Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 12 апреля 2016 г. N 178
"Об утверждении Положения об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты"
20 августа, 29 октября 2019 г.
В соответствии со статьями 28, 35, 41 Закона Луганской Народной Республики от 25.06.2014 N 14-I "О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики", руководствуясь пунктом 30.5 Временного порядка гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Луганской Народной Республики, утвержденного Указом Главы Луганской Народной Республики от 04.02.2015 N 40/01/02/15, с целью организации гарантированного оповещения населения Луганской Народной Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, информирования населения о происшествиях во избежание возникновения и распространения слухов, для обучения населения порядку действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, Совет Министров Луганской Народной Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оповещения об угрозе или возникновения чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности |
С. Иванушкин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров
Луганской Народной Республики
от 12 апреля 2016 года N 178
Положение
об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты
20 августа, 29 октября 2019 г.
1. Общие положения
1.1. В настоящем Положении термины употребляются в таком значении:
эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры и других технических средств оповещения и связи - комплекс организационно-технических мероприятий относительно контроля и обеспечения работоспособного состояния аппаратуры и других технических средств оповещения и связи путем выполнения регламентных работ, проведения технических проверок, текущего ремонта;
оповещение - доведение сигналов гражданской защиты и сообщений об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период исполнительным органам государственной власти Луганской Народной Республики, органам местного самоуправления, другим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления), силам гражданской защиты, предприятиям, учреждениям, организациям и населению;
стационарные или подвижные пункты управления гражданской защиты - специально построенные или приспособленные сооружения (помещения), передвижные средства для размещения в них органов управления в случае возникновения чрезвычайной ситуации в условиях чрезвычайного положения и в особый период, где создаются необходимые условия для работы и жизнеобеспечения должностных лиц указанных органов;
сигнал гражданской защиты "Внимание всем" - предупредительный голосовой или звуковой сигнал об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период. Сигнал может распространяться с помощью отрывистого звучания электросирен, имеющихся на соответствующей территории, частых гудков предприятий, ударов в колокола культовых сооружений, другие металлические предметы, а также трансляции в телерадиовещающих сетях специальной фонограммы;
система автоматизированного вызова - комплекс программно-аппаратных средств, предназначенный для оповещения абонентов стационарных и мобильных телефонов в автоматизированном режиме.
1.2. Настоящее Положение устанавливает организационно-правовые нормы в организации и проведении оповещения и информировании населения, организации связи при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Действие настоящего Положения распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Луганской Народной Республики и местного самоуправления, операторов связи, телерадиовещательных организаций, а также предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, и населения в области защиты населения и территорий Луганской Народной Республики от чрезвычайных ситуаций.
1.3. Настоящее Положение определяет порядок:
создания и обеспечения функционирования системы оповещения;
организации оповещения органов управления, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период с целью принятия эффективных мер защиты населения и территорий Луганской Народной Республики от последствий чрезвычайных ситуаций;
организационно-технического сочетания систем централизованного оповещения со специальными и локальными системами оповещения и системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций;
организации связи для органов управления и сил гражданской защиты;
организации эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется на исполнительные органы государственной власти Луганской Народной Республики и их территориальные органы, органы местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, население.
2. Организация оповещения
2.1. Для своевременного осуществления оповещения с учетом структуры государственного управления, характера и уровня чрезвычайных ситуаций, наличия и места расположения сил гражданской защиты, которые подлежат привлечению к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создается и поддерживается в постоянной готовности к использованию по назначению система оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - система оповещения).
2.2. Функционирование системы оповещения обеспечивается путем использования телекоммуникационной сети общего пользования, ведомственных телекоммуникационных сетей, телекоммуникационных сетей предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, сетей республиканского, районного и местного радиовещания и телевидения и других технических средств передачи информации.
2.3. Система оповещения состоит из государственной, территориальных, местных автоматизированных систем централизованного оповещения, специальных и локальных систем оповещения, систем циркулярного вызова (систем автоматизированного вызова).
2.4. Государственная автоматизированная система централизованного оповещения.
2.4.1. Для осуществления оповещения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации государственного уровня создается и действует государственная автоматизированная система централизованного оповещения.
2.4.2. Государственная автоматизированная система централизованного оповещения должна обеспечивать оповещение дежурных служб исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики и их территориальных органов.
2.4.3. Министерство чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики (далее - МЧС ЛНР) осуществляет методическое руководство по созданию и функционированию системы оповещения о чрезвычайных ситуациях разных уровней.
2.4.4. Оповещение на государственном уровне осуществляется начальником смены - оперативным дежурным пункта управления оповещением МЧС ЛНР по распоряжению Министра чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики.
Подпункт 2.4.5 изменен с 29 октября 2019 г. - Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 29 октября 2019 г. N 668/19
2.4.5. Реконструкция и развитие государственной системы централизованного оповещения осуществляются по решению Правительства Луганской Народной Республики по представлению МЧС ЛНР и по согласованию с Министерством связи Луганской Народной Республики.
2.4.6. Ответственность за создание, реконструкцию, развитие, организацию содержания в постоянной готовности к использованию по назначению государственной автоматизированной системы централизованного оповещения, организацию и осуществление оповещения возлагается на МЧС ЛНР.
2.4.7. Финансирование создания, реконструкции и развития государственной автоматизированной системы централизованного оповещения осуществляется МЧС ЛНР за счет государственного бюджета. Финансирование эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств, которые являются составляющими государственной автоматизированной системы централизованного оповещения, осуществляется за счет расходов на содержание органов власти (организаций), на балансе которых находится указанная аппаратура.
2.4.8. В случае если аппаратура и технические средства, которые являются составляющими государственной автоматизированной системы оповещения, балансодержатель которых неизвестен, то эксплуатационно-техническое обслуживание (тестирование, диагностика, ремонт, настройка, приведение в рабочее состояние после обслуживания) такой аппаратуры проводится силами МЧС ЛНР за счет бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.
(в ред. постановления Правительства Луганской Народной Республики от 20.08.2019 N 520/19)
2.5. Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения.
2.5.1. Для осуществления оповещения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации территориального уровня в районах и городах республиканского значения Луганской Народной Республики создаются и действуют территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения.
2.5.2. Территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения должны обеспечивать оповещение руководящего состава, оперативных и дежурных служб территориальных органов исполнительной органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления, сил гражданской защиты и населения.
2.5.3. Территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения должны предусматривать организационно-техническое сочетание с государственной, местными автоматизированными системами централизованного оповещения, специальными и локальными системами оповещения и системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций.
2.5.4. Оповещение на территориальном уровне организовывается соответствующим структурным подразделением в сфере гражданской защиты исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики по схеме, структура которой рекомендована МЧС ЛНР. Данная схема утверждается руководителем соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.5.5. Оповещение осуществляется из пунктов управления руководителей территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по распоряжению руководителя соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.5.6. Создание, реконструкция и развитие территориальных систем централизованного оповещения осуществляются на основании решений соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления с учетом рекомендаций МЧС ЛНР. Проекты строительства (реконструкции) территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения согласовываются с МЧС ЛНР и Министерством связи Луганской Народной Республики.
2.5.7. Ответственность за создание, реконструкцию, развитие, организацию содержания в постоянной готовности к использованию по назначению территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения, организацию и осуществление оповещения возлагается на руководителя соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.5.8. Финансирование создания, реконструкции и развития территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения осуществляется за счет государственного бюджета.
2.5.9. Финансирование эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения осуществляется за счет расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики (юридических лиц), на балансе которых находится указанная аппаратура.
2.6. Местные автоматизированные системы оповещения.
2.6.1. Для осуществления оповещения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации местного уровня в районах и городах районного значения создаются и действуют местные автоматизированные системы централизованного оповещения.
2.6.2. Местные автоматизированные системы централизованного оповещения должны обеспечивать оповещение руководящего состава исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления (в том числе руководителей сельских и поселковых советов), дежурных служб, сил гражданской защиты, а также жителей населенных пунктов района и иных лиц, которые находятся в зоне возможного поражения.
2.6.3. Местные автоматизированные системы централизованного оповещения должны предусматривать организационно-техническое сочетание с соответствующей территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения, специальными и локальными системами оповещения, системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций, в том числе иметь возможность запуска из территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения.
2.6.4. Оповещение на местном уровне организовывается соответствующим структурным подразделением в сфере гражданской защиты территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления по схеме, которая согласовывается со структурным подразделением в сфере гражданской защиты территориального уровня и утверждается руководителем соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.6.5. Оповещение осуществляется дежурной службой (руководителем территориального подразделения) в сфере гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики.
2.6.6. В населенных пунктах, где нет круглосуточных дежурных служб в сфере гражданской защиты территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики организация и проведение оповещения возлагается на руководителя исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, органа местного самоуправления вышеуказанных населенных пунктов по решению руководителя соответствующей функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.6.7. Создание, реконструкция и развитие местных систем централизованного оповещения осуществляются на основании решений соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления в соответствии с рекомендациями МЧС ЛНР. Проекты согласовываются с территориальными органами в сфере гражданской защиты органов государственной власти Луганской Народной Республики.
2.6.8. Ответственность за создание, реконструкцию, развитие, организацию содержания в постоянной готовности к использованию по назначению местных автоматизированных систем централизованного оповещения, организацию и осуществление оповещения возлагается на руководителя соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.6.9. Финансирование создания, реконструкции и развития местных автоматизированных систем централизованного оповещения осуществляется за счет местных бюджетов.
2.6.10. Финансирование эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств местных автоматизированных систем централизованного оповещения осуществляется за счет расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, предприятий, организаций, учреждений, на балансе которых находится указанная аппаратура.
2.7. Специальные системы оповещения.
2.7.1. Для осуществления оповещения в случае угрозы чрезвычайных ситуаций на аммиакопроводах, магистральных и отводных нефте- и газопроводах создаются и действуют специальные системы оповещения.
2.7.2. Специальные системы оповещения должны обеспечивать оповещение дежурных служб в сфере гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, территориальных органов МЧС ЛНР, объектовых аварийно-спасательных служб, а также населения Луганской Народной Республики, которое находится в зоне возможного поражения.
2.7.3. Специальные системы оповещения должны предусматривать организационно-техническое сочетание с территориальными автоматизированными системами централизованного оповещения с возможностью запуска от последних и системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций.
2.7.4. Оповещение осуществляется руководителем дежурной смены объекта по распоряжению руководителя объекта.
2.7.5. Между дежурной сменой объекта и дежурной службой по вопросам гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики налаживается прямая телефонная или радиосвязь за счет объекта.
2.7.6. Специальные системы оповещения создаются (реконструируются) предприятиями согласно проектам, разработанным в соответствии с рекомендациями МЧС ЛНР и Министерства связи Луганской Народной Республики, согласованным с последним и соответствующими структурными подразделениями в сфере гражданской защиты территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, территории которых попадают в зону возможного поражения.
2.7.7. Ответственность за создание, реконструкцию, усовершенствование, содержание в постоянной готовности к использованию по назначению специальных систем оповещения, организацию и осуществление оповещения полагается на руководителя объекта.
2.7.8. Финансирование создания, реконструкции, усовершенствования, эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств специальных систем оповещения осуществляется за счет владельцев объектов.
2.8. Локальные системы оповещения.
2.8.1. Для осуществления оповещения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации непосредственно на потенциально опасных объектах и объектах повышенной опасности с учетом зоны максимально возможного поражения создаются и действуют локальные системы оповещения в комплексе с системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций. Эти системы должны предусматривать возможность организационно-технического соединения с территориальными (местными) системами централизованного оповещения с возможностью запуска от последних.
2.8.2. Локальные системы оповещения должны обеспечивать оповещение руководителей и персонал потенциально опасного объекта, дежурных служб в сфере гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, дежурных служб экстренной помощи, руководителей и персонал предприятий, учреждений (в первую очередь детских, учебных, медицинских заведений), организаций, а также населения, которое находится в пределах зоны возможного поражения. В состав локальных систем оповещения входят абонентские радиоточки, уличные громкоговорители, устройства запуска электросирен и сами электросирены, системы централизованного вызова, аудиопроигрыватели и аудионосители с записанными текстами обращений и другие технические средства, предусмотренные соответствующей схемой.
2.8.3. Оповещение осуществляет ответственное лицо дежурной смены предприятия (объекта) или лицо, которое исполняет его обязанности по распоряжению руководителя предприятия (объекта).
2.8.4. Оповещение персонала предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также населения, которое находится за пределами локальной системы оповещения, возлагается на дежурную службу в сфере гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики. При необходимости могут привлекаться силы и средства специализированных служб согласно заблаговременно разработанным общим планам (документам). С целью своевременного оповещения и проверки достоверности принятого сообщения устанавливается прямая телефонная (радио) связь дежурной смены потенциально опасного объекта с дежурной службой в сфере гражданской защиты соответствующего территориального органа исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики за счет данного объекта.
2.8.5. Локальные системы оповещения создаются (реконструируются) согласно проектам, разработанным в соответствии с рекомендациями МЧС ЛНР и согласованным с соответствующим структурным подразделением в сфере гражданской защиты территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики.
2.8.6. Ответственность за создание, реконструкцию, усовершенствование и содержание в постоянной готовности к использованию по назначению локальных систем оповещения, организацию и осуществление оповещения возлагается на руководителя потенциально опасного объекта.
2.8.7. Финансирование создания, реконструкции, усовершенствования, эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств локальных систем оповещения осуществляется за счет потенциально опасного объекта.
3. Функционирование систем оповещения
3.1. Для оповещения руководящего состава и дежурных служб исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов управления и сил гражданской защиты, руководящего состава определенных предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, используются системы циркулярного вызова (системы автоматизированного вызова), которые создаются и функционируют в составе систем оповещения, отмеченных в пунктах 2.4-2.7 настоящего Положения.
3.2. Для функционирования систем централизованного оповещения по заявкам соответствующих органов управления операторы связи выделяют каналы связи. В территориальных и местных системах оповещения эти каналы связи запрещается использовать для предоставления транзитных соединений за пределы соответствующей административно-территориальной единицы (район, город, поселок, сельский населенный пункт).
3.3. После реконструкции и введения в эксплуатацию новых (цифровых) систем оповещения выделяются цифровые каналы связи на договорных условиях.
3.4. Для повышения надежности централизованного оповещения передача сигналов дублируется разными видами связи (не менее двух на одно направление), и предусматриваются другие необходимые меры резервирования и дублирования каналов связи.
3.5. Для привлечения внимания населения, перед доведением сообщений об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации передается сигнал гражданской защиты "Внимание всем".
3.6. После объявления сигнала гражданской защиты "Внимание всем" надлежит незамедлительно включить имеющиеся средства теле- и радиовещания для получения обязательных к исполнению указаний должностных лиц исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики в сфере гражданской защиты.
3.7. Оповещение населения в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации осуществляется:
- сетями республиканского, районного и местного (в том числе кабельного) телевидения, проводного и эфирного радиовещания, независимо от форм собственности. При трансляции сообщений каналами телевидения рекомендуется разработка соответствующей заставки с отображением текста обращения (бегущая строка или другое) и воспроизведение речевой информации;
- в местах массового пребывания населения через уличные громкоговорители и отображением на информационных табло;
- передвижными сигнально-громкоговорящими устройствами (автомобили специализированных служб гражданской защиты, другие спецавтомобили, мегафоны и т.п.);
- путем передачи текстовых или голосовых сообщений, распространяемых посредством сетей мобильной или фиксированной связи.
3.8. Для обеспечения своевременного предупреждения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется оповещение населения сетями телерадиовещания с прерыванием трансляции программ в автоматическом режиме с помощью специализированного оборудования, которое устанавливается в первую очередь у операторов многоканальных телесетей или непосредственно в аппаратных телерадиовещательных организаций, является составной частью автоматизированных систем централизованного оповещения и управляется от последних. В случае отсутствия возможности прерывания трансляции программы в автоматическом режиме, порядок организации вещания для доведения информации до населения осуществляется согласно п. 3.10 настоящего Положения.
3.9. Подключение каналов вещания к автоматизированным системам централизованного оповещения, в том числе установление специализированного оборудования, осуществляется на договорной основе с соответствующими операторами связи, телерадиовещательными и другими организациями.
3.10. Приобретение специализированного оборудования для автоматического подключения систем централизованного оповещения к телекоммуникационным сетям, пусконаладочные работы и дальнейшее техническое обслуживание осуществляются (организовываются) владельцем автоматизированных систем централизованного оповещения.
3.11. В случае необходимости срочного доведения информации о чрезвычайной ситуации обязательно предусматривается возможность ее передачи как из микрофона дежурной службы в сфере гражданской защиты территориального органа исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, так и из микрофона дикторских студий телерадиовещательных организаций.
3.12. Тексты сообщений для населения должны передаваться государственным языком и языком, которым пользуется большинство населения, проживающего на соответствующей территории.
3.13. Тексты сообщений разрабатываются заблаговременно. С учетом ситуации они могут корректироваться.
3.14. Заблаговременные сообщения разрабатываются на все возможные чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, достоверные для соответствующей территории.
3.15. Сообщения должны включать следующую информацию:
- место возникновения чрезвычайной ситуации;
- прогнозируемые размеры и масштабы чрезвычайной ситуации;
- факторы поражения;
- территория, которая попадает в зону возможного поражения;
- порядок действий населения, виды защиты;
- другая информация.
3.16. Сообщения передаются сетями телевидения и радиовещания в течение всего периода действия угрозы чрезвычайной ситуации. Передача сообщений при необходимости может прерываться для передачи выпуска новостей или сообщений о развитии чрезвычайной ситуации от должностных лиц исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики в сфере гражданской защиты.
3.17. Тексты сообщений разрабатываются структурным подразделением в сфере гражданской защиты исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, утверждаются руководителем соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, записываются на отдельных цифровых носителях (фонограмма длительностью не менее 5 минут в оговоренном формате, согласованном с предприятиями телерадиовещания). Фонограммы (видеозаписи) и печатные тексты сообщений хранятся в запечатанных конвертах в дежурной службе в сфере гражданской защиты соответствующего исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, которая в случае необходимости доводит их до населения в порядке, утвержденном начальником соответствующей подсистемы (звена) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.18. Дубликаты фонограмм (видеозаписей) и печатных текстов сообщений хранятся в запечатанных конвертах на радиотрансляционных узлах, в аппаратных телевидения и радиовещания и используются в случае отсутствия технической возможности передачи информации от дежурной службы в сфере гражданской защиты соответствующего исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики.
3.19. При необходимости для подготовки и записи сообщения привлекаются на безвозмездной основе телерадиовещательные организации.
3.20. Готовность системы оповещения обеспечивается путем:
- организации штатной круглосуточной дежурной службы на пункте управления оповещением МЧС ЛНР;
- организации круглосуточного дежурства в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики уровня районов и городов республиканского значения. Если такого дежурства нет, привлекаются дежурные службы территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики по решению руководителя территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по согласованию с соответствующим территориальным органом исполнительного органа государственной власти;
- создания прямой телефонной (радио) связи дежурных служб объектов повышенной опасности (зона поражения от которых может распространяться на заселенные территории или территории других предприятий, учреждений, организаций) с дежурными службами в сфере гражданской защиты соответствующих территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики;
- заблаговременной подготовки персонала дежурных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведения учений (тренировок) по организации оповещения и связи;
- внедрения автоматизированных систем оповещения с использованием современных технологий;
- организационно-технического сочетания систем оповещения всех уровней;
- качественного эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты, проведения проверок работоспособности систем оповещения и средств связи.
3.21. Реконструкция и развитие систем централизованного оповещения всех уровней осуществляется в соответствии с изменениями в административно-территориальном делении, а также в связи с необходимостью внедрения современных технологий.
3.22. В проектах строительства, реконструкции и переоборудования зданий и сооружений для расположения объектов электросвязи, радиовещания и телевидения необходимо предусматривать выделение мест для установки аппаратуры оповещения.
3.23. Исполнительные органы государственной власти Луганской Народной Республики, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и ведения хозяйства обязаны:
- обеспечить установку в определенных местах и надлежащее содержание на безоплатной основе конечных устройств систем оповещения (электросирены, унифицированные блоки оповещения, уличные громкоговорители, информационные табло и другие устройства) с возможностью централизованного запуска. Место их установки определяет или согласовывает соответствующее структурное подразделение в сфере гражданской защиты исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики с учетом массового пребывания работников и населения, а также площади территории, на которой должно гарантированно проводиться оповещение;
- обеспечить все производственные, служебные и административные помещения, а также помещения учебных, лечебных заведений и другие объекты с массовым пребыванием людей радиоприемниками FM-диапазона, а в зданиях, где имеется местная радиотрансляционная сеть, - обеспечить возможность трансляции через данную сеть эфирных сообщений;
- обеспечить возможность принятия передач радиовещания для населения, которое пострадало от последствий чрезвычайной ситуации, в местах его временного проживания;
- при проектировании зданий (в том числе и жилых домов) обеспечить соблюдение действующих требований нормативных правовых актов и государственных строительных норм относительно установления конечных устройств оповещения и подключения их к системам оповещения;
- беспрепятственно допускать работников, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры, технических средств оповещения и связи гражданской защиты, по предъявленным ими удостоверениям личности и соответствующего предписания на территорию и в помещение своих предприятий, учреждений и организаций для проведения ремонта или других работ, связанных с технической эксплуатацией и оборудованием систем оповещения.
3.24. Предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности и вида деятельности запрещается без согласования с соответствующим структурным подразделением в сфере гражданской защиты исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики отключать линии связи, через которые осуществляется управление конечными устройствами систем оповещения, демонтировать отмеченные устройства, а также отключать радиотрансляционные точки в помещениях учебных и лечебных заведений, производственных, служебных и административных помещениях, а также в других местах с массовым пребыванием людей. При нарушении требований Положения руководители предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) несут ответственность согласно действующему законодательству.
4. Организация связи
4.1. С целью выполнения задач в сфере гражданской защиты, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, своевременного реагирования в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации, координации действий при ликвидации ее последствий, а также сбора, обработки, обмена и предоставления информации в сфере гражданской защиты в мирное время и в особый период используются телекоммуникационные сети общего пользования и ведомственные сети объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также телекоммуникационная сеть МЧС ЛНР (порядок организации связи в собственной ведомственной сети определяется МЧС ЛНР). Порядок организации связи с использованием телекоммуникационных сетей общего пользования, ведомственных сетей, а также телекоммуникационных сетей предприятий, учреждений, организаций определяется МСЧ ЛНР по согласованию с Министерством связи Луганской Народной Республики.
4.2. Для обеспечения повседневного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом структуры государственного управления, административно-территориального деления, социально-экономических и других особенностей, расположения органов (пунктов) управления и сил гражданской защиты, соответствующими органами управления создаются (заказываются на договорных условиях) виды и сети телекоммуникаций, которые используются по постоянно действующей схеме.
4.3. На случай угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации и на период ликвидации ее последствий в зависимости от ее уровня и других влияющих факторов заблаговременно определяется, а при необходимости, корректируется перечень постоянно действующих телекоммуникационных сетей, посредством которых может осуществляться руководство работой органов управления и сил гражданской защиты, других спасательных и восстановительных формирований и перечень телекоммуникационных сетей общего пользования, мобильных средств, сетей и средств связи других исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, предприятий, учреждений и организаций, которые необходимо задействовать по временной схеме.
4.4. Обеспечение органов управления телекоммуникационными услугами и своевременная доставка информации в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации должны осуществляться путем принятия следующих организационно-технических мер:
- предоставление руководителям исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, руководящему составу органов управления в сфере гражданской защиты приоритетного права на пользование телекоммуникационными услугами;
- организация работы операторов телекоммуникаций и их аварийно-восстановительных бригад в соответствующих режимах;
- создание и работа на постоянной основе специализированных служб оповещения и связи, в состав которых входят операторы связи и телерадиовещательные организации независимо от форм собственности и подчинения. Координация действий специализированных служб оповещения и связи осуществляется соответствующими структурными подразделениями территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики;
- оперативное предоставление операторами связи в пользование органам управления необходимых каналов сети телекоммуникаций и при необходимости обеспечение привязки к ним передвижных узлов связи;
- привлечение подразделений Государственного унитарного предприятия Луганской Народной Республики "Почта Луганской Народной Республики" для доставки срочной корреспонденции, разработка сетей запасных маршрутов доставки почтовой корреспонденции;
- создание радиосетей взаимодействия для обеспечения связью органов управления с территориальными органами исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики;
- создание и привлечение передвижных узлов электросвязи, укомплектованных аппаратурой, оборудованием, приборами, обеспечивающими прием, обработку, подготовку и передачу информации;
- обеспечение использования радиосетей, в том числе для дублирования важнейших или наиболее уязвимых направлений проводной связи;
- обеспечение использования возможностей радиолюбительской связи;
- обеспечение объектов телекоммуникаций резервными и автономными источниками энергоснабжения;
- создание и использование местных радиосетей на базе переносных радиостанций ультракоротковолнового диапазона, а также радиотелефонных аппаратов (сотовая, транкинговая, спутниковая связь), радиоудлинителей телефонной линии для использования в пределах зоны поражения с возможностью выхода на телекоммуникационную сеть общего пользования.
4.5. Для организации работы Штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации, оперативного управления силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ее последствий, для сбора, обработки, подготовки и передачи информации при необходимости привлекаются зарегистрированные в Луганской Народной Республике операторы связи. Мероприятия по привлечению операторов связи для предоставления необходимых линий, каналов и средств телекоммуникаций, согласовываются с Министерством связи Луганской Народной Республики.
4.6. Для организации связи (взаимодействия) между специализированными службами гражданской защиты, которые привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций, при необходимости задействуются зарегистрированные в Луганской Народной Республике операторы связи по согласованию с Министерством связи Луганской Народной Республики.
4.7. Организация связи между специализированными службами гражданской защиты, привлекающимися для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возлагается на специализированную службу оповещения и связи.
4.8. Силы гражданской защиты, которые привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны быть обеспечены собственными средствами связи для осуществления взаимодействия с органами управления, руководящими ликвидацией чрезвычайной ситуации.
4.9. В случае возникновения чрезвычайной ситуации руководители операторов связи имеют право:
- получать от исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления и соответствующих органов управления информацию о ее характере, масштабах, действии поражающих факторов и принятии мер относительно защиты персонала;
- вводить в установленном законодательством порядке временные ограничения на предоставление телекоммуникационных услуг для населения и предприятий;
- использовать самостоятельно для резервирования собственных средств или во взаимодействии (по договоренности) ведомственные средства связи с целью обеспечения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
4.10. В случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации руководители операторов телекоммуникаций независимо от формы собственности обязаны:
- обеспечивать постоянную организационную и техническую готовность аппаратуры и технических средств оповещения и связи к выполнению задач в условиях угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации;
- согласовывать с органами управления изменения в системе организации связи, которая обеспечивает выполнение задач в сфере гражданской защиты;
- обеспечивать органы управления необходимыми каналами, средствами телекоммуникаций и видами телекоммуникационных услуг;
- своевременно доводить до потребителей действующие правила пользования телекоммуникационными услугами.
4.11. С целью обеспечения своевременной передачи информации с места ликвидации чрезвычайной ситуации по обращению МЧС ЛНР по паролю "Стихия" операторы связи безотлагательно организуют необходимый канал связи в соответствии с заблаговременно составленным перечнем. Перечень организуемых каналов связи определяется МЧС ЛНР в координации с Министерством связи Луганской Народной Республики.
Пункт 4.12 изменен с 29 октября 2019 г. - Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 29 октября 2019 г. N 668/19
4.12. Для обеспечения приоритетности при обмене оперативной информацией относительно возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, должностным лицам органов государственной власти Луганской Народной Республики предоставляется право ведения междугородних и международных телефонных разговоров в порядке, установленном Правилами предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденными Правительством Луганской Народной Республики.
4.13. Для передачи документируемых сообщений определенным должностным лицам исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций предоставляется право на передачу телеграмм по категориям, согласно соответствующей инструкции.
4.14. Должностным лицам органов управления предоставляется право на передачу телеграмм по определенной категории, согласно соответствующей инструкции, для передачи распоряжения на оповещение; обеспечения защиты населения, предприятий, учреждений, организаций; предупреждения чрезвычайной ситуации.
4.15. Списки должностных лиц, которым предоставляется право ведения междугородних телефонных переговоров по паролям, перечень номеров телефонов, с которых могут приходить заявки на междугородние переговоры по паролям и на отправку телеграмм надлежащей категории срочности, определяются соответствующими органами управления и заблаговременно подаются операторам связи.
5. Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры и средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты
5.1. Операторы связи или иные профильные предприятия обеспечивают на договорных условиях ремонт, эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты, которые находятся в пунктах управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и принадлежит к сфере управления исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления.
5.2. Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры, технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты должно обеспечивать поддержание её в постоянной готовности к выполнению задач в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций и осуществлению бесперебойного управления мероприятиями гражданской защиты.
5.3. Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры и других технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты и расчет его стоимости осуществляется согласно инструкции о порядке эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры и других технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты, которая утверждается общим приказом МЧС ЛНР и Министерством связи Луганской Народной Республики.
5.4. Капитальный ремонт аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты выполняется операторами связи (предприятиями-изготовителями, другими профильными предприятиями) за счет владельца на основании отдельных договоров.
5.5. Ответственность за эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, техническую готовность аппаратуры и технических средств оповещения, выполнение организационно-технических мероприятий по предупреждению несанкционированного запуска возлагается:
- в государственной, территориальных и местных автоматизированных системах централизованного оповещения, - на руководителей операторов связи или иных профильных предприятий, которые в соответствии с договорами приняли их на обслуживание; (в случае незаключения договора на эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, ответственность за организацию содержания в постоянной готовности к использованию по назначению систем оповещения возлагается в соответствии с пунктами 2.4-2.7 настоящего Положения);
- в специальных и локальных системах оповещения - на руководителей потенциально опасных объектов.
5.6. Операторы связи или иные профильные предприятия, с которыми заключен договор на эксплуатационно-техническое обслуживание, обеспечивают постоянный контроль технического состояния систем централизованного оповещения и связи в сфере гражданской защиты, организации и проведения всех мероприятий по обеспечению непрерывности и устойчивости их работы, технической готовности конечных устройств оповещения в целом. О выявленных при этом недостатках своевременно информируются руководители предприятий, где они установлены, и соответствующие структурные подразделения в сфере гражданской защиты исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики.
5.7. Ответственность за сохранность конечных устройств оповещения, другой аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты несут руководители предприятий, учреждений и организаций, где установлены эти средства.
5.8. Категорически запрещается самостоятельно проводить отключение (перенос на другое место) аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты без разрешения соответствующего органа управления (исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики). За самовольное отключение систем оповещения должностные лица привлекаются к ответственности согласно законодательству Луганской Народной Республики.
5.9. Руководители соответствующих структурных подразделений в сфере гражданской защиты территориальных органов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики отвечают за оперативную готовность территориальных и местных автоматизированных систем централизованного оповещения за создание необходимого резерва аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты, запасных частей, обеспечивают усовершенствование указанных систем централизованного оповещения, своевременное опечатывание панелей управления, счетчиков аппаратуры и технических средств оповещения и связи гражданской защиты, своевременную и правильную закладку (изъятие) пакетов с паролями и отзывами, текстами сообщений для населения.
5.10. Обеспечение непрерывной и качественной работы основных и резервных каналов связи, закрепленных за системами централизованного оповещения, линий управления конечным оборудованием оповещения, телефонных линий абонентов системы централизованного вызова, радиотрансляционных сетей и уличных громкоговорителей, качественного выполнения служебных обязанностей дежурными сменами линейно-аппаратных цехов, автоматических телефонных станций, радиотрансляционных узлов возлагается на руководство операторов связи или иных профильных предприятий.
5.11. Для осуществления контроля состояния готовности систем централизованного оповещения дежурными службами соответствующих органов управления передаются контрольные сигналы. Порядок и время их передачи определяются специальной инструкцией, которая утверждается совместным приказом МЧС ЛНР и Министерством связи Луганской Народной Республики.
5.12. С целью технического контроля работоспособности и обучения населения действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций ежеквартально проводятся проверки территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения с включением электросирен и доведением учебной информации населению. Длительность учебных сообщений не должна превышать 5 минут. Тексты учебных сообщений разрабатываются структурным подразделением в сфере гражданской защиты исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики и утверждаются руководителем соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением технического контроля работоспособности с доведением учебной информации населению осуществляется заблаговременное неоднократное (в течение 3 дней) предупреждение населения через средства массовой информации о готовящейся проверке с указанием времени. Время проведения проверки устанавливается руководителем соответствующей территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на него же возлагается ответственность за проведение ежеквартального технического контроля работоспособности.
5.13. В случае выхода из строя или несанкционированного запуска аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты немедленно принимаются меры по возобновлению их работоспособности.
5.14. По факту выхода из строя или несанкционированного запуска аппаратуры и технических средств оповещения и связи в сфере гражданской защиты проводится расследование и составляется акт соответствующим структурным подразделением в сфере гражданской защиты исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, а также соответствующим оператором связи, предприятием, которые осуществляют обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 12 апреля 2016 г. N 178 "Об утверждении Положения об организации оповещения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и организации связи в сфере гражданской защиты"
Вступает в силу с 20 апреля 2016 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства ЛНР (sovminlnr.ru) 20 апреля 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 29 октября 2019 г. N 668/19
Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.
Постановление Правительства Луганской Народной Республики от 20 августа 2019 г. N 520/19
Изменения вступают в силу с 20 августа 2019 г.