В целях предотвращения возникновения пожаров в лесах, установления и определения единых требований для всех пользователей лесов к мерам пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики, в соответствии со статьями 28, 35, 41 Закона Луганской Народной Республики от 25.06.2014 N 14-I "О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики" (с изменениями), Совет Министров Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета Министров |
С.И. Козлов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров
Луганской Народной Республики
от 05 декабря 2017 года N 766/17
Правила пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики
1. Общие положения
1.1. Правила пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики (далее - Правила) устанавливаются для всех пользователей лесов и определяют единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, обеспечению пожарной безопасности в лесах и землях, граничащих с лесами, при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании физических лиц в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями и физическими лицами.
1.2. Термины и определения, которые приведены в Правилах, употребляются в таких значениях:
пожароопасный период - часть года, в пределах которой возникают лесные пожары (с момента схода снежного покрова до наступления устойчивой влажной осенней погоды или образования снежного покрова);
возгорание в лесу - возникновение горения в лесу под влиянием источника зажигания;
лесной пожар - стихийное распространение огня по территории лесного фонда;
кромка лесного пожара - граница между пройденной или охваченной огнем территорией и не пройденной огнем;
фронт лесного пожара - наиболее подвижная часть кромки пожара (на равнине движется по ветру, в горной местности - вверх по склону);
часть кромки лесного пожара - фронт, тыл, фланги.
Виды лесных пожаров:
низовые;
верховые;
подземные.
Низовые лесные пожары - пожары, которые распространяются напочвенным покровом (мхи, лишайники, травы, кустарники, древесный опад, лесная подстилка, ветровал, порубочные остатки) и нижним пологом (подрост, подлесок);
верховые лесные пожары - пожары, при которых огонь распространяется в кроновом пространстве лесных насаждений. При этом низовой огонь рассматривается как составляющая часть верхового пожара;
подземные лесные пожары - пожары, которые сопровождаются беспламенным горением торфяного слоя грунта.
Виды низовых пожаров по параметрам кромок и высоте пламени:
слабые;
средней силы;
сильные.
Низовые пожары слабые - пожары со скоростью поступательного движения фронтальной кромки до 1 м/мин и высотой пламени до 0,5 м;
низовые пожары средней силы - пожары со скоростью поступательного движения фронтальной кромки от 1 до 3 м/мин и высотой пламени от 0,5 м до 1,5 м;
низовые пожары сильные - пожары со скоростью поступательного движения фронтальной кромки более 3 м/мин и высотой пламени более 1,5 м.
Виды низовых пожаров по скорости распространения:
подвижные;
устойчивые.
Низовые пожары подвижные - пожары со скоростью поступательного движения фронтальной кромки более 0,5 м/мин, где преобладает пламенное горение, при котором наиболее часто происходит обгорание напочвенного покрова;
низовые пожары устойчивые - пожары со скоростью поступательного движения фронтальной кромки менее 0,5 м/мин, где преобладает беспламенное горение (тление) наземных горючих материалов.
Виды верховых пожаров:
подвижные;
устойчивые.
Верховые пожары подвижные - пожары, которые распространяются кронами деревьев со скоростью более 4 км/ч, значительно опережая фронт низовых пожаров, вызывают образование новых очагов благодаря разносу искр; при пожаре сгорают хвоя, листья и мелкие ветки; большие ветки и кора деревьев обугливаются;
верховые пожары устойчивые - пожары, которые распространяются со скоростью до 4 км/ч по кронам деревьев одновременно с продвижением фронта устойчивого низового пожара. После таких пожаров на их площади выгорает почти все, и остаются только обугленные остатки стволов бывшего леса.
Виды лесных пожаров по размерам:
особо крупные;
крупные;
небольшие.
Особо крупные лесные пожары - площадь лесного пожара более 200 га;
крупные лесные пожары - площадь лесного пожара от 5 до 200 га;
небольшие лесные пожары - площадь лесного пожара до 5 га.
Площадь лесного пожара - территория, ограниченная кромкой пожара;
тушение пожара - процесс влияния сил и средств, а также использования методов и мероприятий для ликвидации пожара;
тактические операции тушения лесного пожара - локализация пожара, ликвидация пожара;
локализация пожара - действия, направленные на прекращение возможности дальнейшего распространения горения и создания условий для его успешной ликвидации имеющимися силами и средствами;
ликвидация пожара - действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения;
пожаростойкая опушка - полосы лиственных или смешанных древостоев шириной 150-200 м, а также эти полосы, расположенные вокруг лесных поселков, дачных участков, вдоль лесных границ;
противопожарная канава - барьер для защиты участков леса от подземных пожаров; прокладывается по границам с торфяниками, на их территории, в насаждениях с заторфованными грунтами шириной понизу 0,2-0,4 м, поверху - 1,5-2,8 м, глубиной до минерального слоя или до уровня грунтовых вод;
противопожарный барьер - участок территории, препятствующий распространению и развитию лесных пожаров (минерализованные полосы, противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, пожаростойкие опушки, противопожарные канавы, реки, озера, автомобильные дороги и т.п.);
минерализованная полоса - участок территории, на котором почвообрабатывающими орудиями удалены наземные горючие материалы; ширина полосы должна быть вдвое больше возможной высоты пламени низового пожара;
противопожарный разрыв - специально созданная просека шириной 50-150 м (разрывы шириной менее 50 м, которые были созданы до утверждения Правил), как правило, с дорогой на ее территории; является составной частью противопожарного заслона и служит для остановки верховых пожаров;
противопожарный заслон - комбинированный (сложный) барьер, состоящий из противопожарного разрыва (с дорогой по середине) и полос леса с обеих его сторон, очищенных от наземных горючих материалов, расчлененных сетью минерализованных полос и обрезанными ветками хвойных деревьев на высоту до 2 м;
наземные горючие материалы - древесный опад, который состоит из: опавших хвоинок, листьев, мелких веточек, коры, шишек;
мертвых древесных остатков: ветровала, сухостоя, пеньков, сухих веток,
мелких порубочных остатков;
травянистой растительности;
ТУМ - тип условий местопроизрастания.
1.3. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.
1.4. Классы природной пожарной опасности определяются по шкале оценки природной пожарной опасности лесов (приложение N 1).
1.5. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в разделе 2 настоящих Правил, осуществляются:
уполномоченными органами государственной власти;
постоянными лесопользователями - в отношении лесов, находящихся в их пользовании;
лесопользователями - в отношении лесов, находящихся в их пользовании.
1.6. Меры пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных во временное пользование (в том числе при осуществлении рубок леса, заготовке второстепенных лесных материалов, осуществлении побочных лесных пользований и др.), осуществляется лицами, использующими леса.
1.7. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в разделе 2 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов в зависимости от погодных условий.
1.8. Привлечение юридических и физических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Кодексом гражданской защиты Луганской Народной Республики, планами тушения лесных пожаров и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики.
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
2.1. Организационное обеспечение охраны леса от пожаров осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Луганской Народной Республике, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики (далее - МЧС ЛНР) от 03.05.2017 N 206, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 11.05.2017 за N 258/1309.
2.2. Обеспечение пожарной безопасности в лесном фонде является составной частью служебных обязанностей должностных лиц лесопользователей всех уровней. Эти обязанности должны быть отображены в должностных инструкциях, контрактах и уставах лесохозяйственных предприятий.
2.3. Руководитель лесохозяйственного предприятия определяет обязанности должностных лиц (в том числе заместителей руководителя) по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде, назначает ответственных за отдельные участки этой работы.
2.4. В каждом лесохозяйственном предприятии распоряжением руководителя определяются:
порядок прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности в лесу, проведения с работниками инструктажей и занятий по выявлению и ликвидации лесных пожаров, а также ответственные за их проведение;
действия должностных лиц лесной охраны, в случае обнаружения и распространения лесного пожара, а также перехода его в состояние с непредвиденными последствиями;
порядок сбора ответственных должностных лиц в случае возникновения лесных пожаров, вызова ночью, в выходные и праздничные дни.
Работники лесохозяйственного предприятия должны быть ознакомлены с этими требованиями на инструктажах, во время прохождения пожарно-технического минимума. Выписки из основных положений следует вывешивать в специально отведенных для этого местах.
2.5. Должностные лица до начала выполнения своих обязанностей, а также один раз в три года проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.
Перечень должностных лиц и порядок организации обучения и проверки знаний определяется в соответствии с Порядком осуществления обучения в сфере гражданской защиты, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 05.04.2016 N 158.
Лица, деятельность которых требует более глубоких знаний по вопросам пожарной безопасности и навыков на случай возникновения лесных пожаров, проходят специальное обучение, инструктажи и проверку знаний по пожарной безопасности, по Программе обучения, по вопросам пожарной безопасности, которая разрабатывается в лесохозяйственном предприятии, утверждается ее руководителем и согласовывается с МЧС ЛНР.
Организация своевременного и качественного проведения специального обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности на территории лесного фонда возлагается на руководителя лесохозяйственного предприятия, а в структурных подразделениях (лесничество и тому подобное) - на руководителя соответствующего подразделения.
Допуск к работе лиц, которые не прошли специальное обучения, инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.
2.6. Ответственными за общее руководство тушения лесных пожаров и их ликвидацию является руководитель лесохозяйственного предприятия или лицо, исполняющее его обязанности. Руководителем тушения лесного пожара является старшее должностное лицо лесной охраны, находящееся на пожаре.
2.7. Участие территориальных подразделений МЧС ЛНР в тушении лесных пожаров устанавливается инструкцией о порядке взаимодействия между подразделениями МЧС ЛНР и лесохозяйственными предприятиями в порядке, предусмотренном планом тушения лесных пожаров.
Подразделения МЧС ЛНР подчиняются в своих действиях по тушению лесного пожара руководителю тушения лесного пожара и оставляют место пожара только по согласованию с ним (за исключением обстоятельств, связанных с угрозой жизни и здоровью пожарных или в крайних случаях, за вызовом центральных (районных) пунктов пожарной связи гарнизонов пожарной охраны).
2.8. На дорогах, что ведут в лесные насаждения с I-III классами природной пожарной опасности, устанавливаются аншлаги (запрещающие знаки) с информацией о запрещении въезда в лес, в пределах пожароопасного периода, транспортных средств, кроме транспорта постоянных лесопользователей.
3. Общие требования пожарной безопасности в лесах
3.1. В пожароопасный период в лесах запрещается:
разводить костры в хвойных насаждениях, на участках со сгоревшим и поваленным (буреломом, ветровалом, снеголомом) лесом, на участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
заезд на территорию лесного фонда (кроме транзитных путей) транспортных средств и других механизмов, за исключением тех, которые используются для лесохозяйственных целей;
посещение населением хвойных насаждений при 5-м классе пожарной опасности (чрезвычайная опасность) по условиям погоды;
курить, бросать незатушенные спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах;
заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
сваливать и сжигать в лесных насаждениях мусор, строительные остатки, бытовые и горючие отходы и т.п.;
выжигать траву и другие растительные остатки на территории лесного фонда, а также на других участках, непосредственно примыкающих к лесу (в том числе проводить сельскохозяйственные палы).
3.2. В пожароопасный период органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностные лица, фермерские хозяйства, общественные объединения, физические лица-предприниматели, физические лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 20 м от стены леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 2,8 м или иным противопожарным рубежом.
3.3. Юридические и физические лица, в пользовании которых находятся леса, обязаны:
хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в пожароопасный период очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отграничивать их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 2,8 м;
в случае обнаружения лесного пожара немедленно сообщить об этом в исполнительный орган государственной власти Луганской Народной Республики, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйства и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
3.4. Перед началом пожароопасного периода юридические лица, физические лица-предприниматели, физические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.
4. Противопожарные требования к постоянным лесопользователям
4.1. С целью уменьшения количества и площади лесных пожаров, их оперативного выявления, ликвидации, постоянные лесопользователи обязаны:
создавать противопожарные барьеры в лесу, выполнять другие профилактические мероприятия на территории лесного фонда согласно проектной документации;
до начала пожароопасного периода ежегодно составлять и утверждать приказом план противопожарных мероприятий;
предоставлять информацию в орган государственной власти Луганской Народной Республики, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, для составления общего плана тушения лесных пожаров, который включает в себя меры по предупреждению лесных пожаров и мониторинг пожарной опасности в лесах;
соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (приложение N 2);
оперативно выявлять и организовывать ликвидацию возникающих лесных пожаров согласно утвержденному плану тушения лесных пожаров;
вести учет лесных пожаров и своевременно информировать о них орган государственной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства.
4.2. Очищать места рубок от порубочных остатков путем складирования их в кучи или валы для перегнивания или сжигания после окончания пожароопасного периода.
Места складирования порубочных остатков в кучи и валы высотой не более 1,5 м, шириной не более 3 м и расстоянии между валами не менее 20 м для перегнивания, сжигания в непожароопасный период или разбрасывание порубочных остатков в измельчённом виде по площади рубки (лесосеке);
складирование лесопродукции штабелями высотой не более 1,5 м, шириной - по длине лесопродукции, при расстоянии между штабелями не менее 4 м, и ограждение мест складирования лесопродукции с объёмом штабеля более 5 м3 минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;
завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного периода. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится после окончания пожароопасного периода. Допускается сжигание таких порубочных остатков в весенне-летний период при дождливой безветренной погоде при обязательном проведении сжигания под постоянным контролем с выделением необходимых сил и средств пожаротушения. В засушливый период (10 и более дней без дождя) сжигание порубочных остатков запрещается.
4.3. При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.
При трелевке деревьев с необрубленными кронами сжигание порубочных остатков на верхних складах (пунктах погрузки) производится в течение всего периода заготовки, трелевки и вывозки древесины в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил.
5. Требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов
5.1. При проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется:
размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 м от лесных насаждений;
обеспечивать в пожароопасный период в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов;
содержать территории в радиусе 50 м от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов;
прокладывать по границам указанных территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 2,8 м, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - две противопожарные минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5-10 м одна от другой.
6. Общие требования пожарной безопасности к техническим средствам и пожарному инвентарю
6.1. В течение пожароопасного периода пожарная техника должна быть:
в постоянной готовности к выезду на пожар;
исправной, иметь полный комплект пригодного к применению противопожарного оборудования и инвентаря (приложение N 3), заправленная горюче-смазочными материалами, обеспеченная запасом огнетушащих средств.
6.2. Использование пожарной техники, в том числе пожарного оборудования, инвентаря и инструментов, для хозяйственных, производственных и других потребностей, что не связаны с пожаротушением, запрещается.
6.3. Пожарные машины и другая противопожарная техника периодически должны проходить техническое обслуживание согласно с требованиями, установленными эксплуатационной документацией. О проверке состояния агрегатов с запуском двигателя необходимо делать запись в специальном журнале, который сохраняется в помещении, где установлена эта техника.
6.4. На лесохозяйственном предприятии должен быть отработан порядок направления и прибытия техники на место пожара.
6.5. Пожарные автомашины должны быть укомплектованы медицинскими аптечками.
7. Порядок организации тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Луганской Народной Республики
7.1. Основы управления.
7.1.1. Действия работников лесохозяйственных предприятий, которые привлекаются к тушению лесных пожаров, определяются Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики (далее - Минприроды ЛНР).
7.1.2. Управление силами и средствами пожаротушения выполняет руководитель тушения лесного пожара (далее - РТЛП).
7.1.3. РТЛП является:
старшее должностное лицо лесной охраны, которое первым прибыло на тушение пожара;
при участии в тушении представителей нескольких лесничеств - старшее должностное лицо лесохозяйственного предприятия.
7.1.4. Каждое новоприбывшее к месту пожара старшее должностное лицо лесной охраны должно:
оценить обстановку и определить правильность организации тушения пожара;
определить необходимость вызова дополнительных сил и средств;
при необходимости принять на себя руководство тушением пожара.
7.1.5. Старшее должностное лицо, прибывшее на пожар, является ответственным за последствия тушения пожара независимо от того, приняло ли оно руководство на себя, или нет.
Отдача на пожаре старшим должностным лицом приказа РТЛП или помимо его, является моментом принятия на себя руководства тушением пожара.
7.1.6. Принятие старшим должностным лицом руководства тушением пожара на себя является обязательным, если РТЛП не обеспечивает управления вызванными на пожар силами и средствами.
7.1.7. Старшее должностное лицо должно объявить свое решение о принятии руководства тушением лесного пожара на себя и сообщить об этом высшему должностному лицу лесной охраны и руководителям отдельных подразделений, принимающих участие в тушении лесного пожара.
7.1.8. В зависимости от обстоятельств, возникающих на пожаре, для управления силами и средствами РТЛП может организовать оперативный штаб и пожарные участки.
7.1.9. Пожарные участки могут создаваться на флангах пожара и с тыла территории пожаров.
7.1.10. При участии на пожаре двух и больше подразделений назначается начальник тыла из числа среднего или младшего руководящего состава лесничества, на территории которого возник пожар.
7.1.11. При внезапном изменении обстановки на пожаре и невозможности своевременного получения приказов от РТЛП руководители пожарных участков должны действовать самостоятельно.
Отсутствие приказов РТЛП не может служить оправданием бездеятельности руководителя пожарного участка.
7.1.12. Работники лесной охраны, выполняющие маршрутное патрулирование в лесу, другие работники лесохозяйственного предприятия, выполняющие работы в лесу, при обнаружении лесного пожара должны незамедлительно сообщить в лесничество (лесохозяйственное предприятие), подразделение МЧС ЛНР и принять меры для его тушения.
7.1.13. Граждане при обнаружении лесного пожара должны незамедлительно сообщить в подразделение МЧС ЛНР.
7.1.14. Руководитель лесохозяйственного предприятия или лесничий, получивший сообщение о пожаре, должны незамедлительно принять меры по организации его тушения.
7.1.15. В тех случаях, когда сил и средств лесохозяйственного предприятия для тушения пожаров недостаточно, руководители лесохозяйственных предприятий привлекают на тушение, согласно плана тушения лесных пожаров на территории Луганской Народной Республики.
7.1.16. Команды, отдельные бригады, группы, прибывшие на тушение пожара лесохозяйственного предприятия, привлеченные силы и средства согласно плана тушения лесных пожаров на территории Луганской Народной Республики, при возможности, сохраняют свою структуру, но по распоряжению РТЛП эти подразделения могут увеличиваться, или в случае необходимости, разделяться на более мелкие.
Каждому из названных подразделений РТЛП ставит задачу по ликвидации пожара, отводит часть кромки пожара и для технического руководства и поддержания постоянной связи с РТЛП закрепляет работника лесохозяйственного предприятия. Подразделения, имеющие опыт тушения пожаров, по поручению РТЛП могут выполнять порученные работы самостоятельно.
Начальники (командиры) названных выше подразделений должны постоянно поддерживать связь с РТЛП и выполнять его указания.
7.2. Руководитель тушения лесного пожара.
7.2.1. РТЛП является главным руководителем, которому подчиняются все подразделения пожарной охраны и предоставленные силы, прибывшие на пожар; является ответственным за организацию работ по тушению пожара, безопасность личного состава и сохранность пожарной техники.
7.2.2. РТЛП должен обеспечивать строгое выполнение всеми работниками на тушении пожара правил безопасности труда и является ответственным за выполнение Правил.
РТЛП не должен сам оставлять место пожара и отпускать участников тушения до тех пор, пока пожар не будет затушен или надежно локализован.
7.2.3. РТЛП обязан:
выполнить разведку и оценить обстановку на пожаре;
определить вероятность распространения пожара на населенные пункты и другие объекты; при распространении пожара на большой площади и приобретения затяжного характера пожара разведку последнего выполнять ежедневно, а при быстром распространении горения - два раза в день;
определить вид и размеры пожара по фронту, флангам и тылу, наиболее опасное направление распространения пожара; направление быстрой его локализации, необходимое количество сил и средств пожаротушения, способы и приемы тушения;
поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения;
с прибытием к месту пожара по внешними его признакам передать информацию лесохозяйственному предприятию или лесничеству; после принятия решения и издания распоряжения сообщить адрес пожара, который горит (или горело), какие силы и средства введены в действие, существует ли опасность развития пожара, необходимы ли дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с лесохозяйственным предприятием, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на пожаре;
вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу;
с прибытием на пожар старшего должностного лица доложить об обстановке, о принятых решениях по ликвидации пожара, задействованных силах и средствах, а также о силах и средствах, вызванных дополнительно;
в зависимости от обстоятельств организовать оперативный штаб на пожаре и определить место его расположения;
информировать оперативный штаб о местонахождении и сообщать ему о всех решениях, которые принимаются;
создать резерв сил и средств, периодически заменять работников, предоставляя им возможность отдохнуть и переодеться в сухую одежду;
назначить из числа лиц руководящего состава ответственного за соблюдением мер безопасности; при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
в случае прибытия на пожар сил и средств с разных направлений организовать их встречу и применение;
принимать меры по установлению причин пожара;
лично убедиться в ликвидации горения, определить необходимость и длительность наблюдения за местом ликвидированного пожара;
определить порядок убытия с места пожара подразделений и взаимодействующих служб.
7.2.4. При определении необходимых для тушения пожара дополнительных сил и средств РТЛП должен учитывать:
площадь, на которую может распространиться огонь до введения в действие вызванных сил и средств;
необходимое количество людских сил и техники для тушения пожара;
необходимость привлечения специальных служб;
необходимость подвоза воды автоцистернами или организации подачи воды перекачкой.
7.2.5. При внесении изменений в расположение сил и средств на пожаре РТЛП должен принять решение о перегруппировке и довести его до ведома руководителей подразделений, указав кому, куда и как проводить перегруппировку.
7.2.6. Приказы должны быть краткими, точными, понятными. В зависимости от содержания приказа РТЛП отдает его исполнителям лично, через оперативный штаб или начальника связи и связных, а также при помощи технических средств связи.
7.2.7. РТЛП должен убедиться в правильности выполнения принятых мероприятий по тушению пожара и определить достаточно ли сил и средств, для его ликвидации на каждом участке.
7.3. Оперативный штаб на пожаре.
7.3.1. В состав оперативного штаба входят:
начальник штаба и начальник тыла, а также представители взаимодействующих служб города (населенного пункта).
На крупных, сложных и затяжных пожарах могут назначаться заместители начальника оперативного штаба.
7.3.2. Оперативный штаб создается:
на крупных и сложных пожарах;
по решению РТЛП в зависимости от обстоятельств.
7.3.3. Оперативный штаб организовывает:
встречу, размещение и распределение прибывших подразделений;
разведку пожара в процессе его тушения, сбор данных и информации для РТЛП об изменениях обстановки;
ведение документов учета по пожару;
создание на пожаре резерва сил и средств;
сбор данных о причине возникновения пожара и нанесенных убытках;
связь на пожаре;
выполнение решений, приказов РТЛП, контроль за исполнением поставленных задач;
контрольно-пропускные пункты и посты безопасности;
питание при длительных пожарах (более 3-х часов), защиту от теплового удара;
материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений.
8. Ответственность за нарушение настоящих Правил
8.1. Лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики.
Исполняющий обязанности |
Н.И. Хоршева |
Приложение N 1
к Правилам пожарной безопасности
в лесах Луганской Народной Республики
Шкала оценки
природной пожарной опасности лесов
Класс пожарной опасности |
Объект возгорания (характерные типы насаждений и условий местопроизрастания, категории непокрытых лесной растительностью и нелесных земель) |
Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Насаждения хвойных пород возрастом 40 и менее лет во всех типах условий местопроизрастания (ТУМ). Насаждения хвойных пород старше 40 лет с индексами 0 (очень сухие), 1 (сухие). Несомкнутые лесные культуры всех пород. Вырубки хвойных пород, горельники, погибшие насаждения (ветровалы, буреломы и другие). Вырубки лиственных пород, другие, не покрытые лесной растительностью земли (кроме лесных дорог, просек, противопожарных разрывов), которые расположены среди насаждений хвойных пород. Лесные насаждения с уровнем радиационного загрязнения 15 Ки/км 2 и выше, независимо от породного состава, возраста и ТУМ. |
В течение всего пожароопасного периода возможны лесные пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. |
2 |
Насаждения хвойных пород старше 40 лет в ТУМ с индексом 2 (свежие). Насаждения лиственных пород в ТУМ с индексами 0, 1. |
Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного периода, верховые - в периоды пожарных максимумов. |
3 |
Насаждения хвойных пород старше 40 лет в ТУМ с индексами 3 (влажные), 4 (сырые). Насаждения лиственных пород в ТУМ с индексом 2. |
Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума. |
4 |
Насаждения хвойных пород старше 40 лет в ТУМ с индексом 5 (мокрые). Насаждения лиственных пород в ТУМ с индексами 3, 4. Вырубки лиственных пород (среди насаждений лиственных пород), другие, не покрытые лесной растительностью земли (кроме горельников, погибших насаждений, лесных дорог, просек, противопожарных разрывов), которые расположены среди насаждений лиственных пород. Угодья - сенокосы, пастбища. Лесные питомники, плантации, сады. |
Низовые пожары возможны только в периоды пожарных максимумов. |
5 |
Лиственные насаждения в ТУМ с индексом 5. Непокрытые лесной растительностью земли (лесные дороги, просеки, визиры, противопожарные разрывы). Нелесные земли (кроме сенокосов, пастбищ, садов). |
Возникновение пожара возможно только при продолжительных засухах. |
1. Пожарная опасность устанавливается на один класс выше:
для хвойных насаждений, строений или других особенностях, которые способствуют переходу низового пожара в верховой (разновозрастные хвойные древостои с вертикальной сомкнутостью крон), густой высокий (более 2 м) подрост и подлесок хвойных пород, захламленность более 5 м 3/га;
участков лесного фонда, кроме вод, прилегающих к дорогам общего пользования или расположенных на расстоянии 50 м и менее от железных дорог и иных предприятий, которые используют открытый огонь;
насаждений с уровнем радиационного загрязнения от 1 до 14 Ки/км 2 независимо от породного состава, возраста и ТУМ.
2. Шкала применяется также для оценки природной пожарной опасности других земель, покрытых лесной растительностью.
Приложение N 2
к Правилам пожарной безопасности
в лесах Луганской Народной Республики
Нормы
наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров
N |
Наименование противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров |
Единицы измерения |
Лесорастительная зона и класс природной пожарной опасности |
|
1-3 |
4-5 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Емкости для воды вместимостью более 500 л (металлические или пластиковые) |
шт. |
2 |
1 |
2 |
Возимые емкости для воды вместимостью более 500 л. |
шт. |
1 |
1 |
3 |
Мотопомпы |
шт. |
1 |
1 |
4 |
Напорные пожарные рукава |
пог. м |
200 |
300 |
5 |
Лесные плуги или иные почвообрабатывающие орудия |
шт. |
2 |
2 |
6 |
Трактора с прицепами |
шт. |
1 |
1 |
7 |
Автомобили бортовые или вездеходы |
шт. |
1 |
1 |
8 |
Ранцевые опрыскиватели |
шт. |
10 |
10 |
9 |
Лопаты |
шт. |
25 |
20 |
10 |
Топоры. |
шт. |
10 |
5 |
11 |
Хлопушки |
шт. |
10 |
10 |
12 |
Грабли |
шт. |
15 |
10 |
13. |
Бензопилы |
шт. |
3 |
4 |
14 |
Средства связи |
шт. |
4 |
6 |
15 |
Бидоны (канистры) для питьевой воды емкостью 10 л и более |
шт. |
5 |
10 |
16 |
Кружки для питьевой воды |
шт. |
10 |
15 |
17 |
Спецодежда (куртки, штаны, сапоги, рукавицы) |
комп. |
по количеству боевых расчетов |
по количеству боевых расчетов |
18 |
Аптечки первой медицинской помощи |
шт. |
4 |
8 |
Примечание.
Противопожарное оборудование и средства тушения лесных пожаров, указанные под номерами 1-4 и 5, 8-18 находятся в пунктах сосредоточения пожарного инвентаря постоянно, а указанные под номерами 6-7 закрепляются на пожароопасный период за лесохозяйственным предприятием и находятся в постоянной готовности для использования на тушении пожаров. Автомобили и трактора, предназначенные для транспортировки цистерн, а также бортовые автомобили, указанные в пункте 6, оборудуются для установки мотопомп и емкостей.
Приложение N 3
к Правилам пожарной безопасности
в лесах Луганской Народной Республики
Противопожарное оборудование и инвентарь отдельных агрегатов
N |
Оборудование, инвентарь |
Единицы измерения |
Авто - дрезина с насосами МП - 600 МП - 800 |
Пожарный трактор с насосом МП - 1600 |
Пожарный поезд |
Производ. тракторы с навесными насосами МП - 600, МП - 800, прицепной цистерной |
Пожарные автомобили |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Прицепные мотопомпы МП - 1600 |
шт. |
- |
- |
1 |
- |
- |
2 |
Всасывающие рукава |
пог. м |
8 |
8 |
8 |
8 |
- |
3 |
Рукава напорные диаметром 66 мм |
пог. м |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
4 |
Рукава напорные диаметром 51 мм |
пог. м |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
5 |
Сетка к всасывающим рукавам |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Стволы ручные РС - 70 |
шт. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Стволы ручные РС - 50 |
шт. |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
8 |
Лафетные стволы |
шт. |
- |
- |
1 |
- |
- |
9 |
Ключи к гайкам всасывающих рукавов |
шт. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Разветвления трехходовые |
шт. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
Головки соединительные переходные, 50х70 мм |
шт. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
Зажимы для рукавов |
шт. |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
13 |
Задержки рукавные |
шт. |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
14 |
Ведра |
шт. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
15 |
Топоры |
шт. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
16 |
Ломы пожарные |
шт. |
1 |
- |
2 |
- |
- |
17 |
Бензопилы |
шт. |
- |
- |
1 |
- |
- |
18 |
Лопаты |
шт. |
- |
- |
- |
- |
2 |
19 |
Железнодорожные сигналы, фонарь флажок |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 |
Аптечки первой медицинской помощи |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Примечание.
В зависимости от местных условий перечисленное оборудование может быть заменено или дополнено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 5 декабря 2017 г. N 766/17 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Луганской Народной Республики"
Вступает в силу с 6 декабря 2017 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства ЛНР (sovminlnr.ru) 6 декабря 2017 г.