Переходный период
Вопросы организации налогового учета в течение переходного периода в настоящее время являются одними из наиболее актуальных. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
во-первых, сравнительно сжатые сроки, в течение которых необходимо провести ряд трудоемких мероприятий и,
во-вторых, недостаточно четкая проработанность законодательной и нормативной базы.
Собственно переходный период не относится к категории вопросов, регулируемых главой 25 НК РФ. Однако комплекс мероприятий и операций, которые необходимо осуществить в рамках этого периода, имеет конечной целью адаптацию учетных данных, сформированных по состоянию на 1 января 2002 года, к новым требованиям налогового законодательства.
В отличие от первой редакции статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) в новой редакции упомянутой статьи, введенной Федеральным законом N 57-ФЗ, дословно и последовательно изложены все действия, которые следует провести руководству и бухгалтерским службам организаций для того, чтобы правильно организовать учетные процессы в течение всего переходного периода.
Следует обратить внимание на то, что требования статьи 10 Закона N 110-ФЗ распространяются на организации-налогоплательщики, которые с 1 января 2002 года по тем или иным причинам вынуждены сменить метод определения доходов и расходов - с кассового метода на метод начисления или наоборот.
Приведем краткую характеристику к отдельным положениям статьи 10 Закона N 110-ФЗ в новой редакции.
Для налогоплательщиков,
переходящих с 1 января 2002 года
на определение доходов и расходов по методу начисления
Такие налогоплательщики обязаны:
1) провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно, в процессе инвентаризации выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, а также отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
С учетом даты подписания и опубликования Закона N 57-ФЗ, следует признать, что полноценная инвентаризация дебиторской задолженности по состоянию на начало года, вряд ли возможна. Тем более, что большая часть дебиторской задолженности, числящейся на тот момент, уже погашена. Поэтому наиболее целесообразным представляется использовать материалы инвентаризации дебиторской задолженности, которая проводилась в рамках подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Если инвентаризация этого вида активов не проводилась, то следует использовать данные сверок взаиморасчетов с дебиторами, а также материалы претензионной работы.
В бухгалтерском учете никаких дополнительных проводок делать не нужно (если, не использовался счет 45 "Товары отгруженные").
Налоговый учет целесообразно основывать на базе данных налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом основным объектом для формирования исходной информации являются данные корректировки данных бухгалтерского учета (сформированной применительно к методу начисления) для целей налогообложения;
2) отразить в составе внереализационных доходов суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отразить в составе доходов иные внереализационные доходы, определенные в соответствии со статьями 250 и 271 Налогового кодекса Российской Федерации, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
При осуществлении данного мероприятия следует иметь в виду, что, скорее всего инвентаризация и проверка правомерности отражения в учете сумм финансовых санкций, числящихся в учете на конец года, проводилась в рамках подготовки годовой бухгалтерской отчетности и перехода на новый План счетов. Однако, в связи с тем, что глава 25 НК РФ регулировала порядок принятия к учету сумм финансовых санкций иначе, нежели документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, весьма вероятно, что для целей налогообложения были учтены суммы, которые принимать к учету не было оснований. Следовательно, при осуществлении данного мероприятия, прежде всего, следует установить наличие оправдательных документов для принятия соответствующих сумм к учету. Напомним, что такими документами могут быть акт сверки взаиморасчетов (как документ, подтверждающий признание должником финансовых санкций) или решение суда о взыскании штрафов, пеней и неустоек;
3) отразить в составе внереализационных доходов суммы, образовавшиеся от изменений размера обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок за период с даты возникновения указанных обязательств и требований по 31 декабря 2001 года включительно в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до вступления в силу указанной главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта не распространяются на сделки с финансовыми инструментами срочных сделок, предметом которых является иностранная валюта, заключенные до 17 августа 1998 года и предусматривающие их исполнение после указанной даты.
Операции со срочными сделками являются нехарактерными для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов. Поэтому их подробная характеристика представляется излишней;
4) включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшали налоговую базу.
Не подлежат списанию суммы:
- резервов предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации;
- резервов по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке;
- резервов на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;
- резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 года;
- резервов на возможные потери по ссудам, формируемых банками, не использованных по состоянию на 1 января 2002 года;
- резервов под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со статьей 300 Налогового кодекса Российской Федерации, не использованных по состоянию на 1 января 2002 года.
Таким образом, из всего перечня резервов, создание которых предусмотрено документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета безусловному списанию для целей налогообложения подлежат только суммы резерва производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и суммы резерва предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.
Суммы других резервов следовало уточнить еще по состоянию на 1 января 2002 года. Тогда же должны были быть подготовлены документы, подтверждающие правомерность перенесения остатков резервов на следующий год.
В случае, если организация в последующем не использует резервы, указанные в настоящем подпункте, в установленном порядке, такие суммы подлежат включению в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода.
Это мероприятие также нельзя назвать новым - если в учетной политике организации (для целей бухгалтерского учета) на 2002 год создание и использование какого-либо резерва не было продлено, по состоянию на 1 января 2002 года в бухгалтерском учете оформлялись бухгалтерские проводки: дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" (по каждому виду резерва, не предполагаемого к созданию) - на суммы остатков резервов, списанных на увеличение налогооблагаемой и валовой прибыли.
В рамках осуществления мероприятий по организации переходного периода достаточно уточнить суммы резервов, числящихся по состоянию на 1 июня 2002 года, уточнить закономерность их создания и динамику формирования и использования. Весьма вероятно, что размеры отчислений определены неправильно - завышены или занижены;
5) уменьшить доходы, указанные в подпунктах 1 и 2, на суммы положительных курсовых разниц, которые учитывались ранее при определении налоговой базы до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае, по-видимому, речь идет только о курсовых разницах, относящихся к расчетам, не завершенным по состоянию на начало года, а также по стоимости имущества, поступившего после этой даты.
Например, по состоянию на 1 января 2002 года у организации числилась дебиторская задолженность в валюте на сумму в рублевой оценке 100 тыс. руб. при подготовке бухгалтерской отчетности была проведена дооценка валютных обязательств с учетом изменения курса валюты - на сумму 10 тыс. руб.
В бухгалтерском учете была сделана проводка: дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - 10 тыс. руб. на сумму проведенной переоценки.
При проведении мероприятий, предусмотренных статьей 10 Закона N 110-ФЗ (в новой редакции), эта сумма должна быть восстановлена - налоговая база должна быть уменьшена на сумму 10 тыс. руб;
6) включить в состав доходов суммы отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, учитываемых налогоплательщиком на 1 января 2002 года, в виде разницы между ценой приобретения и балансовой стоимостью этих ценных бумаг по состоянию на 31 декабря 2001 года, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при определении налоговой базы налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, также обязан:
1) включить в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, суммы, определяющие в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года товаров (работ, услуг), которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом указанные суммы включаются в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации, только при их документальном подтверждении.
Документальным подтверждением произведенных расходов для целей налогообложения могут стать бухгалтерские справки, оформленные по произвольной форме на основании данных бухгалтерского учета о размере сформированной и списанной себестоимости продукции (работ, услуг);
2) учесть в налоговом учете стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг), определенную по состоянию на 31 декабря 2001 года в соответствии с порядком, действующим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, как стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных (выполненных), но нереализованных товаров (работ, услуг) по состоянию на 1 января 2002 года.
В данном случае речь идет об остатках, числящихся на счете 20 "Основное производство" по состоянию на конец 2001 года. Как следует из буквального прочтения данного пункта, остатки НЗП оцениваются по правилам, действовавшим до 1 января 2002 года - то есть по правилам, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). Дополнительной корректировки данных о состоянии остатков в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ производить не требуется. Однако остатки НЗП по состоянию на конец каждого отчетного периода после 1 января 2002 года, следует производить в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не нормативных актов по бухгалтерскому учету;
3) включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом из состава амортизируемого имущества исключаются объекты, введенные налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляет менее 10000 рублей (включительно) или срок эксплуатации которых менее 12 месяцев.
Последнее замечание представляется избыточным - в состав объектов основных средств имущество со сроком полезного использования менее 12 месяцев, не могло быть зачислено в принципе - это не соответствовало установленным критериям.
Что же касается объектов, стоимостью ниже 10 тыс. руб. за единицу, то они списываются только в налоговом учете - в бухгалтерском учете правомерность такого списания пока остается сомнительной, так как не определена нормативным документом (по сведениям редакции Минфин РФ в настоящее время готовит изменения в ПБУ 6/01 по данному вопросу).
Единовременному списанию подлежат, в частности:
суммы недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, которые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года подлежат единовременному списанию в качестве расхода, уменьшающего налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в качестве нематериальных активов в соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае также идет речь об объектах нематериальных активов, стоимость которых на момент оприходования была ниже 10 тыс. руб. В бухгалтерском учете такое списание также не производится;
суммы недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
Данная операция была оформлена в бухгалтерском учете при переходе на новый План счетов. При осуществлении данного мероприятия в рамках переходного периода, следует лишь уточнить правомерность и полноту такого списания.
Подчеркнем, что списанию подлежали только суммы недоначисленной амортизации МБП, переданного в производство по состоянию на 1 января 2002 года. Прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы должны быть переведены в состав материалов или объектов основных средств;
суммы расходов будущих периодов, которые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года (в связи с непризнанием их расходами будущих периодов в соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации) подлежат единовременному списанию в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для реализации этого мероприятия следует провести инвентаризацию всех сумм, числящихся на счете 98 "Доходы будущих периодов". В том случае, если их зачисление было проведено по правилам бухгалтерского учета, а основания для списания еще не наступили, в бухгалтерском учете никакие дополнительные проводки не делаются. В налоговом же учете суммы таких доходов единовременно направляются на увеличение налоговой базы по налогу на прибыль.
По состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик обязан отразить в налоговом учете стоимость объектов, относящихся к амортизируемому имуществу в классификации и оценке в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это самое трудоемкое мероприятие, так как предполагает не только проведение дополнительной инвентаризации (или, хотя бы документальной проверки), но и, по существу, новое определение норм амортизационных отчислений по объектам основных средств, находящихся в эксплуатации.
Это обусловлено тем, что:
во-первых, методы и порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения после 1 января 2002 года различаются принципиально;
во-вторых, распределение объектов основных средств по амортизационным группам зачастую не будет соответствовать применяемым нормам амортизации и срокам полезного использования отдельных объектов;
в-третьих, существование амортизационных групп предполагает возможность применения к объектам, отнесенным к одной группе различных норм амортизационных отчислений;
4) отразить в составе внереализационных расходов суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отразить в составе расходов иные внереализационные расходы, определенные в соответствии со статьями 265 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
В данном случае мероприятия должны быть аналогичны тем, которые должны быть проведены при уточнении сумм внереализационных доходов - в части учета сумм финансовых санкций за нарушений хозяйственных договоров, подлежащих поступлению;
5) отразить в составе внереализационных расходов суммы, образовавшиеся от изменений размеров обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок за период с даты возникновения указанных обязательств и требований по 31 декабря 2001 года включительно в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до вступления в силу указанной главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта не распространяются на сделки с финансовыми инструментами срочных сделок, предметом которых является иностранная валюта, заключенные до 17 августа 1998 года и предусматривающие их исполнение после указанной даты;
6) уменьшить расходы, указанные в настоящем пункте, на суммы отрицательных курсовых разниц, которые ранее учитывались при определении налоговой базы до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации;
7) включить в состав расходов суммы положительных разниц от переоценки ценных бумаг, учитываемых налогоплательщиком на 1 января 2002 года в виде разницы между ценой приобретения и балансовой стоимостью ценной бумаги по состоянию на 31 декабря 2001 года, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с законодательством, действующим до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действующим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации.
Убыток, определенный в соответствии с действующим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышающей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисленная налоговая база не уменьшается на суммы убытка прошлых лет и убытка в части, не превышающего размер убытка, определенного на 31 декабря по ранее действовавшим правилам.
Например, в результате всех проведенных мероприятий в налоговом учете образовалась прибыль на сумму 100 тыс. руб., сумма убытка прошлых лет составила 20 тыс. руб., убытка 2001 года - 10 тыс.руб. налог будет рассчитываться исходя из суммы 100 тыс.руб. (в общем случае сумма налога будет равна 24 тыс. руб.), а суммы убытка будут распределяться на ряд налоговых периодов.
К определенной налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Если при определении налоговой базы налогоплательщиком получен убыток, налоговая база признается равной нулю, а полученный убыток не учитывается в целях налогообложения.
Сумма дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и операциям, учтенным при формировании налоговой базы в соответствии с настоящей статьей, не участвует в формировании резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии требованиями главы 25 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 10 Закона 110-ФЗ в новой редакции уточнено, что по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года, положения пункта 8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию применяются с 1 января 2003 года.
Этот обусловлено тем, что до 1999 года факт государственной регистрации прав собственности на объект основных средств (в случаях, установленных гражданским законодательством) не являлся обязательным условием для начисления амортизации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 НК РФ сумма налога подлежит уплате в бюджет в следующем порядке:
1) исчисленная сумма налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2002 года начиная со второго квартала в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах 10 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год;
2) часть исчисленной суммы налога в размере от 10 до 70 процентов ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003 - 2004 годов в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах от 10 до 70 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год;
3) оставшаяся часть исчисленной суммы налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2005-2006 годов - по сумме налога свыше 70 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год.
Например, исчисленный размер дополнительного налога на прибыль составил 120 тыс. руб. Эта сумма должна быть уплачена в следующие сроки:
- 12 тыс. руб. - в течение 2002 года - по 1 тыс. руб. в месяц или по 3 тыс.руб. в квартал;
- 72 тыс. руб. - в течение 2003-2004 годов - по 3 тыс. руб. (72:24 мес.) ежемесячно или по 12 тыс. руб. ежеквартально;
- 36 тыс. руб. - в течение 2005 - 2006 годов - по 1,5 тыс. руб. ежемесячно или по 4,5 тыс. руб. ежеквартально.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 НК РФ для налогоплательщиков, переходящих с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу, перечень обязательных мероприятий будет существенно меньше. Такие налогоплательщики должны определить налоговую базу с учетом предусмотренных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации особенностей формирования доходов и расходов и даты их признания.
При этом по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по кассовому методу, обязан:
- отразить в составе доходов сумму задолженности по полученным авансовым платежам, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
- включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с действующим законодательством до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшали налоговую базу. Указанные в настоящем абзаце положения не применяются в отношении резервов по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке;
- включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Единовременному списанию подлежат:
- сумма недоначисленной амортизации по объектам основных средств, введенных налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащих исключению из состава амортизируемого имущества, если первоначальная (восстановительная) стоимость таких объектов составляет менее 10000 рублей (включительно), или срок эксплуатации менее 12 месяцев;
- сумма недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, которые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года подлежат единовременному списанию в качестве расхода, уменьшающего налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в качестве нематериальных активов в соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации;
- сумма недоначисленной амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
При этом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, могут быть включены только суммы недоначисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества, фактически оплаченным по состоянию на 1 января 2002 года.
Последовательность действий такая же как и при переходе с кассового метода на метод начисления.
Следует также обратить внимание на то, что пунктом 10 статьи 10 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, у которых в сумме дебиторской задолженности на 1 января 2002 года доля задолженности бюджетных организаций-покупателей составляет более 30 процентов, уплачивают сумму налога, исчисленную в соответствии с указанной статьей, в бюджет равномерно в течение пяти лет начиная со второго квартала 2002 года в сроки, установленные для уплаты сумм авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Это своего рода дополнительная льгота для организаций, которые де-факто являются кредиторами бюджетов.
Также следует обратить внимание на пункт 11 статьи 10 Закона N 110-ФЗ, которым установлено, что налогоплательщик, переходящий с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу, при формировании налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде в соответствии с порядком, установленным 25 главой Налогового кодекса Российской Федерации, не включает в состав доходов и расходов полученные (переданные) средства или иное имущество в оплату товаров (работ, услуг) либо в погашение требований или обязательств, если в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации, такие расходы (доходы) учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
По окончании всех перечисленных мероприятий и проведении всех перерасчетов организация должна составить дополнительную налоговую декларацию, которую следует представить в налоговые органы не позднее 28 июля 2002 года.
В.Р.Воинов
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru