Аудит. Знания о бизнесе клиента
Общие положения
Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение. В частности, аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях деятельности проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политики (например, регулирования цен и ограничений на импорт или экспорт), географическом расположении организации и экономике соответствующего региона, изменениях в налоговой сфере и т.д. Важно также разбираться в отраслевых условиях работы организации-клиента, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в различных отраслях экономики действуют по-разному. На уровне компании-клиента нужно владеть информацией о персонале, продукции, методах производства и финансирования.
Источниками всей этой информации могут служить экономическая, финансовая и отраслевая пресса, руководства по бухгалтерскому учету и аудиту в различных отраслях экономики, учредительные документы клиента, рабочие документы прошлых аудиторских проверок.
Получить информацию об организации производства, мощностях, бухгалтерском персонале, информационных системах предприятия-клиента поможет его осмотр.
Знания о бизнесе клиента аудитор использует при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки, в частности при оценке неотъемлемого риска и риска системы контроля, определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур. Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на базе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и т.п.
Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание этой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.
Вопросы, которые аудитор должен рассматривать при изучении бизнеса клиента, освещены в МСА 310 "Знание бизнеса". В России принято соответствующее правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта".
Виды информации о бизнесе клиента
Общеэкономическая информация. Такая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и "критические области" аудита, т.е. показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с изменением законодательства, резким изменением валютного курса и т.д.
К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности, относятся следующие данные:
об общих тенденциях экономической активности (например, спаде, подъеме);
о процентных ставках и доступности финансовых ресурсов;
инфляции, ревальвации валюты;
политике правительства:
- денежно-кредитной,
- фискальной,
- касающейся финансовых стимулов (например, наличие программы государственной помощи и поддержки),
- касающейся тарифов, торговых ограничений;
курсе иностранной валюты и механизмах валютного контроля.
Эта информация полезна при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и т.д. Например, замедление роста объемов выручки организации в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать у аудитора вопросы, что потребует более тщательного анализа и проверки счетов продаж.
Отраслевая информация. Специфика различных отраслей экономики находит отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому аудитору важно иметь представление об отрасли клиента, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.
К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относятся, в частности, данные:
о конкурентной среде в отрасли, рыночных условиях;
цикличности (сезонности) деятельности;
изменениях в технологии производства;
коммерческом риске (например, высокой технологии, высокой моде, легком доступе на рынок для новых конкурентов и т.п.);
спаде или расширении деятельности в отрасли;
неблагоприятных условиях в отрасли (например, снижении спроса, наличии неиспользуемых производственных мощностей, серьезной ценовой конкуренции);
основных экономических и статистических показателях;
специфических операциях (например, в отношении трудовых контрактов и методов финансирования) и особенностях бухгалтерского учета;
экологических требованиях и проблемах;
нормативно-правовой базе;
наличии и стоимости источников энергии.
Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями: в процессе бесед с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, с предыдущим аудитором и персоналом клиента; накапливая собственный опыт в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли; изучая специальную литературу. Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.
Чтобы проводить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других организаций данной отрасли.
Информация о проверяемом субъекте
При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента.
1. Управление и структура собственного капитала:
вид предприятия - частное, общественное, государственное (с учетом происходящих или запланированных изменений);
собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
структура капитала (с учетом происходящих или запланированных изменений);
организационная структура;
задачи, философия, стратегические планы руководства;
приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
совет директоров:
- состав,
- деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров,
- независимость и контроль за деятельностью управляющих,
- периодичность заседаний,
- наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности,
- наличие политики корпоративного поведения,
- замена профессиональных консультантов (например, юристов);
управляющие:
- опыт и репутация,
- текучесть кадров,
- основной финансовый персонал и его статус в организации,
- укомплектованность бухгалтерии кадрами,
- планы стимулирования или премирования как выплаты части вознаграждения (например, в зависимости от прибыли),
- использование прогнозов и бюджетов,
- давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов),
- управленческие информационные системы;
наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
отношение к внутреннему контролю.
2. Деятельность проверяемого субъекта - продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность:
характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
место нахождения производственных помещений, складов, офисов;
наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
продукция, работы, услуги и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, в частности, поставки на условиях "точно в срок");
товарно-материальные запасы (например, место нахождения, количество);
франшизы, лицензии, патенты;
важные категории расходов;
расходы на НИОКР;
активы, обязательства и операции в иностранной валюте - по типам валюты, хеджирование;
законодательные и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность предприятия;
действующие информационные системы, планируемые изменения;
структура задолженности, включая условия и ограничения.
3. Финансовая деятельность - факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности предприятия:
основные показатели и статистика;
тенденции.
4. Условия, в которых подготавливается отчетность:
внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство:
среда регулирования и нормативные требования;
налогообложение;
показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
требования к аудиторскому отчету;
пользователи финансовой отчетности.
Систематизация полученной информации о бизнесе клиента. Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.
До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита. Такая предварительно собранная информация может быть систематизирована аудитором в рабочем документе "Оценочный лист".
Полученную информацию аудитор должен обрабатывать и хранить с тем, чтобы она была доступна группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, который курирует проведение аудиторской проверки и несет ответственность за аудиторское заключение.
В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны все время следить за изменениями в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и (или) аудиторское заключение.
Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора. Рабочие документы с описанием бизнеса клиента подтверждаются подписями заполнивших его лиц и обновляются в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно эти документы копируются, копии остаются в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник - в файле текущей аудиторской проверки. Таким образом, аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, происходящие из года в год у данного клиента, если, конечно, аудитор работает с этим клиентом не один год.
С.А. Табалина,
старший менеджер департамента методологии
бухгалтерского учета компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru