Члены экипажей на речных и транспортных судах, подчиненных Министерству речного и морского флота СССР имели право на бесплатное питание в определенных, установленных распоряжениями Правительства нормах. В настоящее время речные и транспортные суда имеют разную подчиненность, некоторые крупные организации и акционерные общества также имеют свои суда, но остались речные и транспортные суда, относящиеся к транспортному флоту (то есть суда ранее находившиеся в ведении Минречфлот СССР). В связи с тем, что сейчас в доход включают и натуральное довольствие, появляется ли у физических лиц доход, подлежащий налогообложению, если члены экипажей судов транспортного и технического флота получают суммы, выплачиваемые им взамен стоимости натурального довольствия?
Исчерпывающий перечень видов доходов не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) изложен в статье 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ в налогооблагаемый период, не включаются все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля 1980 года N 346 "О дополнительных мерах по закреплению кадров на речном транспорте" распоряжением Совмина СССР от 7 мая 1980 г N 638-р было разрешено Министерству Минречфлота РСФСР устанавливать стоимость рациона бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей судов транспортного и технического флота. Эти нормы разрабатывались в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 6 марта 1954 года N 2276 и 12 мая 1954 года N 5087, исходя из действующего в то время прейскуранта розничных цен на продовольственные товары Минторга СССР, но не более 25 рублей на одного человека в месяц.
Для определения рациона питания для экипажей морского флота, которые работали на транзитных и местных линиях, основным документом являлось распоряжение Совета Министров СССР от 26 января 1954 года N 662-р. В приложении N 3 к этому распоряжению были указаны нормы рациона бесплатного питания экипажей речных судов, работающих на транзитных и местных линиях, причем нормативы продуктов излагались в количественном выражении на 1 человека в месяц. В настоящее время цены в разных регионах могут значительно отличаться. Кроме того, с момента утверждения стоимости рациона питания для членов экипажей произошли значительные ценовые изменения на все продукты питания. Поэтому в соответствии с этими количественными нормами в зависимости от цен конкретного региона и определяется стоимостное выражение рациона бесплатного питания экипажей речных и транспортных судов. Эти суммы относятся к компенсационным выплатам, установленным законодательством.
Следовательно, в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц не следует включать суммы, выплачиваемые членам экипажей судов транспортного и технического флота, взамен натурального довольствия, в пределах норм (имеется в виду набор продуктов и их количественная величина), установленных вышеназванным распоряжением.
При этом необходимо отметить, что названная льгота по подоходному налогу, относящаяся к категории компенсационных выплат, установленных законодательством, может применяться только к физическим лицам, являющихся членами экипажей судов транспортного и технического флота (категория судов относящихся ранее к судам Министерства морского и речного флота). На экипажи судов других категорий данная льгота не распространяется. При получении бесплатного питания экипажами судов, относящихся к другим категориям, суммы стоимости оплаты такого питания включаются в совокупный доход физических лиц и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
6 августа 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.