Ответственность за нарушения трудового законодательства
Вопросы применения ответственности за нарушения законодательства о труде и охране труда содержатся в ст.362 и 419 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), вступившего в силу с 1 февраля 2002 г.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства (законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права), привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Для того, чтобы понять разницу между этими видами ответственности, следует обратиться к теории права.
Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, называются юридическими фактами. Юридические факты подразделяются на события и действия, действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и противоправные, а вот уже противоправные действия (правонарушения) подразделяются на преступления и проступки. Главным признаком, отличающим преступление, является то, что оно всегда предусмотрено уголовным законом. Другими словами, преступлением являются такие действия (бездействие), которые напрямую предусмотрены в Уголовном кодексе РФ.
Проступки нарушают нормы других законов (например, Кодекса об административных правонарушениях, Трудового кодекса) и подзаконных нормативных актов (постановлений различных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов конкретных работодателей).
Критериями для разграничения преступлений от проступков являются степень общественной опасности, форма вины и другие обстоятельства.
Основной характеристикой любого правонарушения является состав. Абсолютно все правонарушения характеризуются с точки зрения:
объекта правонарушения, например, определенной статьи УК РФ или ТК РФ,
субъекта правонарушения, то есть того конкретного лица, которое своими действиями нарушает закон,
объективной стороны, то есть того конкретного действия или бездействия (буквально, в чем выразилось нарушение и в отношении кого), с которым закон связывает наступление негативных последствий для правонарушителя,
субъективной стороны, то есть вида вины правонарушителя (умышленной, неосторожной).
Отсутствие хотя бы одной составляющей состава правонарушения исключает применение ответственности.
Приведем следующие примеры из сферы трудовых отношений, характеризующие объект, объективную и субъективные стороны правонарушений.
Пример по объекту правонарушения. Закона, по которому коллективный договор должен быть заключен в каждой организации, нет, поэтому за отсутствие коллективного договора работодатель не может быть привлечен к ответственности (кроме тех случаев, когда работодатель уклоняется от переговоров при наличии инициативы работников в заключении коллективного договора).
Пример по объективной стороне правонарушения. В организации разработан образец письменной формы трудового договора, однако в нем есть пункты, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством (например, штраф за опоздание на работу). Работодатель не может быть привлечен к ответственности на основании наличия такого бланка, потому что сам бланк ничьих прав не ущемляет. Вот если на таком бланке договор уже оформлен, подписан сторонами, тогда есть основания для привлечения работодателя к ответственности.
Пример по субъективной стороне правонарушения. В организации ухудшилось финансовое положение, образовалась задолженность по заработной плате перед работниками. Директор сменился. Может ли он быть привлечен к ответственности за нарушения законодательства об оплате труда? Нет, потому что это не его вина. Вот если государственный инспектор труда проверит такую организацию, установит, что задолженность есть, внесет обязательное для исполнения предписание, а новый директор предписание не выполнит, только тогда можно будет ставить вопрос об ответственности.
Теперь обратимся к конкретным видам ответственности за нарушения трудового законодательства.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс РФ 1996 года предусматривает три состава преступлений, непосредственно связанных с нарушениями трудового законодательства.
Статья 143 (объект) в части первой предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда (объективная сторона), совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил (субъект), если это повлекло по неосторожности (субъективная сторона) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (объективная сторона). Ответственность в данном случае наступает либо в виде штрафа от 200 до 500 МРОТ, либо в размере заработной платы (или другого дохода) осужденного за период от 2 до 5месяцев, либо лишения свободы на срок до 2лет.
Часть 2 ст.143 за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Понятно, что ответственность в данном случае проистекает из обязанности работодателя обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, предусмотренные ст.22 ТК РФ. Расследование таких случаев в соответствии со ст.229 ТК РФ осуществляют государственные инспекторы труда (по охране труда), которые обязаны результаты расследования направить в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В 2001 г. государственной инспекцией труда по г.Москве расследовано 1 545 несчастных случаев на производстве, направлено в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел 1 225 материалов, возбуждены 53 уголовных дела, осуждены 26 должностных лиц.
Статья 145 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, по этим мотивам. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или другого дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо обязательных работ на срок от 120 до 180 часов.
Проблема состоит в том, что если необоснованность увольнения женщины по мотивам ее беременности (объективная сторона) может быть доказана, так как ст.261 ТК РФ прямо указывает на недопустимость увольнения беременных женщин по инициативе администрации (за исключением случаев полной ликвидации организации), то необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотиву ее беременности или наличия у нее маленьких детей доказать практически невозможно. Редко кто ходит устраиваться на работу с участковым милиционером.
Статья 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Здесь важным аспектом является форма вины (корыстная или иная личная заинтересованность). Наказание в части 1 ст.145.1 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишения права заниматься определенной деятельностью на срок до 5лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет.
Часть 2 ст.145.1 УК РФ предусматривает за те же деяния, но повлекшие тяжкие последствия, ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Важно иметь в виду, что непринятие мер по ликвидации дебиторской задолженности, приведшей к невыплате заработной платы, может быть квалифицировано как умысел на ничтожную сделку и служить подтверждением корыстной или личной заинтересованности со всеми вытекающими "уголовными" последствиями (Федеральный закон от 15.03.99 N 48-ФЗ "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145.1").
Административная ответственность
Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (РСФСР) либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В настоящее время административная ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда предусмотрена ст.41 Кодекса об административных правонарушениях 1970 г. в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст.210 этого кодекса государственный инспектор труда вправе наложить штраф в размере до 50 МРОТ, а руководитель государственной инспекции труда - до 100 МРОТ, но исходя не из 300 руб., а из 100 руб., т. е. наибольший размер штрафа составляет 10 000 руб.
Выявив нарушения трудового законодательства, государственный инспектор труда составляет протокол об административном правонарушении. В протоколе должны быть указаны место и дата его составления, должность, фамилия и инициалы государственного инспектора труда, составившего протокол, сведения о должностном лице, в отношении которого составлен протокол.
Должна быть сформулирована объективная сторона правонарушения, то есть в отношении кого и в чем конкретно выразилось противоправное действие (бездействие) должностного лица, должна быть обязательно указана соответствующая статья закона, предусматривающая административную ответственность (объект). Кроме того, в протоколе должны быть представлены объяснения должностного лица, в отношении которого составлен протокол, сделана отметка о том, что привлекаемому к административной ответственности разъяснены его права и обязанности.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью адвоката (защитника).
Постановление о привлечении к административной ответственности выносится на основании протокола об административном правонарушении только после исследования всех обстоятельств дела, причем постановление должно быть издано не позднее 2 месяцев с момента установления административного проступка (даты составления протокола).
Административный штраф за нарушение трудового законодательства налагается не на организацию, а на конкретного работодателя - должностное лицо. Размер штрафа в каждом конкретном случае определяет государственный инспектор труда с учетом отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.
Безусловным смягчающим обстоятельством является своевременное и полное устранение допущенных нарушений трудового законодательства, выполнение требований предписания. Отягчающим обстоятельством является продолжение противоправного поведения, повторное совершение административного проступка.
Постановление, как и все другие действия государственного инспектора труда, может быть обжаловано руководителю инспекции и (или) в вышестоящую организацию и (или) в суд.
Государственными инспекторами труда в г.Москве за период 2001 г. привлечено к административной ответственности 3,7 тыс. должностных лиц (работодателей), за этот же период по жалобам должностных лиц, привлеченных к административной ответственности, отменено всего 13 постановлений, из них 8 - руководителем инспекции и 5 - судебными органами.
В новом Кодексе об административных правонарушениях РФ, который вступает в силу с 1июля 2002 г., предусмотрено несколько составов административных правонарушений за нарушения трудового законодательства.
Статья 5.27 (часть 1) предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда в виде штрафа от 5 до 50 МРОТ.
Статьи 5.28-5.33 предусматривают ответственность за нарушение процедуры заключения коллективного договора (от 10 до 50 МРОТ в зависимости от конкретного состава административного правонарушения).
Особое внимание следует уделить части 2 ст.5.27, которая в качестве наказания за нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию (в течение 1 года со дня исполнения первого административного наказания), предусматривает дисквалификацию такого должностного лица на срок от одного года до 3 лет. Такие дела рассматривают суды. Постановление о дисквалификации исполняется путем прекращения трудового договора с дисквалифицированным должностным лицом (например, генеральным директором) на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Должностное лицо (работодатель) в силу ст.22 ТК РФ обязан своевременно уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства. Если штраф в течение 15 дней со дня вынесения постановления не оплачен, административный материал направляется для принудительного взыскания в службу судебных приставов.
Дисциплинарная ответственность
Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения предусмотрены ст.192, 193 ТК РФ. Замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям в качестве дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем по своей инициативе или, например, по инициативе государственного инспектора труда (ст.357 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников. Оно не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2 лет со дня его совершения. Кроме того, в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Статья 193 содержит новую норму о том, что приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3дней со дня его издания. На практике это бывает трудно осуществимо, но отсутствие доказательств ознакомления работника с приказом влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания.
Т.А. Королькова,
зам. главного государственного инспектора труда в г. Москве
(по правовым вопросам)
"Бухгалтерский учет", N 11, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.