Учет возврата товара поставщику
Торгующие организации нередко сталкиваются с поставкой им некачественного товара. При этом возникают определенные проблемы с выставлением претензии поставщику, а также с документальным оформлением и отражением в бухгалтерском учете операций, связанных с возвратом товара и предъявлением штрафных санкций. Порча товара может произойти и по вине самой торгующей организации. В этом случае у нее также появляются вопросы по отражению списания бракованного товара. Надеемся, этот материал поможет ответить на многие из них.
Порядок отражения в бухгалтерском учете списания бракованного товара предприятиями торговли будет зависеть от заключенных договоров (поставки, купли-продажи), на основании которых осуществляются сделки между поставщиком и покупателем товара и его последующими покупателями. В этой связи сначала необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства.
Главное основание для предъявления требований - договор
При поставке товаров ненадлежащего качества покупателю следует исходить из условий договора поставки. В случае когда договор содержит порядок возврата и замены бракованного товара, а также процедуру разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует действовать в соответствии с положениями договора поставки.
Если же в договоре указанные выше условия не оговорены, то покупателю необходимо опираться на гарантии, предоставленные ему гражданским законодательством. Здесь же необходимо отметить, что при отсутствии в договоре поставки специальной ссылки на применение к отношениям сторон Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденного постановлением Совмина СССР от 25 июля 1988 г. N 888, и Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7, указанные документы не применяются (п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18).
Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки продавец (поставщик) обязуется передать в определенный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием. Правовое регулирование поставки товаров в гражданском обороте осуществляется специальными нормами соответствующего параграфа 3 главы 30 ГК РФ и, кроме того, ст.454-491 ГК РФ, регулирующими договор купли-продажи в части, не противоречащей специальным нормам (п.5 ст.454 ГК РФ).
В соответствии с п.2 ст.469 ГК РФ при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар такого качества, которое обеспечивало бы пригодность товара при использовании.
При этом необходимое качество товара должно быть обеспечено продавцом (поставщиком) в момент его передачи покупателю и распространяться на данный товар в пределах разумного срока, определяемого для сходных товаров (ст.470 ГК РФ). По общему правилу при отсутствии в договоре специальной оговорки гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю (как при оптовой, так и при розничной торговле).
В свою очередь покупатель при приемке поставленного ему товара обязан в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, осмотреть товары, проверить их количество и качество. И если покупателем обнаружены какие-либо недостатки, он должен незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или недостатках поставленных товаров (п.2 ст.513 ГК РФ).
В то же время необходимо иметь в виду, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, имевшим место до этого момента (п.1 ст.476 ГК РФ).
Поэтому покупатель может предъявить претензию поставщику даже если брак обнаружен им после приемки товара на склад (например, при формировании партии товара для продажи другому покупателю при оптовой торговле или при подготовке товара к продаже в торговый зал при розничной), либо после реализации товара конечному потребителю при розничной торговле, либо другому покупателю при оптовой торговле, но только при условии, что покупатель докажет поставщику, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи ему товара поставщиком.
Выставление претензии поставщику
Обязательная или типовая форма уведомления о ненадлежащем качестве товара не установлена ни одним из действующих нормативных актов. Соответственно покупатель обязан направить продавцу (поставщику) уведомление или претензию о выявленных недостатках качества товара в свободной форме, содержащее:
ссылку на существующий договор поставки, поставленный товар (наименование, количество, цена, ассортимент, партия и др.) с указанием на товаро-сопроводительные документы;
детальное описание и характер брака по каждому изделию (вид товара, номер партии и упаковки и др.);
ссылку на документ (акт) о браке с указанием составивших его лиц;
четкое изложение требований покупателя относительно выявленной некачественной продукции (см. ниже);
ссылки на приведенные нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции;
ссылку на заключение независимой экспертизы (при проведении таковой по инициативе покупателя на основании ст.15, 393 ГК РФ в дальнейшем он вправе заявить требование продавцу о возмещении расходов на организацию такой экспертизы - как при оптовой, так и при розничной торговле);
требование о возмещении убытков, связанных с ненадлежащим исполнением договора поставки.
Такое уведомление (претензия) должно быть незамедлительно направлено продавцу (поставщику) заказной корреспонденцией.
Что может потребовать покупатель
В соответствии с п.1 ст.518 ГК РФ покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст.475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит их качественными товарами.
Так, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца (п.1 ст.475 ГК РФ):
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
При обнаружении неустранимых недостатков либо недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно (проявляются вновь после их устранения), то есть существенном нарушении требований к качеству товара, покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п.2 ст.475, п.1, 2 ст.523, абзац 4 п.2 ст.450 ГК РФ).
В случае неисполнения продавцом предъявленных требований они могут быть заявлены покупателем в судебном порядке с одновременным требованием возмещения убытков, не покрытых этими требованиями (например, расходы на экспертизу, расходы по возврату товара, неустойка и др.).
Учет операций по возврату бракованного товара
Покупателю при отражении в бухгалтерском учете операций по возврату бракованного товара поставщику необходимо руководствоваться следующим.
При обнаружении поставки бракованного товара покупатель составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132. Обращаем внимание, что данный акт составляется по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
В то же время, по нашему мнению, возможен вариант составления указанного акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии, как это предусмотрено п.2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга РФ от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 *(1).
Составленный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Акты о приемке товара с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т. д.) передаются в бухгалтерию под расписку и являются основанием для направления претензионного письма поставщику (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, приведенные в постановлении Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132).
При этом, как уже было указано выше, покупатель сможет предъявить претензию поставщику только в том случае, если брак возник по вине поставщика. В сумму претензии в общем случае включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма убытков, причиненных поставкой некачественного товара (п.10.5 Методических рекомендаций). Неустойка же может быть включена в сумму претензии только в том случае, если она предусмотрена условиями договора (см. выше).
При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с возвратом недоброкачественного товара поставщику, необходимо различать ситуации, когда выявлен брак:
до оприходования товара на склад;
после оприходования товара на склад, но до реализации конечному потребителю при розничной торговле, либо другому покупателю - при оптовой;
после реализации товара конечному потребителю при розничной торговле (другому покупателю - при оптовой).
Брак выявлен при приемке товара
Если брак выявлен на стадии приемки товара, то такой товар на баланс покупателя не приходуется. В этом случае поступивший товар должен учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" до момента возврата поставщику (как в оптовой, так и в розничной торговле).
При этом в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие проводки:
Д-т сч.002 - приняты на ответственное хранение товары, не соответствующие условиям договора купли-продажи, составлен акт по форме ТОРГ-2
К-т сч.002 - возвращены поставщику товары, не соответствующие условиям договора купли-продажи.
Если выявлен брак не всей партии товара, а только ее части, то на счете 002 отражается только часть бракованного товара, а качественный товар принимается к учету (приходуется на счет 41) в общеустановленном порядке.
Брак выявлен после оприходования товара на склад, но до его реализации
Поскольку наиболее частыми вариантами действий покупателя в случае поставки товара ненадлежащего качества являются требования о замене товара либо требование о возврате суммы, уплаченной за него с одновременным возвращением продавцу бракованного товара, то при дальнейшем изложении будем исходить из того, что именно эти требования торгующая организация предъявляет поставщику.
Если брак выявлен после оприходования товара на склад и при этом он не был оплачен поставщику, то операции по возврату товара от покупателя поставщику следует отражать в бухгалтерском учете следующим образом (см. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н).
В оптовой торговле
1) Д-т сч.41/1 К-т сч.60 - оприходованы полученные от поставщика товары
2) Д-т сч.19 К-т сч.60 - отражен НДС, относящийся к поступившим товарам
3) Д-т сч.76 субсчет 2 "Расчеты по претензиям" К-т сч.41/1 - отражена стоимость некачественных товаров, возвращенных поставщику. При возврате товара поставщику оформляется накладная на передачу товара (форма ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132)
4) Д-т сч.76/2 К-т сч.19 - восстановлен НДС по возвращенному товару
5) Д-т сч.41 К-т сч.76/2 - произведена поставка качественного товара взамен бракованного товара. Эта запись производится только в том случае, если поставщик осуществляет такую замену
6) Д-т сч.19 К-т сч.76/2 - отражен НДС, относящийся к поставленному товару
7) Д-т сч.60 К-т сч.51 - оплачена стоимость качественного товара, полученного от поставщика.
Если поставщик принял бракованный товар, но не осуществляет замену этого товара на качественный, а просит покупателя оплатить только фактически поставленный качественный товар, в учете следует отразить проводку (проводки 5, 6 не делаются):
Д-т сч.60 К-т сч.76/2 - произведен зачет взаимных требований.
Обращаем внимание, что в данной ситуации нет необходимости вносить изменения в текст договора поставки. Это объясняется тем, что покупатель не обязан оплачивать некачественные товары, поскольку с правовой точки зрения поставка некачественного товара считается ненадлежащим исполнением заключенного договора поставки.
Если поставщик отказался принять некачественный товар, например, в силу того, что брак возник по вине торгующей организации (покупателя) (например, в результате неправильного хранения товара на складе и др.), то в этом случае все расходы должен нести сам покупатель.
При этом потери от брака отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с подп."б" п.3 ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", подп."б" п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.
Потери от порчи товара относятся за счет виновных лиц. В учете производятся следующие записи:
Д-т сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" К-т сч.41 - списана фактическая себестоимость бракованных товаров
Д-т сч.73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" К-т сч.94 - стоимость бракованного товара отнесена на виновное лицо.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от порчи имущества списываются на финансовые результаты организации: Д-т сч.91 К-т сч.94.
В розничной торговле
Здесь отражение в учете операций по возврату некачественного товара поставщику во многом схоже с оптовой торговлей, но имеются и свои особенности.
Д-т сч.41/1 К-т сч.60 - оприходованы полученные от поставщика товары
Д-т сч.19 К-т сч.60 - отражен НДС, относящийся к поступившим товарам
Д-т сч.41/1 "Товары на складе" К-т сч.42 - отражена торговая наценка
Д-т сч.41/2 К-т сч.41/1 - товар со склада передан в розницу.
При обнаружении брака производится обратная запись:
Д-т сч.76 субсчет 2 "Расчеты по претензиям" К-т сч.41/1 - отражена стоимость некачественных товаров, возвращенных поставщику. Оформляется накладная на передачу товара по форме ТОРГ-12
Д-т сч.76/2 К-т сч.19 - восстановлен НДС по возвращенному товару
Д-т сч.41 К-т сч.42 - сторнирована ранее начисленная наценка по возвращенному товару
Д-т сч.41 К-т сч.76/2 - произведена поставка качественного товара взамен бракованного товара (запись делается в случае замены)
Д-т сч.19 К-т сч.76/2 - отражен НДС, относящийся к поставленному товару
Д-т сч.41/1 "Товары на складе" К-т сч.42 - отражена торговая наценка по замененному товару.
Далее оплачивается стоимость качественного товара, полученного от поставщика (Д-т сч.60 К-т сч.51) и производятся те же действия, что и при оптовой торговле.
В случае когда брак выявлен после реализации товара в розницу, гражданину следует исходить из положений ГК РФ и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Закон о защите прав потребителей в определенном смысле развивает нормы Гражданского кодекса РФ в правоотношениях между гражданином - потребителем (покупателем) товаров (работ, услуг) и изготовителями или продавцами товаров. На основании ст.18 Закона в результате продажи товара ненадлежащего качества потребитель по своему усмотрению может потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторжения договора купли-продажи, полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Согласно п.2, 3 ст.18 Закона указанные выше требования могут быть заявлены потребителем продавцу, а требования о безвозмездном устранении брака или замены товара на аналогичный - изготовителю, а в случае неисполнения последним этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Обращаем внимание на п.5 ст.18 Закона, согласно которому отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Это означает, что факт приобретения конкретного товара у данного продавца не всегда удостоверяется товарным или кассовым чеком, а может быть подтвержден свидетельскими показаниями (п.28 Правил продажи отдельных видов товаров) либо контрольной лентой ККМ.
Продавец или изготовитель обязан принять бракованный товар у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества, а также экспертизу за свой счет.
Бухгалтерский учет возврата...
...в розничной торговле
Для предприятий розничной торговли порядок документального оформления и учета недоброкачественных товаров, возвращенных покупателями, изложен в разделе 10 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (о порядке применения этого документа см. выше).
Обмен или прием недоброкачественных товаров производится на основании заявления покупателя, а также паспорта (гарантийного талона) на товар.
Прием от покупателей недоброкачественных товаров оформляется накладной (форма ТОРГ-12) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар.
Общий порядок возврата денежных средств покупателю изложен в разделе 4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30 августа 1993 г. N 104 (см. также Письмо Управления МНС России по г. Москве от 17 марта 2000 г. N 30-08/1/10843 "О порядке оформления организациями возврата товара покупателем").
При этом обращаем внимание, что порядок оформления возврата денежных средств различается в зависимости от сроков возврата денежных средств.
Если возврат денег за товар покупателю производится в тот же день, что и покупка товара (до закрытия смены и снятия Z-отчета), то в этом случае возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе, и только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя. На сумму возврата в одном экземпляре оформляется Акт о возврате товара по форме КМ-3, утвержденный постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.
Отметим, что акт составляется не одним кассиром, а комиссией в составе руководителя, заведующего отделом (секцией) (если он есть на предприятии), старшего кассира и непосредственно кассира-операциониста. Данный акт составляется на основании чеков, возвращенных покупателями (клиентами) либо на основании ошибочно пробитых чеков (см. форму КМ-3). Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом КМ-3 сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число).
Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в Книгу кассира-операциониста в графу 15, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, приведенные в постановлении Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132).
В случае возврата денег за товар не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятия Z-отчета) предприятиям следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (см. Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18), а также п.4.4, 10 Методических рекомендаций.
В этом случае возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для возврата денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер (форма КО-2 - см. Порядок составления и оформления, утвержденный постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88), также с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность.
На основании перечисленных документов в регистрах бухгалтерского учета предприятия должны производиться соответствующие бухгалтерские записи.
Для наглядности укажем сначала записи, произведенные при реализации товара (проводки по оприходованию товаров и начислению торговой наценки см. выше):
1) Д-т сч.50 К-т сч.90/1 - отражена выручка от реализации товара в розницу
2) Д-т сч.90/2 К-т сч.41/2 - списана продажная стоимость товара (товары в розничной торговле учитываются по продажным ценам)
3) Д-т сч.90/2 К-т сч.42 - сторнирована сумма торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам (проводка способом "красное сторно")
4) Д-т сч.90-3 К-т сч.68/субсчет "НДС" - начислен НДС
5) Д-т сч.90-5 К-т сч.68/субсчет "Налог с продаж" - начислен налог с продаж
6) Д-т сч.44 К-т сч.68/субсчет "Налог на пользователей автодорог" - начислен налог на пользователей автодорог в размере 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценой товаров, реализованных в результате торговой деятельности
7) Д-т сч.90/2 К-т сч.44 - списаны расходы на продажу (издержки обращения)
8) Д-т сч.99 (90/9) К-т сч.90/9 (99) - отражен финансовый результат, определяемый сопоставлением оборотов по субсчетам к счету 90.
В том случае когда возврат товара производится не в день покупки, у предприятия возникает необходимость сторнировать ранее отраженную на счетах бухгалтерского учета выручку и соответственно начисленные с нее налоги.
Таким образом при возврате товара покупателем в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки (возврат товара происходит в рамках одного года):
1) Д-т сч.41 К-т сч.76 субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам" - отражено оприходование возвращенного товара от покупателя по продажной цене
2) Д-т сч.76 субсчет "Расчеты с покупателями по возвращенным товарам" К-т сч.50 - отражен возврат денег покупателю
3) Д-т сч.41/1 К-т сч.41/2 - товар из розницы передан на склад
4) Д-т сч.90/2 К-т сч.42 - восстановлена сумма торговой наценки по возвращенному товару (поскольку ранее указанная проводка была произведена "красным", то в данной ситуации торговая наценка не сторнируется)
5) Д-т сч.90/2 К-т сч.90/1 (проводка способом "красное сторно") - корректировка розничного товарооборота на стоимость возвращенного покупателем товара. Целесообразность данной записи объясняется необходимостью уменьшения объема реализации, отраженного ранее
6) Д-т сч.90/5 К-т сч.68/субсчет "Налог с продаж" - сторнирована сумма начисленного налога с продаж (проводка способом "красное сторно")
7) Д-т сч.68/субсчет "НДС" К-т сч.90/3 - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенной продукции (см. п.5 ст.171, п.4 ст.172 НК РФ)
8) Д-т сч.44 К-т сч.68/субсчет "Налог на пользователей автодорог" - сторнирован ранее начисленный налог на пользователей автодорог (проводка способом "красное сторно")
9) Д-т сч.90/2 К-т сч.44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу (проводка способом "красное сторно");
10) Д-т сч.99 (90/9) К-т сч.90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара.
Далее торгующей организацией производятся уже рассмотренные нами записи по выставлению претензии поставщику бракованного товара.
...в оптовой торговле
У предприятий оптовой торговли при реализации товара производятся иные записи (проводки по оприходованию товаров приведены):
1) Д-т сч.62 К-т сч.90/1 - отражена выручка от реализации оптовой партии товара
2) Д-т сч.90/2 К-т сч.41/1 - списана покупная стоимость товара
3) Д-т сч.90/3 К-т сч.68/субсчет "НДС" - начислен НДС
4) Д-т сч.44 К-т сч.68/субсчет "Налог на пользователей автодорог" - начислен налог на пользователей автодорог в размере 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценой товаров, реализованных в результате снабженческо-сбытовой и торговой деятельности
5) Д-т сч.90/2 К-т сч.44 - списаны расходы на продажу (издержки обращения)
6) Д-т сч.99 (90/9) К-т сч.90/9 (99) - отражен финансовый результат, определяемый сопоставлением оборотов по субсчетам к счету 90
7) Д-т сч.51 К-т сч.62 - товар оплачен покупателем.
При возврате товара покупателем в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки (возврат товара происходит в рамках одного года):
1) Д-т сч.62 К-т сч.90/1 - сторно отражена корректировка реализации продукции
2) Д-т сч.68/субсчет "НДС" К-т сч.90/3 - предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенной продукции (см. п.5 ст.171, п.4 ст.172 НК РФ)
3) Д-т сч.90/2 К-т сч.41 - сторнирована покупная стоимость товара, возвращенного покупателем
4) Д-т сч.44 К-т сч.68/субсчет "Налог на пользователей автодорог" - сторнирован ранее начисленный налог на пользователей автодорог (проводка способом "красное сторно")
5) Д-т сч.90/2 К-т сч.44 - сторнированы ранее списанные расходы на продажу (проводка способом "красное сторно")
6) Д-т сч.99 (90/9) К-т сч.90/9 (99) - сторнирован ранее отраженный финансовый результат от реализации в результате возврата покупателем бракованного товара
7) Д-т сч.62 К-т сч.51 - покупателю возвращены деньги.
Затем производятся записи по выставлению претензии поставщику бракованного товара.
А. Музыченко,
Е. Шаронова,
эксперты "АКДИ ЭЖ"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 34, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Названный документ в настоящее время не отменен, поэтому он продолжает действовать при отражении операций в бухгалтерском учете в части, не противоречащей действующему бухгалтерскому законодательству. Косвенным подтверждением этому выводу может служить Письмо Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03, в котором говорится о возможности применения соответствующих отраслевых инструкций с учетом особенностей технологического процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.