Приказ Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2022 г. N 194
"Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере принудительного исполнения"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2013, N 52, ст. 7137), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере принудительного исполнения.
Министр |
К.А. Чуйченко |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 14 сентября 2022 г. N 194
Положение о Департаменте государственной политики в сфере принудительного исполнения
I. Общие положения
1. Департамент государственной политики в сфере принудительного исполнения (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) обеспечение реализации Минюстом России полномочий по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере:
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя");
2) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление координации и контроля деятельности подведомственной Минюсту России Федеральной службы судебных приставов (далее - подведомственная федеральная служба);
4) обеспечение соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них коррупциогенных факторов в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы.
5. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента.
6. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями и территориальными органами Минюста России, федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, подведомственной федеральной службой, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
II. Полномочия
7. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр) для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
3) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
4) готовит проекты официальных отзывов Правительства Российской Федерации и заключения на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) участвует в подготовке и разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, включая проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
6) осуществляет рассмотрение проектов нормативных правовых актов и других документов подведомственной федеральной службы;
7) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, а также проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
9) проводит проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась Департаментом, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;
10) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
11) организует рассмотрение в структурных подразделениях Минюста России проектов ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственной федеральной службы, а также отчетов о ее деятельности в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации и Минюстом России. При необходимости по согласованию с курирующим заместителем Министра проекты ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственной федеральной службы направляются на доработку в подведомственную федеральную службу, после чего представляются на утверждение Министру;
12) принимает участие в подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности, а также проектов ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственной федеральной службы, а также отчетов о ее деятельности;
13) в пределах компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
14) осуществляет контроль за соответствием решений подведомственной федеральной службы законодательству Российской Федерации;
15) контролирует в рамках компетенции исполнение подведомственной федеральной службой поручений руководства Минюста России, данных во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
16) представляет Министру предложения о приостановлении или отмене решений подведомственной федеральной службы;
17) рассматривает предложения подведомственной федеральной службы:
по структуре подведомственной федеральной службы для последующего представления Президенту Российской Федерации;
по внесению изменений в проект перечня типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего представления Президенту Российской Федерации;
по внесению изменений в проект перечня должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, а также представления о назначении на должности высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, о присвоении соответствующих этим должностям специальных званий и об освобождении от этих должностей для последующего представления Президенту Российской Федерации;
18) разрабатывает проекты следующих ведомственных нормативных правовых актов Минюста России:
перечня должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий;
перечня нетиповых должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий;
порядка присвоения сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации квалификационного звания, подтверждения квалификационного звания такого сотрудника, его снижения в квалификационном звании, лишения такого сотрудника квалификационного звания и ведения учета имеющих квалификационные звания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации;
порядка прохождения сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности;
порядка присвоения сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника внутренней службы включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям младшего начальствующего состава;
порядка приведения к Присяге сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации;
дисциплинарного устава органов принудительного исполнения Российской Федерации;
положения об аттестационной комиссии и порядка проведения аттестации сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации;
порядка применения к сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации отдельных мер поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
порядка проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации;
перечня (списка) должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по которым устанавливается сокращенное служебное время, а также порядок и условия прохождения сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации службы во вредных условиях;
порядка привлечения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
порядка предоставления сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха;
порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией;
порядка возмещения сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации стоимости выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки;
порядка рассмотрения служебного спора в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
порядка временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от исполнения служебных обязанностей;
порядка формирования кадровых резервов органов принудительного исполнения Российской Федерации;
порядка заключения нового контракта о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации с сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации, замещающим должность младшего, среднего или старшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
порядка представления сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации, увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
перечня должностей, по которым проводятся психофизиологическое исследование граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и тестирование таких граждан, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также порядка проведения таких исследования и тестирования;
19) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России;
20) обобщает практику деятельности подведомственной федеральной службы и принимает меры, направленные на ее совершенствование;
21) готовит проекты ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации об исполнении судебных актов и актов иных органов;
22) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, относящихся к компетенции Департамента;
23) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
24) в рамках компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации, регулирующих порядок признания и исполнения судебных актов и актов других органов, деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц;
25) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
8. Департамент возглавляет директор Департамента государственной политики в сфере принудительного исполнения (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Директор подчиняется Министру, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
9. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) организует и контролирует в Департаменте исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Минюста России, документов и поручений руководства Минюста России;
2) представляет руководству Минюста России проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
3) вносит предложения по совершенствованию организации и управления, в том числе правового регулирования деятельности структурных подразделений и территориальных органов Минюста России, федеральных бюджетных учреждений Минюста России, подведомственной федеральной службы;
4) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов гражданских служащих;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную переподготовку, повышение квалификации гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов государственной гражданской службы; о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также направлении в служебные командировки;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными бюджетными учреждениями Минюста России, структурными подразделениями подведомственных федеральных служб и федеральных органов исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий и работы коллегии Минюста России;
10) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
11) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента обращений, полноту и законность принимаемых по ним решений;
12) привлекает в необходимых случаях для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
13) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
14) обеспечивает и в пределах полномочий контролирует соблюдение гражданскими служащими Департамента законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также служебного распорядка;
15) дает в пределах компетенции поручения гражданским служащим Департамента, обязательные для исполнения;
16) подписывает служебную документацию в пределах компетенции Департамента;
17) в соответствии с установленным порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
18) обеспечивает в Департаменте режим конфиденциальности служебной переписки и работы с информацией, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также информации, не подлежащей разглашению;
19) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
10. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для исполнения гражданскими служащими Департамента.
11. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
12. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
14. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2022 г. N 194 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере принудительного исполнения"
Опубликование:
-
Приказом Минюста России от 30 июня 2023 г. N 168 настоящий документ признан утратившим силу с 30 июня 2023 г.