Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куракиной Н.Ю. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства N 3а-653/2022 по административному исковому заявлению Павлушина Виктора Андреевича о признании не действующим в части нормативного правового акта,
установил:
Свердловским областным советом народных депутатов принято решение от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области".
В Приложении N 1 Решения утвержден Государственный список памятником истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану, в котором под пунктом 840 указан объект - Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в. ул. Хохрякова, 64.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 9-п (далее - Постановление N 9-п) в Приложение N 1 Решения Свердлоблисполкома от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" внесены изменения в следующей редакции:
840. Усадьба М.Ф. Медведева
840/1 Дом
840/2 Флигель
840/3 Брандмауэр.
Пунктом 2 указанного постановления предписано НПЦ по охране памятников (Литвиненко Ю.П.) внести соответствующие изменения в учетную документацию.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 мая 2004 года N 411-ПП "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Свердловской области" (далее - Постановление N 411-ПП) признано утратившим силу Постановление N 9-п (пункт 2 подпункт 1).
Павлушин Виктор Андреевич (далее - административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным иском, уточнив который, просит признать недействующим в части Постановление N 411-ПП, которым отменено Постановление N 9-п о взятии под государственную охрану памятника истории и культуры Свердловской области - Усадьба М.Ф. Медведева, состоящая из Дома, Флигеля и Брандмауэра.
Поскольку Усадьба М.Ф. Медведева, состоящая из трех строений, была взята под государственную охрану, то последующие действия по исключению объекта культурного наследия из реестра объектов культурного наследия должны осуществляться только в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Правительство Свердловской области направило отзыв, в котором представитель указал, что Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 20 февраля 2017 года N 76650-р в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с регистрационным номером 661710758720005 зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения - Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в.
Оспариваемым Постановлением N 411-ПП статус объекта культурного наследия не изменялся и из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не исключался.
От Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" поступил отзыв, в котором представитель указал, что объект культурного наследия регионального значения - Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в. зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сведений и документов, подтверждающих внесение изменений в учетную документацию в отношении объекта культурного наследия, который с момента принятия Постановления N 9-п указан как Усадьба М.Ф. Медведева, Дом, Флигель, Брандмауэр, не имеется.
В судебном заседании приняли участие представитель административного истца Кирпиченко Т.П., представитель административного ответчика Тертышный А.Н., представитель Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" Филлипов А.А., представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алехин Д.П., а также прокурор Васильева М.А.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон N 73-ФЗ
Как следует из преамбулы к названному Федеральному закону, он направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отношения в области охраны памятников истории и культуры в Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области". Правительство Свердловской области наделено полномочиями по определению порядка формирования и реализации областных государственных целевых программ сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статьи 27-1 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года N 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области".
Высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области является Правительство Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 105-ОЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" постановления и распоряжения Правительства Свердловской области принимаются в порядке, предусмотренном Уставом Свердловской области, законами Свердловской области, регламентом Правительства Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, устанавливающими процедуру их принятия. Постановления Правительства Свердловской области подписываются Губернатором Свердловской области. Постановления Правительства Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в "Областной газете" и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), а также официально опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение десяти дней со дня их принятия (пункт 1 статьи 93 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области").
Судом установлено, что в целях приведения законодательства Свердловской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, Правительство Свердловской области в пределах предоставленных ему полномочий с учетом положений части 3 пункта 1 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приняло Постановления N 411-ПП, которым признало утратившим силу Постановление N 9-п. Постановление N 411-ПП было принято на заседании Правительства Свердловской области 24 мая 2004 года, официально опубликовано в "Областной газете", N 139-140, 05 июня 2004 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Областном законе часть 3 пункт 1 статьи 95 отсутствует
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке, доведен до всеобщего сведения неопределенного круга лиц.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что на момент принятия Решения Свердловским областным Советом от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области", действовал закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Статьей 18 данного Закона РСФСР предусматривалось, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР. Статьей 16 Закона РСФСР было определено, что памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету, который осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, в соответствии с пунктом 13 которого государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
На основании предложений Управления культуры облисполкома Решением Свердловского областного Совета от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" в Государственный список памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану был включен объект Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в., расположенный по ул. Хохрякова, 64 в городе Свердловске. Постановлением N 9-п внесены изменения в Приложение N 1 Решения Свердлоблисполкома от 8 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" в следующей редакции: 840. Усадьба М.Ф. Медведева, 840/1 Дом, 840/2 Флигель, 840/3 Брандмауэр. Постановление N 9-п официально опубликовано не было, соответственно, оно не породило правовых последствий (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации), и не могло повлечь нарушения охраняемых законом интересов заявителя и других лиц, поскольку не внесло изменений в систему действующего правового регулирования, в частности в Решение Свердловского областного Совета от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Решения Свердлоблисполкома N 75 следует читать как "18 февраля 1991 года"
Таким образом, с признанием утратившего силу Постановления N 9-п, состав памятника определяться в соответствии с Решением Свердловского областного Совета от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" как Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в.
Суд критически относится к утверждению административного истца о том, что с 1995 году под охрану был взят объект культурного наследия в составе Усадьбы М.Ф. Медведева, Дома, Флигеля, Брандмауэра. Результаты научных исследований, на основании которых было принято Постановление N 9-п, не сохранились; документов и сведений, подтверждающих внесение соответствующих изменений в учетную документацию, не имеется. Между тем из представленной Государственным бюджетным учреждением культуры Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" документации (арх N 21-459), разработанной Областным государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" (2004 г), следует, что в состав предмета охраны входит один объект - Дом Медведева М.Ф. ("Главный дом"). Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 20 февраля 2017 года N 76650-р под регистрационным номером 661710758720005 зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения - Дом М.Ф. Медведева, Кон XIX в., сведения о котором внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области принят Приказ от 02 августа 2021 года N 226, согласно которому, утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом М.Ф. Медведева", расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, д. 64, и включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект культурного наследия - Дом М.Ф. Медведева, Кон. XIX в., обладающий историко-архитектурной ценностью, принят на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 73-ФЗ). При рассмотрении настоящего административного дела таких фактов установлено не было.
При таких обстоятельствах, когда в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, его противоречие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Павлушина Виктора Андреевича о признании не действующим пункта 2 подпункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 27 мая 2004 года N 411-ПП "О признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Свердловской области" в части признания утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 9-п "О внесении изменений в решение Свердлоблисполкома от 18 февраля 1991 года N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 20 июня 2022 г. N 3а-653/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 2 Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2004 N 411-ПП "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Свердловской области"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)