В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Приморского края от 13 июля 1998 года N 14-КЗ "О пожарной безопасности в Приморском крае", постановлением Администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па "Об утверждении Положения о Приморской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Приморского края от 16 января 2020 года N 10-пп "Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского края" Правительство Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Приморского края.
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Первый вице-губернатор Приморского края - |
В.Г. Щербина |
Утвержден
постановлением Правительства
Приморского края
от 18.10.2022 N 705-пп
Порядок
организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Приморского края
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Приморского края, за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ландшафтные пожары), силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Приморского края (далее - РСЧС), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящий Порядок разработан в целях:
1) оперативного реагирования на поступающую информацию о возникающих на территории Приморского края ландшафтных пожарах;
2) организации межведомственного взаимодействия при тушении ландшафтных пожаров;
3) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ландшафтными пожарами на территории Приморского края.
1.3. Организация тушения ландшафтных пожаров включает в себя:
1) разработку и утверждение сводного плана тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных на территории Приморского края (далее - Сводный план);
2) оснащение сил РСЧС техникой, средствами пожаротушения, аварийно-спасательным оборудованием в соответствии с действующим законодательством;
3) поддержание сил РСЧС в состоянии готовности;
4) организацию связи и взаимодействия между силами РСЧС;
5) координацию действий сил и средств РСЧС по тушению ландшафтных пожаров;
6) руководство тушением ландшафтных пожаров.
1.4. Сводный план разрабатывается на срок не более трех лет и утверждается Губернатором Приморского края. Корректировка Сводного плана проводится ежегодно не позднее 1 марта текущего года, а также по мере необходимости.
Разработка проекта Сводного плана и его корректировка осуществляется министерством по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края (далее - министерство ГОЧС) на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, органами исполнительной власти Приморского края и другими заинтересованными организациями.
Проект Сводного плана подлежит согласованию с руководителями органов исполнительной власти Приморского края, силы и средства которых привлекаются к тушению ландшафтных пожаров на территории Приморского края.
Сводный план, его корректировка не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения размещаются министерством ГОЧС на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также направляются в форме электронного документа главам городских и муниципальных округов, муниципальных районов Приморского края.
Выписки из Сводного плана направляются администрациями городских и муниципальных округов, муниципальных районов Приморского края (далее - администрации муниципальных образований) главам городских и сельских поселений, а также организациям, силы и средства которых задействованы в тушении ландшафтных пожаров, не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения Сводного плана или его корректировки.
1.5. К тушению ландшафтных пожаров привлекаются силы и средства РСЧС, которые обеспечивают выполнение мероприятий согласно Сводному плану. Привлечение сил и средств РСЧС к тушению ландшафтных пожаров осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и Сводным планом.
1.6. Для обеспечения взаимодействия сил и средств РСЧС при тушении ландшафтных пожаров используются системы связи и оповещения, представляющие собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил РСЧС.
1.7. Организации, независимо от их организационно-правовой формы, владеющие на праве собственности и ином праве земельными участками за пределами границ населенных пунктов, в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители, за счет собственных средств создают и поддерживают в готовности силы и средства, предусмотренные Сводным планом для тушения ландшафтных пожаров на соответствующих территориях и недопущения их распространения на прилегающие земли, принимают меры по локализации возгораний, обнаруженных и действующих на указанных земельных участках, до прибытия лесопожарных формирований или подразделений пожарной охраны, оказывают содействие в тушении ландшафтных пожаров.
1.8. Функции по координации действий сил и средств РСЧС по тушению ландшафтных пожаров осуществляются:
на региональном уровне (в пределах территории Приморского края) - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского края (далее - КЧС и ПБ Приморского края) и оперативным штабом КЧС и ПБ Приморского края (далее - региональный оперативный штаб);
на муниципальном уровне - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов Приморского края (далее - КЧС и ПБ муниципального образования) и оперативными штабами КЧС и ПБ муниципальных образований (далее - муниципальный оперативный штаб).
1.9. Региональный оперативный штаб и муниципальный оперативный штаб являются постоянно действующими органами соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) и создаются на период пожароопасного сезона.
1.10. Указания КЧС и ПБ и оперативных штабов обязательны для исполнения всеми силами РСЧС, задействованными в тушении ландшафтных пожаров.
1.11. Органами повседневного управления в сфере тушения ландшафтных пожаров являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Приморского края (далее - ЕДДС).
1.12. Статистический учет ландшафтных пожаров в соответствии с действующим законодательством осуществляется Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - ГУ МЧС России по Приморскому краю).
II. Реагирование органов управления РСЧС на возникновение ландшафтных пожаров
2.1. Органы исполнительной власти Приморского края, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, организации независимо от их организационно-правовой формы, в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители, граждане обязаны незамедлительно представить информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях в лесах и иных природных средах в ЕДДС в границах муниципального образования, на территории которого обнаружена термическая аномалия, очаги горения и задымления, либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112".
2.2. Оперативный учет ландшафтных пожаров осуществляет ЕДДС.
Оперативный учет ландшафтных пожаров, тушение которых осуществляется силами лесопожарных формирований за счет средств бюджета Приморского края, осуществляет Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Приморского края (далее - РДС).
2.3. ЕДДС и РДС осуществляют взаимообмен информацией о вновь обнаруженных, действующих и ликвидированных ландшафтных пожарах, представляют указанную информацию в региональный оперативный штаб и Центр управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по Приморскому краю (далее - ЦУКС) в установленные сроки и соответствующие временные интервалы.
2.4. ЕДДС осуществляют повседневное управление в сфере тушения ландшафтных пожаров, в том числе:
1) оперативный дежурный ЕДДС ежедневно:
проверяет и уточняет реестр патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, списки лиц, входящих в их состав, контактные телефоны, порядок радиообмена, маршруты указанных групп на период осуществления дежурства;
принимает доклады от старших патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп по любому доступному каналу связи о ходе патрулирования, выборочно в целях проверки инициативно связывается со старшими указанных групп;
2) оперативно обрабатывает поступающую информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях из любых источников информации;
3) после приема информации о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях незамедлительно доводит информацию о местонахождении термических аномалий, очагов горения и задымлений до главы муниципального образования, ответственных должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования, собственников земельных участков, на которых они обнаружены, руководителей лесопожарных формирований, должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, в региональный оперативный штаб и до других заинтересованных должностных лиц;
направляет ближайшие к месту термических аномалий, очагов горения и задымления патрульно-маневренные группы;
4) после подтверждения информации о вновь обнаруженных ландшафтных пожарах:
доводит указанную информацию до РДС, вносит сведения об их параметрах в единый информационный модуль "Оперативный отчет" и в мобильное приложение МЧС России "Термические точки";
привлекает к тушению ландшафтных пожаров силы и средства РСЧС в соответствии со Сводным планом.
2.5. Руководителем тушения ландшафтного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации либо работник лесничества.
До его прибытия организацию мероприятий по локализации ландшафтного пожара осуществляет старшее должностное лицо иного пожарного формирования либо должностное лицо органа местного самоуправления.
2.6. При возникновении угрозы перехода ландшафтного пожара на территорию населенных пунктов в соответствии с расписанием выезда местных пожарно-спасательных гарнизонов, планом привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона Приморского края для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Приморского края и Сводным планом привлекаются подразделения государственной противопожарной службы. Руководителем тушения ландшафтного пожара, угрожающего переходом на территорию населенных пунктов, является старшее должностное лицо подразделения государственной противопожарной службы.
До его прибытия организацию мероприятий по локализации ландшафтного пожара осуществляет старшее должностное лицо иного пожарного формирования, в том числе лесопожарного, работник лесничества либо должностное лицо органа местного самоуправления.
III. Организация деятельности патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп
3.1. В целях организации работы по предупреждению ландшафтных пожаров и принятия оперативных мер по их локализации на период пожароопасного сезона, в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку создания и организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп (2020 год), разработанными федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий), создаются:
1) решением глав городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений - патрульно-маневренные группы;
2) решением глав городских и муниципальных округов, муниципальных районов - патрульно-контрольные группы.
3.2. Количество создаваемых в муниципальном образовании патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, их численный состав определяется решением глав соответствующих муниципальных образований.
3.3. Патрульно-маневренные группы формируются из числа представителей администрации муниципального образования, членов общественных объединений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на территории муниципального образования, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, местного населения (добровольцев).
3.4. В задачи патрульно-маневренных групп входят:
1) идентификация и выявление возникших в непосредственной близости от населенных пунктов термических аномалий, несанкционированных отжигов сухой растительности, передача в ЕДДС указанной информации, а также информации о складывающейся обстановке;
2) принятие мер по локализации и ликвидации выявленных возгораний, в том числе в случае направления диспетчером ЕДДС группы как ближайшей к месту термических аномалий, очагов горения и задымления за пределами населенных пунктов, запрос дополнительных сил и средств (при необходимости) для ликвидации возгораний;
3) принятие мер к определению возможных причин возникновения загораний;
4) проведение профилактических мероприятий, направленных на обучение граждан мерам пожарной безопасности и осуществление противопожарной пропаганды;
5) передача в надзорные органы информации о фактах нарушения правил пожарной безопасности.
3.5. Патрульно-контрольные группы формируются из числа представителей администрации муниципального образования, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), лесного надзора и охраны лесов, общественных организаций.
3.6. В задачи патрульно-контрольных групп входят:
1) проведение рейдовых мероприятий по утвержденным маршрутам;
2) осуществление наблюдения за порядком проведения профилактических выжиганий сухой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях населенных пунктов;
3) осуществление контроля над выполнением собственниками и должностными лицами мероприятий по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, полос отвода автомобильных и железнодорожных дорог;
4) контроль за состоянием противопожарных минерализованных полос;
5) пресечение нарушений требований пожарной безопасности, связанных с выжиганием сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса;
6) выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере нарушения правил пожарной безопасности, с последующей передачей информации о выявленных лицах и материалов в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении их к административной и (или) уголовной ответственности.
3.7. Ответственность за создание и организацию деятельности патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп несут главы муниципальных образований.
IV. Порядок организации работы оперативного штаба КЧС и ОПБ муниципального образования
4.1. Координация действий сил и средств РСЧС на муниципальном уровне осуществляется оперативным штабом муниципального образования.
4.2. Состав оперативного штаба муниципального образования, порядок его работы определяется решением КЧС и ПБ муниципального образования или муниципальным правовым актом. Оперативный штаб муниципального образования возглавляет глава муниципального образования либо лицо, исполняющее его обязанности.
В состав оперативного штаба муниципального образования включаются начальник пожарно-спасательного гарнизона муниципального образования (либо лицо, его замещающее), представители лесничеств, лесопожарных организаций, территориальных подразделений ГУ МЧС России по Приморскому краю, районных подразделений Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, организаций, общественных объединений, добровольных пожарных формирований.
4.3. Оперативный штаб муниципального образования:
1) формирует перечень организаций, общественных объединений и их руководителей, с которыми осуществляется взаимодействие по выделению сил и средств для тушения ландшафтных пожаров;
2) определяет комплектование патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, оснащение их техникой, имуществом, средствами пожаротушения (связи, видеонаблюдения), нефтепродуктами;
3) составляет реестр патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, их списочный состав, перечень организаций и объединений, участвующих в указанных мероприятиях, уточняет наличие техники, средств связи, видеонаблюдения и пожаротушения, резерва материальных ресурсов на предупреждение и ликвидацию ландшафтных пожаров;
4) осуществляет контроль за деятельностью патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп;
5) инициирует проведение заседаний КЧС и ОПБ, разрабатывает проекты решений КЧС и ОПБ муниципального образования;
6) разрабатывает проводимые мероприятия по реагированию в соответствии с прогнозом складывающейся гидрометеорологической обстановки, класса пожарной опасности на территории муниципального образования;
7) определяет необходимость тушения ландшафтного пожара в местностях, переброска сил и средств РСЧС в которые затруднительна либо невозможна, при отсутствии угрозы дальнейшего распространения данного ландшафтного пожара;
8) готовит предложения по эффективному применению патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп и организации их маневрирования в случае ухудшения пожароопасной обстановки, оснащению средствами тушения пожаров и средствами индивидуальной защиты, организации питания, снабжения горюче-смазочными материалами и другим вопросам жизнеобеспечения привлеченных сил и средств;
9) привлекает к тушению ландшафтных пожаров силы и средства РСЧС в соответствии со Сводным планом;
10) вносит предложения по установлению особого противопожарного режима и режимов ЧС в случае повышения пожарной опасности в соответствии с действующим законодательством.
4.4. На заседаниях Оперативного штаба муниципального образования заслушиваются должностные лица органов местного самоуправления соответствующих территорий, руководители хозяйствующих субъектов, определяются достаточность привлекаемых сил и средств РСЧС, эффективность их применения, проводится корректировка действий с учетом прогноза складывающейся обстановки.
V. Действия администраций муниципальных образований при организации тушения ландшафтных пожаров
5.1. Администрации муниципальных образований:
1) формируют списки патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, определяют маршруты и время патрулирования;
2) определяют порядок оповещения, места сбора членов групп с учетом мест их проживания (работы, учебы), время сбора и реагирования (в рабочее и нерабочее время), места стоянки техники и хранения оборудования;
3) перед началом работы групп выдают средства связи, ведения наблюдения и пожаротушения, доводят порядок передачи информации до ответственных должностных лиц органов местного самоуправления, ЕДДС (о выходе на маршрут, фактах выявленных возгораний, принятых мерах для ликвидации) для формирования ведомости учета;
4) ежедневно подводят итоги работы групп, корректируют маршруты патрулирования, определяют периодичность патрулирования, способы патрулирования (пешим порядком или на автотранспорте).
VI. Руководство тушением ландшафтного пожара
6.1. Руководитель тушения ландшафтного пожара:
1) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации ландшафтного пожара;
2) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения ландшафтного пожара, безопасность лиц, участвующих в тушении пожара;
3) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению ландшафтного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при ландшафтном пожаре, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, попавших в зону ландшафтного пожара;
4) взаимодействует с ЕДДС и оперативным штабом муниципального образования;
5) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении ландшафтного пожара;
6) не оставляет место ландшафтного пожара до его локализации или ликвидации.
6.2. Способы и особенности тушения ландшафтного пожара определяются руководителем тушения ландшафтного пожара исходя из вида ландшафтного пожара в соответствии с Методикой тушения ландшафтных пожаров, утвержденной заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 14 сентября 2015 года N 2-4-87-32-ЛБ.
6.3. Выбор способа и тактики тушения ландшафтного пожара зависит от характера самого пожара, условий, в которых он действует, имеющихся в распоряжении сил и средств пожаротушения.
6.4. Работы по тушению ландшафтных пожаров должны обеспечивать локализацию и ликвидацию ландшафтных пожаров в кратчайшие сроки.
6.5. Лица, осуществляющие тушение ландшафтного пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
VII. Задачи оперативного штаба КЧС и ОПБ приморского края при организации тушения ландшафтных пожаров
7.1. Основными задачами оперативного штаба КЧС и ОПБ Приморского края при организации тушения ландшафтных пожаров являются:
1) организация готовности сил и средств РСЧС к обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики, инфраструктуры и ликвидации ландшафтных пожаров;
2) обеспечение координации деятельности, контроля за выполнением превентивных мероприятий и непосредственно тушения ландшафтных пожаров, подготовка решений (указаний), обязательных для исполнения всеми силами РСЧС;
3) внесение предложений по установлению особого противопожарного режима и режимов функционирования РСЧС в случае повышения пожарной опасности в соответствии с действующим законодательством;
4) обеспечение организации тушения ландшафтных пожаров, несущих угрозу населенным пунктам Приморского края, силами государственной противопожарной службы Приморского края;
5) содержание в постоянной готовности имущества резерва материальных ресурсов, предназначенного для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края и первоочередного обеспечения пострадавшего населения и формирований, осуществляющих ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
6) организация взаимодействия с РДС, ЕДДС, ЦУКС;
7) организация межмуниципального маневрирования при недостаточности муниципальных сил и средств РСЧС для тушения ландшафтных пожаров, решение вопроса о привлечении сил и средств РСЧС регионального уровня, не включенных в Сводный план.
8) подготовка предложений о выделении дополнительных сил и средств федерального уровня при недостаточности муниципальных и региональных сил и средств для тушения ландшафтных пожаров, угрожающих переходом на земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, территорию населенных пунктов, объекты инфраструктуры и экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Приморского края от 18 октября 2022 г. N 705-пп "Об утверждении Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Приморского края"
Вступает в силу с 19 октября 2022 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 октября 2022 г. N 2501202210190005, в "Приморской газете" от 20 октября 2022 г. N 80