Вопросы и ответы
Сотрудница отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации И.В. Харсеева отвечает на вопросы читателей по налоговому законодательству.
Разъясните, пожалуйста, в каком порядке облагаются налогом денежные и имущественные выигрыши по лотерее или в результате конкурсов и действуют ли льготы при налогообложении?
В соответствии со ст.224 Налогового кодекса РФ налогообложению подлежат выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов), а также стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в результате конкурсов, игр и других мероприятий в целях рекламы (в случае если стоимость выигрыша или приза превышает 2 000 рублей за налоговый период). Данная группа доходов облагается налогом по ставке 35%. В случае получения выигрыша, приза в натуральной форме (в виде имущества) налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная из их рыночной цены. Статья 210 НК РФ не предусматривает для данной группы доходов льгот по уплате налогов, то есть налог на доходы по ставке 35% исчисляется с полной суммы выигрыша без применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Согласно ст.226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов. Данные организации обязаны исчислить и удержать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц и перечислить ее в бюджет.
Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Нами был заключен договор займа с аналогичной организацией. Подлежит ли обложению единым налогом сумма займа в случае прекращения обязательства при слиянии организаций либо при присоединении должника к кредитору?
В соответствии со ст.58 Гражданского кодекса РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Согласно ст.413 ГК РФ обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"). На основании пункта 2 Порядка отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 22 февраля 1996 г.) в графе 4 "Доходы" раздела I "Доходы и расходы" отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи. Таким образом, при слиянии или присоединении организации - должника к кредитору обязательство перед кредитором прекращается. При этом не возникает объект обложения единым налогом, поскольку возвращенная сумма займа не является доходом заимодавца (ст.41 НК РФ).
Организация в 2001 году пользовалась льготой, предусмотренной п.6 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в отношении прибыли издательств. Действует ли эта льгота в 2002 году?
Федеральным законом от 6 августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая НК РФ дополнена гл.25 "Налог на прибыль организаций", действующей с 1 января 2002 г. Указанная глава не предусматривает каких-либо льгот в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, осуществляющими издательскую деятельность. Одновременно статья 2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. признает утратившим силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" за исключением отдельных положений, утрачивающих силу в особом порядке. Пункт 6 ст.6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций в число данных пунктов не вошел, и, следовательно, прибыль, полученная издательствами в 2002 году, подлежит налогообложению в порядке, установленном гл.25 НК РФ.
Я являюсь индивидуальным предпринимателем и осуществляю свою деятельность в Москве, однако зарегистрирован в другом регионе. Должен ли я платить налог с продаж при продаже товаров населению за наличный расчет в Москве?
Согласно ст.347 Налогового кодекса РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками данного налога в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог (ч.2 ст.348 НК РФ). Пунктом 2 ст.354 НК РФ установлено, что налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии со ст.349 НК РФ. Законом г.Москвы от 9 ноября 2001 г. "О налоге с продаж", вступившим в силу с 1 января 2002 г., на территории города введен налог с продаж. Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ином субъекте России, при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет на территории г.Москвы предприниматель обязан исчислить и уплатить в бюджет города соответствующую сумму налога с продаж.
Правомерно ли проведение выездных налоговых проверок (с составлением акта) органами налоговой полиции без привлечения работников налоговых органов?
В соответствии со ст.82 и 101 Налогового кодекса РФ функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и взысканию соответствующих налоговых санкций. В связи с этим проверки, проводимые органами налоговой полиции, не являются выездными налоговыми проверками. Вместе с тем на основании п.5 ч.2 ст.36 Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки налогоплательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам указанных проверок органами налоговой полиции принимаются решения, предусмотренные ст.109 УПК РСФСР, а именно:
- в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;
- в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
- при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.
По результатам такой проверки органами налоговой полиции составляется акт проверки налогоплательщика, на основании которого начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем, курирующим оперативно - розыскную деятельность) в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток со дня окончания проверки принимается одно из указанных выше решений, в том числе и о возбуждении уголовного дела (п.15, 18 Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом ФСНП России от 25 июня 2001 г.).
И.В. Харсеева,
сотрудница отдела финансового законодательства
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
"Законодательство и экономика", N 7, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
И.В. Харсеева - сотрудница отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
"Законодательство и экономика", 2002, N 7