Налоги и налогообложение в Украине
Общая характеристика налоговой системы
Главы государств ЕврАзЭС в соответствии с Положением о статусе наблюдателе при Евразийском экономическом сообществе 13 мая 2002 года приняли решение о предоставлении Республике Молдова и Украине статуса наблюдателей при ЕврАзЭС.
Налоговая система Украины представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.
В Украине применяется двухуровневая налоговая система, включающая 23 общегосударственных и 16 местных налогов и сборов. К общегосударственным налогам и сборам относятся:
1) НДС;
2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий;
4) налог на доходы физических лиц;
5) таможенная пошлина;
6) государственная пошлина;
7) плата (налог) за землю;
8) рентные платежи;
9) налог на собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
10) налог на промысел;
11) сбор за геолого-разведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
12) сбор за специальное использование природных ресурсов;
13) сбор за загрязнение окружающей природной среды;
14) сбор на обязательное социальное страхование и т.д.
В число местных налогов и сборов входят:
1) налог на рекламу;
2) коммунальный налог;
3) гостиничный сбор;
4) сбор за парковку автотранспорта и т.д.
Налог на добавленную стоимость
Плательщиком НДС является любое лицо, объем облагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которого на протяжении последних двенадцати календарных месяцев превышал 3 600 не облагаемых налогом минимальных доходов граждан.
Объектом налогообложения являются следующие операции:
- продажа товаров (работ, услуг) на территории Украины;
- ввоз (пересылка) товаров (работ, услуг) на таможенную территорию Украины, предоставляемых нерезидентами для использования на территории Украины;
- вывоз (пересылка) товаров (работ, услуг) для их потребления за пределами таможенной территории Украины.
Не являются объектом налогообложения операции по:
- выпуску (эмиссии) ценных бумаг;
- передаче имущества арендодателя в пользование арендатору и его возвращению после окончания действия такого договора;
- передаче имущества в залог заимодателю в соответствии с договором займа и его возвращению после окончания действия такого договора;
- предоставлению страховых услуг;
- обороту валютных ценностей, банковских металлов, банкнот и монет Национального банка;
- услугам по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возвращению денежных средств по договорам займа, депозита, вклада, страхования;
- оплате стоимости государственных платных услуг, которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти;
- выплате заработной платы, пенсий, стипендий, субсидий, дотаций, других денежных или имущественных выплат физическим лицам за счет бюджетов или социальных или страховых фондов;
- передаче основных фондов как взноса в уставный фонд юридического лица и некоторые другие операции.
База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной стоимости, определенной свободными или регулированными ценами с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов, за исключением НДС, которые включаются в цену товаров (работ, услуг). В состав договорной стоимости входят любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем. Для товаров, которые ввозятся на территорию Украины, базой налогообложения является договорная стоимость товаров, но не менее стоимости, указанной в ввозной таможенной декларации с учетом затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование, а также оплаты брокерских, агентских и других видов вознаграждений.
Для продукции, изготовленной из давальческого сырья нерезидента, в случае ее продажи на территории Украины базой налогообложения служит контрактная стоимость такой продукции с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, а также других налогов, сборов, за исключением НДС, которые включаются в цену готовой продукции.
От налогообложения освобождаются операции по:
- продаже отечественных продуктов детского питания;
- продаже (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации;
- продаже книжек, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий;
- предоставлению услуг, оказываемых учебными заведениями, по получению высшего, среднего, профессионально-технического и начального образования;
- продаже товаров специального назначения для инвалидов по перечню, установленному Кабинетом Министров;
- продаже лечебных средств и изделий медицинского назначения, в том числе предоставления услуг по такой продаже аптечными учреждениями;
- предоставлению медицинских услуг учреждениями здравоохранения, имеющими специальное разрешение на предоставление таких услуг;
- продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых детей;
- предоставлению культовых услуг и продаже предметов культового назначения религиозными организациями;
- передаче земельных участков, находящихся под объектами недвижимости, или незастроенной земли и т.д.
От НДС освобождаются операции по:
- продаже товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, игорного бизнеса, покупных товаров, предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50% общей численности работающих с долей их фонда оплаты труда, равной не менее 25% суммы в общих затратах фонда оплаты труда;
- бесплатной передаче продукции (работ, услуг) собственного производства вспомогательными сельскими хозяйствами и лечебно-производственными трудовыми мастерскими домов-интернатов и территориальных центров по обслуживанию одиноких граждан преклонного возраста (пенсионеров);
- продаже и бесплатной передаче приборов, оснащения, материалов научным учреждениям и научным организациям, высшим учебным заведениям;
- ввозу на таможенную территорию товаров, которые не производятся в Украине или производятся, но не отвечают мировым стандартам, а также работы и услуги, которые выполняются для подготовки и участия членов сборных команд страны на Олимпийских играх, и другие.
Основная ставка НДС - 20%.
Налоговая ставка 0% применяется относительно экспортных операций, а именно:
- поставки для заправки или снабжения морских (океанских) судов;
- поставки для заправки или снабжения воздушных судов;
- поставки для заправки (дозаправки) и снабжения космических кораблей, а также спутников;
- продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;
- предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами Украины;
- продажа перерабатывающим предприятиям молока и мяса живым весом сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- продажа газа, импортированного в Украину.
Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным ценам с дополнительным начислением НДС. Налогоплательщик обязан предоставить покупателю налоговую накладную. В случае освобождения от налогообложения в налоговой накладной делается запись "Без НДС".
Датой возникновения налоговых обязательств считается дата зачисления средств от покупателя на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат продаже, или дата отгрузки товаров.
Уплата НДС производится не позднее 20 числа месяца, который наступает за отчетным периодом.
Акцизный сбор
Акцизный сбор - это косвенный налог на отдельные виды товаров, определенные законом как подакцизные и включаемые в их цену.
Плательщиками акцизного сбора являются:
а) субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров на территории Украины, в том числе из давальческого сырья;
б) нерезиденты, осуществляющие производство подакцизных товаров (услуг) на территории Украины непосредственно или через постоянные представительства или лиц, приравненных к ним;
в) любые субъекты предпринимательской деятельности, другие юридические лица, их филиалы, отделения, другие подразделения, импортирующие на таможенную территорию Украины подакцизные товары;
г) физические лица - получатели подакцизных товаров, нормы которых превышают нормы беспошлинного провоза;
д) юридические или физические лица, покупающие подакцизные товары у налоговых агентов;
е) заказчики, по поручениям которых изготовляется продукция из давальческого сырья.
Объектом налогообложения являются:
а) обороты от реализации выработанных подакцизных товаров, а также объемы отгруженных подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья;
б) обороты от реализации (передачи) товаров для собственного потребления, промышленной переработки (кроме оборотов от реализации (передачи) для производства подакцизных товаров), а также для своих работников;
в) таможенная стоимость товаров, которые импортируются на территорию Украины.
При продаже подакцизных товаров налоговыми агентами объектом налогообложения являются для выработанных и импортированных в страну товаров обороты от реализации таких подакцизных товаров, включая стоимость услуг или работ.
Акцизный сбор исчисляется:
а) по ставкам в процентах к обороту от продажи:
- товаров, которые реализуются по свободным ценам, - исходя из их стоимости по этим ценам, без учета акцизного сбора и НДС;
- товаров, которые реализуются по государственным фиксированным и регулированным ценам, - исходя из их стоимости по этим ценам без учета торговых скидок и НДС;
- импортированных товаров - исходя из таможенной (закупочной) стоимости, увеличенной на сумму ввозной таможенной пошлины, без учета акцизного сбора;
б) в твердых суммах исходя из единицы реализованного товара.
Датой возникновения налоговых обязательств по продаже подакцизных товаров считается дата зачисления средств от покупателя на банковский счет плательщика акцизного сбора как оплата товаров или дата отгрузки (передачи) товаров. При продаже продукции за наличные денежные средства датой возникновения налоговых обязательств является дата их оприходования в кассе плательщика акцизного сбора, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличных денежных средств в учреждении банка.
Суммы акцизного сбора, взимаемого с импортированных товаров, зачисляются в государственный бюджет, а взимаемого с товаров, произведенных внутри страны, - в местные бюджеты и государственный бюджет.
Акцизный сбор не взимается при реализации подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту.
Не подлежат налогообложению обороты от реализации легковых автомобилей специального назначения для инвалидов, оплата стоимости которых осуществляется органами социального обеспечения, а также легковых автомобилей специального назначения, перечень которых определяется Правительством Украины.
Действующие ставки акцизных сборов на некоторые виды товаров, производимые на территории Украины
Наименование подакцизных товаров | Ставка акциза |
Вина виноградные натуральные, включая крепленые Вина игристые Вино газированное Вермуты и прочие вина Спирт этиловый (100-процентного спир- та) Вина виноградные натуральные марочные и ординарные сухие Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с ра- бочим объемом цилиндров двигателя не более чем 1 000 куб. см Другие автомобили с двигателем внут- реннего сгорания (дизельные и полуди- зельные) с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2 500 куб. см Прицепы и полуприцепы жилые, массой более 3500 кг Пиво солодовое Уайт-спирит Бензины авиационные Керосин (топливо реактивное) Бензины моторные с содержанием не менее 5% высокооктановых кислородосо- держащих добавок Бензины моторные прочие Ювелирные изделия Сигары, сигариллы Сигареты без фильтра Сигареты с фильтром Табак для курения Нюхательный табак |
0,8 гривны за 1 л 1,6 гривны за 1 л 1,6 гривны за 1 л 2,6 гривны за 1 л 16 гривен за 1 л 0,25 гривны за 1 л 0,2 евро/куб.см - новые 0,4 евро/ куб.см - те, которые были в ис- пользовании до 5 лет 0,6 - более 5 лет 0,8 евро/куб.см - новые 1,6 евро/ куб.см - те, которые были в ис- пользовании до 5 лет 2,4 евро/ куб.см - более 5 лет 100 евро/шт. 0,21 гривны за 1 л 12 евро за 1000 кг 20 евро за 1000 кг 12 евро за 1000 кг 20 евро за 1000 кг 60 евро за 1000 кг 55% 20 гривен за 1000 шт. 5 гривен за 1000 шт. 10 гривен за 1000 шт. 10 гривен за 1 кг 10 гривен за 1 кг |
Суммы акцизного сбора, подлежащие уплате, определяются налогоплательщиками самостоятельно исходя из объемов реализованных подакцизных товаров по действующим ставкам.
Лица, импортирующие подакцизные товары, в обязательном порядке декларируют ввоз этих товаров при пересечении таможенной границы в двух экземплярах, один из которых пересылается таможенными органами в налоговые органы по местонахождению субъектов предпринимательской деятельности для взыскания акцизного сбора.
Налоговый агент не является плательщиком акцизного сбора, но представляет собой лицо, уполномоченное начислять, взимать акцизный сбор у плательщиков и вносить его в бюджет, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение таких полномочий.
Налог на прибыль предприятий
Плательщиками налога на прибыль являются резиденты - субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли; нерезиденты - физические или юридические лица, получающие доход из источников, находящихся в Украине.
Объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых затрат налогоплательщика и сумму амортизационных отчислений.
Валовой доход - это общая сумма дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, так и за ее пределами.
Валовой доход включает:
- общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, не имеющих статуса юридического лица, а также доходы от продажи ценных бумаг;
- доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
- доходы от общей деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходы от осуществления операций лизинга (аренды);
- доходы от других источников и внереализационных операций.
В состав валового дохода не включаются:
- суммы акцизного сбора, НДС, включенные в цену продажи продукции (работ, услуг);
- суммы средств или стоимость имущества, полученные налогоплательщиком в качестве компенсации (возмещения) за принудительное отчуждение государством другого имущества налогоплательщика;
- суммы средств или стоимость имущества, полученные налогоплательщиком по решению суда или вследствие удовлетворения претензий;
- суммы средств в части чрезмерно уплаченных налогов и сборов;
- суммы средств или стоимость имущества, поступающие налогоплательщику в виде прямых инвестиций;
- суммы полученного налогоплательщиком эмиссионного дохода;
- суммы средств или стоимость имущества, поступающие по линии международной технической помощи, а также в виде безвозмездной помощи общественным организациям инвалидов и их предприятиям и организациям, и другие.
Валовые затраты производства и оборота - это сумма любых затрат в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком с целью их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.
В состав валовых затрат включаются:
- суммы любых затрат, уплаченные в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной работы;
- суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в государственный или местный бюджет, неприбыльным организациям, но не более 4% налогооблагаемой прибыли предшествующего отчетного периода;
- суммы средств, перечисленные предприятиям, 75% работников которых пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, но не более 10% налогооблагаемой прибыли;
- суммы средств, внесенные в страховые резервы;
- суммы внесенных налогов и сборов;
- суммы затрат, связанных с улучшением основных фондов, и суммы превышения балансовой стоимости основных фондов и нематериальных активов над стоимостью их продажи и др.
В состав валовых затрат не включаются расходы на:
- организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков;
- приобретение лотерей, участие в азартных играх;
- финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением социальных выплат;
- приобретение, строительство, реконструкцию и прочее улучшение основных фондов и затраты, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением нематериальных активов, которые подлежат амортизации;
- уплату налогов и сборов; уплату НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного или непроизводственного использования;
- уплату штрафов и/или неустойки или пени по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;
- выплату дивидендов и др.
В состав валовых затрат не входят любые затраты, не подтвержденные соответствующими документами, обязательность ведения и сохранение которых предусмотрены правилами ведения налогового учета.
К валовым затратам относятся затраты налогоплательщика на содержание и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе налогоплательщика.
В состав валовых затрат налогоплательщика входят также затраты на оплату работы и суммы социального страхования физических лиц.
Налогоплательщики имеют право относить к валовым затратам любые затраты, связанные с улучшением основных фондов, в сумме, которая не превышает 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года.
Прибыль налогоплательщиков, включая предприятия, находящиеся в собственности отдельного физического лица, облагается налогом по ставке 30%.
Налогоплательщик, осуществляющий выплату выигрышей в лотерею или других видов розыгрышей, обязан удерживать и вносить в бюджет 30% суммы таких выигрышей.
Не подлежат налогообложению выигрыши в государственные денежные лотереи, которые предусматривают наличие призового фонда в размерах не менее 50% суммы полученных доходов, а также отчислений в бюджет в размере не менее 30% доходов, которые остаются в распоряжении после отчислений в призовой фонд.
Датой увеличения валового дохода считается дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата фактического предоставления результатов работ (услуг) налогоплательщиком.
Налог на доходы физических лиц
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. К налоговым резидентам относятся граждане, которые проживают на территории Украины не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год, полученный из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами.
В налогооблагаемый доход, полученный гражданами, не включаются:
а) помощь, осуществляемая по линии государственного социального страхования и социального обеспечения, кроме помощи, оказываемой по временной нетрудоспособности; помощь на погребение;
б) суммы получаемых алиментов;
в) пенсии;
г) компенсационные выплаты в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством;
д) суммы денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военно-служащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы;
е) суммы, получаемые гражданами в результате отчуждения имущества; государственная пошлина или плата за совершение нотариальных действий;
ж) доходы граждан от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном и садовом участке продукции растениеводства и пчеловодства, скота, кролей, нутрий, птицы и продукции их забоя;
з) суммы, получаемые в результате наследования и дарения;
и) проценты, дисконтные доходы и выигрыши по облигациям государственных займов;
к) суммы, полученные гражданами за обязательное и добровольное страхование;
л) стоимость благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи;
м) суммы, полученные гражданами в результате размещения их собственных сбережений на текущих (депозитных) счетах банков, в том числе в иностранной валюте;
н) суммы, направляемые налогоплательщиками благотворительным учреждениям и организациям, но не более 4% от суммы задекларированного совокупного облагаемого дохода за отчетный год;
о) суммы, полученные работниками на возмещение вреда, причиненного его здоровью;
п) суммы дивидендов, полученных от организаций после уплаты налога на прибыль;
р) стипендии Президента Украины и стипендии Международного Олимпийского Комитета;
с) суммы помощи, стоимость подарков, которые предоставляются один раз в год в размере установленного законом прожиточного минимума, и другие суммы.
Согласно налоговому законодательству совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму:
- минимальной месячной заработной платы (ММЗП) - за каждый полный месяц, на протяжении которого получен доход;
- в пределах 10 ММЗП за каждый месяц - на каждого ребенка до 16 лет;
- до 10 ММЗП - для пострадавших от Чернобыльской катастрофы и инвалидов войны I группы;
- до 5 ММЗП - для участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, инвалидов с детства и некоторых иных категорий физических лиц.
Подоходный налог исчисляется по месту основной работы (одна минимальная заработная плата включительно не облагается налогами).
Размер месячного сово- купного налогооблагае- мого дохода (в ММЗП) |
Ставки и размеры налога |
от 1 ММЗП + 1 крб. - до 10 ММЗП от 10 ММЗП + 1 крб. - до 20 ММЗП от 20 ММЗП + 1 крб. - до 30 ММЗП свыше 30 ММЗП |
10% с суммы, превышающей 1 ММЗП Налог с 10 ММЗП + 20% с суммы, превышающей 10 ММЗП Налог с 20 ММЗП + 35% с суммы, превышающей 10 ММЗП Налог с 30 ММЗП + 50% с суммы, превышающей 30 ММЗП |
Суммы доходов, получаемых физическими лицами не по месту основной работы и нерезидентами, облагаются налогом по ставке 20%.
Специальные налоговые режимы
Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства применяется в отношении:
- физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;
- юридических лиц, средняя численность работающих которых за год не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеют право самостоятельно выбирать способ налогообложения доходов единым налогом посредством получения свидетельства об уплате единого налога.
Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 и более 200 гривен в месяц.
Если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемных работников, ставка единого налога увеличивается на 50% за каждое лицо.
Физическое лицо, которое платит единый налог, освобождается от обязанности начисления в целевые фонды налогов, связанных с выплатой заработной платы работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.
Сумма единого налога перечисляется в местный бюджет в размере 43%; в Пенсионный фонд - 42%; на обязательное социальное страхование - 15% (в том числе в Фонд содействия занятости населения - 4%).
Субъект предпринимательской деятельности - это юридическое лицо, которое перешло на упрощенную систему налогообложения и самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога:
- 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора;
- 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.
Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица платят единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца.
Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, платят налог на прибыль по итогам отчетного налогового года.
Валовые доходы и затраты предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции, удержанные (понесенные) на протяжении года, подлежат индексированию исходя из официального индекса инфляции за период от месяца, следующего за месяцем производства таких затрат (получение доходов), до конца отчетного налогового года.
Сумма начисленного налога уменьшается на сумму налога на землю, которая используется в сельскохозяйственном производственном обороте.
Если по результатам отчетного налогового года вышеуказанные предприятия имели балансовые убытки, то они переносят их на уменьшение валовых доходов будущих налоговых лет в общем порядке. Налогоплательщики самостоятельно определяют суммы налога, которые подлежат уплате. Налог платится в бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Не подлежат зачислению к уменьшению налоговых обязательств налоги, уплаченные в других странах: налог на капитал (имущество) и прирост капитала; почтовые налоги; налоги на реализацию (продажа); другие косвенные налоги; суммы налога, уплаченные из пассивной прибыли (дивидендов, процентов, страхование, роялти).
Фиксированный сельскохозяйственный налог - это налог, который устанавливается на единицу земельной площади и не изменяется на протяжении определенного срока (до 1 января 2004 года).
При уплате данного налога не уплачиваются налог на прибыль предприятий, земельный налог, налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, коммунальный налог и некоторые другие налоги и сборы.
Плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные предприятия разных организационно-правовых форм, крестьянские и прочие хозяйства, которые занимаются производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, в которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предшествующий отчетный (налоговый) год, превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия. Если этот валовой доход составляет меньше 50% общего объема реализации, предприятие платит налоги на общих основаниях.
Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога имеют право на выбор формы его уплаты: в денежной форме и/или в виде поставок сельскохозяйственной продукции. Количество сельскохозяйственной продукции, которая поставляется в счет налога, определяется исходя из начисленной к уплате в отчетном году суммы фиксированного сельскохозяйственного налога и договорной цены.
Объектом налогообложения является площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или в аренду.
Ставка фиксированного сельскохозяйственного налога с одного гектара земли устанавливается в процентах к их денежной оценке: для пашни, покосных лугов и пастбищ - 0,5%, для многолетних насаждений - 0,3%.
Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в горных зонах и на полесских территориях, платят налог по следующим ставкам: для пашни, покосных лугов и пастбищ - 0,3%, для многолетних насаждений - 0,1%.
Налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога на текущий год и представляют расчет в налоговую инспекцию до 1 февраля текущего года, а уплату налога производят ежемесячно до 20 числа следующего месяца в размере одной трети суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога, в следующих размерах: в I и II квартале - 10%; в III квартале - 50%; в IV квартале - 30%.
30% фиксированного сельскохозяйственного налога направляется в местный бюджет, 68% - на пенсионное страхование и 2% - на обязательное социальное страхование.
Плата (налог) за землю
Плата за землю устанавливается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.
Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных частиц (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов - участников соглашения о разделе продукции.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей. Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), которая находится в собственности или в пользовании, в том числе на условиях аренды.
Субъектом платы за землю является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь.
Ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах от их денежной оценки:
- для пашни, покосных лугов и пастбищ - 0,1%;
- для многолетних насаждений - 0,03%.
Ставки земельного налога на земли, денежная оценка которых определена, устанавливаются в размере 1% от их денежной оценки.
От уплаты земельного налога освобождаются:
1) заповедники, национальные природные парки, заказники, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, достопримечательности природы, заповедные урочища и парки - достопримечательности садово-паркового искусства;
2) опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, содержание которых происходит за счет бюджета;
4) зарегистрированные религиозные и благотворительные организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, и другие землепользователи.
Юридические лица самостоятельно определяют сумму земельного налога по состоянию на 1 января и до 1 февраля подают расчеты в налоговые органы. Начисление налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые направляют плательщику до 15 июля текущего года платежное уведомление об уплате земельного налога.
Налог с собственников транспортных средств
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют в собственности транспортные средства.
Объектами налогообложения являются тракторы, автомобили, мотоциклы и велосипеды, яхты и судна парусные, лодки моторные, катера и др.
От уплаты налога с собственников транспортных средств освобождаются:
а) предприятия автомобильного транспорта общего пользования - относительно транспортных средств, занятых на перевозке пассажиров;
б) учебные заведения, финансируемые из бюджета;
в) инвалиды - относительно одного легкового автомобиля с объемом цилиндров двигателя до 2 500 куб. см или одного мотоцикла с объемом цилиндров двигателя до 650 куб. см, лодки моторные или катера с длиной корпуса до 7,5 м;
г) лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, - относительно одного легкового автомобиля с объемом цилиндров двигателя до 2 500 см или одного мотоцикла с объемом цилиндров двигателя до 650 см;
д) на 50% - сельскохозяйственные предприятия - товаропроизводители за тракторы колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей с количеством мест не менее десяти;
е) на 50% - граждане, в собственности которых находятся легковые автомобили, произведенные в странах СНГ.
Налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов уплачивается:
- физическими лицами - ежегодно перед регистрацией и техническим осмотром транспортных средств;
- юридическими лицами - ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Налог на промысел
Плательщиками налога являются граждане, которые осуществляют несистематическую (не более четырех раз на протяжении календарного года) продажу выработанных, переработанных и купленных товаров.
Объектом налогообложения является суммарная рыночная стоимость товаров. Не облагается налогом продажа выращенных в личном подсобном хозяйстве, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кролей, нутрий, птицы.
Ставка налога на промысел устанавливается в размере 10% указанной в декларации стоимости товаров, которые подлежат продаже на протяжении трех календарных дней, но не менее размера одной минимальной заработной платы.
Налог на промысел уплачивается в виде приобретения одноразового патента на торговлю. Минимальный срок действия одноразового патента - три календарных дня, максимальный - семь календарных дней.
Если продажа товаров осуществляется на протяжении календарного года более четырех раз, то такая деятельность считается систематической, и гражданин должен зарегистрироваться как субъект предпринимательства в соответствии с действующим законодательством.
Особенности налогообложения нерезидентов
Любые доходы от проведения хозяйственной деятельности, полученные нерезидентом и имеющие Украину в качестве источника их происхождения, облагаются налогами.
Лица, осуществляющие выплаты в пользу нерезидента, обязаны удерживать налог в размере 15% суммы, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений.
Резиденты, осуществляющие выплату дохода нерезидентам от осуществления портфельных инвестиций в процентные облигации или процентные казначейские обязательства, уплачивают налог в размере 30% суммы такого дохода за счет такой выплаты.
Суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогами в общем порядке.
Если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Украине, но и за ее пределами и при этом не определяет прибыль от своей деятельности, которая проводится им через постоянное представительство в Украине, сумма прибыли, подлежащая налогообложению, определяется на основании составления нерезидентом отдельного баланса финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с налоговым органом по местонахождению постоянного представительства.
При невозможности определения прибыли путем прямого подсчета налогооблагаемая прибыль устанавливается налоговым органом как разность между валовым доходом и валовыми затратами, определенными путем применения коэффициента 0,7 к сумме полученного (начисленного) валового дохода.
Налогообложение специальных экономических зон
Целью создания специальных экономических зон (СЭЗ) и предоставления льготных режимов налогообложения является привлечение инвестиций в приоритетные области производства для создания новых рабочих мест и обеспечения экономического роста.
Специальный режим инвестиционной деятельности вводится на разные сроки и действует в приоритетных видах экономической деятельности. В настоящее время в Украине созданы специальные экономические зоны "Донецк", "Азов", "Яворов", "Рени", "Интерпорт Ковель", "Николаев", "Славутич", "Курортополис Трускавець".
Государство гарантирует стабильность правового режима функционирования СЭЗ и территорий приоритетного развития на весь определенный срок.
Органами управления СЭЗ и территориями приоритетного развития являются:
- Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности (далее - Совет);
- органы местного самоуправления и местные государственные администрации;
- органы хозяйственного развития СЭЗ.
Каждый из перечисленных органов управления выполняет определенные функции и задачи по оптимальному функционированию зон и территорий приоритетного развития. К полномочиям органа местного самоуправления относятся:
- заключение контракта с инвесторами о реализации инвестиционного проекта;
- принятие решения о предоставлении в пользование органа хозяйственного развития СЭЗ земельных участков, объектов инфраструктуры и естественных ресурсов местного значения.
Органы хозяйственного развития специальной экономической зоны занимаются следующими вопросами:
- обустройство территории СЭЗ;
- строительство объектов производственной и непроизводственной инфраструктуры;
- развитие сети коммуникационных связей;
- заключение договоров об эксплуатации объектов инфраструктуры;
- участие в реализации инвестиционных проектов, а также выполняют функции по координации деятельности функционирующих субъектов СЭЗ.
На территориях СЭЗ могут размещаться объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры, в том числе офисные здания, отели, жилые дома и т.п. Однако на территориях СЭЗ запрещается создание казино, игорных домов и других мест игорного бизнеса.
Создание на территориях СЭЗ банковских учреждений, аудиторских фирм, страховых, фондовых и других организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, осуществляется в установленном порядке после согласования с Советом.
За пользование землей и другими естественными ресурсами, переданными по соглашению органа хозяйственного развития, уплачиваются налоги в соответствии с налоговым законодательством.
На определенный инвестиционным проектом период освоения земельного участка (планирование территории, строительства объектов инфраструктуры СЭЗ и т.п.) плата за землю не начисляется.
К субъектам предпринимательской деятельности, которые реализуют одобренные Советом инвестиционные проекты в приоритетных направлениях деятельности, применяется специальный режим инвестиционной деятельности. Соответственно этому режиму на период реализации проекта (но не более чем на пять лет) от ввозной таможенной пошлины освобождаются сырье, материалы, предметы, оборудование и от обложения НДС - оборудование на время его ввоза в Украину. Предприятия также освобождаются на три года от уплаты налога на прибыль по суммам, направленным на реконструкцию, модернизацию и перепрофилирование, если инвестиции в них эквивалентны не менее 1 млн. долларов США.
Прибыль вышеуказанных предприятий, полученная в период с четвертого по шестой год деятельности, облагается налогами по ставке в размере 50% действующей ставки налогообложения.
Дивиденды, которые платятся инвестору субъектом предпринимательской деятельности, облагаются налогами по ставке 10%.
Доходы нерезидентов Украины, полученные от реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития, облагаются налогами в размере двух третей ставки налогообложения прибыли.
В.Н. Росоловский,
Заместитель Председателя Государственной налоговой
администрации Украины
Н.Т. Мамбеталиев,
Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
М.Р. Бобоев,
заместитель директора НИИРаНС МНС России, к.э.н.
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1