Юридические факты в пруденциальном банковском надзоре
Под юридическим фактом понимаются конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. В этом состоит главная функция юридических фактов - обозначение правореализационного основания. В банковском праве юридические факты выполняют функцию очень важного элемента метода банковско-правового регулирования, проявляющегося в том, что в банковском праве высока степень регулирования по юридическим фактам.
Нормы права, регулирующие деятельность кредитной организации, имеют запретительный характер (для Банка России действует принцип "запрещено все, что не разрешено") и ограничивают конституционное право кредитной организации осуществлять банковскую деятельность (в качестве разновидности предпринимательской деятельности ст.8 и ст.34 Конституции РФ) либо конституционные права собственности, распоряжения и пользования своим имуществом (п.1 ст.35 Конституции РФ). Очень важным элементом, характеризующим каждое такое ограничение, является указание цели, основания и пределов такого ограничения. Данные элементы в свете п.3 ст.55 Конституции РФ являются существенными элементами и должны быть определены в федеральном законе.
Юридические факты в банковском праве выполняют активную информационную функцию, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Юридические факты в банковском праве зафиксированы в банковско-правовых нормах, и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия. "Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать"*(1). Кредитные организации, осуществляя банковскую деятельность, стараются выполнить все законно установленные ограничения и планируют свою деятельность с учетом этих ограничений, стараясь избегать тех негативных последствий, которые могут наступить в результате нарушения данных ограничений.
Юридические факты в банковском праве, как и в других отраслях, выполняют роль гарантий законности. Юридические факты являются не только основанием возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, но и гарантией, позволяющей устранить произвол со стороны участников правоотношения.
Необходимо также указать на стимулирующую функцию юридических фактов в банковском праве. Многие юридические факты стимулируют субъекта банковского права к тем видам действий, которые социально необходимы, значимы и полезны для субъекта.
В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события. "Юридические действия - это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей"*(2). Юридические факты - действия, в свою очередь, подразделяются "по признаку того, как они согласуются с предписаниями правовых норм" на правомерные действия и неправомерные действия (правонарушения). Правомерные действия подразделяются на юридические действия и юридические акты. "Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от воли лица, называются юридическими поступками"*(3). Основное место в системе правомерных юридических действий в банковском праве занимают юридические акты, которые могут быть классифицированы на три группы: нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания (смешанные акты); правовые акты индивидуального регулирования; прочие акты волеизъявления субъектов банковского права. Указанная классификация схематически может быть изображена следующим образом:
/-------------------\
| Юридические факты |
\-------------------/
/----------------------------------\
/----------------------\ /---------------------\
| Юридические действия | | Юридические события |
\----------------------/ \---------------------/
/--------------------\ /--------------\
/-----------\ /-------------\ /-----------\ /----------\
|Правомерные| |Неправомерные| |Относитель-| |Абсолютные|
| действия | | действия | |ные события| | события |
\-----------/ \-------------/ \-----------/ \----------/
/-----------------------\
/------------------\ /----------------------\
| Юридические акты | | Юридические поступки |
\------------------/ \----------------------/
/----------------------------------\
/---------\ /--------------\ /---------------\
|Смешанные| |Правовые акты | |Прочие акты во-|
| факты | |индивидуально-| |леизьявления |
| | |го регулирова-| |субъектов бан-|
| | |ния | |ковского права |
\---------/ \--------------/ \---------------/
/-------------------\
/------------\ /-----------\
|Субординаци-| |Координаци-|
|онные акты | |онные акты |
\------------/ \-----------/
В ходе осуществления стадий процедуры пруденциального банковского надзора Банком России возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, свойственные данным стадиям. При этом результаты деятельности надзирающего органа на предыдущей стадии являются юридическим фактом, с которым связываются возникновение или прекращение правоотношений последующей стадии. Так, обнаружение в ходе информационной стадии признаков состава правонарушения является основанием для правовой квалификации и принятии решения о применении принудительных мер. В то же время отсутствие состава правонарушения влечет прекращение надзорной процедуры без осуществления последующих двух стадий процедуры надзора.
Основания начала осуществления процедуры надзора совпадают с основаниями возникновения информационной стадии этой процедуры, так как без осуществления информационной стадии невозможно осуществить процедуру надзора.
Основания возникновения права на получение информации классифицируются в зависимости от режима ее предоставления надзирающему органу. Так, согласно положениям Закона о Банке России кредитные организации обязаны систематически представлять соответствующую отчетность, составляемую самостоятельно поднадзорными субъектами. Основанием возникновения субъективных прав и субъективных обязанностей по поводу предоставления и получения информации о значениях конкретных показателей деятельности кредитной организации является наступление сроков представления отчетности. Примечательно, что к данной форме информационной стадии процедуры надзора предъявляются требования о составе и содержании представляемой информации, одинаковые для всех кредитных организаций. Режим информационной стадии процедуры надзора является общим режимом пруденциального банковского надзора.
Специфика информационной стадии других процедур пруденциального банковского надзора (специальных процедур пруденциального банковского надзора) состоит в обязанности по предоставлению дополнительной информации о деятельности кредитной организации. Данная обязанность корреспондирует с правом Банка России запрашивать и получать информацию, требовать по ней разъяснения (ст.56 Закона о Банке России) и правом Банка России на проведение проверок кредитной организации (ст.74 Закона о Банке России). Соответственно, специальные режимы пруденциального банковского надзора инициируются Банком России, действующим в качестве органа государственного управления, т.е. в процессе правоприменения со стороны Банка России.
Данные полномочия Банка России по осуществлению специальных режимов информационной стадии процедуры надзора являются абстрактно-общими правовыми предписаниями или абстрактными субъективными правами. Общим правовым основанием, признаком и критерием всех видов правореализующих действий и актов всех субъектов права является обусловленность и обоснованность реализации соответствующего, закрепленного в диспозиции правовой нормы, их права или обязанности реальным наличием всех конкретных условий (надлежащих юридических фактов), которые предусмотрены в гипотезе данной нормы. Правореализация без соответствующего правореализационного основания и условия - это правонарушение"*(4). Исходя из этого следует понимать указанное право Банка России как абстрактно-правовую возможность, которая реализуется в виде субъективного права Банка России только при наличии соответствующего юридического факта, являющегося основанием для возникновения конкретных субъективных прав Банка России и конкретных субъективных обязанностей конкретной кредитной организации.
В качестве оснований возникновения права на осуществление информационной стадии специальной процедуры пруденциального надзора должны выступать значения относительных показателей деятельности кредитной организации. Наряду с этими основаниями возникновения правоотношений информационной стадии существует также специальная разновидность оснований возникновения указанных правоотношений на основе решений надзирающего органа о проведении плановых проверок. В действующем законодательстве не проведено никакого различия между режимами процедур надзора Банка России в зависимости от оснований возникновения правоотношений информационной стадии. Правовой целью осуществления плановых проверок является обеспечение "государственного присутствия", в то время как при осуществлении специальной процедуры надзора на основании признаков правонарушения - выявление обстоятельств совершенного правонарушения и привлечение к ответственности правонарушителя. Отсюда следует, что необходимо ввести различные режимы проведения специальных надзорных процедур. Данное предложение вполне соответствует предложению о введении различных правовых режимов специальных процедур надзора в зависимости от степени отклонения показателей деятельности кредитной организации по сравнению с предельно допустимыми значениями, установленными законодательством.
В пруденциальном регулировании и пруденциальном банковском надзоре в качестве юридических фактов выступают факты нахождения значений показателей деятельности кредитной организации в допустимых пределах значений показателей деятельности кредитной организации как экономической системы. Для определения значений показателей используются специальные методы расчетов значений конкретных показателей, при достижении определенных значений которых возникают, изменяются и прекращаются субъективные права Банка России по отношению к кредитной организации. Допустимые пределы изменения конкретных показателей устанавливаются как максимальная величина, интервал допустимых значений и минимальная величина показателя деятельности кредитной организации.
Следовательно, значения показателей состояния кредитной организации как экономической системы являются юридически значимыми фактами, с которыми банковское право связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, т.е. юридическими фактами банковского права.
Надзор же за состоянием банковской системы проводится на основе совокупности представленных всеми кредитными организациями отчетов и сведений, полученных в ходе проверок содержащих соответствующие значения показателей деятельности кредитных организаций.
А.В. Ерицян,
научный сотрудник Института государства и права РАН
"Законодательство и экономика", N 8, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. - М., 1984. С.78.
*(2) Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1982. - Т.2. - С.168, 174.
*(3) Теория государства и права: Курс лекций. - М.: МГУ, 1995. Т.2. С.103-104.
*(4) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С.482-483.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридические факты в пруденциальном банковском надзоре
Автор
А.В. Ерицян - научный сотрудник Института государства и права РАН
"Законодательство и экономика", 2002, N 8