Правовой статус лизинговой компании
Для российского законодательства лизинг - институт сравнительно новый, и с момента его появления интерес к нему постоянно растет. На смену специализированным структурным подразделениям крупных организаций, практикующим в указанной области, приходят лизинговые компании как самостоятельные юридические лица. В принятой 10 июля 2001 г. Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)*(1) в числе основных механизмов реализации структурной политики названо "расширение использования финансового лизинга", включая участие государства в капитале лизинговых компаний.
Однако понятие лизинговой компании раскрыто в российских нормативных документах недостаточно четко, не до конца ясны и особенности ее правового положения.
Объем законодательства Российской Федерации, предназначенного для регулирования лизинговых операций, невелик. Его составляют: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) (далее - Конвенция), нормы ГК РФ о договорах финансовой аренды (лизинга), Федеральный закон "О лизинге" в редакции от 29 января 2002 г. (далее - Закон о лизинге) и подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Причем понятие лизинговой компании (фирмы) как субъекта лизинговой деятельности определено только в Законе о лизинге.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона о лизинге в качестве лизингодателя может выступать физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Комментируя приведенное определение, следует сказать, что из круга потенциальных лизингодателей - юридических лиц традиционно исключаются некоммерческие организации, в указанном качестве обычно выступают лишь коммерческие организации*(2). Физические же лица чаще всего являются пользователями, поскольку для покупки или производства оборудования в целях предоставления в пользование необходимы значительные финансовые средства, каковыми индивидуальные предприниматели обычно не располагают. Таким образом, очевидно, что понятие лизинговой компании yже понятия лизингодателя, данного в Законе о лизинге.
Как предусмотрено положениями ст.5 Закона о лизинге, лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей.
С вступлением в силу Федерального закона от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге""*(3) предусмотренное ранее лицензирование лизинговой деятельности со 2 февраля 2002 г. прекращено.
Таким образом, к лизинговым компаниям могут быть отнесены коммерческие организации, которые в соответствии со своими учредительными документами вправе осуществлять лизинговую деятельность.
Буквальное толкование текста Закона о лизинге позволяет утверждать, что в качестве лизингодателей могут выступать любые коммерческие организации, но среди лизингодателей - юридических лиц особо выделяются лизинговые компании. При этом основными обязательными характеристиками лизинговой компании являются следующие: функции лизингодателя осуществляются ею по договору лизинга; лизинговая деятельность ведется ею в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами компании. Фактически тем же требованиям должен отвечать каждый хозяйствующий субъект, именуемый лизингодателем.
Наличие данной коллизии в Законе о лизинге на практике порождает немало вопросов. Например, банки и иные кредитные организации вправе осуществлять лизинговые операции. Законом РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" в редакции от 7 августа 2001 г. лизинговые сделки отнесены к сделкам кредитной организации, совершаемым на основании специального разрешения (путем указания данного вида деятельности в рамках общей банковской лицензии) (подп.6 ч.2 ст.5). С получением такого разрешения банк приобретает статус лизингодателя, аналогичный статусу лизинговой компании, и в этом смысле банку (или иной кредитной организации) присущи все признаки лизингодателя. Получается, что банки и иные кредитные организации следовало бы признать лизинговыми компаниями.
Правда, существует мнение о том, что никакие другие функции, кроме функции лизингодателя, лизинговые компании выполнять не могут*(4). Иными словами, содержащееся в ст.5 Закона о лизинге определение не позволяет лизинговой компании осуществлять какую-либо иную деятельность, помимо лизинговой.
Представляется, что лизинговая компания может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом. Данный вывод подтверждает логика развития законодательства о лицензировании лизинговой деятельности в нашей стране. Первоначально были установлены высокие требования к объему лизинговых операций по сравнению с иными видами деятельности компании, однако в последующем все ограничения были отменены. Поэтому банки, а также производственные и другие компании могут осуществлять, наравне с иной предпринимательской деятельностью, также лизинговую.
Кроме того, из Закона о лизинге не следует, что в учредительных документах лизинговой компании должно быть прямо указано на возможность осуществления лизинговой деятельности. Речь идет лишь о том, что осуществление такой деятельности не должно противоречить учредительным документам организации. По общему правилу, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст.49 ГК РФ), если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься (п.18 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Не меняет положения и упоминание в п.4 ст.5 Закона о лизинге о том, что лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства юридических лиц (как резидентов, так и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
А поскольку юридическое лицо вправе в любой момент начать любую деятельность, не запрещенную законом или его учредительными документами, то положения ст.5 Закона о лизинге нельзя рассматривать и как требование о внесении соответствующего указания на характер осуществляемой деятельности в наименование юридического лица.
Думается, что нецелесообразно в Законе о лизинге специально говорить о том, что учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты или нерезиденты Российской Федерации) (сейчас это закреплено в норме п.2 ст.5 Закона о лизинге). Данное положение лишь дублирует нормы ГК РФ о создании юридических лиц и не имеет значения для создания и деятельности именно лизинговых компаний*(5).
Особенности организационной структуры российских лизинговых компаний отечественным законодательством не предусмотрены.
Компании, осуществляющие лизинг, необходимо отличать от так называемых лизинговых брокерских фирм, занимающихся поиском и сведением потенциального пользователя, производителя и лизингодателя или инвестора. В указанном случае брокер не является участником лизинговых отношений, а лишь осуществляет посреднические функции.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что российские лизинговые компании обладают общей гражданской правосубъектностью. С гражданско-правовой точки зрения лизинговая компания является таким же субъектом права, как и иные коммерческие организации соответствующих организационно-правовых форм.
Обращаем внимание на то, что в законодательстве, регулирующем налогообложение и порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в сфере лизинговых отношений, термин "лизинговая компания" не используется.
Представляется, что к лизинговым компаниям, как это закреплено в действующей редакции Закона о лизинге, могут быть отнесены все "действующие лизингодатели", т.е. организации, в бизнес-активе которых имеется хотя бы один лизинговый проект. На такие компании распространяется действие нормативных актов, затрагивающих деятельность лизинговых компаний как особой группы лизингодателей.
Так, юридическим лицам, являющимся лизинговыми компаниями (фирмами), предоставляется государственная поддержка в соответствии с законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В подобных документах может идти речь о разработке и реализации федеральной программы развития лизинговой деятельности в нашей стране или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны или региона; создании залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; долевом участии государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; финансировании из федерального бюджета и предоставлении государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов; предоставлении инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов; предоставлении налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) для создания благоприятных экономических условий их деятельности и др.*(6)
Лизинговые компании (в отличие от лизингодателя) имеют право без лицензии Центрального банка РФ выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга (текущие валютные операции и связанные с движением капитала операции) (п.2 ст.34 Закона о лизинге).
Лизинговые компании осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом (независимо от формы и способа их осуществления), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Вследствие этого они относятся к кругу субъектов, деятельность которых подлежит контролю в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем").
Лизинговые компании могут участвовать в "профильных" конкурсах, например, организуемых в соответствии с положениями о порядке проведения конкурса на право осуществления лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием бюджетных средств (утверждены Правительством РФ от 17 ноября 1997 г. и 26 декабря 1997 г.). Подобные акты приняты как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации (в частности, в Москве).
Ю.С. Харитонова,
кандидат юрид. наук
"Законодательство", N 7, июль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р.
*(2) Для сравнения приведем норму французского законодательства, устанавливающую, что лизинговые операции могут осуществлять только торговые учреждения (ст.2 Закона Франции от 2 июля 1966 г. N 66-455).
*(3) Российская газета. 2002. 2 февраля.
*(4) Асташкина А.В. Правовое положение российских лизинговых компаний в современном гражданском праве // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С.72.
*(5) Для сравнения отметим, что лизинговые компании в оффшорных зонах Ирландии (Дублин, Шеннон) учреждаются в общем порядке, установленном в 1990 г. Законом о компаниях (Companies Act 1990) (см.: Петрова Г.В., Скороходова А.В., Евдокимова И.В. Правовой статус и налогообложение лизинговых компаний. Обзор законодательства // Право и экономика. 1999. N 7).
*(6) См., напр.: постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 792 "О предоставлении за счет средств федерального бюджета кредитов на приобретение дорожной техники и другого имущества, необходимых для обеспечения функционирования федеральных автомобильных дорог"// СЗ РФ. 2001. N 48. Ст.4516.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус лизинговой компании
Автор
Ю.С. Харитонова - кандидат юрид. наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 7