Мировые суды: организация и процессуальная деятельность
Мировые суды действуют в 21 субъекте Федерации уже больше года.
Первый опыт показывает, что этот институт положительно зарекомендовал себя, но многое еще предстоит улучшать и совершенствовать.
Мировые судьи должны иметь высшее образование и опыт работы. Однако работа судьи имеет некоторые особенности, поэтому не каждый может быть мировым судьей. Нужна специальная подготовка, которой пока недостаточно. Проблемой обучения мировых судей должен заниматься Судебный департамент.
Что бросается в глаза, когда наблюдаешь за работой мировых судей? Прежде всего, невысокий уровень общей культуры и знаний основ этики, действующего законодательства. Почувствовав власть, некоторые судьи ведут себя высокомерно, чванливо. Но если хочешь, чтобы уважали тебя, прежде всего уважай других. Уважение в суде должно быть взаимным. На мой взгляд, судья обязан быть благожелательным, работу строить так, чтобы всей своей деятельностью помогать людям в соответствии с законом.
Приведу такой случай. Пенсионерка от имени своего мужа привезла жалобу на обидчицу. Судья, имеющая большой стаж работы секретарем судебного заседания в федеральном суде, заявила, что во-первых, суд не вправе рассматривать встречную жалобу в одном процессе, а во-вторых, жалобу муж должен был привести сам. Когда судье было разъяснено, что она заблуждается и суд должен рассматривать обе жалобы в одном производстве (ст.447 УПК), ее честь смирилась, но ...жалобу не приняла. Приехавшая из далекого хутора (50 км от райцентра) женщина была возмущена таким отношением. Ей пришлось послать жалобу в мировой суд заказным письмом.
Нарекания и жалобы граждан не беспочвенны и по такому поводу. Мировой судья, получив жалобу от потерпевшего, не рассматривает ее несколько месяцев. Такая волокита мировыми судьями объясняется тем, что на рассмотрение отводится 14 суток (ст.472 УПК), а пока судья истребует сведения о судимостях сторон, характеристики на них, материал проверки жалоб из милиции, проходит немало времени. Но такого никогда не было в федеральных судах. Дела частного обвинения разрешались в 28-дневный срок. Пока положение еще можно исправить, необходимо установить реальный срок для разрешения дел частного обвинения, чтобы хватило времени на запросы и рассмотрение дела по существу. Срок целесообразно унифицировать, как это узаконено для разрешения гражданских дел (ст.99 ГПК, ст.239 УПК).
Не желая исполнять требования закона, многие мировые судьи мотивируют отказ в приеме заявления по гражданскому делу, тем, что заявление составлено неправильно, возвращают его истцу, и на этом общение заканчивается. А ведь ст.129 ГПК обязывает судью по поводу "неправильного" заявления вынести определение, в котором необходимо изложить мотивы отказа, указать, что именно следует исправить и какие документы приложить. Такая юридически неграмотная работа вызывает справедливое недовольство граждан, они вынуждены жаловаться в другие органы. Ведь уважение к суду, к судье строится прежде всего на уважении к закону.
В ст.469 УПК перечислены требования, которые предъявляются к жалобам по делам частного обвинения. Среди них есть и такое: указать сведения об обидчике. На практике добыть их непросто: паспортный отдел милиции эти сведения не дает, по месту жительства потерпевшим также отказывают. Да и не все пострадавшие по делам частного обвинения обращаются в милицию. Создается безвыходная ситуация. Думается, если жалобу потерпевшего проверили в милиции, то в случае отказа в возбуждении уголовного дела необходимо сообщить справочную информацию об обидчике. Тогда потерпевшему легче будет составить жалобу в суд.
В некоторых случаях потерпевшие не имеют возможности обжаловать преступные действия граждан. В сложившейся ситуации, возможно, самому суду стоит выяснить необходимые данные у обвиняемого, как это было прежде. Для обращения в суд граждане должны иметь возможность. Существующие препоны этого пока не позволяют. Зачастую волокита и проволочки обусловлены несовершенством законов.
Повсеместно в мировых судах по делам публичного обвинения не участвуют представители государственного обвинения. Но в таких случаях мировой судья сам реализует две, а то и три функции: обвинения, защиты и разрешения дела существу, что в условиях созидания правового государства нежелательно. Вероятно, по всем уголовным делам публичного обвинения должно быть обязательным участие прокурора. В отсутствие мнения прокурора любой приговор суда не должен считаться правосудным, как и без участия адвоката.
Вызывает досаду медлительность процедуры. Как-то гражданское дело о затоплении квартиры мировой судья рассматривал четыре дня. Были допущены ошибки, и ответная сторона обоснованно обжаловала дело в федеральный суд. На пересмотр было затрачено еще четыре дня. Суд на месте осматривал некогда затопленную квартиру, вызывал эксперта-товароведа, свидетелей и т.п. Времени на оба судебных процесса было затрачено в два раза больше, чем если бы практиковалась такая же процедура, как в областном и равном ему суде.
На мой взгляд, не все благополучно и с апелляционным обжалованием приговоров и решений мировых судей. В кассационной инстанции проверяется лишь законность принятого решения. В случае ошибки дело возвращается в тот же суд на новое рассмотрение. Загруженность судов велика, процессуальное время необходимо расходовать экономно, без волокиты.
Подмечено, что многие мировые судьи во что бы то ни стало стремятся примирить стороны по делам частного обвинения, что, собственно, и является их непосредственной задачей. Хорошо, если граждане уходят из суда примирившимися. Верно говорят: худой мир лучше доброй ссоры. Но применение достигается не всегда, несмотря на усилия судьи, адвоката и других участников процесса. Делать нечего, надо применять и закон, чтобы неповадно было оскорблять, клеветать, избивать. Наказание имеет мощное предупредительное воздействие, а безнаказанность приводит к рецидиву; прощение зачастую побуждает к преступной деятельности.
В федеральных судах нагрузка остается большой. Судьи с нарушением сроков рассматривают множество сложных уголовных и гражданских дел. В этих условиях при незначительной нагрузке мировых судей стоит подумать об увеличении объема их работы. Возможно, мировым судьям следует отдать уголовные дела, наказание по которым предусмотрено не более чем до трех лет лишения свободы.
Мировые суды должны работать на своих участках - участковая система приближает их к судам гражданским. Полагаю, что это нововведение вызвано самой жизнью. К сожалению, мировые суды дислоцируются пока в зданиях федеральных судов или в специально отведенных зданиях, но все мировые судьи сосредоточены в одном месте. Что мы наблюдаем? Общий зал, у каждого мирового судьи рабочий стол. Идет судебное разбирательство. Рядом еще три судьи заняты своими делами. Стоит невообразимый шум. Совещательной комнаты нет. Все удаляются в коридор, а судья остается. Затем стороны приглашаются, оглашается решение, а в это время другие мировые судьи продолжают разбирательство своих дел. Нарушается тайна совещательной комнаты, ведь судья принимает решение по делу в присутствии множества граждан и коллег.
В одном из судов г.Белгорода, как показывало областное телевидение, семь судей размещены в одном зале. Теснота неимоверная. Соблюдая закон о тайне совещательной комнаты, в совещательную комнату (она одна) в очереди стоят семь мировых судей. Известны случаи, когда мировой судья и федеральный судья работают в одном кабинете и оба принимают решение по рассмотренному мировым судьей гражданскому делу. Подобное оказание "шефской помощи" не согласуется с требованием закона о тайне совещания судей.
Обращает на себя внимание и такой вопрос о организации работы мировых судей. В некоторых районах мировые суды размещены на высоких этажах. А как туда подниматься без лифтов пожилым гражданам и инвалидам? Думается, что все же судебные участки следует размещать на первых этажах зданий.
В судах можно видеть списки улиц, которые обслуживает судебный участок. При слабом освещении весьма трудно прочесть написанное мелким почерком. Мировые судьи жалуются, что неполные списки затрудняют их работу, предлагают списки улиц писать большими буквами, в них указывать и полное наименование юридических лиц, их адреса.
Некоторые мировые судьи ставят вопрос об охране мировых судов, как это сделано в федеральных судах.
Будем надеяться, что с решением хотя бы некоторых из этих проблем положение мировых судов улучшится.
С.Ф. Ширинский,
адвокат
"Адвокат", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мировые суды: организация и процессуальная деятельность
Автор
С.Ф. Ширинский - адвокат
"Адвокат", 2002, N 7