Особенности правового регулирования деятельности по производству табачных изделий и оптовой торговле ими
Деятельность по производству табачных изделий, их оптовой торговле и розничной продаже относится к числу специфических, поэтому к ней предъявляются особые требования. Следовательно, эта деятельность нуждается в особом правовом регулировании.
В рассматриваемой сфере было принято значительное число нормативных правовых актов различной юридической силы - указы Президента, постановления Правительства, однако преобладало ведомственное правовое регулирование. В целях предметной систематизации многочисленных правовых норм в рассматриваемой области 10 июля 2001 г. был принят Федеральный закон N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"*(1), ст.3 которого - одна из центральных и наибольшая по своему содержанию - как раз и посвящена регулированию различных по своему характеру групп правоотношений, в частности производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и их розничной продаже.
Прежде всего законодатель устанавливает, что деятельность по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями подлежит лицензированию в соответствии с российским законодательством.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, их аннулированием и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. При этом под лицензией в соответствии со ст.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(2) (далее - Закон о лицензировании) понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Критерии определения лицензируемых видов деятельности установлены ст.4 названного Закона. В соответствии с ней к лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 1 ст.17 этого же Закона ("Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии") установлено, что лицензированию подлежит только производство табачных изделий.
Таким образом, принимая во внимание, что Закон о лицензировании принят позже Закона "Об ограничении курения табака", следовательно, по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. вступления в силу, прекращается лицензирование деятельности по оптовой торговле табачными изделиями (ст.18, 20) и нормы Закона "Об ограничении курения табака" подлежат приведению в соответствие с названным Законом.
Утверждение положения о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, определение органов, осуществляющих лицензирование, отнесено ст.5 Закона о лицензировании к полномочиям Правительства РФ.
В настоящее время действует Положение о лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями (далее Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N 337*(3), с изменениями от 3 августа 2000 г. Оно применяется в части, не противоречащей положениям Закона о лицензировании.
Данный нормативный правовой акт устанавливает, в частности, порядок лицензирования деятельности по производству табачных изделий (сигарет, папирос, курительного табака, трубочного табака, сигар, сигарилл), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Можно заметить, что перечень табачных изделий не в полной мере соответствует тому, который установлен в ст.1 Закона "Об ограничении курения табака". Отсюда следует, что толковать понятие "табачные изделия" необходимо в том значении, в котором оно дано Законом - как актом более высокой юридической силы.
Пунктом 2 Положения устанавливается, что выдача лицензий на производство табачных изделий осуществляется МНС России. Указанные лицензии действуют на всей территории Российской Федерации.
Для получения лицензии в лицензирующий орган представляются следующие документы:
заявление о выдаче лицензии с указанием полного и краткого наименования юридического лица, юридического адреса (фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя), адреса места фактического осуществления деятельности (адрес производства, склада) и условий осуществления производства и хранения (на собственном оборудовании, складе, на арендованных площадях, оборудовании и т.п.), номера расчетного счета и реквизитов банка, лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться;
копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная нотариально, - для индивидуальных предпринимателей;
копии платежного поручения и выписки банка, подтверждающих уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;
справки территориального налогового органа о постановке соискателя лицензии на учет с указанием индивидуального номера налогоплательщика и об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
документы о производственных мощностях и сведения о техническом оснащении соискателя лицензии, позволяющем производить табачные изделия, обеспечивать их хранение и отгрузку, копии документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, зданиями, сооружениями, помещениями, которые будут использоваться при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
сведения о наличии нормативно-технической документации, каталогов продукции, сертификатов соответствия продукции, выданных органами Госстандарта России, свидетельств на владение товарными знаками (знаками обслуживания);
копия письма Госкомстата России о внесении соискателя лицензии в Единый государственный реестр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования;
сведения о пропускном и внутриобъектном режиме, заключение органов МВД России об оснащенности производственных и складских помещений средствами охранной и пожарной сигнализации;
заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных (складских) помещений организации - соискателя лицензии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности;
сведения о наличии лаборатории по техническому контролю производства табачных изделий.
Помимо этого ст.9 Закона о лицензировании устанавливает необходимость предоставления сведений о квалификации работников соискателя лицензии.
Требовать от соискателя представления документов, не предусмотренных Положением, запрещается.
Пункт 5 Положения устанавливает обязанность соискателя лицензии в десятидневный срок сообщить лицензирующему органу о внесении изменений в учредительные документы и изменении условий осуществления лицензируемой деятельности.
Все документы, представляемые в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате их приема. С этого момента начинается течение срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Положением предусмотрено, что соискателю лицензии направляется (вручается) уведомление о выдаче лицензии (в письменной форме) с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. Лицензия выдается не позднее трех дней со дня представления документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, и оформленной в установленном порядке доверенности на лицо, уполномоченное от имени лицензиата на получение лицензии. В случае неуплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
Пунктом 9 Положения установлено, что лицензия выдается на срок не менее трех лет. Однако ст.8 Закона о лицензировании закрепляет иное правило, согласно которому срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Поэтому в данном случае должна применяться норма Закона.
Названным Законом установлено, что в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных ее соискателем, недостоверной или искаженной информации, а также отрицательное заключение по представленным документам, отрицательный результат обследования, установившего несоответствие соискателя требованиям, предъявляемым к осуществлению заявленного вида деятельности.
Весьма важно положение, содержащееся в Законе о лицензировании, ст.9 которого установлено, что не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии (в письменной форме и с указанием причин) направляется (вручается) соискателю лицензии в течение трех дней после принятия решения.
Соискатель лицензии вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, отказ лицензирующего органа в ее предоставлении или его бездействие (п.4 ст.9 Закона о лицензировании).
Положением установлено, что при обжаловании отказа в выдаче лицензии в административном порядке соискатель имеет право требовать проведения независимой экспертизы, которое должно производиться за счет его средств. При получении от соискателя письменного заявления о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о необходимости проведения независимой экспертизы лицензирующий орган формирует из независимых экспертов комиссию. Эта комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления должна рассмотреть представленные соискателем документы, провести проверку их соответствия лицензионным требованиям и условиям и подготовить экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа. При этом в состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Соискателю лицензии направляется список экспертов, включенных в комиссию. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения данного эксперта к экспертизе. Кроме того, он может присутствовать при работе комиссии без права вмешательства в ее работу.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение трех дней после его принятия. При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение трех дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в ее выдаче соискатель лицензии вправе обратиться в суд.
Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в следующих случаях:
выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контролирующими органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
неосуществления лицензируемой деятельности в течение года со дня выдачи лицензии;
невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
При осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующие органы в соответствии с п.2 ст.12 Закона о лицензировании имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании их результатов акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
выносить предупреждение лицензиату.
Срок, на который приостанавливается действие лицензии, не может превышать шести месяцев. В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено.
Положение в ч.2 п.16 предусматривает, что после представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в течение 20 дней на основании проверки их фактического устранения принять решение о возобновлении (невозможности возобновления) действия лицензии и в течение трех дней после его принятия уведомить об этом лицензиата.
В Законе о лицензировании содержится указание, согласно которому плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления не продлевается (абз.4 п.1 ст.13).
Указанным Федеральным законом устанавливается, что лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) при выявлении лицензирующими органами неоднократных нарушений либо грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Одновременно с подачей в суд заявления об аннулировании лицензии лицензирующий орган вправе приостановить ее действие до вступления в силу решения суда.
Лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании письменно, с указанием обоснования информирует об этом лицензиата.
Решение о приостановлении действия лицензии и о ее аннулировании может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Лицензирующие органы ведут реестры на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре, открыта для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Эта информация в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату, размер которой составляет 10 руб. А плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
Законом о лицензировании установлено, что срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать трех дней со дня поступления соответствующего заявления.
Кроме того, ст.15 Закона предусмотрен лицензионный сбор в размере 300 руб., который взимается за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Аза предоставление самой лицензии установлен сбор в размере 1000 руб.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является важной задачей государства.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Такое определение этого понятия дано в ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(4).
В соответствии с гл.VI названного Закона Правительство РФ 24 июля 2000 г. приняло постановление N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"*(5).
Госсанэпидслужба России - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в стране, т.е. деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны его здоровья и среды обитания.
Основными задачами Службы являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения России, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения.
Пунктом 4 Положения о Госсанэпидслужбе России определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, каковым является Минздрав России.
Органы и учреждения службы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения вышестоящим органам и учреждениям и главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании основная его задача - установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Эти требования закрепляются в государственных санитарно-эпидемиологических правилах (санитарных правилах, санитарных правилах и нормах, санитарных нормах, гигиенических нормативах), где содержатся:
гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
В соответствии с п.12 названного Положения юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные Минздравом России санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения поступления на потребительский рынок страны опасной для человека продукции Минздравом России издан приказ от 15 августа 2001 г. N 325 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции"*(6), которым были утверждены:
Порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции (приложение 1);
Продукция, подлежащая санитарно-эпидемиологической экспертизе (приложение 2);
Продукция, подлежащая эпидемиологической экспертизе в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России (приложение 3).
Приказом установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения, выданные органами и учреждениями Госсанэпидслужбы, действуют на всей территории Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции, производимой на территории Российской Федерации и ввозимой из-за рубежа, едины на всей территории страны.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции устанавливает общие требования к проведению поименованной в его названии экспертизы на установление соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарным правилам.
Экспертиза продукции проводится органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами.
По результатам экспертизы продукции выдается санитарно-эпидемиологическое заключение установленного образца о соответствии (не соответствии) продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и вносится в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Формы этих заключений утверждены приказом Минздрава России от 27 октября 2000 г. N 381.
Право подписи указанных заключений в соответствии с п.5 названного Порядка имеют главные государственные санитарные врачи и их заместители.
Экспертиза продукции в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России осуществляется на основании экспертных заключений НИИ Минздрава и РАМН, аккредитованных в установленном порядке на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Проведение экспертизы продукции осуществляется на договорной основе.
Копии заключений заверяются в установленном порядке органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России, выдавшими заключение, защищаются двумя голографическими знаками в местах их размещения на оригинале.
Экспертизе подлежит продукция:
производимая в Российской Федерации - при постановке продукции на производство; при изменении состава, комплектации, конструкции, технологического процесса производства, нормативной или технической документации на продукцию; опытная партия продукции;
ввозимая на территорию Российской Федерации;
при истечении срока действия ранее выданного заключения.
Экспертиза продукции включает:
прием и регистрацию заявки на проведение экспертизы;
определение необходимого ее объема;
оформление договора на оплату работ, связанных с экспертизой;
проведение экспертизы документации;
проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
принятие решения по результатам экспертизы продукции;
выдачу заключения и внесение его в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
При экспертизе продукции с обследованием условий производства одновременно проводится и обследование условий производства.
Для проведения экспертизы продукции заявитель представляет следующие документы:
- для отечественной продукции:
нормативную и (или) техническую документацию на нее (технические условия, технологические инструкции, состав продукции др.);
протоколы испытаний продукции (при их наличии);
другие документы, подтверждающие безопасность продукции;
образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;
- для импортной продукции:
документ организации-изготовителя, подтверждающий безопасность продукции;
сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченными на то органами;
протоколы испытаний продукции (при их наличии);
образцы продукции в количестве, необходимом для такой экспертизы;
техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;
для пищевых продуктов, парфюмерно-косметических средств, средств гигиены полости рта, товаров бытовой химии - образцы или макеты этикеток;
контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции.
При этом документы страны-производителя (поставщика) должны быть представлены с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Срок проведения экспертизы продукции определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, но не может превышать двух месяцев. Для вновь разрабатываемой отечественной продукции, а также при необходимости проведения дополнительных исследований этот срок может быть увеличен до трех месяцев.
Срок действия заключения составляет пять лет, на опытную партию продукции - до одного года.
Экспертиза продукции с обследованием условий производства осуществляется на добровольной основе по заявлению производителя и проводится с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на всю производимую номенклатуру продукции. Она включает:
прием и регистрацию заявки на проведение гигиенической оценки продукции с обследованием условий производства;
определение объема и стоимости работ, заключение договора с заявителем на проведение работ по указанной экспертизе;
проведение обследования производства и определение объема санитарно-эпидемиологической экспертизы образцов продукции в организации-заявителе;
проведение лабораторных исследований и испытаний образцов продукции;
принятие решения по результатам экспертизы продукции и обследования производства;
оформление, выдачу заключения и внесение его в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
Экспертизу отечественной продукции с обследованием условий производства осуществляют специалисты органов и учреждений Госсанэпидслужбы России при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Экспертизу продукции с обследованием условий производства, расположенного за пределами Российской Федерации, осуществляет Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России либо по его поручению органы и учреждения Госсанэпидслужбы России.
При обследовании организации-производителя, расположенной за пределами Российской Федерации и поставляющей продукцию на ее территорию, оцениваются:
наличие в организации-производителе необходимых условий для производства данного вида продукции;
производственный контроль за качеством исходного сырья, технологией производства и показателями безопасности конечной продукции;
соответствие выпускаемой продукции требованиям санитарных правил и норм, действующих на территории Российской Федерации.
При проведении экспертизы условий производства продукции, выпускаемой за рубежом, возможно проведение необходимых исследований и испытаний в аккредитованных зарубежных лабораториях.
В санитарно-эпидемиологическом заключении указывается вся номенклатура продукции, прошедшая экспертизу.
К числу продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России (п.15 приложения 3) отнесены и табачные изделия, включая сырье, вспомогательные материалы и аксессуары:
табачные изделия - изделия для курения, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная;
вспомогательные материалы: соусы, ароматизаторы, умягчители, бумага для производства папирос и сигарет, эссенции для табачных изделий;
мундштуки;
фильтры;
курительные трубки.
Главным государственным санитарным врачом РФ 15 октября 2000 г. было издано постановление N 10 "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и реализацией табака и табачных изделий"*(7), п.4.1 которого предприятиям и организациям, осуществляющим производство табака и табачных изделий, предписано обеспечить выпуск сигарет в соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.3.2.022-95 "Предельно допустимые уровни содержания смолы и никотина в табачных изделиях". Эти нормативы были утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 17 января 1995 г., и срок их действия неоднократно продлевался. Нормативами установлен предельно допустимый уровень содержания смолы - не более 15 мг/сиг и никотина - не более 1,3 мг/сиг. Он несколько отличается от того, который установлен в Законе "Об ограничении курения табака".
Пункт 2 ст.3 Закона устанавливает запрет на производство, импорт, оптовую торговлю и розничную продажу сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом законодатель императивно устанавливает, что показатели содержания вредных веществ не могут превышать:
для сигарет с фильтром - смолы 14 мг и никотина 1,2 мг в дыме одной сигареты;
для сигарет без фильтра - смолы 16 мг и никотина 1,3 мг в дыме одной сигареты.
Следовательно, в настоящее время допустимое содержание вредных веществ в дыме сигареты определяется непосредственно названным Законом.
В целях повышения информированности населения о вреде курения законодатель весьма подробно подошел к регулированию вопроса о том, какие предупредительные надписи в обязательном порядке должна содержать каждая упаковка (пачка) табачных изделий. Это - основная предупредительная надпись о вреде курения табака, дополнительная надпись о вреде курения табака и информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты. И размещаться они должны следующим образом.
На одной большей стороне упаковки (пачки) должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утвержденная федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне - одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:
каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;
каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещен на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.
Основная предупредительная и дополнительная надписи (без учета указания автора предупреждения о вреде курения - федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) должны занимать на упаковке (пачке) не менее 4% площади каждой большей ее стороны.
На одной из боковых сторон каждой упаковки (пачки) сигарет должна быть помещена еще и информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Эта надпись также должна занимать не менее 4% площади боковой стороны упаковки.
К надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования. Она должна быть четкой и легко читаемой, расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность ее при открывании упаковки (пачки), не должна быть напечатана на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале.
В настоящее время в соответствии с упомянутым ранее постановлением Главного государственного санитарного врача РФ рекомендованы следующие надписи на потребительской упаковке табачных изделий:
"Курение вызывает рак";
"Курение - причина раковых заболеваний";
"Курение - причина заболеваний сердца";
"Курение - причина смертельных заболеваний";
"Курение вызывает сердечно-сосудистые заболевания";
"Курение вызывает привыкание";
"Курение убивает";
"Курение может убить";
"Курение вызывает хронический бронхит";
"Защитите детей - не заставляйте их дышать дымом ваших сигарет";
"Отказ от курения снижает риск серьезных заболеваний";
"Минздрав России предупреждает: курение опасно для вашего здоровья".
Законодательством установлено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавец) и о товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"*(8) (в действующей редакции) установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг) информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ;
цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности, указанным в п.4 ст.7 Закона "О защите прав потребителей";
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), ему должна быть предоставлена информация об этом.
Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведений потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 435*(9) утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. В нем установлено, что информация доводится до потребителей товара посредством справки к грузовой таможенной декларации, составляемой по форме, утвержденной этим же постановлением.
При реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. В случае если товар реализуется его собственником через принадлежащую ему розничную торговую сеть, то каждая торговая точка должна иметь копию такой справки. При реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку копией такой справки и дополнительно указывает в ней местонахождение этой точки и номер лицензии на торговлю подакцизными товарами.
В целях усилением контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории Российской Федерации табака и табачных изделий постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648*(10) (и изм. от 29 января 2001 г.) с 1 августа 1999 г. введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории России, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.
Установлено, что ответственными за маркировку специальными марками табака и табачных изделий являются организации - производители этих изделий. Специальные марки оплачиваются указанными организациями с отнесением затрат на их приобретение на себестоимость табачной продукции.
Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации*(11), утверждены МНС России совместно с Минфином России. В соответствии с этими Правилами марка должна приклеиваться таким образом, чтобы она повреждалась при вскрытии потребительской тары (пачки, коробки, сувенирной коробки, пакета).
Нанесение маркировки на потребительскую тару осуществляется следующим образом:
- сигареты с фильтром, сигареты без фильтра:
пачка трехслойная из этикеточной бумаги - расположение марки на верхней торцевой поверхности по центру (на равном расстоянии от левого и правого края, с одинаковым заходом на лицевую и заднюю сторону пачки);
пачка трехслойная из картона с откидной торцевой крышкой - расположение марки на боковой торцевой поверхности или задней стороне пачки с переходом на боковую торцевую поверхность;
пачка однослойная - расположение марки на задней стороне пачки горизонтально или вертикально на равном расстоянии от левого и правого края на месте предполагаемого вскрытия пачки;
- папиросы:
расположение марки по линии разреза или на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары (пачки, коробки, сувенирной коробки);
- папиросы 1-го класса, сигары, сигариллы:
расположение марки по линии разреза или на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары (пачки, коробки, сувенирной коробки);
- табак трубочный, табак курительный:
расположение марки на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары (пачки, коробки, пакета).
Маркировка табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт, в том числе в страны СНГ, не производится.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008*(12) (в действующей редакции) введена обязательная маркировка акцизными марками установленного образца табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Цена одной акцизной марки, уплачиваемая в качестве авансового платежа по акцизам, установлена в размере 0,075 руб.
Пунктом 3 постановления запрещена реализация на территории Российской Федерации табака и табачных изделий, не маркированных указанными акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ.
Запрещен ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, за исключением случаев ввоза:
алкогольной продукции, табака и табачных изделий в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики;
алкогольной продукции, табака и табачных изделий отдельными категориями иностранных физических и юридических лиц, пользующихся таможенными льготами в соответствии с российским таможенным законодательством;
алкогольной продукции, табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с российским таможенным законодательством;
в качестве выставочных образцов и образцов для проведения сертификационных испытаний в количестве не более 5 единиц алкогольной продукции (бутылок или иной тары) и 200 штук табачных изделий каждого наименования.
Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, указанного в п.7 постановления, в соответствии с российским законодательством. Размер обеспечения определяется таможенными органами Российской Федерации исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам,выпускаемым для свободного обращения и происходящим из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием Российской Федерации о свободной торговле и о таможенном союзе.
Пункт 7 постановления устанавливает, что при покупке акцизных марок лицо, их приобретающее, представляет таможенным органам обязательство, предусматривающее выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:
ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на ее территории;
размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
возврат поврежденных и (или) неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.
В случае невыполнения обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено.
Образцы акцизных марок для маркировки табачных изделий утверждены приказом ГТК России от 3 ноября 1999 г. N 749*(13) (с изм. от 21 марта 2001 г.).
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, т.е. поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности по охране здоровья граждан является формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры. Это не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в Российской Федерации, снижение распространенности табакокурения на 20% приведет к уменьшению на 5% заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний.
Принимая во внимание необходимость соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, Законом "Об ограничении курения табака" введен запрет розничной продажи сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучной розничной продажи сигарет и папирос. А с учетом запрета розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет п.4 ст.3 Закона вводится запрет на продажу табачных изделий с использованием автоматов, так как в данном случае не представляется возможным осуществлять контроль за возрастом покупателя.
Законодатель также устанавливает запрет розничной продажи табачных изделий в организациях здравоохранения и культуры, а также в образовательных и физкультурно-спортивных организациях.
Закономерно возникает вопрос, что следует понимать под перечисленными организациями.
Законодательство об охране здоровья граждан не содержит легального определения организаций здравоохранения. Между тем исходя из анализа содержания ст.12, 13, 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и п.4 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации под такими организациями следует понимать органы управления здравоохранением, Российскую академию медицинских наук, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры санитарно-эпидемиологического надзора и подобные организации независимо от их формы собственности.
В соответствии со ст.12 Закона РФ "Об образовании"*(14) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е.реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Установлено, что образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений), при этом действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно п.4 названной статьи к образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные;
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
учреждения дополнительного образования взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
учреждения дополнительного образования;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
учреждения дополнительного образования детей;
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Следует также отметить, что п.8 рассматриваемой статьи предоставлена возможность образовательных учреждений образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Законом установлено, что указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
Легальным определением организаций культуры российское законодательство не оперирует. Под культурной понимается деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, определение которых содержится в ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре*(15). С учетом этого под организациями культуры можно понимать организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, языков, диалектов и говоров, национальных традиций и обычаев, исторических топонимов, фольклора, художественных промыслов и ремесел, произведений культуры и искусства, результатов и методов научных исследований культурной деятельности, имеющих историко-культурную значимость зданий, сооружений, предметов и технологий, уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов.
Под физкультурно-спортивной организацией в соответствии со ст.2 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(16) понимается одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. При этом физическая культура определяется как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности, а спорт как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Целесообразно отметить поэтапность вступления в силу Закона "Об ограничении курения табака". Первоначально текст его был опубликован в "Российской газете" 14 июля 2001 г. - следовательно, отсчет сроков вступления в силу его отдельных положений необходимо производить именно с указанной даты.
Можно выделить четыре этапа вступления в силу этого Закона.
1. По прошествии шести месяцев со дня его официального опубликования он вступает в силу, за исключением п.2 и 3 ст.3 и п.2 ст.7.
2. Через один год со дня его официального опубликования вступает в силу п.2 ст.7, устанавливающий, что общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.
3. С 1 января 2003 г. - п.2 ст.3 в части запрета производства и импорта табачных изделий, а также п.3 той же статьи.
4. С 1 января 2004 г. - п.2 ст.3 в части запрета оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий.
Достаточно сложная процедура вступления в силу этого акта имеет определенные обоснования. Это объясняется:
необходимостью формирования соответствующего общественного мнения;
определенным временем для подготовки изменений в образовательные программы;
реализацией произведенных в Российской Федерации и ввезенных на ее территорию табачных изделий, которые не отвечают требованиям, установленным Федеральным законом, что также требует времени;
необходимостью подготовки и реализации соответствующих мер по ограничению курения табака со стороны Правительства РФ, налаживанию взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В заключение следует обратить внимание на то, что, несмотря на принятие Закона "Об ограничении курения табака", по-прежнему существует большое количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по производству табачных изделий, их оптовой торговле и розничной продаже, не ликвидированы отдельные пробелы в законодательстве. К сожалению, Закон вызывает большое количество вопросов, решение которых задача различных органов государственной власти. Один из его существенных недостатков заключается в том, что Закон содержит большое количество отсылочных норм. При этом нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти не всегда должным образом скоординирована. Не стоит упускать из виду и тот факт, что в ряде случаев действуют правила, установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таковы в общих чертах особенности правового регулирования в рассматриваемой сфере.
А.В. Минашкин,
научный сотрудник отдела административного законодательства
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 8, август 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российская газета. - 2001. - N 133; СЗ РФ. - 2001. - N 29. Ст.2942.
*(2) СЗ РФ. - 2001. - N 33. - Ч.I. - Ст.3430.
*(3) СЗ РФ. - 2000. - N 167. - Ст.1723.
*(4) СЗ РФ. - 1999. - N 14. - Ст.1650.
*(5) СЗ РФ. - 2000. - N 31. - Ст.3295.
*(6) БНА РФ. - 2001. - N 44.
*(7) Финансовая Россия (Приложение). - 2000. - N 46.
*(8) Ведомости ВС РФ. - 1992. - N 15. - Ст.766.
*(9) СЗ РФ. - 1996. - N 16. - Ст.1904.
*(10) СЗ РФ. - 1999. - N 25. - Ст.648.
*(11) Финансовая Россия. - 1999. - N 29.
*(12) СЗ РФ. - 1999. - N 37. - Ст.4502.
*(13) Таможенные ведомости. - 2000. - N 3.
*(14) Ведомости ВС РФ. - 1992. - N 30. - Ст.1797.
*(15) Ведомости ВС РФ. - 1992. - N 46. - Ст.2615.
*(16) Российская газета. - 1999. - N 87.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности правового регулирования деятельности по производству табачных изделий и оптовой торговле ими
Автор
А.В. Минашкин - научный сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2002, N 8