Представление налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год
Несмотря на то что 1 июля 2002 г. истек срок подачи юридическими лицами налоговых деклараций по земельному налогу за текущий год, у плательщиков этого налога возникают вопросы по порядку представления в налоговые органы налоговой декларации, внесения изменений в нее, возврата сумм излишне уплаченного налога. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
В соответствии со ст.80 части первой НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Сводная налоговая декларация по земельному налогу согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" заполняется и представляется плательщиком земельного налога в налоговый орган по каждому земельному участку ежегодно не позднее 1 июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года налоговая декларация представляется в течение месяца с момента их представления. Непредставление налогоплательщиком до 1 июля налоговой декларации по земельному налогу влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, считая с 1 июля, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб., а непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней (считая с 1 июля) влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Форма сводной налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.02 г. N БГ-3-21/197 взамен ранее действовавшей, утвержденной приказом МНС России от 6.03.2000 г. N АП-3-04/90 (приложение N 1 к инструкции МНС России от 21.02.2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"). Новая форма налоговой декларации по земельному налогу по объему значительно превышает прежнюю и разработана с учетом возможности дальнейшего перехода на представление налоговых деклараций в налоговые органы в электронном виде.
Что касается особенностей представления налоговой декларации, то она может быть представлена в налоговый орган не только лично, но и направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
На основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, по месту нахождения налогового органа проводится камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ). Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении декларации или противоречия в представленных документах, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести в установленный срок соответствующие исправления. Если представленных для проведения камеральной проверки документов недостаточно, то налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты земельного налога.
Если налоговым органом при камеральной проверке обнаружена сумма к доплате по налогу, то налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Если налогоплательщик обнаружил, что в поданной им налоговой декларации он не отразил или не полностью отразил сведения об объекте налогообложения, то он обязан подать в налоговые органы заявление о внесении дополнений и изменений в налоговую декларацию (ст.81 НК РФ). В случае подачи заявления о дополнении и изменении налоговой декларации до момента обнаружения данного обстоятельства налоговыми органами и при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, он освобождается от ответственности за несвоевременно уплаченный налог. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подано в налоговые органы до истечения срока подачи налоговой декларации, то декларация считается поданной в день подачи заявления.
В случае излишней уплаты налога налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (ст.78 НК РФ). Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам погашения недоимки либо возврату. Как зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, так и их возврат осуществляются по письменному заявлению налогоплательщика и вынесенному на основании его решению налогового органа.
Следует отметить, что в соответствии с НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат излишне уплаченной суммы налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае нарушения указанного срока возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
В процессе осуществления налоговыми органами налогового контроля посредством камеральных и выездных налоговых проверок ими могут быть выявлены суммы излишне взысканного налога, а также пени. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику только при условии отсутствия у него недоимки (задолженности) по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат излишне взысканной с него суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат излишне взысканной суммы, как и возврат излишне начисленной, производится по заявлению налогоплательщика, поданному в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Налогоплательщик также может подать исковое заявление в суд на возврат излишне взысканной суммы в течение трех лет начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. На основании этого заявления налоговый орган в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления (а суд - в порядке искового судопроизводства) принимает решение о возврате сумм излишне взысканного налога и пени. Непосредственно возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм производят территориальные органы федерального казначейства по заключениям налоговых органов на зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Что касается земельного налога, то в соответствии со ст.17 Закона N 1738-1 пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года. Для пересмотра неправильно произведенного налогообложения кроме налоговых деклараций налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога.
По земельному налогу такими документами являются расчет земельного налога, согласованный с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, или справка комитета по земельным ресурсам и землеустройству, подтверждающие налогооблагаемую площадь с указанием градостроительной зоны, данные органов ЖКХ или БТИ, сельских органов местного самоуправления и другие документы, которые могут служить основанием для принятия решения налогового органа о начислении или возврате излишне уплаченного земельного налога (помимо заявления налогоплательщика).
А.А. Литвинцева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а