Решение Челябинского областного суда от 4 июля 2022 г. по делу N 3а-140/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000101-07
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Агатаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Б.О. к Челябинской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта, установил:
Б.О. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе, в котором просит:
признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" в части установления двух территориальных зон на карте градостроительного зонирования города Челябинска в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 381 кв. м. из земель населенных пунктов со следующими координатами: <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами NN. Вышеуказанные земельные участки являются смежными и имеют общую границу. На земельном участке с кадастровым номером N расположен жилой дом с кадастровым номером N... 8 июня 2021 года административным истцом было подано заявление в орган регистрации прав о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с образованием 2 (двух) земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами NN. Уведомлением от 25 июня 2021 года Управления Росреестра по Челябинской области приостановлен государственный кадастровый учет по заявлению от 8 июня 2021 года. Управлением указано на невозможность осуществления государственного кадастрового учета и одновременной государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки, поскольку образуемый земельный участок не полностью входит в границы территориальной зоны. Часть земельного участка с кадастровым номером N не полностью входит в границы территориальной Жилой зоны с номером 74:36-7.1939 (В.1.1 - Жилые территориальные зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки Челябинского городского округа) - 35,71 кв. м, установленные в решении Челябинской городской Думы от 09.10.2012 г. N 37/13. Решением от 20 августа 2021 года N 60 уведомление о приостановлении от 25 июня 2021 года признано апелляционной комиссией обоснованным, соответствующим основанию, предусмотренному ст. 26 Закона о регистрации.
Для рассмотрения вопроса о возможном наличии реестровой ошибки Б.О. обратилась в администрацию г. Челябинска. Ответом от 7 февраля 2022 года администрация г. Челябинска сообщила, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в двух территориальных зонах: В.1.1 - жилая зона усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки; К.3.2 - зона инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основные улицы в застройке.
Административный истец полагает, что при утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и при определении границ жилой территориальной зоны (В.1.1) и зоны инженерной и транспортной инфраструктур (К.3.2) Челябинская городская Дума не учла границы земельного участка под существовавшим на тот момент объектом недвижимости - жилым зданием общей площадью 525,7 кв. м. с кадастровым номером NN, расположенным по адресу: <адрес>, 1999 года постройки, сведения о котором по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелись в учреждениях технической инвентаризации. Правила землепользования и застройки в части установления в границах объекта недвижимости с кадастровым номером N и в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес> двух территориальных зон противоречат требованиям действующего федерального законодательства, нарушают права административного истца на перераспределение земельного участка и подлежат признанию в данной части недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (том 2 л.д. 114 - 115).
Представитель административного ответчика В., действующий на основании доверенности от 23 октября 2019 года (том 1 л.д. 145), в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.
В письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в порядке, установленном действующим законодательством. Ссылается, что документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план. Генеральный план содержит карту функциональных зон городского округа. На указанной карте отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (ч. 3, 5 статьи 23 ГрК РФ). Ранее, Генеральным планом города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 30 декабря 2003 года N 32/3 "Об утверждении Генерального плана города Челябинска", была установлена функциональная зона "Застроенные территории - с высокой долей озеленения", в границах которых расположен земельный участок административного истца. Согласно графической части Карты функциональных зон городского округа, утвержденной приложением 2 к решению Челябинской городской Думы от 21 декабря 2021 года N 25/4, территория, на которой расположен оспариваемый земельный участок, находится в функциональных зонах "Жилые, зона застройки индивидуальными жилыми домами" и "Транспортной инфраструктуры, зона улично-дорожной сети". На основании фрагмента N 65 Карты градостроительного зонирования территории города Челябинска оспариваемый земельный участок располагается в двух территориальных зонах: 04 14 05 В.1.1 - жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) и 04 74 К.3.1 - зоны инженерной и транспортной инфраструктур (зоны улично-дорожной сети) зоны магистралей городского и районного значения). В соответствии с примечанием к части 3 (приложение 3 к Правилам землепользования и застройки), на Карте градостроительного зонирования принятые обозначения означают: 04 - номер административного района (Советский), 14 - номер градостроительной зоны, 05 - номер территориальной зоны, В.1.1 - вид территориальной зоны. Частью 3 "Градостроительные регламенты" (приложение 3 к Правилам землепользования и застройки), основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды разрешенного использования земельных участков, отнесенных к территориальной зоне В.1.1 - жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) предусматривает размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Таким образом, правилами землепользования и застройки города Челябинска в части местоположения оспариваемого земельного участка, относящихся к двум территориальным зонам В.1.1 и К.3.1, соответствуют функциональным зонам "Жилые, зона застройки индивидуальными жилыми домами" и "Транспортной инфраструктуры, зона улично-дорожной сети", установленной Генеральным планом города Челябинска, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Исходя из изложенного, на рассматриваемую территорию, где располагается спорный земельный участок, распространяется режим функциональных зон - "Жилые, зона застройки индивидуальными жилыми домами" и "Транспортной инфраструктуры, зона улично-дорожной сети", однако земельный участок уже был предоставлен гражданину и/или гражданам, и это не исключает возможности его использования без приведения в соответствие градостроительному регламенту, установленному для соответствующей территориальной зоны - В.1.1. Таким образом, при подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Челябинска в 2012 году органы местного самоуправления руководствовались генеральным планом города Челябинска и требованиями законодательства. Также необходимо отметить, что видом разрешенного использования в данной территориальной зоне является строительство индивидуальных жилых домов и малоэтажной многоквартирной жилой застройки, то право административного истца не нарушается установленными Правилами землепользования и застройки города Челябинска, градостроительным регламентом для дальнейшего его использования по назначению.
Красные линии, в границах которых находится оспариваемый земельный участок, установлены документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации города Челябинска от 11 июля 2016 года N 284-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Блюхера, Дарвина, Троицкая, Рылеева в Советском районе города Челябинска". Пунктом 2 указанного постановления администрации города Челябинска признано утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 1 июня 2010 N 169-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Блюхера, Рылеева, Троицкая, Дарвина - в Советском районе города Челябинска". Датой государственной регистрации права земельного участка с кадастровым номером N принадлежащего административному истцу является 30 октября 2013 года, поэтому границы земельного участка не могли быть учтены в вышеуказанном Постановлении администрации города Челябинска от 1 июня 2010 года N 169-п. Впоследствии земельный участок с объектом капитального строительства, находящийся, том числе, в границах красных линий (на территории общего пользования) был отображен на Карте градостроительного зонирования в Правилах землепользования и застройки города Челябинска. Таким образом, земельный участок расположен в границах установленных красных линий в Советском районе по улице Рылеева, на территории общего пользования и согласно п. 2 ч. 4 статьи 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется, следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц, в том числе и правообладатели и тем самым не нарушается право административного истца, а также не исключается возможность размещения индивидуального жилого дома. Кроме того, в архиве УАГП г. Челябинска имеется постановление Главы администрации Советского района г. Челябинска от 9 августа 1996 года N 1236 "Об изменении площади земельного участка по <адрес> разделе земельного участка между совладельцами дома и передаче в собственность ФИО13. своей доли земельного участка. Согласно данному постановлению площадь земельного участка по ул. Конституции, д. 1 составляла 540 кв. м, данным постановлением общая площадь земельного участка увеличена до 554 кв. м, и разделена между совладельцами дома на земельный участок площадью 240 кв. м. (1/4 доля дома) - ФИО16. и на земельный участок площадью 314 кв. м. (3/4 доли дома) - ФИО15., С.С. и С.Я. В пакете документов имеется постановление Главы администрации Советского района г. Челябинска от 9 августа 1996 года N 1237 "О разрешении ФИО14. строительства двухэтажного жилого дома с учетом сноса 1/4 доли дома N 1 по ул. Конституции. На сегодняшний день по данным Росреестра по вышеуказанному адресу на кадастровый учет поставлены земельные участки N площадью 526 кв. м, и N площадью 381 кв. м. Реестровой ошибки при определении местоположения границ территориальной зоны, в границы которой входит земельный участок с кадастровым номером N допущено не было. Сведения о зоне В.1.1 внесены в ЕГРН (реестровый номер 74:36-7.1939).
Представитель заинтересованного лица администрации г. Челябинска С.Е., действующая на основании доверенностей от 15 июня 2022 года (том 3 л.д. 138) в судебном заседании административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.
В письменных возражениях указала, что в архиве Управления хранится попланшетная калька N 823 красных линий улиц: Салтыкова, Троицкий тракт, Рылеева, Сулимова от 1992, в соответствии с которой усматривается, что в 1992 году красные линии улицы Рылеева существовали. Также в выкопировке к постановлению Главы администрации Советского района г. Челябинска от 9 августа 1996 года N 1236 отражена улица Рылеева. Два земельных участка располагались по одной линии застройки вдоль улицы Рылеева. Попланшетные кальки красных линий являются архивными материалами. Постановлением Администрации города Челябинска от 1 июня 2010 года N 169-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах улиц: Блюхера, Рылеева, Троицкая, Дарвина - в Советском районе города Челябинска. Из проекта планировки указанной ДПТ также усматривается, что на момент утверждения ДПТ от 1 июня 2010 года N 169-п красные линии улицы Рылеева отражены как существующие. Постановлением администрации города Челябинска от 11 июля 2016 года N 284-п утверждена документация по планировке территории в границах улиц: Блюхера, Дарвина, Троицкая, Рылеева в Советском районе города Челябинска, в которой красные линии улицы Рылеева указаны как существующие и которой отменены частично красные линии, в том числе в части проезда с улицы Рылеева на улицу Конституции (место пересечения улиц). В указанных документациях по планировке территории красные линии отражены как существующие - сплошной красной линией. Таким образом, красные линии улицы Рылеева были установлены по состоянию на 1992 год, не отменялись, изменены в 2016 году в части проезда с ул. Рылеева на ул. Конституции. Земельный участок Б.О. расположен на территории, смежной с территорией проектирования ДПТ от 11 июля 2016 года N 284-п. Из основного чертежа указанной ДПТ усматривается, что спорный земельный участок административного истца с кадастровым номером N и жилой дом расположены в границах существующих красных линий территории общего пользования улицы Рылеева. Разрешения на строительство в границах красных линий истцу, либо предыдущим правообладателям указанных земельных участков не выдавалось, а также предоставление земельного участка в границах красных линий Администрацией города Челябинска не осуществлялось. Строительство и занятие земельного участка являлось самовольным и не могло быть учтено при утверждении оспариваемого нормативного правового акта. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 30 октября 2013 года. В публичной кадастровой карте указано, что площадь земельного участка является уточненной. При постановке земельного участка N на кадастровый учет, площадь земельного участка увеличилась с 240 кв. м до 381 кв. м, что не соответствует положениям пункта 1 части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". В результате увеличения площади спорного земельного участка его часть располагается на территории общего пользования, что не соответствует требованиям части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Территориальная зона К.3.2. (зона инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основные улицы в застройке) для спорного земельного участка была установлена Правилами землепользования и застройки в связи с наличием красных линий, что не противоречит действующему законодательству. При принятии оспариваемых Правил территориальное зонирование в рассматриваемом месте не менялось и соответствует решению Челябинской городской Думы от 21.12.2000 N 65/4 "Об утверждении Правового зонирования территории города Челябинска". До указанного правового зонирования территория общего пользования - улицы Рылеева была отражена в Проекте Планировки южного района г. Челябинска (Схема планировочной структуры М1:5000 Челябинскгражданпроект 1972 (инв. 04879с) находится на хранении в Управлении по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска с грифом секретно.
На публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером N выступает в улицу Рылеева по сравнению с земельным участком с кадастровым номером N. Согласно исковому заявлению истца, на земельном участке расположен жилой дом площадью 525,7 кв. м с кадастровым номером N. На Публичной кадастровой карте указанный дом в пределах земельного участка не отражен. При этом усматривается наличие еще одного жилого дома с кадастровым номером 74:36:0404020:75 площадью 74,4 кв. м, год завершения строительства 2000 (на указанном земельном участке с кадастровым номером N). Таким образом, на земельном участке построено два жилых дома, что противоречит вышеуказанным постановлениям 1996 и 1997 года. Улица Рылеева содержится в перечне имущества принадлежащего городу Челябинску. Таким образом, на спорном земельном участке осуществлено самовольное строительство двух индивидуальных жилых домов, границы указанного земельного участка уточнены кадастровым инженером в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности в границы красных линий (том 3 л.д. 1 - 5).
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
На основании статьи 1 ГрК РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статья 7 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения правил землепользования и застройки, вправе оспорить их в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 24 Устава города Челябинска (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом (том 1 л.д. 171 - 179).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26 Устава города Челябинска к полномочиям Челябинской городской Думы относится утверждение генерального плана города Челябинска, правил землепользования и застройки города Челябинска.
Решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки" муниципального образования "Челябинский городской округ" (далее - Правила) (том 1 л.д. 227 - 230).
Решение Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки" муниципального образования "Челябинский городской округ" опубликовано на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru 12 октября 2012 года, в газете "Вечерний Челябинск", выпуск N 81, от 12 октября 2012 года, а также в сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва, N 37 (часть 3), от 9 октября 2012 года (том 2 л.д. 48 - 49).
В соответствии с требованиями статей 30 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Постановлением Главы города Челябинска от 16 апреля 2012 года N 24-ПГ назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.
Постановление опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 20 апреля 2012 года (том 2 л.д. 57).
Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске, публичные слушания признаны состоявшимися. С учетом протоколов заседаний комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 26 июня 2012 года N 10 и от 13 июля 2012 года N 11 рекомендовано внести предложение в Челябинскую городскую Думу утвердить проект Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.
Заключение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 27 июля 2012 года (том 2 л.д. 59).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Регламента Челябинской городской Думы утвержденного решением Челябинской городской Думы от 4 июня 2010 года N 14/7 заседания городской Думы правомочны (кворум), если в них участвуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы.
Согласно пункту 1 статье 95 Регламента Челябинской городской Думы утвержденного решением Челябинской городской Думы от 4 июня 2010 года N 14/7 решение вопроса относительным большинством голосов считается принятым, если "за" подано большее число голосов, чем "против", а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, "за" подано большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение.
Как следует из протокола тридцать седьмого заседания Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года (том 2 л.д. 43 - 47), на заседании присутствовало 30 человек из 35 избранных депутатов городской Думы.
На заседании обсуждался вопрос "Об утверждении Правил землепользования и застройки" муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". "За" проголосовали - 30 человек, против - 0.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки" муниципального образования "Челябинский городской округ" принято представительным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение публичных слушаний и опубликования.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно материалам дела, Б.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Конституции 1, категории земель "земли населенных пунктов", а также расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 525,7 кв. м. 1999 года постройки (том 2 л.д. 125 - 128, 129 - 132).
25 июня 2021 года Б.О. получено уведомление Управления Росреестра по Челябинской области о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении двух земельных участков, образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером N не полностью входит в границы территориальной Жилой зоны с номером 74:36-7.1939 (В.1.1 - Жилые территориальные зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки Челябинского городского округа) - 35,71 кв. м, установленные в решении Челябинской городской Думы от 09.10.2012 г. N 37/13 (том 1 л.д. 15 - 16).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 20 августа 2021 года N 60 уведомление о приостановлении от 25 июня 2021 года N 60 признано обоснованным, соответствующим основанию, предусмотренному ст. 26 Закона о регистрации (том 1 л.д. 26 - 28).
19 января 2022 года Б.О. обратилась в администрацию г. Челябинска с заявлением о наличии реестровой ошибки в сведениях о границах территориальной зоны В.1.1 относительно границ земельного участка с кадастровым номером N (том 1 л.д. 7).
Из ответа Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска от 7 февраля 2022 года следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденными решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13, земельный участок с кадастровым номером N расположен в двух территориальных зонах: В.1.1 - жилая зона усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки; К.3.2 - зона инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основные улицы в застройке. Сведения о зоне В.1.1 внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер 74:36-7.1939). Реестровая ошибка в сведениях о границах территориальной зоны В.1.1 с реестровым номером 74:36-7.1939 отсутствует (том 1 л.д. 9).
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Челябинска (приложение 2 к Решению N 37/13) земельный участок располагается в территориальной зоне 04 14 05 В.1.1 - жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки), а также в зоне 04 74 К.3.1 - зоны инженерной и транспортной инфраструктур (зоны улично-дорожной сети (зоны магистралей городского и районного значения) (том 2 л.д. 107).
На Карте функциональных зон городского округа - муниципального образования "город Челябинск" Генерального плана, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 21 декабря 2021 года N 25/4, спорный земельный участок расположен в функциональных зонах - "зона застройки индивидуальными жилыми домами" и "зона улично-дорожной сети" (том 2, л.д. 108).
Таким образом, фактическое отнесение Правилами землепользования и застройки города Челябинска спорного земельного участка к жилой территориальной зоне и зоне инженерной и транспортной инфраструктур зоны магистралей городского и районного значения соответствует функциональной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами" и "зона улично-дорожной сети" установленной Генеральным планом города Челябинска.
Статья 34 ГрК Российской Федерации предписывает при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывать не только фактически существующее землепользование и застройки, но и иные факторы, в том числе положения генерального плана, который является документом территориального планирования и может не совпадать с фактическим землепользованием, устанавливая план развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента, которым определяется правовой режим земельных участков, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, частью 4 этой же статьи предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования (пункт 2); предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (пункт 3).
Представителем заинтересованного лица администрации г. Челябинска в материалы дела представлена попланшетная калька N 823 красных линий улиц: Салтыкова, Троицкий тракт, Рылеева, Сулимова от 5 августа 1992 года, согласно которой красные линии улицы Рылеева были установлены в 1992 году (том 3 л.д. 148).
Постановлением администрации города Челябинска от 1 июня 2010 года N 169-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории в границах улиц: Блюхера, Рылеева, Троицкая, Дарвина - в Советском районе города Челябинска. Из проекта планировки усматривается, что на момент утверждения документация по планировке территории от 1 июня 2010 N 169-п красные линии улицы Рылеева отражены как существующие (том 3 л.д. 149).
Согласно пункту 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Исходя из пункта 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относит линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); границы этой территории обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
При этом в силу вышеуказанных положений части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования и земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Таким образом, нахождение земельного участка согласно оспариваемым правилам землепользования и застройки г. Челябинска одновременно в двух территориальных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Из системного толкования положений части 1 статьи 208, пункта 1 части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации следует, что для удовлетворения административного иска об оспаривании нормативного правового акта необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка и процедуры принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требования Б.О. удовлетворению не подлежат
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 215 КАС Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований Б.О. к Челябинской городской Думе о признании противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" в части установления двух территориальных зон на карте градостроительного зонирования города Челябинска в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, с координатами: <данные изъяты> отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий |
Л.В. Феофилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 4 июля 2022 г. по делу N 3а-140/2022 Ключевые темы: правила землепользования и застройки - красные линии территории общего пользования - принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне
Текст решения опубликован не был