В целях установления единых требований к условиям применения и безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в горных выработках угольных шахт предназначенных для перевозки материалов, оборудования специальными транспортными платформами и обеспечения безопасной перевозки работников занятых на подземных работах специальными вагонетками по горизонтальным и наклонным горным выработкам угольных шахт, в соответствии с пунктами 1.2, 2.2 Порядка разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 27.11.2018 N 778/18, подпунктом 18 пункта 3.1 Положения о Министерстве топлива, энергетики и угольной промышленности Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 11.12.2018 N 807/18 (с изменениями), подпунктами 7.1.2, 7.1.18 пункта 7.1 Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики от 13.04.2018 N 261, зарегистрированных в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.04.2018 за N 132/1776 (с изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в горных выработках угольных шахт Луганской Народной Республики.
2. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Луганской Народной Республики на государственную регистрацию в установленном порядке.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 (десяти) дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Министра |
А.С. Трофименко |
Зарегистрировано в Минюсте ЛНР 6 октября 2020 г.
Регистрационный N 382/3566
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства топлива,
энергетики и угольной промышленности
Луганской Народной Республики
от 15.09.2020 N 202
Инструкция по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в горных выработках угольных шахт Луганской Народной Республики
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в горных выработках на угольных шахтах Луганской Народной Республики (далее - Инструкция) распространяется на действующие, строящиеся, реконструируемые угольные шахты, угледобывающие артели (далее - шахты), специализированные организации, которые выполняют работы на горных предприятиях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, субъектов предпринимательской деятельности, разрабатывающих, модернизирующих, изготовляющих рельсовые напочвенные дороги для угольных шахт.
1.2. Инструкция устанавливает нормы промышленной безопасности и охраны труда, которые определяют безопасную эксплуатацию грузовых и грузолюдских (людских) рельсовых напочвенных дорог с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенных для перевозки работников специальными пассажирскими вагонетками (поездами), доставки материалов и оборудования специальными транспортными платформами и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным (до 35°) подземным выработкам горных предприятий, в том числе искривленным в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
1.3. В настоящей Инструкции термины используются в таком значении:
канатная напочвенная дорога - комплексная система для транспортировки материалов, оборудования и перевозки людей по рельсам, проложенным по почве горной выработки;
грузовые рельсовые напочвенные дороги с канатным тяговым органом - дороги, обеспечивающие перевозку груза составом из транспортных платформ в сопровождении лиц (не более двух человек) находящихся в специальных кабинах;
другие термины и определения употребляются в значениях, приведенных в Горном законе Луганской Народной Республики от 12.08.2016 N 117-II (с изменениями) и в Правилах безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики от 13.04.2018 N 261, зарегистрированных в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.04.2018 за N 132/1776 (с изменениями).
1.4. Максимальный угол наклона трассы рельсовой напочвенной дороги определяется устойчивостью к опрокидыванию колесных средств, конструкцией направляющих для колес (одноголовый рельс или рельс таврового профиля), тяговой характеристикой привода, параметрами тормозной (парашютной) системы состава и другими факторами и должен указываться в технической документации на конкретный тип дороги.
1.5. Условия безопасного применения рельсовых напочвенных дорог определяются наличием и конструкцией аварийной тормозной (парашютной) системы, которая располагается на одной тормозной тележке (сосредоточеная# тормозная система) или располагается на двух или нескольких тормозных тележках (рассредоточенная тормозная система). Функции тормозных тележек могут выполнять буксировочные тележки и пассажирские вагонетки, оборудованные тормозными устройствами (парашютами).
1.6. Перед вводом в эксплуатацию, каждая рельсовая напочвенная дорога должна быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями технической эксплуатационной документации и разработанным проектом.
Прием в эксплуатацию грузолюдской рельсовой напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты.
В состав комиссии включается (по согласованию) представитель Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики (далее - Госгорпромнадзор ЛНР).
II. Оборудование горных выработок
2.1. Оборудование горных выработок рельсовыми напочвенными дорогами производится в соответствии с проектом, утвержденным главным инженером шахты (техническим руководителем самостоятельной шахты), выполненным в соответствии с требованиями Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики от 13.04.2018 N 261, зарегистрированных в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.04.2018 за N 132/1776 (с изменениями) (далее - Правила безопасности), содержание которого приведено в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
2.2. Горнотехнические условия применения рельсовых напочвенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
2.3. Рельсовые напочвенные дороги располагаются в отдельных выработках и в выработках, оборудованных конвейерными линиями.
По согласованию с профильным институтом и Госгорпромнадзором ЛНР допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог с сосредоточенной парашютной системой разрешается только в выработках с уклоном до 0,050_.
Требования настоящего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений рельсовых напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
2.4. Зазоры в выработках, оборудованных рельсовыми напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиями Правил безопасности. При этом проходы для работников в конвейеризированных выработках независимо от угла наклона горной выработки должны устраиваться между подвижным составом и крепью выработки,
Запрещается располагать тяговый канат в проходах, предназначенных для передвижения работников.
В горных выработках оборудованных рельсовыми напочвенными дорогами с конвейерными линиями допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузок горной массы с конвейера на конвейep, расположения промежуточных приводов и установки площадок посадки и схода работников (на грузолюдских конвейерах).
Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.
2.5. На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения рельсовых напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта проходы для работников должны устраиваться с обеих сторон выработки.
2.6. В горных выработках, имеющих местный уклон пути более 0,005_, протяженностью более двух длин состава должны применяться дороги, оснащенные тормозной системой.
В выработках со знакопеременным профилем арочной металлической крепи, имеющих участки с обратным уклоном более 0,005_ протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оборудованные парашютной системой двухстороннего действия.
2.7. Наклонные горные выработки, в которых установлены рельсовые напочвенные дороги с сосредоточенной парашютной системой, должны оборудоваться предохранительными барьерами в соответствии с требованиями Правил безопасности.
В горных выработках с односторонним уклоном при расположении тормозной тележки ниже грузовых единиц состава, установка предохранительных барьеров не требуется.
При наличии в составе рельсовой напочвенной дороги прицепной части, располагаемой ниже тормозной системы, выработки с уклоном пути более 0,005_ должны быть оборудованы средствами безопасности, предусмотренными при концевой откатке по наклонным выработкам.
2.8. Места установки приводной станции и натяжного устройства должны быть ограждены.
2.9. В местах посадки работников в людские вагонетки грузолюдских рельсовых напочвенных дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
Посадочные площадки оборудуются настилом, длина которого должна быть не менее длины пассажирской части состава.
2.10. Посадочные площадки и выработки, оборудованные грузолюдскими и людскими рельсовыми напочвенными дорогами должны освещаться светильниками, питающимися от электрической сети в соответствии с нормами действующего законодательства Луганской Народной Республики.
2.11. Стационарные посадочные площадки, приемно-отправительные площадки и приводные станции рельсовых напочвенных дорог должны быть оборудованы переговорной связью и звуковой предупредительной сигнализацией о пуске дороги.
2.12. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработке, оснащенной рельсовой напочвенной дорогой должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
2.13. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
2.14. Конструкция стрелочного перевода для рельсовых напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
2.15. В конвейеризированных выработках запрещается устройство приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка), и размещенного в них оборудования.
2.16. В выработках вдоль трассы дороги должна быть проложена линия экстренной остановки привода рельсовой напочвенной дороги.
III. Перевозка работников и грузов
3.1. К управлению рельсовой напочвенной дорогой допускаются лица, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные распорядительным актом директора шахты.
3.2. Перевозка работников и лиц, управляющих рельсовой напочвенной дорогой лиц или сопровождающих груз, должна осуществляться в специальных пассажирских вагонетках (поездах), расположение которых в составе и способ установки на грузонесущих тележках определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
Пешее сопровождение груза не допускается.
3.3. Управление рельсовой напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее рельсовой напочвенной дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
Допускается управление грузовой рельсовой напочвенной дорогой с привода по сигналам с конечных пунктов откатки.
3.4. При работе грузовой или грузолюдской рельсовой напочвенной дороги в режиме перевозки грузов кроме лица, управляющего дорогой, в составе должно находиться не более двух работников, сопровождающих груз.
3.5. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.
3.6. Перевозка работников и грузов рельсовыми напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты и устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.
Во всех остальных случаях одновременная работа рельсовой напочвенной дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.
В выработках оборудованных конвейерными линиями запрещается устройство приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка) и расположенного в них оборудования.
3.7. При перевозке работников конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним рельсовая напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.
3.8. Формирование составов рельсовых напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности, препятствующих случайному скатыванию грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.
Подвижной состав транспортируемых единиц должен быть сформирован таким образом, чтобы человек, управляющий рельсовой напочвенной дорогой, всегда находился лицом по направлению движения.
Рельсовая напочвенная дорога должна иметь постоянную часть состава (тормозные, буксировочные, грузовые и пассажирские тележки), не подвергаемую расформированию в процессе эксплуатации.
Разрешается к постоянной части состава рельсовой напочвенной дороги прицеплять грузовые вагонетки и платформы. При этом рельсовый путь напочвенной дороги должен быть идентичен (тип рельсов, ширина колеи) пути примыкающих выработок, а общая масса состава с учетом массы постоянной части не должна превышать тяговых параметров привода дороги.
При формировании постоянной части состава рельсовых напочвенных дорог с рассредоточенной парашютной системой пассажирские и грузовые вагонетки и платформы должны располагаться между тормозными тележками.
Разрешается формирование постоянного состава рельсовой напочвенной дороги с одной тормозной тележкой (единицей состава с парашютной системой) при выполнении следующих требований:
в выработках с односторонним уклоном пассажирские и грузовые единицы состава должны располагаться выше тормозной тележки;
в выработках со знакопеременным профилем пассажирские элементы и грузовые вагонетки состава должны соединяться между собой и тормозной (буксировочной) тележкой не менее чем двумя соединительными элементами (сцепки, контрсцепки) заводского изготовления. Нормативный срок службы соединительных элементов - 5 лет.
Разрешается продление срока эксплуатации сцепок и контрсцепок в соответствии с требованиями действующего законодательства Луганской Народной Республики.
Прицепная часть состава должна сцепляться с тормозной или буксировочной тележкой постоянной части состава.
В выработках с односторонним уклоном при расположении прицепной части состава ниже тормозной тележки и в выработках со знакопеременным профилем прицепная часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими скатыванию вагонеток при обрыве или самопроизвольном разъединении их сцепок (предохранительные канаты, съемные ловители вагонеток).
В выработках со знакопеременным профилем запрещается в процессе эксплуатации производить отцепку пассажирских элементов состава от тормозной тележки.
3.9. На посадочных площадках грузолюдских рельсовых напочвенных дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилия и должность лица, ответственного за перевозку работников.
Перед входами в выработки с рельсовыми напочвенными дорогами должны устанавливаться табло с надписью "Напочвенная дорога".
3.10. Выработки и подвижной состав рельсовых напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими требования к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте горных предприятий.
При расположении прицепной части в голове состава на торцевой части первой по ходу вагонетки должен навешиваться переносной (головной) светильник.
Рабочее место лица, управляющего рельсовой напочвенной дорогой, должно быть оборудовано звуковым электрическим сигнализатором или механическим сигнализатором ударного действия.
3.11. Запрещается:
перевозить работников в составе с грузом, за исключением лиц управляющих дорогой и сопровождающих груз;
управлять дорогой другим лицам, не прошедшим обучение, проверку знаний и не имеющих соответствующие удостоверения (свидетельства);
езда людей на грузовых тележках (вагонетках);
эксплуатировать рельсовые напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;
перевозить крупногабаритное оборудование без участия лица технического надзора;
прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;
передвижение работников по наклонной выработке во время работы рельсовой напочвенной дороги.
IV. Механизмы и устройства напочвенных дорог
4.1. На грузолюдских рельсовых напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с органическим сердечником и проволокой не ниже марки "В", крестовой свивки изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж".
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки "I".
4.2. Тяговые канаты грузолюдских рельсовых напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Тяговые канаты грузовых дорог должны иметь запас прочности не ниже 5-кратного.
Запас прочности каната определяется относительно расчетной статической нагрузки "S", которую следует рассчитывать по формуле:
для нижнего расположения привода
S=Q(sin +0,02cos
)+0,3q2L kcos
+0,5Q H+0,2L k, кгс;
для верхнего расположения привода
S=Q(sin +0,02cos
)+qL k(sin
+0,3cos
)+0,1L k, кгс,
где: Q - максимальный вес грузового (пассажирского) состава, кгс;
- наибольший угол наклона выработки, град.;
- средневзвешенный угол наклона, град.;
L k - длина одной ветви тягового каната (длина дороги), м;
q - погонный вес каната, кгс/м;
Q - вес натяжного груза в сбегающей со шкива ветви каната, кгс;
0,02 - коэффициент сопротивления движению состава;
0,3 - коэффициент сопротивления перемещению каната;
0,1 и 0,2 - коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
4.3. Счалка канатов должна производиться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эксплуатацию стальных канатов в угольной промышленности. Допустимое число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением n = L / L б,
где: L - длина тягового каната, м;
L б - м - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин cчалок.
4.4. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке.
При этом угол перегиба каната на блоках и роликах поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.
Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены таким образом, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.
4.5. В наклонных горных выработках должны применяться рельсовые напочвенные дороги с приводами, оборудованными двумя тормозами: рабочим и предохранительным колодочного или дискового типа.
Предохранительный тормоз должен иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив.
На грузовых рельсовых напочвенных дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей, функцию рабочего тормоза может выполнять сама гидропередача.
Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом при заторможенном состоянии привода, к статическому моменту должно быть не менее значений, установленных Правилами безопасности согласно таблицы# N 6 "Коэффициент статической надежности тормоза" приложения N 11 к Правилам безопасности.
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона данной выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в приложении, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление, как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
4.6. Наибольшая рабочая скорость рельсовых напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
4.7. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.
4.8. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь на менее# чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.
4.9. Парашютная система рельсовых напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых рельсовых напочвенных дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1,0 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.
Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м.
4.10. Для управления рельсовыми напочвенными дорогами должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления (далее - аппаратура управления), которая должна обеспечивать:
дистанционное управление приводом дороги кондуктором из состава с любой точки трассы;
местное управление приводом дороги с места установки приводной станции по сигналам кондуктора;
экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
возможность подачи кодовых сигналов с любой точки трассы;
автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
4.11. Аппаратура управления должна исключать возможность:
одновременного дистанционного и местного управления приводом дороги;
пуска привода дороги без подачи предпускового предупредительного сигнала;
повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
повторного пуска привода до момента снятия сигнала "Стоп" с места остановки дороги при экстренном отключении;
повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.
4.12. Контроль превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости напочвенной дороги.
V. Надзор и контроль
5.1. Ежесменно, перед началом работы рельсовой напочвенной дороги обслуживающим персоналом должны осматриваться: подвижной состав, приводная станция, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устройства. Проверка исправности парашютных устройств осуществляется включением их вручную.
Выработка, привод, парашютные устройства и электрооборудование не реже одного раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, назначенным распорядительным актом директора шахты.
Контроль состояния оборудования рельсовой напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится напочвенная дорога;
Контроль состояния грузолюдской рельсовой напочвенной дороги должен осуществляться ежеквартально главным механиком (старшим механиком) шахты или назначенным им лицом из числа инженерно-технических работников.
Результаты осмотра заносятся в Книгу осмотра состояния оборудования рельсовой напочвенной дороги, форма которой приведена в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
5.2. На напочвенных дорогах, установленных в выработках с углом наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.
5.3. Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.
Результаты испытаний оформляются актом главного (старшего) механика шахты.
5.4. Тяговые канаты рельсовых напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям Правил безопасности. Канат подлежит замене другим, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного сечения проволок не выдержавших испытания на перегиб и разрыв составляет 6%.
5.5. В процессе эксплуатации тяговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят.
На повторные испытания предоставляется рабочий участок тягового каната, примыкающий к месту его закрепления на раме буксировочной тележки.
При предоставлении на испытания канатов грузолюдской рельсовой напочвенной дороги в заявлении должны указываться два значения нагрузки в режиме перевозки работников и в режиме перевозки грузов.
5.6. Осмотр тягового каната должен производиться ежесуточно специально назначенным и обученным лицом.
Еженедельный осмотр каната производится механиком участка.
Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен производиться с участием главного механика (старшего механика) шахты.
Осмотр канатов должен проводиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/с. Для рельсовых напочвенных дорог длиной более 500 м допускается проводить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превышая установленной периодичности.
Осмотр канатов на грузовых рельсовых напочвенных дорогах, не имеющих специальной смотровой скорости до 0,3 м/с и установленных в выработках с углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.
Допускается проводить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до 1 м/с.
Результаты осмотров должны заноситься в Книгу осмотра канатов рельсовой напочвенной дороги и их расхода, форма которой приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
5.7. Запрещается эксплуатация канатов:
при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, "жучков" и других повреждений;
если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате;
при утонении более чем на 10% номинального диаметра.
5.8. В случае экстренной нагрузки каната, работа рельсовой напочвенной дороги должна быть немедленно приостановлена для осмотра каната.
И.о. Министра топлива, энергетики |
А.С. Трофименко |
Приложение N 1
к Инструкции по безопасной эксплуатации
рельсовых напочвенных дорог
в горных выработках угольных шахт
Луганской Народной Республики
Содержание проекта установки рельсовой напочвенной дороги
1. Проект установки рельсовой напочвенной дороги, разработанный в соответствии с требованиями Инструкции, должен содержать:
описание и схему транспортной выработки с указанием ее длины, профиля, положения в плане и зазоров в местах указанных Инструкцией;
схемы размещения основного и вспомогательного оборудования, в том числе размещение оборудования средств безопасности предусмотренного при концевой откатке по наклонным выработкам;
схему формирования состава рельсовой напочвенной дороги;
схемы оборудования перегрузочных пунктов, а также посадочных площадок и узлов сопряжений и пересечений с другими транспортными средствами;
расчет закрепления приводной станции натяжного устройства и концевого блока;
схему установки поддерживающих и направляющих устройств тягового каната;
указания по организации и порядку выполнения работ по перевозке людей и грузов;
монтажную электрическую схему, схему сигнализации и схему выполнения блокировок;
указания мер безопасности.
2. Утвержденный проект должен находиться на участке, в ведении которого находится рельсовая напочвенная дорога.
Приложение N 2
к Инструкции по безопасной эксплуатации
рельсовых напочвенных дорог
в горных выработках угольных шахт
Луганской Народной Республики
Книга
осмотра состояния оборудования рельсовой напочвенной дороги
Рельсовая напочвенная дорога ____________________________________________
(тип, место установки)
Шахта ___________________________________________________________________
Горное предприятие, в состав которого входит шахта ______________________
_________________________________________________________________________
Начата ___________________ 20__ года
Окончена _________________ 20__ года
Срок хранения 5 лет
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. |
Подпись лица, производившего осмотр |
Место для замечаний главного механика шахты (начальника участка ШТ) ____________________________________________
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел II. Неисправности рельсовой напочвенной дороги и мероприятия по их устранению
Дата |
Опись неисправности механизма или устройства |
Мероприятия по устранение# дефекта или неполадки, срок выполнения и фамилия исполнителя |
Отметка о выполнении, подпись исполнителя и главного механика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение N 3
к Инструкции по безопасной эксплуатации
рельсовых напочвенных дорог
в горных выработках угольных шахт
Луганской Народной Республики
Книга
осмотра канатов рельсовой напочвенной дороги и их расхода
Рельсовая напочвенная дорога ____________________________________________
(тип, место установки)
Шахта ___________________________________________________________________
Горное предприятие, в состав которого входит шахта ______________________
_________________________________________________________________________
Начата ___________________ 20__ года
Окончена _________________ 20__ года
Срок хранения 5 лет
Раздел I. Запись результатов осмотра каната рельсовой напочвенной дороги
канат
| ||||||||||
Дата |
Общее число изломанных проволок |
Число изломанных проволок на шаге свивки каната |
Расстояние до наиболее повреждённого участка каната от прицепного устройства |
Удлинение каната (м) |
Диаметр каната (мм) |
Расстояние до участка с наименьшим диаметром каната от его конца у прицепного устройств# (м) |
Подпись лица, производившего осмотр |
Подпись главного механика шахты или старшего механика |
примечания |
|
Фактический после навески |
наименьший |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Раздел II. Запись расхода канатов рельсовой напочвенной дороги
N |
Дата изготовления и получения каната |
Завод - изготовитель каната |
Заводской номер каната |
ГОСТ или ТУ |
Конструкция и свивка каната |
Диаметр каната по заводским данным (мм) |
Дата навески каната |
Номер свидетельства и дата испытаний |
Номер свидетельства и дата повторных испытаний |
Дата снятия каната |
Причины снятия каната |
Время хранения каната до его навески (дней) |
Срок эксплуатации каната |
Подпись механика шахты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства топлива, энергетики и угольной промышленности Луганской Народной Республики от 15 сентября 2020 г. N 202 "Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в горных выработках угольных шахт Луганской Народной Республики"
Зарегистрировано в Минюсте ЛНР 6 октября 2020 г.
Регистрационный N 382/3566
Вступает в силу с 17 октября 2020 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР (energy.lpr-reg.ru) 6 октября 2020 г.