Вести бухгалтерский учет и возмущаться?!
Поскольку введенная главой 25 НК РФ система налогового учета оказывает на практике существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета, нашим читателям будет интересна позиция Минфина России по вопросам взаимоотношений системы бухгалтерского учета и налогообложения.
Сегодня наш собеседник - руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александр Сергеевич Бакаев.
- Александр Сергеевич, вступили в силу поправки к части второй Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ. Не могли бы Вы прокомментировать основные изменения?
- Бухгалтеры надеялись, что поправки к главе 25 Налогового кодекса, которые готовились в Госдуме, исправят ошибки и наконец внесут ясность. К сожалению, этого не произошло. Проблема заключается в статье 319, устанавливающей порядок оценки незавершенного производства. Если эту статью исключить, глава 25 заработала бы. В советское время было разработано свыше 144 отраслевых инструкций для промышленных предприятий по планированию, калькулированию себестоимости продукции, и по каждой отрасли были специфические способы оценки незавершенного производства. Кроме того, соответствующие инструкции утверждены по строительству, сельскому хозяйству, науке, торговле и т.д. Люди, которые составляли инструкции, изучали специфику соответствующей отрасли, привлекали отраслевых специалистов и практиков. В прежней редакции статьи предлагался один метод оценки, а сейчас разработчики описали уже три -тем не менее проблема неразрешена. Главный недостаток главы 25 заключается в том, что изложенным трем вариантам оценки не дано экономического обоснования. По этим трем методам у бухгалтеров и возникнет масса вопросов.
Что касается начисления амортизации, бухгалтер и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет начислять одну и ту же амортизацию - никто двойную работу делать не хочет. Начислят в бухгалтерском учете амортизацию по главе 25 Налогового кодекса, и у организации будут сплошные убытки, потому что цены на свою продукцию она поднять не сможет выше определенного уровня - иначе ее перестанут покупать.
- Да, пессимистическую картину Вы нарисовали. МНС России сейчас собирается разрабатывать отраслевые методические рекомендации по налогу на прибыль. Хотят начать с металлургов, энергетиков и железнодорожников.
- Я слышал об этом. На мой взгляд, получится документ такого же качества, как и глава 25, ведь у тех, кто будет писать данные рекомендации, нет времени пойти на производство и посмотреть, как там происходит процесс. Раньше годами изучали документооборот предприятий и только потом писали отраслевые инструкции и рекомендации.
- Поправками к главе 25 смягчены требования к ведению налогового учета. Теперь разрешено в качестве регистров налогового учета использовать бухгалтерские регистры. Кому налогоплательщики обязаны таким послаблением? Не Минфину России ли?
- Не думаю, что это заслуга Минфина России. Налогоплательщики обратились в Госдуму, и был найден своего рода компромисс. Формулировка очень скользкая, но она дает возможность бухгалтерам на законной основе получать данные для налоговых целей в системе бухгалтерского учета.
- Не собирается ли Минфин России выпустить методические рекомендации по ведению налогового учета с использованием регистров бухгалтерского учета?
- Нет. Они бы являлись незаконными, так как в главе 25 написано, что нам запрещено это делать. Методические рекомендации не обязательны для исполнения налогоплательщиками, а указания Минфина по своей природе являются обязательными. Кроме того, я не представляю, как такие рекомендации можно сделать по каждой отрасли отдельно. Думаю, что все главные бухгалтеры технологически будут делать все так же, как и раньше - либо строку дополнительную будут добавлять в регистры бухгалтерского учета, либо графу.
В чем опасность любых указаний Минфина? В психологии проверяющего. Минфин пишет, что должна быть такая-то графа в такой-то ведомости, имея в виду, что если бухгалтер сочтет нужным - он ее вводит, если нет - не вводит. А проверяющий смотрит, что пишет Минфин: написано, что должна быть графа, значит, должна быть. Мы не будем выпускать методические рекомендации, так как глава 25 рано или поздно будет приведена в соответствие с нормами бухгалтерского учета.
- Бухгалтеры малых и средних предприятий нередко говорят, что они будут вести на счетах бухгалтерского учета учет доходов и расходов в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса без учета требований положений по бухгалтерскому учету:
- Весьма распространенное мнение, которое доводится слышать на проводимых семинарах и встречах. Это мнение сложилось из существовавшей ранее практики. В ПБУ 6 указано, что срок полезного использования основных средств устанавливается организацией самостоятельно. Организации, в свою очередь, работали согласно постановлению Совмина СССР от 11 сентября 1990 года N 1072, потому что налоговые органы принимали для целей налогообложения амортизацию, начисленную только в соответствии с нормами, установленными на основании данного постановления. К сожалению, в главе 25 отсутствует целостная непротиворечивая система налогового учета, и налогоплательщики, отказавшиеся от бухгалтерского учета, попытаются найти выход из создавшейся ситуации, но скорее всего не найдут его. С 1 января 2002 года в бухгалтерском учете амортизацию будут начислять в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса, поскольку бухгалтеры не хотят вести двойной учет и непременно столкнутся с такой ситуацией: например, амортизацию надлежит пересчитать по основным средствам на 1 января 2002 года исходя из сроков, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Согласно поправкам к статье 322 Налогового кодекса если срок фактической амортизации основного средства на 1 января 2002 года больше срока полезного использования, определенного по Классификации основных средств, его остаточную стоимость следует списывать в течение не менее семи лет. Результат будет хуже, чем если бы амортизация по старым объектам рассчитывалась по правилам бухучета. Уверен, недовольных людей будет много, поскольку по старым основным средствам, имеющим степень износа, например, 70 процентов, оставшиеся 30 процентов стоимости потребуют растянуть на семь лет. Если бы согласно Налоговому кодексу по таким основным средствам разрешалось начислять амортизацию по правилам бухгалтерского учета, не понадобилось бы устанавливать семилетний срок списания.
- В ПБУ 6/01 внесены изменения в отношении нижнего порога стоимости учетной политики основных средств. Эта стоимость составляет теперь 10 000 рублей или устанавливается иной лимит исходя из технологических особенностей, то есть приведена в соответствие с требованиями главы 25. Не собирается ли Минфин России и дальше приводить требования положений по бухгалтерскому учету в соответствие с налоговым законодательством, например ПБУ 14/2000 по нематериальным активам?
- Не собирается.
- Что ждать бухгалтерам от Минфина России в этом году? Новых методических указаний?
- После вступления в силу 25 главы бухгалтеры стали больше ценить ПБУ. С выходом в свет любого нового ПБУ бухгалтер должен проанализировать, какие изменения следует внести в порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии. Внедрять наши положения довольно просто, поскольку мы стараемся не разрушать технику учета. Одна из проблем 25 главы заключается именно в том, что ее разработчики разрушают технику учета.
Правительство Российской Федерации в 2001 году установило перечень положений, которые Министерство финансов обязано выпустить, и мы проводим работу по их утверждению. Кроме того, работаем над документами, относящимися к категории методических указаний. Так, подписан приказ Министерства финансов об утверждении указаний по применению, изготовлению, хранению, учету бланков строгой отчетности. Документ регламентирует порядок учета бланков строгой отчетности, принимаемых при расчетах с населением за услуги.
- Что бы Вы пожелали нашим читателям?
- Вести бухгалтерский учет и возмущаться. Последствия применения главы 25 таковы: многие бухгалтеры решили оставить свою работу. Налоговый кодекс разрешил "ломать" регистры бухгалтерского учета, а это недопустимо, поскольку бухгалтерский учет отражает и должен отражать реальную экономику для большой группы заинтересованных пользователей помимо налоговых органов.
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99