Перерегистрация юридических лиц
С 1 июля 2002 г. полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц переданы МНС России, что потребовало принятия целого пакета нормативных актов. Естественно, решается в них вопрос и о судьбе существующих организаций. При этом о перерегистрации речь не идет.
Дело в том, что новое законодательство о регистрации*(1) предусматривает создание общероссийского единого государственного реестра (ЕГР) организаций, содержащего подробные сведения о юридическом лице, доступные любому желающему. Для уточнения уже имеющихся в регистрирующих органах сведений, а также сбора недостающих (так как их перечень гораздо шире, чем раньше) на организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 г., возложена обязанность в течение 6 месяцев, т.е. до 1 января 2003 г., представить в налоговые органы следующую информацию: данные о полном и сокращенном наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения (теперь под ним понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени фирмы без доверенности), способе образования, учредителях, а также фамилия, имя, отчество, должность, данные документов, удостоверяющих личность, и (при наличии) ИНН лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации. Формы документов, содержащих эти сведения, подаваемые в налоговые органы, можно найти в приложении N 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".
Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., не является перерегистрацией и не требует представления каких-то дополнительных документов. Основная цель такой процедуры - собирание сведений для ЕГР. Другая достаточно важная цель - борьба с уже неработающими фирмами (однодневками). Естественно, организация, созданная для каких-то "разовых" потребностей, не будет подтверждать сведения о себе. Во многом именно на это рассчитаны и санкции за несообщение указанных выше сведений в установленный срок: ликвидация организации в судебном порядке по заявлению регистрирующего органа. Ликвидация фиктивных фирм упростит работу самих налоговых органов, осуществляющих не только регистрационные, но и фискальные функции.
Важно также правило - нотариальное удостоверение подписи заявителя (руководителя, представителя по доверенности или другого лица, подающего документы), а также указание им о себе подробных сведений. Эти правила должны предотвратить возможность регистрации организации на подставных лиц, а также способствовать привлечению заявителя к административной или уголовной ответственности за непредставление, несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений для внесения в ЕГР, что предусмотрено новым законодательством о регистрации.
Сообщение указанных сведений не облагается пошлиной. Расходы придется нести лишь при нотариальном удостоверении подписи на заявлении (5% МРОТ).
Каждой записи о юридическом лице в ЕГР присваивается уникальный номер. Номер первой записи об организации в ЕГР является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) организации и подлежит указанию во всех документах юридического лица наряду с его наименованием. Этот номер должен указываться также и на всех последующих заявлениях в налоговые органы. Естественно, организация, впервые сообщающая сведения о себе, еще его не имеет. Однако новое законодательство о регистрации предусматривает, что не позднее 5 дней после выдачи юридическому лицу лицензии лицензирующий орган обязан представить сведения о ней в МНС России для внесения в реестр. Следовательно, в ЕГР будет запись и автоматически будет присвоен ОГРН организации, которая в реестр пока не внесена. Представляется, что, обладая полномочием истребовать из Регистрационной палаты прежние регистрационные дела организаций, МНС России будет вносить сведения в ЕГР на основании этих данных. Тем не менее такое правило не снимает с юридических лиц обязанности по сообщению указанных сведений.
В заключение отметим, что процедура сообщения сведений достаточно проста, особенно если учесть возможность отправки заявления почтой и 5-дневный срок рассмотрения документов. В противном случае риск если не ликвидации, то сложных разбирательств с судом и налоговыми органами достаточно высок. Более сложной для организации станет, пожалуй, обязанность в 3-дневный срок сообщать о всех последующих изменениях этих сведений, предусмотренная новым законодательством о регистрации.
Д. Тарасов,
юрист ООО "Евроаудит", АЛФ Групп
"Финансовая газета", N 39, сентябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 438, 439, 440, 441, 442.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71