Прочие расходы. Последние изменения
Множество расходов фирмы относят к прочим. Это затраты на юридические и аудиторские услуги, представительские нужды, рекламу и т.д. Когда законодатели вносили изменения в Налоговый кодекс, они не забыли и о прочих расходах - расширили их перечень. Большинство этих изменений улучшает положение фирмы и действует с 1 января 2002 года. Поэтому если вы не учитывали те или иные расходы в первом полугодии, то сейчас вы можете это сделать задним числом. Наша статья поможет вам в этом.
Служебный транспорт
Расходы на содержание служебного транспорта
До недавнего времени прибыль уменьшали только расходы на содержание служебных автомобилей. Однако у некоторых фирм есть и другие виды транспорта (служебные самолеты, вертолеты, катера и т. д.). По старому кодексу получалось, что расходы на их обслуживание облагаемую прибыль не уменьшали. Это упущение было исправлено. Теперь затраты по содержанию любого служебного транспорта (покупка топлива, запчастей и т. д.) включают в состав прочих расходов. Их можно учитывать при расчете налога на прибыль.
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях
Иногда сотрудники фирмы используют собственные машины для служебных поездок. В этом случае им положена денежная компенсация. Если вы выплачиваете компенсацию в пределах правительственных норм, то ее сумма уменьшает прибыль. Норма, по которой она выдается, зависит от объема двигателя автомобиля. Если двигатель:
- меньше 2 000 куб. см (например, автомобили ВАЗ, "Москвич" и т. д.) - сотруднику положена компенсация 1 200 рублей;
- больше 2 000 куб. см (например, автомобили ГАЗ) - сотруднику положена компенсация 1 500 рублей.
Теперь компенсация полагается и владельцам мотоциклов, которые их используют для служебных поездок. Есть только одно "но". Сумму компенсации также должно установить Правительство. Однако до сих пор оно этого не сделало. Поэтому пока такую компенсацию лучше не выплачивать.
Аудиторские услуги
Раньше прибыль можно было уменьшить на сумму расходов по проведению аудита (то есть по проверке бухгалтерской отчетности вашей фирмы). Теперь вы можете вычесть из прибыли расходы на любые аудиторские услуги. Правда, они должны быть связаны с вашей производственной деятельностью. Это могут быть:
- проверка бухгалтерской отчетности;
- постановка, восстановление и ведение бухучета, а также составление отчетности;
- консультирование по вопросам бухучета, налогообложения и управления фирмой;
- финансовый анализ деятельности фирмы;
- представительство в суде, налоговых инспекциях и т. д.;
- автоматизация бухгалтерского учета;
- разработка инвестиционных проектов, бизнес- планов и т. д.
Если вам оказали такие услуги в I квартале этого года, то вы можете уменьшить прибыль на их стоимость задним числом (то есть в I квартале). Правда, вам придется сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот период.
Пример 1. ООО "Базис" заключило договор с аудиторской компанией. Аудиторы должны подтвердить достоверность отчетности за первое полугодие 2002 года. Вознаграждение по договору составляет 150 000 руб. (в том числе НДС - 25 000 руб.).
С этой же компанией был заключен еще один договор. Аудиторы должны автоматизировать бухгалтерский учет. Стоимость этой услуги - 270 000 руб. (в том числе НДС - 45 000 руб.).
В состав прочих расходов "Базис" может включить:
150 000 руб. - 25 000 руб. + 270 000 руб. - 45 000 руб. = 350 000 руб.
Права на компьютерные программы
Раньше любые исключительные права на программы для ЭВМ учитывали как нематериальные активы. В течение срока полезного использования программ на них начисляли амортизацию. Теперь ситуация изменилась. Если расходы на покупку таких прав меньше 10 000 рублей, то они сразу уменьшают прибыль. Это правило можно применять только при расчете налога на прибыль. В бухгалтерском учете вы, как и прежде, должны отражать "дешевые" программы в составе нематериальных активов. О том, как отражать стоимость программ в учете, вы можете узнать из бератора "Корреспонденция счетов" на странице I/04/09.
Пример 2. ЗАО "Линк" купило исключительные права:
- на электронный справочник. Стоимость прав - 7 500 руб. (в том числе НДС - 1 250 руб.);
- на правовую систему. Стоимость прав - 90 000 руб. (в том числе НДС - 15 000 руб.).
"Линк" сразу может уменьшить прибыль на расходы по покупке справочника в сумме 6 250 руб. (7 500 - 1 250).
На правовую систему нужно начислять амортизацию.
Так как эти изменения действуют с 1 января, то остаточную стоимость "дешевых" программ, купленных в первом полугодии, спишите в налоговом учете на затраты.
Представительские расходы
Дополнен перечень представительских расходов. Раньше к ним относились только затраты на обслуживание представителей других фирм, прибывших на переговоры. Однако в переговорах должны участвовать и сотрудники вашей фирмы. Они также присутствуют на официальных приемах. Теперь к представительским расходам вы можете относить затраты как на чужих, так и на собственных сотрудников, которые участвовали в переговорах.
Расходы на рекламу
До недавнего времени учет расходов на рекламу вызывал массу вопросов. Всему виной невнятная формулировка в Налоговом кодексе В старом кодексе был дан перечень рекламных расходов (затраты на рекламу в СМИ, участие в выставках, ярмарках и т. д.). Далее было написано, что расходы на покупку призов и "прочие рекламные расходы" уменьшают прибыль только в пределах 1 процента выручки фирмы. У бухгалтеров возник вопрос: относится ли реклама, например в СМИ, к прочим расходам? Если нет, то они полностью уменьшали прибыль, если да, то только в пределах 1 процента выручки. Из кодекса понять это было невозможно. Как обычно, налоговики трактовали все в свою пользу.
Правда, Минфин занял противоположную позицию. По его мнению, нормировались только те расходы, которых не было в упомянутом перечне. Остальные уменьшали прибыль в полном размере (см. письмо Минфина от 15 января 2002 г. N 04-02-06/2/3).
Теперь этой неясности нет. Нормируются только:
- расходы на покупку призов;
- расходы на те виды рекламы, которых нет в перечне.
Полный перечень рекламных расходов, которые нормировать не надо, есть в прошлом номере журнала (рубрика "Справочная информация").
Пример 3. За первое полугодие расходы ЗАО "Актив" на телерекламу составили 195 000 руб. (в том числе НДС - 32 500 руб.).
Кроме этого фирма купила призы для победителей рекламной кампании. На это потратили 330 000 руб. (в том числе НДС - 55 000 руб.).
Выручка "Актива" от продажи продукции за первое полугодие - 3 600 000 руб. (в том числе НДС - 600 000 руб.).
(НДС по сверхнормативным рекламным расходам к налоговому вычету не принимается)
Расходы на покупку призов включают в "налоговую" себестоимость в пределах 1 процента выручки. Эта сумма составит:
(3 600 000 руб. - 600 000 руб.) х 1% = 30 000 руб.
"Актив" может уменьшить облагаемую прибыль на рекламные расходы в сумме 192 500 руб. ((195 000 - 32 500) + 30 000).
Оставшаяся сумма расходов на покупку призов прибыль не уменьшает. Эта сумма составит:
330 000 руб. - 55 000 руб. - 30 000 руб. = 245 000 руб.
Кроме того, фирма может уменьшить прибыль на всю сумму расходов по изготовлению рекламных брошюр и каталогов. Раньше такие расходы нормировались (то есть уменьшали прибыль в пределах 1% выручки). Поэтому если у вас были такие расходы, которые превышали норму, то на их сумму вы можете уменьшить прибыль первого полугодия.
Другие изменения
Появились новые виды прочих расходов. Фирмы, которые работают вахтовым методом, могут уменьшить прибыль на расходы по доставке своих сотрудников до места работы и обратно. Главное, чтобы обязанность по доставке сотрудников была прописана в коллективном трудовом договоре.
Уменьшают прибыль и расходы на содержание столовых для сотрудников. По кодексу в новой редакции к таким расходам относятся:
- амортизация по оборудованию столовой;
- затраты на ремонт;
- затраты на освещение и отопление;
- затраты на водопровод и электроэнергию, а также газ или другое топливо, необходимое для приготовления пищи.
Технические изменения
Довольно много поправок лишь уточняют то или иное положение кодекса. Так, например, по старому кодексу уменьшали прибыль "расходы на оплату" различных услуг (аудиторских, консультационных, услуг по подбору персонала и т. д.). В результате налоговики посчитали, что на эти расходы можно уменьшить прибыль только после их оплаты. В кодекс внесли уточнения. Теперь прибыль уменьшают "расходы на" консультационные, аудиторские и другие услуги. Оплачены они или нет, значения не имеет. Правда, если ваша фирма считает доходы и расходы по кассовому методу, то это правило к вам не относится и упомянутое ограничение остается.
М. Скороходов,
эксперт журнала "Практическая бухгалтерия"
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.