Во исполнение части 1 статьи 121 Семейного кодекса Луганской Народной Республики, в соответствии со статьями 28, 33, 41 Закона Луганской Народной Республики от 25.06.2014 N 14-I "О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики" (с изменениями), Совет Министров Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.
2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
С.И. Козлов |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров
Луганской Народной Республики
от 11 декабря 2018 года N 809/18
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее - обследование).
1.2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций (учреждений), медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
II. Порядок проведения обследования
2.1. Обследование проводится органом опеки и попечительства.
2.2. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в подпункте 1.2 настоящего Порядка (далее - сведения).
2.3. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) структурного подразделения по делам семьи и детей органа опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений.
2.4. При проведении обследования выявляются:
2.4.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
2.4.2. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
2.4.3. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
2.4.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
2.4.5. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных организаций (учреждений), в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
2.4.6. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
2.4.7. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
2.5. Семейное окружение ребенка.
2.5.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других, совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
2.5.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
2.6. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
2.6.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.
2.6.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
2.7. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
2.8. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
2.9. При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
2.10. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования), по форме согласно приложению к настоящему Порядку, содержащий:
оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в подпункте 2.7 настоящего Порядка;
выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком по форме согласно приложению к настоящему Порядку, содержащий:
оценку выявленных обстоятельств;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
2.11. Акт обследования оформляется в течение 3 (трех) дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом структурного подразделения по делам семьи и детей органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
2.12. Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства, проводившим обследование, направляется родителям или лицам, их заменяющим в течение 3 (трех) дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или лиц, их заменяющих.
2.13. Акт обследования может быть оспорен родителями или лицами, их заменяющими, в судебном порядке.
Исполняющий обязанности |
А.И. Сумцов |
Приложение
к Порядку проведения обследования
условий жизни несовершеннолетних
граждан и их семей
УТВЕРЖДАЮ
__________________________________
(руководитель органа опеки и
попечительства,
проводившего обследование)
_____________ ___________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
МП
АКТ
обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
Дата обследования "___" _______________ 20___ г.
Фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего обследование
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего
гражданина и его семьи (далее - ребенок)
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
_________________________________________________________________________
документ, удостоверяющий личность:
свидетельство
о рождении: _____________________________________________________________
(серия, N, когда и кем выдан)
паспорт: ________________________________________________________________
(серия, N, когда и кем выдан)
место жительства: _______________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания: _______________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения
обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
дата и место рождения ___________________________________________________
место жительства ________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания ________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения
обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участие матери в воспитании и содержании ребенка
(проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности,
сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется
ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка; способность
обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе,
одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.2. Отец _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
дата и место рождения ___________________________________________________
место жительства: _______________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания: _______________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения
обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать
должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения) ____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Участие отца в воспитании и содержании ребенка
(проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности,
сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется
ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка; способность
обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе,
одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) ______________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.2.# Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят,
проживают совместно/раздельно ___________________________________________
2.Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического
развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых
потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении;
наличие признаков физического и/или психического насилия над ребенком)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие,
качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также
возрасту и полу ребенка и т.д.) _________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими,
навыки самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка
в различной обстановке и т.д.) __________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных
программ, посещение образовательных организаций (учреждений), в том числе
учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы
в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом
и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка(режим
сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям),
организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и
обучающей среды) ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным
предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск
нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) ________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка ____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
N |
Фамилия, имя, отчество, год рождения |
Степень родства с ребенком |
Проживает постоянно/временно/не проживает |
Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка (фамилия, имя,
отчество, степень родства, место жительства) ____________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер
(особенности общения с детьми; детей между собой; семейные ценности,
традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей
в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи
с соседями, знакомыми; контакты ребенка со сверстниками, педагогами,
воспитателями) __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) _____
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком
(родители, другие члены семьи, соседи, другие лица) _____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает ребенок __________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
составляет ______ кв. м, состоит из ______ комнат, размер каждой комнаты:
_____ кв. м, _____ кв. м, _____ кв. м, на _____ этаже в ___ этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является (фамилия,
имя, отчество, степень родства по отношению к ребенку) __________________
_________________________________________________________________________
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.;
в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые,
проходные и прочее) _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация,
какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ______________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) _______________________________
_________________________________________________________________________
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты,
уголка, места для игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ___________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы
родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные
выплаты); среднемесячный и средний доход семьи на одного человека) ______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка _________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных
потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское
обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция,
школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.) _________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности
к каждому из родителей и другим членам семьи ____________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. ________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию ____________________
(имеются/отсутствуют)
7.1. ______________________________________________________________
7.2. ______________________________________________________________
7.3. _______________________________________________________ и т.д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского
попечения над ребенком __________________________________________________
(имеются/отсутствуют)
8.1. ______________________________________________________________
8.2. ______________________________________________________________
8.3. _______________________________________________________ и т.д.
9. Дополнительные данные обследования _____________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию
ребенка _________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
_________________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны обоих родителей, одного из них,
со стороны других членов семьи)
10.2. Родительское попечение над ребенком _________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
_________________________________________________________________________
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая,
психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _____________
_________________________________________________________________________
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая,
психологическая, медицинская, материальная и т.д.) ______________________
_________________________________________________________________________
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание
консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций,
оказывающих помощь; отобрание в порядке, установленном семейным
законодательством; временное помещение в организацию (образовательную,
медицинскую, оказывающую социальные услуги, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и т.д.) ______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________ ___________________________
(подпись лица, проводившего (инициалы, фамилия)
обследование)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 11 декабря 2018 г. N 809/18 "Об утверждении Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей"
Вступает в силу с 23 декабря 2018 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства ЛНР (sovminlnr.ru) 12 декабря 2018 г.