Организация является лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства, и освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Часть лесопродукции, полученной от рубок ухода, реализуется сторонним организациям. Покупатели отказываются от покупки лесопродукции, если наша организация в счете-фактуре не выделит НДС, так как налоговая инспекция требует включать в налоговую базу по НДС всю стоимость перепроданной ими продукции и, следовательно, размер налоговых обязательств существенно возрастает.
Просим разъяснить насколько правомерны требования покупателей о выделении НДС в счетах-фактурах расчетным путем, а также то, каким образом определяется налоговая база у организаций-перепродавцов?
Пунктом 3 статьи 154 главы 21 части второй НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога - налоговая база определяется как разница между ценой продажи и балансовой стоимостью. Однако на случаи с продажей продукции, приобретенной у организации, освобожденной от исполнения обязанностей налогоплательщика, данное положение не распространяется. Дело в том, что для использования такой схемы обязательным условием является фактическая уплата налога, что означает, что этот налог внесен в бюджет продавцом. В приведенной ситуации лесхозом налог в бюджет не вносится и, следовательно, налоговая база у покупателя (независимо от того, использует ли он приобретенную лесопродукцию самостоятельно или перепродает) определяется в общем порядке - по цене реализации.
Не подпадает описанная ситуация и под особый порядок налогообложения, установленный для договоров комиссии или переработки давальческого сырья. В первом случае право собственности на товары (в данном случае - лесопродукции) к перепродавцу не переходит, а во втором - переработанная продукция должна быть возвращена продавцу после окончания переработки.
Требование выделения НДС в счетах фактурах и расчетных документах расчетным порядком прямо противоречит положениям НК РФ. Кроме того, такое действие налоговыми органами может быть истолковано, как отказ организации от льготы, предоставленной законодательством. Право на льготу в будущем может быть восстановлено (в судебном или ином порядке), но сумму налога, указанную в документах, внести в бюджет придется. Это связано с тем, что суммы НДС, указанные в расчетных документах и счетах-фактурах, дают покупателю право на налоговые вычеты. Если продавец сумм налога фактически не получил и в бюджет не перечислил, то нанесение материального ущерба бюджету - налицо.
Что же касается вероятного отказа покупателя от приобретения вашей продукции, то с большой долей вероятности, можно предположить, что, скорее всего это не произойдет. Лесопродукция, получаемая в результате рубок ухода является весьма специфической и востребована только на определенных секторах рынка (например, при производстве технологической щепы или целлюлозы). Лесозаготовительные организации, занимающиеся рубками главного пользования, вряд ли смогут обеспечить этот сегмент рынка продукцией по той цене и с теми характеристиками, которые могут обеспечит лесхозы. Разумеется, в данном случае речь не идет о ситуации, когда под видом рубок ухода осуществляются сплошные рубки и леспродукция не отличается от продукции рубок главного пользования. Но здесь речь идет о других нарушениях и других санкциях.
1 июля 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru