нормативного акта, и о планируемом внесении изменений в генеральный план Гурьевского ГО ему было известно. Действуя с необходимой осмотрительностью, административный истец должен был оценить степень риска приобретения данных земельных участков с точки зрения возможности их последующего использования для индивидуального жилищного строительства и извлечения коммерческой выгоды из этих сделок.
Так как оспариваемое Постановление Правительства Калининградской области не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований М.Р.О. не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление М.Р.О. об оспаривании нормативно-правового акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков N к функциональной зоне "озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 марта 2022 г. N 3а-77/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании