Организованная преступность в сфере экономики
Преступность - одна из самых больших - после мировых и региональных войн - опасностей для человечества, его демократического, экономического и гуманитарного развития.
Наибольшая опасность таится в организованной преступности. Это сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ, на протяжении многих десятилетий "сопровождает" экономическое и культурное развитие человеческого общества, стимулируя такие его пороки, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. В ряде мест преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины, где контролируют такие традиционные для них виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, вымогательство и др. Более того, все большую активность приобретает экономическая направленность их деятельности, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики.
Примитивные преступления здесь уступают место крупномасштабным преступным акциям. Располагая крупными суммами денег, преступные формирования завоевывают все более прочные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобрести контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные "производства" (банковские и всякого рода посреднические организации), выйти на преступные международные организации, через коррумпированные связи проникнуть в экономику и финансовую систему, оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Одна из причин ситуации, сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью, кроется в недостаточной научной проработке проблемы организованной преступности в сфере экономики, отсутствии четких представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней. Современная организация борьбы с этим видом преступности проводимая прежними методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, когда экономическая преступность носила местный (локальный) характер, но не достигающими цели в современных условиях.
Чтобы разработать стратегию противодействия организованной преступности, осуществляющей противозаконную деятельность в сфере экономики, необходимо уяснить причины возникновения этого явления, взаимосвязь с другими сторонами общественной жизни, механизм совершения такой деятельности в сфере экономики и другие обстоятельства, связанные с этим явлением.
Именно эту цель преследует предложенное вниманию читателя исследование, информационный базис которого строился на методологии комплексного изучения темы и складывался из:
анализа статистических данных по преступлениям экономической направленности, совершенными организованными преступными группами, представленных в аналитических материалах подразделений Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) и Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД России;
итогов опроса по специально разработанной анкете 180 работников подразделений МВД России различных регионов России - Н. Новгород, Кемерово, Воронеж, Омск, Иркутск (далее - сотрудники МВД России);
итогов опроса по аналогично разработанной анкете 101 работника хозяйствующих субъектов этих же регионов России;
сопоставлении результатов опроса этих групп населения России, одна из которых - работники МВД России - располагает не только общедоступными сведениями, полученными из официальной статистики, средств массовой информации, но и оперативными данными о процессах, происходящих в организованной преступной среде; другая - работники хозяйствующих субъектов, не являясь специалистами в области борьбы с организованной преступностью, обладают наряду с общедоступными сведениями об организованной преступности данными о криминальной обстановке, сложившейся на том предприятии, где они работают.
Кроме того, обобщены анкеты экспертов, в качестве которых выступали 90 работников МВД России Приволжского федерального округа (сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью; 11 следователей УВД Воронежской области, занимающихся расследованием преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами; 16 сотрудников ГУБОП МВД России (далее - эксперты МВД России). Стаж работы перечисленных работников в правоохранительных органах или органах юстиции составил:
до 1 года - 3%;
от 1 до 3 лет - 12%;
от 3 до 5 лет - 21%;
от 5 до 10 лет - 23%;
свыше 10 лет - 33%.
74% из них имеют высшее юридическое образование.
Многосторонняя оценка полученных сведений позволяет полагать, что предложения, выводы и результаты исследования являются достаточно обоснованными.
Специфика российской организованной преступности
и причины криминализации экономики
Организованная преступность, приобретающая все более широкие масштабы в мире, - одна из острейших проблем современности. Ни одно государство не может считать себя полностью защищенным от этого сложного социального явления.
Вместе с тем сферы деятельности организованной преступности в различных странах имеют определенные отличия.
Так, в Германии примерно 50% преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, связаны с незаконным оборотом наркотиков*(1). Данные статистики свидетельствуют также о росте краж автомашин за период 1980-1990 гг. более чем в 7 раз, а преступлений, связанных с торговлей людьми, - на 190%.*(2)
Наряду с местными преступными группировками в этой стране определенные виды преступной деятельности находятся в сфере влияния иностранных организованных преступных формирований. Например, турецкие организации активно занимаются нелегальным провозом иностранцев и незаконным оборотом наркотиков. Была арестована банда, регулярно переправлявшая жителей Ирана через "зеленую границу" между Австрией и Баварией. Такса за одного взрослого человека составляла 1500 марок, а за ребенка - 1000. Преступники снабжали иранцев фальшивыми паспортами и вывозили их через Стамбул, Марибор (Югославия) и Вену в Мюнхен. По мнению сотрудников специальной комиссии Мюнхена по борьбе с организованной преступностью, группа организовала нелегальный выезд на Запад многих тысяч иранцев, заработав на этом не один миллион марок.
Наркотические вещества турецкие преступники часто перевозят, по данным БКА, в тайниках легковых автомобилей. Практика показывает, что наркодельцы, быстро приспосабливаясь к условиям европейского рынка, разрабатывают новые способы сокрытия наркотиков.
Югославские преступные группы совершают на территории Германии главным образом преступления против собственности. Однако в последнее время отмечается рост активности этих групп и в совершении таких преступлений, как принуждение к занятию проституцией, организация запрещенных азартных игр, нелегальное посредничество в трудоустройстве, незаконный оборот наркотиков.
Члены итальянской мафии специализируются в ФРГ на незаконном обороте наркотиков, вымогательстве денег у заложников, угоне автотранспорта, изготовлении и распространении фальшивых денег, рэкете среди соотечественников. Наряду с этим они занимаются подделкой платежных средств. Значительная часть фальшивых денежных купюр, обнаруженных в ФРГ, изготовлена в типографиях и мастерских Италии. Для их сбыта в Германию итальянская организованная преступность использует родственные, личные, деловые и уголовные связи с соотечественниками, проживающими на территории этой страны.
Польские организованные преступные формирования специализируются в основном на угонах автотранспортных средств. Совершению такого вида преступлений способствует тот факт, что от Берлина до польско-германской границы всего 70 км. По оценке БКА, более 80% регистрируемых в Польше автомобилей поступает из Германии и каждый второй из них - краденый.
Российские организованные преступные группы, по данным БКА, занимаются на территории германского государства, как правило, рэкетом, укрывательством краденого, угоном автомобилей и незаконным оборотом культурных ценностей. Нередко контрабанда произведений искусства, цветных металлов и других предметов с территории бывшего СССР осуществляется через Польшу. Удобным каналом сбыта предметов антиквариата является организация "выставок-продаж". Как правило, такие выставки проходят в храмах под патронажем служителей церкви, которые относятся с доверием к их организаторам и даже не подозревают о цели их появления на территории Германии. На одной из выставок, состоявшейся в церковной капелле города Ксантен, покупателям было предложено 400 русских икон.
Прослеживается тенденция к поиску российской организованной преступностью каналов отмывания "грязных" денег на территории Германии. Одним из таких "идеальных" мест стал игорный бизнес. И.А. Воробьев приводит данные, согласно которым около 85% всех игорных заведений в Берлине и большая часть сети предприятий мелкой торговли контролируется Российскими организованными группами.*(3)
Тот же исследователь отмечает, что рабочая группа юстиции и полиции Германии выделяет следующие организованные преступные сферы:
незаконный оборот наркотиков;
незаконный оборот оружия;
преступления, связанные с "ночным" бизнесом (главным образом сутенерство, проституция, торговля людьми, незаконные азартные игры);
вымогательство денег на обеспечение защиты ("крышу");
незаконное посредничество в получении работы и ее предоставление;
незаконный ввоз иностранцев;
подделка товарных знаков;
контрабанда золота;
мошенничество, связанное с инвестицией капитала;
мошенничество, связанное с оказанием денежной помощи, и злостное уклонение от налогов;
подделка и злоупотребление безналичными платежными средствами;
изготовление и распространение фальшивых денег;
угон дорогих автомобилей;
хищение контейнеров, грузов на судах;
страховое мошенничество;
кражи со взломом;
нелегальный сбор специальных отходов производства;
нелегальный трансфер технологий.*(4)
В Японии сферы деятельности организованных преступных групп до определенной степени идентичны тем направлениям, которые распространены и в Германии. И в той и в другой стране основными направлениями преступной деятельности являются незаконный оборот наркотиков, нелегальный игорный бизнес, торговля людьми, распространение проституции, вымогательство денег за защиту.
Вместе с тем якудза долгое время оставалась в стороне от торговли сильнодействующими наркотиками и огнестрельным оружием. Сегодня объем торговли наркотиками в Японии остается меньшим по сравнению с Германией: основную долю наркобизнеса в этой стране образует торговля амфетаминами, тогда как в Германии первые позиции занимают опиаты (особенно героин), кокаин и каннабиноиды*(5). Для сравнения приведем несколько цифр. Согласно Кюме и Миядзаве в 1988 г. в Японии было зарегистрировано 57 360 правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 29777 - с оборотом амфетаминов. В том же году в Германии зарегистрировано 84 998 преступлений в сфере наркобизнеса, в том числе 25 774, связанных с оборотом героина, и 48 218 - с оборотом каннабиноидов. В 1993 г. в старых федеральных землях, включая объединенный Берлин, зарегистрировано уже 119 496 преступлений, из них связанных с оборотом героина было связано 50 793.
Определенные различия проявляются в нелегальном игорном бизнесе. Так, в Японии он базируется, как правило, в частных квартирах, а в Германии - в подпольных казино. Помимо этого здесь распространена неизвестная в Японии игра в "наперстки", проводимая на улицах. Способ торговли людьми, особенно женщинами, в обеих странах в основном идентичен.
К специфичным для Японии видам организованной преступной деятельности, практически неизвестным в Германии, относятся так называемое оказание помощи в гражданско-правовых спорах и "Company Racketeering".
Оказание помощи в гражданско-правовых спорах представляет собой деятельность якудзы в гражданско-правовых нишах, в которых судебная защита невозможна или неэффективна (доход в 1988 г. составил 1,19 млрд. DM). По поручениям граждан организованные преступные группы добиваются выполнения должниками обязательств, особенно оплаты по необеспеченным чекам и исполнения обязательств при банкротстве. Кроме того, они оказывают помощь по доказыванию в суде в случае недостаточности доказательств, выступая свидетелями. Массированное давление при этом испытывают не только должники, все чаще в последние годы угрозы раздаются в адрес "поддерживаемых" граждан, от которых требуют высокие взносы за "оказание помощи".
"Company Racketeering" - рэкет, доходы от которого в 1988 г. составили 0,55 млрд. DM. По договоренности с правлениями акционерных обществ организованные преступные группы обеспечивают быстрое и беспроблемное, с точки зрения правления, прохождение общего собрания акционеров. Недовольные акционеры избиваются либо вообще не допускаются в зал. У. Зиберт в приводимом ранее исследовании указывает еще на одну разновидность рэкета - вымогательство у правления компании. Представители якудзы приобретают небольшой пакет акций компании, с тем чтобы в дальнейшем угрожать правлению устроить публичный скандал в связи с реальными или мнимыми нарушениями при проведении общего собрания акционеров.
В США помимо традиционных сфер деятельности, таких, как наркотики, проституция, порнография, гемблинг, букмекерство и т.п., распространен профсоюзный рэкет.
Мафия держит под прицелом профсоюзы, так как это крупнейшие организации трудящихся, и господство в них укрепляет позиции преступного мира в социально-политической структуре американского общества. Разумеется, немаловажное значение при этом имеет то обстоятельство, что профсоюзы США располагают большими финансовыми средствами, в частности пенсионным фондом своих членов. Поставив под свой контроль профсоюз, мафия захватывает и его финансовые средства.
Кроме этого, контроль над профсоюзами позволяет мафии получить дополнительное средство давления на предпринимателей, которых, в частности, можно шантажировать угрозой забастовки, вымогая с них при этом немалую мзду. Он же дает возможность организованной преступности использовать путем сговора с профсоюзными боссами членов профсоюза в качестве штрейкбрехеров для срыва забастовок, за что также можно получить значительную сумму с предпринимателя, против которого объявлена забастовка.
Главная цель организованной преступности - получение сверхприбыли. Поэтому с первых же дней своего существования эта преступная организация всеми средствами стремилась проникнуть в деловой мир - бизнес. Многомиллиардные прибыли королей угля и стали, финансовых магнатов Уолл-стрит, владельцев крупнейших торговых, транспортных и прочих компаний как магнит притягивали к себе взоры главарей мафии.
Подкуп, коррупция - важнейшая составная часть деловой активности организованной преступности, которая широко распространена и в легальном бизнесе. Однако принципиальное различие заключается в том, что организованная преступность не может функционировать без подкупа власть имущих. Вот почему подкуп - важнейшая статья расходов преступного мира.
Организованная преступность ищет и находит все новые сферы приложения своей активности и стремительно растущих денежных средств. Начиная с 60-х годов прошлого века мафиози США стали широко проникать и в такие нетрадиционные для них сферы деятельности, как кража ценных бумаг и мошенничество с ними, внедрение в банки и страховые компании, организация фальшивых банкротств, ограбление артистов, контрабанда сигарет, манипуляции с наркотическими средствами, используемыми в медицине, незаконное захоронение токсически вредных отходов химического и других видов производства.
Представители полиции Чикаго заявляли, что преступные элементы контролируют большую часть фармакологического бизнеса. Ежемесячно мафия взимает дань с владельцев клиник, угрожая физической расправой или обещая содействие в борьбе с конкурентами. Помимо этого представители организованной преступности заставляют хозяев этих клиник иметь дело с предприятиями, находящимися под контролем мафии. Преступный мир контролирует 50 тыс. фирм Соединенных Штатов. Организованная преступность США одной из первых стала заниматься "отмыванием грязных денег"*(6).
Подводя итог изложенному, можно отметить, что развитие организованной преступности в Германии, Японии, США, Италии и ряде других зарубежных стран шло на основе запрещенных видов услуг - незаконного сбыта наркотиков, проституции, порнографии, игорного бизнеса, азартных игр, рэкета и иных видах незаконной деятельности. Но в последние десятилетия она диверсифицирует свои преступные акции и все чаще начинает заниматься самыми разнообразными видами деятельности, куда помимо традиционных входят контрабанда незаконных мигрантов, незаконная торговля оружием, кража автомобилей и их незаконная транспортировка, а также контрабанду стратегических материалов и ресурсов, что было отмечено на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Те же сферы деятельности организованной преступности существуют и в России.
Однако организованную преступность в нашей стране не следует отождествить с внешне сходными феноменами в зарубежных странах, ибо корни ее кроются в совершенно иных социально-экономических и производственных отношениях.
Многие ученые-исследователи при анализе возникновения организованной преступности в России обращают внимание на то обстоятельство, что командно-административная система управления привела к разбалансированности экономики, бесхозяйственности, ослаблению контроля за мерой труда и потребления. Одним из наиболее негативных последствий этого процесса явился широко развитый дефицит, как закономерное следствие - создание подпольного рынка товаров и услуг, выгодных дельцам и организаторам подпольного бизнеса. Это и послужило основной причиной развития и становления теневой экономики, которая заложила основу организованной преступности в России.
Указанные процессы значительно активизировались в 70-е годы. В структуре хозяйственных преступлений обнаружилась устойчивая тенденция роста такой формы, как выпуск и сбыт неучтенной продукции, изготавливаемой в специально организованных подпольных цехах. В среде уголовного элемента появилась новая криминальная категория, именуемая цеховиками. Эти лица имели разветвленную систему связей, в том числе с отдельными руководителями административных и хозяйственных органов, создавали свое криминальное окружение, вырабатывая контрмеры по обеспечению своей безопасности. Их деятельность оказалась в поле зрения "авторитетов" уголовно-преступной среды, увидевших здесь возможность получения легкого доступа к финансовым средствам. А поскольку "дельцы теневой экономики" имели значительные прибыли, они могли позволить себе практически безболезненно отчислять часть добытого преступным путем этим авторитетам в целях ограждения себя от различного рода посягательств.
В свою очередь, уголовные авторитеты, будучи заинтересованными в росте незаконных прибылей, встали на охрану интересов этих "дельцов", возложив на себя функции их физической защиты и выполнения отдельных поручений (участие в реализации продукции, поиск сырья, подкуп должностных лиц советского государственного аппарата, осуществление контрразведывательных мероприятий и т.п.). На этой почве произошло сращивание теневых экономических структур с авторитетами преступной среды.
Расширение этой преступной деятельности как в региональном, так и в межхозяйственном плане объективно поставило перед этими лицами задачу распределения сфер влияния и необходимости кооперирования. В дальнейшем преступность, приобретая все более корыстный характер, образовывала на базе упомянутого сращивания уже не кустарное (элементарное), а технологически прогрессивное (организованное) производство. Для того чтобы преодолеть неизбежно возникающие конфликты на почве распределения сфер деятельности, у преступников возникла потребность в своеобразных "третейских судьях", "арбитрах". В преступной среде появились лица, исполняющие функции, не связанные с участием в конкретных преступлениях, а решающие чисто обеспечивающие задачи. В этой "индустрии" нашла свое место так называемая элита (высшие эшелоны), собственно организующая криминальную среду.
Следует отметить, что уровень преступности в СССР в 1960-1990 гг. был в 5-8 раз ниже, чем в развитых зарубежных странах, хотя тенденции были те же. Волна преступности захлестнула страну в конце 80-х - начале 90-х годов, пик которой приходится на 1992-1993 гг. Именно в эти годы произошли радикальные изменения в сфере экономических отношений. Это период развала СССР, обвального разрушения органов прежнего контроля, приватизации государственной собственности, демагогических лозунгов, правового нигилизма, справедливой и несправедливой критики правоохранительных органов и судов, из которых стали уходить профессионалы, а место квалифицированных руководителей стали занимать преданные новым властям дилетанты. Вследствие этого всего лишь за два года уровень преступности (на 100 тыс. населения) поднялся с 1463 в 1991 г. до 2014 в 1993 г. и стал стремительно приближаться к показателям стран с давними традициями рыночных отношений, где преступность достаточно высока.
Значительные масштабы социально-экономических изменений отразились на динамике и направленности криминальных процессов в экономике. Основным их содержанием стало незаконное отчуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при управлении ею, а также противоправное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев, главным образом путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на валютно-денежном и потребительском рынках. В определенной степени это обусловлено тем, что реформирование экономики проводилось без адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств.
Непродуманная либерализация экономики и приватизация собственности привели к:
неверию людей в способность органов государственной власти решить возникающие проблемы и стремлению значительного слоя населения использовать для получения средств любые, в том числе и незаконные, пути решения;
сокращению рабочих мест, что способствовало формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом;
формированию нового слоя собственников и предпринимателей за счет дельцов теневой экономики;
стиранию граней между преступным посягательством на государственную собственность и предпринимательской инициативой;
не всегда законному накоплению капитала - значительная доля собственности перешла к криминальным структурам либо к лицам, связанным с криминалитетом.
На фоне развития новых хозяйственных форм проявились ослабление государственного контроля за экономическими преобразованиями в стране и сбои в деятельности системы государственных правоохранительных органов. Следствием этого стало появление и укрепление многочисленных криминальных группировок, питательной средой которых стала теневая экономика и откровенно преступные формы получения и отмывания противоправных доходов. Теневые экономические отношения приобретают все больший размах, предпринимательская деятельность уходит в теневую сферу, разрастается экономическая преступность. Доля теневой экономики, по экспертным оценкам, достигла четверти валового национального продукта.
Криминализации теневой экономики способствуют различные факторы и обстоятельства, одним из которых являются наличные расчеты. Отсутствие в стране контроля за движением денежной наличности и либеральное отношение органов государственной власти к теневому сектору экономики приводит к росту экономических преступлений, общественная опасность которых связана с непоступлением средств в государственный бюджет. В 2000 г. существенно расширилось нелегальное использование в расчетах наличных денег, причем для обслуживания не только розничного, но и оптового товарооборота, где реализуется до трети товаров от общего объема розницы, т.е. 41-42 млрд. руб. ежемесячно, не считая несанкционированных торговых мест. Это, в свою очередь, обусловило высокие темпы прироста преступлений, основанных на незаконной предпринимательской деятельности.
В целом по всем отраслям народного хозяйства наметилась тенденция изменения структуры расчетов, состоящих из наличного оборота, бартерных сделок, вексельной формы. Зафиксировано увеличение доли расчетов денежными средствами до 67%, особенно на предприятиях мясной промышленности, стройматериалов, легкой, полиграфической отраслей промышленности. Среди причин распространения наличных расчетов выделяются группы факторов, связанных, во-первых, с общеэкономической и политической нестабильностью и, во-вторых, с криминальными проявлениями - недоверие к коммерческим финансовым институтам, стремление к снижению налогооблагаемой базы, потребность в наличных средствах для покрытия неформальных расходов. Это отражается на росте преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем.
Теневой финансовый капитал - это экономическая основа (базис) организованной преступности, которая находится на содержании "теневиков". Об этом свидетельствуют как научные публикации*(7), так и результаты проведенного исследования. В частности, на вопрос "Какие процессы взаимовлияния организованной преступности в сфере экономики и теневой экономики наиболее выражены в последнее время?" эксперты МВД России дали следующие группы ответов:
полученные доходы от преступной деятельности организованных преступных формирований (наркобизнес, криминальный автобизнес, торговля оружием, порнобизнес и пр.) вкладываются в различные теневые сферы экономики (используются в финансово-кредитной сфере, строительстве, нефтебизнесе и пр.) - 69% опрошенных;
денежные средства теневой экономики используются для финансирования организованных преступных формирований (отчисляются в "общак", закупается оружие, специальные технические средства и пр.) - 31%;
организованные преступные формирования используются теневыми дельцами для реализации экономических интересов и разрешения хозяйственных споров (заказные убийства, вышибание долгов, организация "наездов" на конкурентов и пр.) - 30%*(8).
Таким образом, симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. Представители теневой экономики используют организованные преступные формирования для решения своих экономических интересов, а те, в свою очередь, - дельцов теневой экономики для вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес и для финансирования организованных преступных формирований.
По мнению 28% опрошенных сотрудников МВД России, основной финансовой базой организованных преступных групп являются предприятия федерального значения (добывающие, перерабатывающие, транспортные и т.п.), расположенные в регионе нахождения респондентов; 27% указали предприятия регионального значения и 3% - предприятия местного значения.
В качестве примеров респондентами приводились такие хозяйствующие субъекты федерального и регионального значения, как ОАО Новокемеровский пивзавод, приобретенный лидером преступного сообщества С.Е Шкуратовым в 1997 г.; мраморный карьер "Алзас", приобретенный лидером преступного сообщества Е.А Чернышевым; ОАО "Иркутский хладокомбинат", ОАО "Иркутский завод карданных валов", ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "ГАЗ".
Основанием для включения этих хозяйствующих субъектов в категорию финансирующих организованные преступные сообщества 51% сотрудников МВД указали оперативную информацию, 34% опрошенных сделали такой вывод на основе материалов раскрытия и расследования преступлений, 18% учитывали значение объекта как источника поступления денежных средств в федеральный, республиканский и местный бюджеты, 11% принимали во внимание наличие покровителя у того или иного предприятия.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что отличительной чертой возникновения и развития российской организованной преступности является преступность, совершаемая в сфере экономики, главным образом в ее теневом секторе.
Общая характеристика организованной преступности в сфере экономики
Современная криминальная ситуация - закономерный результат действия комплекса факторов, связанных с переходным периодом, ошибками и просчетами в решении стратегических и тактических задач реформирования социальной жизни. Непродуманные экономические реформы, приватизация, перевод огромных государственных средств и собственности в частное владение сыграли решающую роль в развитии российской организованной преступности, которая вышла на качественно новый уровень. Многократно повысилась доходность от преступлений, совершаемых не только в традиционном криминальном бизнесе, но и в новых отраслях и сферах легальной экономики - нефтебизнесе, кредитно-финансовой сфере, обороте спирта и алкогольных напитков, операциях с цветными и редкоземельными металлами и др.
С переходом России к рыночным отношениям, акционированию и приватизации государственной и общественной собственности криминальные возможности организованной преступности в сфере экономики многократно умножились. Ее представители активно действуют в самых различных отраслях экономики, внедрились в легальные сферы и общественную жизнь. По результатам проведенного анкетирования экспертов МВД России 10% опрошенных считают, что она полностью контролирует деятельность субъектов экономики; 65% ответили, что она является одним из важных факторов (наряду с другими), оказывающим негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 23% - играет второстепенную роль, хотя и оказывает негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 1% - не оказывает сколь-нибудь значимого влияния на криминальную ситуацию в сфере экономики; остальные воздержались от ответа.
В настоящее время отмечается тенденция к интеграции преступного бизнеса. Лидеры преступных групп в целях усиления организации противостояния конкурентам, расширения сфер и территорий влияния объединяют легальный и нелегальный капитал под руководством наиболее авторитетного лидера сообщества. Наметилось стремление преступных объединений к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания насилия как средства борьбы за сферы влияния с рыночными формами легального и "теневого" бизнеса.
Негативному воздействию преступных формирований подвержены 28 крупнейших российских городов - промышленных центров, среди них Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Норильск, Иркутск, Ростов и Тольятти.
Тенденция к интеграции преступного бизнеса отмечается и опрошенными сотрудниками МВД России, и работниками хозяйствующих субъектов. В частности, на вопрос "Какова локализация наиболее криминогенных территорий в Вашем регине?" 21% сотрудников МВД России отметили территории, ограниченные внутрирегиональными административными границами; 18% указали всю территорию региона; 3% отметили, что весь регион входит в состав межрегионального преступного сообщества.
Основанием для признания той или иной территории как контролируемой преступными формированиями 32% сотрудников указали оперативную информацию; 19% сделали такой вывод на основе анализа криминогенной ситуации и данных уголовной статистики; 21% - на основе финансово-экономических показателях работы отрасли (сферы) хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что этот опрос проводился в 2000 г. (ранее его результаты не публиковались), а в ходе опроса экспертов МВД России, проведенного в январе - апреля 2002 г., перед ними был поставлен вопрос, известны ли им конкретные примеры установления контроля со стороны организованных преступных формирований в своем регионе за деятельностью предприятий (организаций), отраслей экономики, сфер экономической деятельности.
По поводу существования контроля организованных преступных формирований за деятельностью предприятий (организаций) 69% опрошенных ответили утвердительно, 29% - отрицательно. В отношении отраслей экономики 34% отметили наличие такого контроля, 56% - его отсутствие. Примерно аналогичная картина наблюдается и в отношении сфер экономической деятельности: 38% отметили наличие контроля, 48% - его отсутствие.
Таким образом, контролю со стороны организованных преступных формирований наиболее часто подвергается деятельность конкретного предприятия.
Этот вывод подтверждает и опрос работников хозяйствующих субъектов. В частности, на вопрос "Существует ли организованная преступность на предприятии, в котором они работают, в населенном пункте (районе, городе, регионе) где они живут?" 61% опрошенных ответили утвердительно, 24% отрицательно, остальные воздержались от ответа либо дали иные ответы.
В связи с осуществлением контроля организованной преступностью за деятельностью предприятий, отраслей (сфер) экономики, а также территорий в практику правоохранительных органов вошло выражение "криминализированные объекты (территории)". Основанием для отнесения экономических объектов и территорий к криминализированным, по мнению 52% опрошенных сотрудников МВД России, является повышенный уровень преступлений в сфере экономики, 34% связывают это с массовой безработицей населения в результате закрытия предприятий или с сокращением рабочих мест на них, 23% учитывают наличие в регионе природных и (или) иных источников заработка (заповедники, нерестилища, полезные ископаемые, например янтарь, и т.п.).
На вопрос "Какие организованные преступные сообщества (ОПС), организованные преступные группы (ОПГ), характерны для Вашего региона?" 47% опрошенных сотрудников МВД России указали ОПС местного значения, 31% регионального значения, 17% отметили наличие ОПС межрегионального уровня.
Эксперты МВД в 2002 г. на аналогично поставленный вопрос дали несколько иные ответы. Говоря о масштабе деятельности организованных преступных формирований, действующих в их регионе, 19% опрошенных отметили, что он ограничивается рамками региона, 60% указали на межрегиональный характер: по мнению 6% опрошенных, он осуществляется в пределах СНГ, а 14% - простирается на страны дальнего зарубежья.
Расхождение в ответах по этому поводу можно объяснить тем, что опрашивались работники МВД в разных регионах страны, где действуют преступные группы различного масштаба. Кроме того, во втором случае были опрошены сотрудники ГУБОП МВД России, которые, по всей видимости, более полно осведомлены о масштабе деятельности организованных преступных формирований. В связи с этим оправданно полагать, что реалиям действительности мнение экспертов МВД, более соответствует а значит, наиболее распространенным масштабом деятельности преступных формирований является межрегиональный.
Межрегиональный уровень (23,5% опрошенных) был отмечен и в предыдущем исследовании автора преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, совершаемых организованными преступными формированиями, местный и региональный (15,9% и 11,8%). 2,4% опрошенных отметили международный уровень деятельности ОПГ.
Представляет интерес степень организованности преступных формирований, действующих в регионе проживания респондентов. На этот вопрос эксперты МВД России дали следующие ответы:
организованные группы объединены в рамках региона в единое преступное сообщество, имеющее общий управленческий центр, - такого мнения придерживаются 2% опрошенных;
организованные группы объединены в несколько крупных преступных сообществ, действующих самостоятельно, - 19%;
организованные группы самостоятельно осуществляют преступную деятельность в различных отраслях и сферах экономики, взаимодействуя с другими преступными формированиями в целях решения тактических задач - 54%;
организованные группы действуют разрозненно в различных отраслях и сферах экономики - 24%.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев организованные группы самостоятельно осуществляют преступную деятельность в различных отраслях и сферах экономики, взаимодействуя с другими преступными формированиями в целях решения тактических задач. Немало их действует разрозненно, не контактируя с другими группами. В то же время определенная часть таких групп действует в рамках крупных преступных сообществ.
В упомянутом ранее в части, касающейся распределения сфер деятельности между преступными сообществами, предыдущем исследовании были приведены следующие данные: 47,4% опрошенных считают, что такое распределение имеет место при проведении противоправных внешнеэкономических операций; 44,8% - затруднились с ответом.
При проведении данного исследования 33% опрошенных сотрудников МВД России отметили, что каждая организованная преступная группа специализируется и контролирует определенную сферу (отрасль) экономики региона; 32% считают, что в одной сфере экономической деятельности специализируются и осуществляют раздельный либо совместный контроль различные ОПГ. В то же время, по мнению 13%, есть и такие ОПГ, которые специализируются и контролируют различные сферы (отрасли) экономики.
Таким образом, в большинстве случаев между различными организованными преступными формированиями существует распределение сфер (отраслей) экономики, за которыми они осуществляют контроль.
Для проведения своих преступных операций ОПГ наиболее часто в качестве консультантов или соучастников привлекают следующих специалистов:
Экономистов - такого мнения придерживаются 54% опрошенных экспертов МВД России;
банковских работников - 39%;
работников таможенных органов - 28%;
работников налоговых органов, налоговой полиции - 43%;
специалистов в сфере компьютерных технологий (системные администраторы, "хакеры" и др.) - 22%; специалистов иных отраслей экономики - 14%.
Кроме того, организованные преступные формирования для совершения преступлений, ухода от ответственности и т.п. поддерживают коррупционные связи в:
органах местного самоуправления - 64% опрошенных экспертов;
представительных органах субъектов Федерации - 24%;
исполнительных органах субъектов Федерации - 41%;
территориальных органах федеральных ведомств - 17%;
правоохранительных органах - 28%.
Из анализа этих данных следует, что в большинстве случаев коррупционные отношения поддерживаются на местном и региональном уровне с исполнительными органами государственной власти, к которым относятся и правоохранительные органы.
Виды и формы контроля, осуществляемого организованной преступностью,
за территориями, предприятиями, отраслями и сферами экономики
Проведенная либерализация экономики и приватизация государственной собственности позволила легализоваться теневому капиталу и проникнуть преступным группировкам в частный бизнес. Многие предприятия они напрямую взяли под свой контроль либо поставили в различного рода зависимость от созданных ими легальных коммерческих структур. Только на "АвтоВАЗе" (Тольятти) ликвидировано 7 преступных сообществ общей численностью свыше 800 человек, полностью подчинивших себе процесс производства и реализации выпускаемой продукции. Их криминальный доход составлял свыше 5 000 млрд. неденоминированных рублей ежегодно*(9).
По сведениям МВД России, в сфере криминального контроля находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков.
Организованная преступность, считают 61% опрошенных сотрудников МВД и 75% работников хозяйствующих субъектов осуществляет контроль за предприятиями, отраслями хозяйственного комплекса, сферами хозяйственной деятельности (объектами экономики) и территориями регионов, в которых работают респонденты. Только 2% первых и 15% вторых отметили, что такого контроля не осуществляется. По 8%*(10) в каждой группе указали иные ответы.
Организованная преступность стремится установить контроль над высокодоходными предприятиями, отраслями и сферами хозяйственной деятельности. На вопрос, какие объекты экономики чаще всего находятся под контролем организованной преступности, в 2000 г. были получены следующие ответы (см.табл.1).
Таблица 1
Объекты хозяйственной деятель- ности, находящиеся под контролем организованной преступности |
Мнение опрошенных сотрудников МВД России по вопросу, какие объекты чаще всего находятся под контролем (в %) |
Мнение опрошенных работников хозяйст- вующих субъектов о том, какие объекты чаще всего нахо- дятся под контролем (в %) |
Предприятия, занимающиеся внеш- неэкономической деятельностью |
23 | 24 |
Предприятия топливно-энергети- ческого комплекса |
53 | 46 |
Предприятия агропромышленного комплекса |
12 | 17 |
Предприятия и организации потре- бительского рынка |
47 | 47 |
Организации кредитно-финансовой сферы |
33 | 53 |
Организации бюджетной сферы | 15 | 15 |
Из приведенной таблицы видно, что мнение обеих групп респондентов совпадает по большинству объектов отраслей и сфер хозяйственной деятельности, находящихся под контролем организованной преступности, в первую очередь к ним относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, затем следуют предприятия и организации потребительского рынка, а также сфера внешнеэкономической деятельности.
Определенные различия во мнениях наблюдаются в отношении организаций кредитно-финансовой сферы. По всей видимости, работники хозяйствующих субъектов поставили эту сферу на первое место в связи со значительным распространением ранее фактов хищений денежных средств путем предоставления фальшивых авизо, хищений кредитных ресурсов, незаконного сбора денежных средств от населения под большие проценты с последующим их присвоением. И хотя в настоящее время такие факты имеют место, но значительно реже, нежели ранее. К тому же хозяйственная и финансовая деятельность предприятий и организаций теперь, в отличие от первоначального этапа перехода к рыночным отношениям, сместилась в производственную сферу, - именно поэтому организованная преступность берет под свой контроль предприятия этих сфер.
Тем не менее указанную сферу хозяйственной деятельности также можно отнести к объектам интереса организованной преступности. Существенное влияние на ее дестабилизацию имеет установление тесного сотрудничества, а местами - слияние региональных финансово-промышленных групп с лидерами крупных преступных сообществ, привлечение последних к проведению собственной политики в борьбе с конкурентами, организация незаконных операций на объектах кредитно-банковского сектора, на рынке недвижимости и ценных бумаг, что является для России специфической формой "отмывания" грязных денег.
Рассмотренные тенденции подтверждаются и опросом экспертов МВД России, проведенным в 2002 г. Как и предыдущие респонденты, они считают, что наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливно-энергетическом комплексе, далее следует производство и незаконный оборот этилового спирта, алкогольной, табачной и иной продукции.
На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как предприятия и организации потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; добыча, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней; бюджетная и внебюджетная сфера. Четвертое место занимают сфера интеллектуального пиратства; банковская сфера; банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики.
Высокая доходность операций в топливно-энергетическом комплексе привлекает пристальное внимание криминальных структур к деятельности хозяйственных субъектов этой отрасти. Выявлена устойчивая тенденция по сближению ряда коррумпированных должностных лиц органов власти и руководителей финансовых структур с лидерами преступных сообществ. Последними устанавливаются фирмы-посредники и покупатели нефти, определяется дальнейшее использование сырья и продуктов его переработки, формируются отпускные цены. При этом искусственно завышается себестоимость нефти и нефтепродуктов путем отнесения на этот счет расходов, не связанных с их приобретением, транспортировкой и реализацией. Интересам России наносится значительный материальный ущерб и в связи с непоступлением валютной выручки от реализации нефти и нефтепродуктов за границу, что влечет за собой недополучение в бюджет крупных денежных сумм.
Анализ показывает, что в основе криминализации отрасли лежит следующее обстоятельство. Нефтяные компании передают часть добытой нефти в распоряжение администраций городов (районов, округов) в счет погашения задолженности по платежам в бюджет, а должностные лица этих администраций за взятки передают ее коммерческим структурам, которые полученную от реализации нефти выручку переводят на счета в зарубежные банки.
Определяющим фактором криминализации нефтедобывающей отрасли являются недостатки в правовом регулировании регистрации и лицензирования деятельности предприятий, занимающихся нефтяным бизнесом.
Влияние организованной преступности усиливается и в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции. Криминализация этой высокодоходной области экономической деятельности объясняется утратой государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции. Возможность получения в короткие сроки огромной, не контролируемой государством прибыли привлекает преступные формирования. К характерным способам их действий относят изготовление фальсифицированных алкогольных напитков и безлицензионное их производство, получение незаконных прибылей от реализации продукции с применением льготных налоговых и таможенных пошлин.
Анализ состояния алкогольного рынка в 2000 г. показал, что спрос на ликероводочные изделия остается довольно стабильным и составляет порядка 220-230 млн. долл. США. Спрос внутреннего рынка на водку и ликероводочные изделия, по экспертным оценкам, более чем на 40% удовлетворяется за счет нелегальной и фальсифицированной продукции. Это свидетельствует о том, что практически половина реализуемого алкоголя производится нелегально, чему в немалой степени способствуют пробелы в разрешительной системе. Лицензии вновь организованным предприятиям выдаются без учета уровня использования действующих мощностей и потребностей региона в алкогольной продукции. Существующие мощности на предприятиях по выпуску этилового спирта из пищевого сырья и алкогольной продукции используются неудовлетворительно, а на некоторых заводах они загружены менее чем наполовину. При этом увеличивается производство спиртосодержащей непищевой продукции, оборот которой практически не регулируется нормативными актами.
На вопрос об обстоятельствах, способствующих криминальному контролю за территориями и объектами экономики ответы распределились следующим образом (см.табл.2).
Таблица 2
Обстоятельства, способствующие осуществлению контроля организо- ванной преступностью за террито- риями и объектами экономики |
Количество ответов опрошенных сотруд- ников МВД (в %) |
Количество ответов опрошенных работ- ников хозяйствую- щих субъектов (в %) |
Слабость государственной власти | 32 | 53 |
Коррумпированность чиновников | 50 | 72 |
Страх предпринимателей и других граждан за свою безопасность |
16 | 32 |
Сильное влияние организованной преступности |
4 | 28 |
Большой уровень безработицы | 9 | 8 |
Падение престижа работы в госу- дарственных органах |
17 | 12 |
Падение уровня морали и нравст- венности в обществе |
13 | 21 |
Большие налоги и отчисления | 8 | 21 |
Безразличие властных структур к жизни граждан |
19 | 24 |
Совпадение интересов лидеров пре- ступных группировок и представи- телей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности |
19 | 25 |
Отсутствие порядка в хозяйствен- ной деятельности и ответственнос- ти руководителей всех уровней |
34 | 22 |
Недостаточный контроль государст- ва за хозяйственной деятельностью |
26 | 14 |
Слабая профессиональная подготов- ка работников правоохранительных и контролирующих органов |
8 | 22 |
Таким образом, обе группы респондентов на первое место среди названных обстоятельств поставили коррумпированность чиновников, для которых наиболее характерны "экономические" методы поддержания коррумпированных связей (взятки, услуги, особо благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения и т.д.). Причем надо отметить, эти связи интенсивно поддерживаются с предпринимателями всех секторов экономики.
Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.
Различны и формы контроля за объектами экономики. Респонденты к таковым отнесли следующие (см.табл.3).
Таблица 3
Формы осуществления организованной пре- ступностью контроля за объектами эконо- мики и территориями |
Ответы сотруд- ников МВД (в %) |
Ответы работни- ков хозяйству- ющих субъектов (в %) |
Вымогательство с руководителей предпри- ятий и организаций денежных средств или материальных ценностей |
9 | 25 |
Принуждение к совершению сделки через членов организованных преступных групп (ОПГ) либо через подконтрольные им ком- мерческие структуры |
29 | 34 |
Совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия (предприя- тия, прекращающие деятельность после совершения 1-2 хозяйственных операций) |
44 | 43 |
Скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы |
47 | 44 |
Внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в пред- приятии, отрасли хозяйственной деятель- ности |
19 | 14 |
Осуществление контроля территории путем объединения отдельных преступных групп, управляемых из одного центра и соверша- ющих различные преступления, незаконные доходы от которых используются лидерами организованной преступности |
11 | 10 |
Осуществление контроля организованными преступными группами с участием пред- ставителей органов государственной власти, органов муниципального самоуп- равления или сотрудников правоохрани- тельных органов |
17 | 40 |
Осуществление контроля посредством использования частных охранных предпри- ятий и служб безопасности |
7 | 16 |
Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным формам контроля относятся:
принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими структурами;
скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;
совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.
Но мнения респондентов резко расходятся по таким формам контроля, как:
вымогательство с руководителей предприятий и организаций денежных средств или материальных ценностей;
обеспечение контроля организованными преступными группами через представителей органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или сотрудников правоохранительных органов.
Расхождение взглядов по первой форме контроля можно объяснить тем, что руководители предприятий зачастую не сообщают в правоохранительные органы о таких фактах, а потому большинство сотрудников МВД считают, что такие явления практически отсутствуют. Нельзя исключать и то обстоятельство, что за последнее время изменилась тактика вымогателей - они не требуют напрямую денежных средств, а вуалируют это под видом оказания предприятиям охранных и других услуг.
Вместе с тем этому можно дать и другое объяснение. Работники хозяйствующих субъектов менее осведомлены о ситуации в этом вопросе, но часто слышали о том из средств массовой информации, а потому считают такие факты довольно распространенными.
А значительно меньший процент сотрудников МВД по вопросу контроля ОПГ через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов можно объяснить их нежеланием указывать на то, что они сами участвуют в этом криминальном процессе.
Тот же вопрос был поставлен и перед экспертами МВД России в 2002 г. Их ответы несколько отличаются (см.табл.4).
Таблица 4
Формы осуществления органи- зованной преступностью конт- роля за объектами экономики и территориями |
Ответы сот- рудников МВД Приволжского фед. округа (в %) |
Ответы сот- рудников ГУБОП МВД РФ (в %) |
Ответы следова- телей УВД Воронежс- кой обл (в %) |
Общий процент ответов |
Использование установленных законом процедур банкротства и иных схем смены собствен- ника и управленческого пер- сонала |
38 | 38 | 63 | 40,2 |
Внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на клю- чевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деяте- льности |
41 | 69 | 55 | 46,2 |
Скупка акций предприятий или самих предприятий на прес- тупные доходы |
47 | 75 | 45 | 50,4 |
Принуждение к совершению сделки через членов органи- зованных преступных формиро- ваний либо через подконтро- льные им коммерческие струк- туры |
38 | 63 | 27 | 40,2 |
Обеспечение контроля через представителей органов госу- дарственной власти или сот- рудников правоохранительных органов |
28 | 56 | 18 | 30,7 |
Осуществление контроля пос- редством использования част- ных охранных структур, служб безопасности |
13 | 38 | - | 15,4 |
При сравнении данных видно, что в последнее время организованная преступность для установления контроля над предприятиями осуществляет следующие действия:
скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом латентности эта цифра достигает 70%);
использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала;
более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности;
более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры;
осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.
Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля за предприятиями, в том числе за банками. По оперативным данным МВД России, в сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.
Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся "свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В последующем при использовании организационных структур этого банка осуществляются массированные финансовые махинации.
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время организованная преступность для контроля над высокодоходными предприятиями осуществляет следующее:
стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала;
внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью;
с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.
Для проведения подобных действий организованная преступность активно использует представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности. Это направление деятельности организованной преступности свойственно ее высшим, элитным слоям.
Другое направление связано с осуществлением организованной преступной деятельности при совершении экономических преступлений. Оно характерно для более низших слоев организованной преступности.
В.Д. Ларичев,
доктор юридических наук профессор
"Законодательство и экономика", N 8, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Kriminalistik. - 1995. - N 8-9. - S.534.
*(2) См.: Раs A. OK in Berlin. Eine Situation eigener Art // Kriminalistik. - 1994. - N 12. - S.788.
*(3) Подробнее см.: Воробьев И.А. Организованная преступность и борьба с ней в Германии. - М.: ВНИИ МВД России, 1996. - С.22-25.
*(4) См.: Kuster D. Organisierte Kriminalitat: Milt den Augen des Praktikers gesehen // Kriminalistik. - 1990. - N 12. - S.627.
*(5) Приводится по: Зибер У. Организованная преступность Японии и Германии. - М.: Российский юридический издательский дом, 1999. - С.26.
*(6) См.: Иванов Р.Ф. Мафия в США. - М.: ТОО Новина, 1996. С.291-297.
*(7) См., напр.: Гриб В.Г. Теоретические и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью в России: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.
*(8) Здесь и далее превышение 100% объясняется тем, что в ряде случаев указан не один, а несколько ответов.
*(9) См.: Гриб В.Г. Указ. соч. - С.17.
*(10) Здесь и далее общее количество ответов менее 100% объясняется тем, что определенная часть респондентов уклонилась от ответа на вопрос.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организованная преступность в сфере экономики
Автор
В.Д. Ларичев - доктор юридических наук профессор
"Законодательство и экономика", 2002, N 8