Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу министерства труда
социальной защиты
Саратовской области
от 14.10.2022 N 1200
"Приложение N 2
к приказу министерства труда
социальной защиты
Саратовской области
от 13.09.2021 N 1008
Руководство
по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения регионального контроля (надзора):
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Саратовской области от 10 сентября 2021 года N 753-П "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты".
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, оценка которых осуществляется при проведении регионального контроля (надзора):
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) (пункты 2, 5 части 1 статьи 20, статьи 21-22, статья 24);
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 13.2, абзацы 1, 3 пункта 3 статьи 25);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2576 "О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 366 "Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 года N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" (приложение N 5);
- Закон Саратовской области от 28 февраля 2005 года N 20-ЗСО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов";
- Постановление Правительства Саратовской области от 28 мая 2007 N 214-П "Об установления минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов".
Согласно Закону Саратовской области от 28 февраля 2005 года N 20-ЗСО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" (далее - Закон Саратовской области) в Саратовской области работодателям, численность работников которых составляет от 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - два процента среднесписочной численности работников.
С 1 марта 2022 года вступила в силу статья 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закона), согласно которой при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Нормы о расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты, исходя из среднесписочной численности работников в части исключения учета численности лиц, работающих по совместительству, а также в части использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда при исчислении квоты, упразднены.
Кроме того, упразднена норма об освобождении от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов общественных объединений инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Аналогичные изменения внесены в Закон Саратовской области.
Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.
Новые требования также отражены в п.п. 5-6 статьи 13.2 Закона, а именно:
Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 366, утвердившее Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место (далее - Правила). Правила определяют порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидами на любое рабочее место.
Согласно Правилам квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета.
Квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Перерасчет квоты для приема на работу инвалидов осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.
Квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее - соглашение).
В соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, условия оборудования рабочего места инвалида, необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида, при необходимости условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у индивидуального предпринимателя, у которых трудоустраивается инвалид, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения и прочие условия.
В случае если организации, индивидуальному предпринимателю, у которых трудоустраивается инвалид, установлена квота для приема на работу инвалидов, то инвалиды, трудоустроенные в соответствии с соглашением, не учитываются в счет установленной им квоты.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения.
В случае обращения работодателя государственные учреждения службы занятости населения оказывают работодателю содействие в подборе кадров из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов, а также реализуют иные меры, предусмотренные законодательством о занятости населения и направленные на трудоустройство инвалидов.
На предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (ч. 1 постановления Правительства Саратовской области от 28 мая 2007 года N 214-П "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов").
На предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (ч. 2 постановления Правительства Саратовской области от 28 мая 2007 года N 214-П "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов").
На предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет 3 специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников, превышающую 1000 человек (ч. 3 постановления Правительства Саратовской области от 28 мая 2007 года N 214-П "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов").
Пример: организация со среднесписочной численностью 200 человек, из которых 100 работников осуществляют трудовую деятельность на рабочих местах, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Для исчисления квоты из среднесписочной численности (200) вычитаем численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда (100):
200 - 100 = 100 работников.
Умножаем полученною численность работников на размер установленной в регионе квоты (2% или на 0,02):
100 работников * 2% = 2 работника (это размер квоты для данной организации).
Устанавливаем минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в данной организации в пределах установленной квоты:
Поскольку численность работников организации составляет от 101 до 500 человек, то минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в данной организации составляет 1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 2576 установлен Порядок представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Постановление), в том числе в части ежемесячного представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - Информации).
Работодатели представляют Информацию одним из следующих способов по их выбору:
а) посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа), в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);
б) в органы службы занятости непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, представляют Информацию посредством размещения на единой цифровой платформе, в том числе с использованием единого портала.
Согласно Постановлению требования в части обязательного использования единого портала применяются с 1 января 2023 года.
Форма представления работодателем Информации утверждена приложением N 5 к приказу министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 года N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения".
При соблюдении обязательных требований следует обращать внимание на:
а) правильность расчета квоты рабочих мест для инвалидов (в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условия труда по результатам специальной оценки условий труда);
б) выполнение работодателем квоты в установленном порядке;
в) создание специальных рабочих мест в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов (при необходимости);
г) своевременность и полноту сведений, представляемых в органы службы занятости.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 10 сентября 2021 года N 753-П "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" при несоблюдении работодателем обязательных требований по созданию и выделению специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты на протяжении 12 месяцев, предшествующих месяцу формирования плана контрольных (надзорных) мероприятий на очередной год (для работодателей, численность работников которых составляет от 101 человека), объект контроля относится к категории среднего риска; при несоблюдении обязательных требований по своевременному, полному и достоверному представлению сведений и информации на протяжении 12 месяцев, предшествующих месяцу формирования плана контрольных (надзорных) мероприятий на очередной год, объект контроля относится к категории умеренного риска.
Виды и содержание контрольных (надзорных) мероприятий определяются в зависимости от отнесения объектов к категориям риска.
За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
за непредставление или несвоевременное представление в центры занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность."
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 14 октября 2022 г. N 1200 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.