Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации МО -
Смолеевское сельское поселение
Ухоловского муниципального района
Рязанской области
от 12 мая 2022 г. N 31
Программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года включительно"
Паспорт программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского района Рязанской области на период до 2025 года включительно"
Наименование Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года включительно |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области |
Координатор Программы |
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области |
Разработчик Программы |
Акционерное общество "Рязанский центр энергоэффективности" |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года); Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Исполнители Программы |
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, структурные подразделения администрации Ухоловского района, отраслевые (функциональные) органы администрации Ухоловского района, муниципальные учреждения, осуществляющие исполнение конкретных мероприятий муниципальной программы. |
Цели и задачи Программы |
Снижение энергоемкости муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области. Стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов потребителями посредством комплексного оснащение средствами учета, контроля и автоматического регулирования потребления энергоносителей на производстве и в быту; Формирование и запуск механизмов инвестирования, а также стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе привлечение средств потребителей, путем государственной поддержки реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов; целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии; целевые показатели в государственном секторе; целевые показатели в жилищном фонде; целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры; целевые показатели в транспортном комплексе; дополнительные целевые показатели. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2022 - 2026 гг. |
Перечень подпрограмм |
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрации муниципального образования Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области. |
Перечень основных мероприятий |
по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде; по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных, в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства; по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов; по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения; по информационному обеспечению энергоэффективных мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 15 тыс. руб., в том числе за счет бюджетных источников - 15 тыс. руб., за счет внебюджетных источников - 00 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Формирование энергоэффективной и энергобезопасной модели развития муниципального образования. Снижение финансовой нагрузки на потребителей, в первую очередь население, по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов, за счет повышения их рационального использования. Высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления для решения приоритетных задач. Повышение качества жизни населения за счет повышения надежности и эффективности поставок топливно-энергетических ресурсов. Улучшение экологической ситуации в муниципальном образовании. |
Введение
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года включительно" разработана:
В соответствии с требованиями следующих документов:
Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 26 июля 2019 года) (далее по тексту - Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ);
Постановление Правительства РФ от от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Приказ Министерства регионального развития РФ от 17.02.2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации".
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 года N 1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" (с изменениями на 23 июня 2020 года).
Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 июля 2020 года N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" и на основании (с использованием данных) следующих документов:
Муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Смолеевского сельского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области на 2016 - 2026 годы, утвержденная постановлением Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области от 20.12.2016 г. N 114;
Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 26.11.2019 г. N 635;
Схема теплоснабжения Смолеевского сельского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области на период до 2028 года, утвержденная постановлением Администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 16.10.2019 г. N 547.
Муниципальная программа Ухоловского муниципального района "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Ухоловского муниципального района Рязанской области на 2020 - 2024 годы", утвержденная постановлением администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 08.11.2019 N 584.
Программа включает в себя:
анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
цели, задачи и основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы;
информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
1. Краткая характеристика муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области
Муниципальное образование - Смолеевское сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием в составе Ухоловского муниципального района.
Административное устройство и границы Смолеевского сельского поселения определяется законом Рязанской области от 07.10.2004 N 91-ОЗ "О наделении муниципального образования - Ухоловский район статусом муниципальною района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав".
Территория муниципального образования Смолеевское сельское поселение входит в состав Ухоловского муниципального района Рязанской области. Поселение, расположено в центральной части Ухоловского муниципального района и граничит:
на севере |
с территорией Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района; |
на северо-востоке |
с территорией Калининского сельского поселения Ухоловского муниципального района; |
на юго-востоке |
с территорией Коноплинского сельского поселения Ухоловского муниципального района |
на юге |
с территорией Просеченского сельского поселения Александро-Невского муниципального района; |
на юго-западе |
с территорией Бурминского сельского поселения Александро-Невского муниципального района; |
на западе |
с территорией Алешинского сельского поселения и Дегтянского сельского поселения Ряжского муниципального района; |
Административный центр поселения - село Смолеевка.
В состав сельского поселения входят 11 населенных пунктов, в которых проживает (зарегистрировано) 1122 человек (на 01.01.2021).
село Смолеевка |
437 человек |
село Лубянки |
275 человек |
село Чуриловка |
173 человека |
село Кобылино |
114 человек |
деревня Сухарево |
47 человек |
поселок станции Кензино |
44 человека |
деревня Арженеевка |
11 человек |
деревня Аксень |
6 человек |
деревня Ляпуновка |
6 человек |
поселок Марцинане |
6 человек |
деревня Колобовка |
3 человека |
Часть жилого фонда используется как дачи, поэтому в летний период население увеличивается на ~12%.
На территории сельского поселения действуют:
- Учреждения/организации муниципального образования (поселения):
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области |
- Учреждения/организации с участием государства или муниципального образования (района), осуществляющие свою деятельность на территории поселения
Учреждения культуры | |
|
Отдел Смолеевский ДК МУК МКДЦ "Ухолово" |
|
Смолеевская библиотека МУК "Ухоловская ЦБ" |
|
Лубянская библиотека МУК "Ухоловская ЦБ" |
Учреждения образования | |
|
МБОУ Смолеевская основная школа |
Учреждения здравоохранения | |
|
Смолеевский ФАП (ГБУ РО "Сараевская МБ") |
|
Лубянский ФАП (ГБУ РО "Сараевская МБ") |
|
Чуриловский ФАП (ГБУ РО "Сараевская МБ") |
Прочие | |
|
Почтовое отделение 391931 АО "Почта России" с. Кобылино |
|
Почтовое отделение 391930 АО "Почта России" с. Смолеевка |
- Предприятия/организации, действующие/зарегистрированные на территории поселения:
Сельское хозяйство | |
|
Корпорация фермерских хозяйств "Преображение" |
|
ООО "Агровектор" |
|
СПК "Маяк" |
|
КФХ "Весна" Мартынова |
Транспорт | |
|
Станция Кензино Юго-Восточной железной дороги |
|
Станция Сухаревская Юго-Восточной железной дороги |
Услуги | |
|
Столовая в с. Смолеевка |
Торговля и сервис | |
|
"Продукты" магазин с. Смолеевка |
|
"Продукты" магазин с. Лубянки |
Организации | |
|
Местная религиозная организация Христорождественская церковь с.Смолеевка Ухоловского района Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) |
Организации топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, действующие на территории поселения:
Электроснабжение | |
|
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" |
|
Сараевский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" |
Газоснабжение | |
|
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань" |
|
филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Сапожокгаз". |
Водоснабжение и водоотведение | |
|
МКП "Ухоловский коммунальщик" |
Жилищный фонд муниципального образования - Смолеевское сельское поселение насчитывает 448 домохозяйств.
Состояние ЖКХ поселения представлено в таблице 1.
Таблица 1
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Единица измерения |
2020 г. |
Общая площадь жилищного фонда - всего |
тыс. кв. м |
30,7 |
в том числе: |
|
|
муниципальный жилищный фонд |
тыс. кв. м |
3,6 |
ведомственный жилищный фонд |
тыс. кв. м |
1,9 |
жилищный фонд, находящийся в личной собственности |
тыс. кв. м |
25,2 |
Число домовладений (квартир) |
единиц |
448 |
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в ветхом и аварийном состоянии, всего |
тыс. кв. м |
- |
в том числе: - муниципального |
тыс. кв. м |
|
Оборудование жилищного фонда (в % к размеру общей площади) |
|
|
водопроводом |
% |
55 |
канализацией |
% |
|
горячим водоснабжением |
% |
|
газоснабжением |
% |
65 |
центральным отоплением |
% |
|
|
|
|
Водоснабжение |
|
|
Мощность водозаборных сооружений |
тыс. куб. м в сутки |
0,2 |
Протяженность уличной водопроводной сети |
км |
15,0 |
Канализация |
|
|
Мощность очистных сооружений |
тыс. куб. м в сутки |
|
Протяженность |
км |
|
Теплоснабжение |
|
|
Мощность источников теплоснабжения* |
Гкал/час |
|
Протяженность тепловых сетей* |
км |
|
Газификация |
|
|
Протяженность газовых сетей |
км |
19,5 |
Число газифицированных жилых домов (квартир), всего: |
единиц |
454 |
в том числе: |
|
|
сетевым газом |
единиц |
293 |
сжиженным газом |
единиц |
161 |
2. Анализ проблем, задачи, основные направления развития, перечень мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования
2.1. Жилой фонд и инфраструктура
Жилищный фонд муниципального образования - Смолеевское сельское поселение насчитывает 817 домохозяйств.
Часть домов (29%) используется как дачи, преимущественно в летний сезон, и не имеет постоянных проживающих.
Таблица 2
Населенные пункты |
Количество домохозяйств всего |
Количество хозяйств используемых как дачи, штук |
село Смолеевка |
187 |
49 |
село Лубянки |
95 |
20 |
село Чуриловка |
45 |
18 |
село Кобылино |
29 |
15 |
деревня Сухарево |
52 |
34 |
поселок станции Кензино |
17 |
12 |
деревня Арженеевка |
5 |
3 |
деревня Аксень |
2 |
2 |
деревня Ляпуновка |
6 |
5 |
поселок Марцинане |
7 |
6 |
деревня Колобовка |
3 |
3 |
Жилищный фонд полностью электрифицирован.
Домохозяйства муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области имеют индивидуальные системы отопления, использующие в качестве топлива природный газ и твердое топливо.
Централизованным водоснабжением охвачено ~55% жилого фонда поселения, 100% домохозяйств, находящихся в зоне централизованного водоснабжения, имеет вводы в водопроводную сеть.
Благоустройство поселения и уличное освещение населенных пунктов обеспечивает администрация сельского поселения.
Обеспеченность жилищного фонда и организациями приборами учета неоднородна по различным видам потребляемых ресурсов. Приборами учета электрической энергии (индивидуальными) и природного газа оборудованы все квартиры, жилые дома и административные здания. Приборами учета воды оснащены ~50% домохозяйств.
Наличие приборного учета энергетических ресурсов и воды является основным условием мотивации к повышению рационального использования данных ресурсов и энергосбережению в жилищном фонде.
Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ был предусмотрен переход на полный приборный учет в жилищном фонде до 01.01.2012 г.
На энергоэффективность жилого фонда большое влияние оказывает состояние ограждающих конструкций и внутренних инженерных систем.
Значительную долю жилищного фонда занимают дома до 1990-х годов постройки, многие из которых требуют текущих и капитальных ремонтов.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилом фонде ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.2. Системы теплоснабжение муниципального образования
Во всех домах и на предприятиях Смолеевского сельского поселения системы теплоснабжения индивидуальные.
Теплоснабжение домовладений в поселении и организаций осуществляется от индивидуальных газовых котлов (в среднем 10-25 кВт). Теплоснабжение крупных объектов теплопотребления осуществляется от газовых АТП оснащенных более мощными котлами.
Применяемая в поселении индивидуальная система отопления не позволяет проводить точный учет расходования тепловой энергии и выявлять источники наибольших технически необоснованных потерь энергии, однако по результатам анализа данных по времени строительства основной части жилых домов можно сделать вывод, что жилищный фонд характеризуется значительной энергоемкостью, что свидетельствуют о наличии потенциала энергосбережения в домах и общественных зданиях Смолеевского сельского поселения.
Основными проблемами в состоянии систем теплоснабжения, влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, является несоответствие в части энергоэффективности существующих ограждающих конструкций современным требованиям.
Основными мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение (с учетом продолжающейся газификации и более широким использованием индивидуальных газовых отопительных установок), являются:
своевременное проведение модернизации зданий (реконструкций, ремонтов) с утеплением ограждающих конструкций, применением теплоотражающих экранов и энергосберегающих окон, утеплением дверей;
своевременная модернизация, ремонт, наладка и регулирование оборудования отопительных газовых установок, в т.ч. автоматики горелок;
своевременная промывка внутренних тепловых сетей, установка автоматических регуляторов теплового потока и изолирующих материалов.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере теплоснабжения на объектах муниципального образования (здания Администрации);
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.3. Электроснабжение муниципального образования
Электроснабжение потребителей Смолеевского сельского поселения централизованное, обеспечивает:
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Передачу электроэнергии, технологическое присоединение и обслуживание сетей обеспечивает:
Сараевский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
В эксплуатации РЭС на территории поселения находятся трансформаторные подстанции, питающие электрические сети жилых и общественных зданий, производственные помещения предприятий, оборудование сетевых организаций (газ, вода) и системы уличного освещения поселения.
Принимая во внимание, что мероприятия Программы в основном направлены на обеспечение надежности и качества энергоснабжения Смолеевского сельского поселения, их реализация должна осуществляться в рамках инвестиционных программ (проектов) развития электросетевой организации. При этом необходимо учитывать мероприятия по энергосбережению.
Основное потребление электрической энергии в жилищном фонде происходит внутри жилых помещений на бытовые нужды населения. Основным фактором, влияющим на уровень потребления и рационального использования электроэнергии населением, является количество и энергоэффективность бытовых электроприборов. По сравнению с периодом строительства основной части жилищного фонда за последние годы, спектр использования бытовых электроприборов существенно расширился. Следствием этого является рост удельного потребления электрической энергии населением.
В структуре потребителей электрической энергии в Смолеевском сельском поселении население составляет около ~88% от общего объема потребления. Потребление бюджетных учреждений составляет около ~5%.
Обеспеченность приборами учета потребителей электрической энергии в целом по муниципальному образованию составляет 100%.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Общий объем потребления электроэнергии достаточно стабилен. Экономия электрической энергии населением может быть достигнута (при условии сохранения качества электроснабжения) за счет сокращения общедомового потребления в многоквартирных домах, а также применения бытовых приборов и осветительного оборудования с невысокой энергоемкостью.
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Зоной ответственности в сфере электроснабжения поселения является системы уличного освещения.
Уличное освещение в поселении отсутствует. Администрацией Смолеевского сельского поселения планируется запустить уличное освещение в 2022 году. В системе уличного освещения будут использоваться только энергоэффективные светодиодные светильники.
В настоящее время, потребление электроэнергии на цели уличного освещения поселения нет.
Основными направлениями энергосбережения в системе электроснабжения являются замена осветительных приборов на более эффективные светодиодные.
Таким образом, основными мероприятиями Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере электроснабжения на объектах муниципального образования (Администрация поселения);
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.4. Системы газоснабжение муниципального образования
На сегодняшний день газовые сети подведены во всех населенных пунктах Смолеевского сельского поселения.
Газоснабжение в поселении обеспечивает:
- ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
- филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Сапожокгаз".
На территории Смолеевского сельского поселения эксплуатируется газовые сети различного значения. Газовые сети находятся в удовлетворительном состоянии.
В настоящее время в Смолеевском сельском поселении газифицировано природным газом ~57% домовладений, часть учреждений и основная масса коммерческих организаций.
Уровень газификации жилого фонда поселения отображен в таблице 4.
Таблица 4
Населенные пункты |
Количество жилых домохозяйств всего |
Количество домохозяйств с централизованным газоснабжением |
Количество домохозяйств использующие сжиженый газ |
с. Смолеевка |
187 |
134 |
53 |
с. Лубянки |
95 |
89 |
6 |
с. Чуриловка |
45 |
43 |
2 |
с. Кобылино |
29 |
27 |
2 |
д. Сухарево |
52 |
0 |
52 |
пос. станции Кензино |
17 |
0 |
17 |
д. Арженеевка |
5 |
0 |
4 |
д. Аксень |
2 |
0 |
1 |
д. Ляпуновка |
6 |
0 |
11 |
пос. Марцинане |
7 |
0 |
7 |
д. Колобовка |
3 |
0 |
6 |
С применением приборов учета реализуется 100% объемов газа.
На территории Смолеевского сельского поселения нет заправочная станция с газовым топливом, ближайшая АЗГС находится ~45 км.
Энергосбережение в сфере газоснабжения Смолеевского сельского поселения целесообразно проводить по следующим направлениям:
- снижение потребления и повышение эффективности использования газа у потребителей, в т.ч. при выработке тепловой энергии в индивидуальных источниках тепла.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, ведомственные помещения и т.п.).
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в сфере теплоснабжения на объектах муниципального образования (здание Администрации)
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.5. Водоснабжение и водоотведение муниципального образования
Централизованное водоснабжение потребителей в Смолеевском сельском поселении существует в 4 населенных пунктах (с. Смолеевка, с. Чуриловка, с. Лубянки, с. Кобылино).
Водоотведение в домах поселения индивидуальное (выгребные ямы).
Согласно схеме водоснабжения, централизованное водоснабжение потребителей Смолеевского сельского поселения обеспечивают 5 ВЗУ с 5 артезианскими скважинами и 5 водонапорными башнями, оснащенными электрическими погружными насосами типа ЭЦВ и водопроводные сети общей 15,0 км.
Состояние водопроводной сети неудовлетворительное. Имеется много участков водопроводных сетей нуждающихся в замене (~65%). Значительное количество требующих замены водопроводных сетей приводит к увеличению количества аварий в сетях, в результате значительно растут потери воды и эксплуатационные расходы на содержание систем водоснабжения. В производственной программе обслуживающей организации (Постановление ГУ РЭК РО от 17.11.2020 N 302) потери составляют 18,96%.
Водоснабжение и водоотведение в поселении, техническое присоединение, обслуживание водопроводных сетей и ВЗУ обеспечивает:
- МКП "Ухоловский коммунальщик".
Согласно схеме водоснабжения поселения нормативный структурный баланс потребление воды в Смолеевском сельском поселении в среднем отображен на диаграмме.
Основная доля потребления воды приходится на население (около 46%) и небюджетные организации (~24%).
Доля домохозяйств, ведущих приборный учет холодной воды, составляет в среднем 51%.
Учитывая вышесказанное в системах водоснабжения и водоотведения можно выделить следующие основные проблемы:
потери воды в сетях, обусловленные высокой степенью износа сетей.
Основными мероприятиями в системе водоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
реконструкция водопроводных сетей, с заменой участков, непригодных к эксплуатации и эксплуатируемых сверх нормативных сроков эксплуатации.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (собственники жилья, производственные потребители и т.п.).
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
- информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- согласование мероприятий с программами энергосбережения и энергетической эффективности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, управляющих компаний и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
2.6. Транспортная сфера муниципального образования
Через Смолеевское сельское поселение действуют внутрирайонные маршруты пассажирского автомобильного транспорта от районного центра п. Ухолово до с. Лубянки, от районного центра п. Ухолово до с. Богородицкое, а также проходит ветка электропоездов Ряжск 1 - Моршанск со станциями Кензино и Сухаревская.
На территории Смолеевского сельского поселения нет автозаправочных станций, ближайшая АЗС находится в ~25 км.
В Смолеевском сельском поселении эксплуатировалась 1 единица муниципальной автотранспортной техники (Администрация Смолеевского сельского поселения - легковой автомобиль).
Одним из основных путей энергосбережения в транспортной сфере муниципального образования в рамках настоящей Программы рассматривается снижение потребления топлива за счет переоборудования транспортных средств для работы на компримированном газе (КПГ), сжиженном углеводородном газе (СУГ) или в комбинированном режиме.
Установка на автотранспорт приборов регистрации параметров движения также влияет на улучшение энергоэффективности работы автотранспорта.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ограничена зонами ответственности (частные и ведомственные владельцы).
Согласно Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разрабатывают и реализуют свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, основным мероприятием Программы является:
проведение мероприятий по энергосбережению в транспортной сфере Администрации муниципального образования;
информационное обеспечение мероприятий, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Перечень мероприятий, объем и источники финансирования
Основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном образовании - Смолеевское сельское поселение, являющимся самостоятельным муниципальным образованием в составе Ухоловского муниципального района - это технические мероприятия в отношении объектов и структур, находящихся в зоне ответственности муниципального образования:
Учреждение: Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области".
Мероприятия в других сферах это организационные мероприятия:
Информационное обеспечение
Пропаганда энергосбережения
Согласование мероприятий в области энергосбережения и энергетической эффективности с организациями, действующими на территории поселения
Перечень программных мероприятий в отношении учреждений рассмотрен в Подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области до 2025 года".
Перечень Программных мероприятий приведен в Таблице 6.
Таблица 6
N п/п |
Наименование мероприятия программы |
2021 - 2025 гг |
||||
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
Экономия топливно-энергетических ресурсов в год |
|||||
в натуральном выражении |
в стоимостном выражении, тыс. руб. |
|||||
источник |
объем, тыс. руб. |
кол-во |
ед. изм. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационные мероприятия |
ФБ |
|
Х |
х |
Х |
ОБ |
|
|||||
МБ |
3 |
|||||
ВИ |
|
|||||
2 |
Мероприятия программы Администрации поселения |
ФБ |
|
Х |
х |
6 |
ОБ |
|
|||||
МБ |
12 |
|||||
ВИ |
|
|||||
Итого по мероприятиям |
15 |
Х |
х |
6 |
ФБ - федеральный бюджет (целевая субсидия)
ОБ - областной бюджет (в рамках госпрограммы учредителя)
МБ - муниципальный бюджет (в рамках муниципальной программы по энергосбережению)
ВИ - внебюджетные источники
Внебюджетными источниками являются:
в сферах деятельности организаций коммунального комплекса (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, электроснабжения) - средства организаций коммунального комплекса, получаемые от потребителей за счет установления тарифов, надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Условием привлечения данных внебюджетных источников является обеспечение доступности оплаты ресурсов потребителями с учетом надбавок к тарифам и тарифов на подключение (присоединение);
в транспортном комплексе, промышленности - собственные средства организаций, получаемые от потребителей (в том числе, за счет установления тарифов);
в жилищной сфере:
- средства собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов;
- средства управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
Важным источником внебюджетного финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является энергосервисный контракт (договор).
Энергосервисные контракты - новый тип гражданско-правовых договоров, направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта, за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.
4. Социально-экономические аспекты Программы
Основными предпосылками, определяющими необходимость решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности программными методами, являются:
- тесная взаимосвязанность уровня энергосбережения и эффективности использования энергетических ресурсов и уровня социально-экономического развития сельского поселения;
- объективность и масштабность существующих проблем в сфере использования топливно-энергетических ресурсов.
Использование топливно-энергетических ресурсов имеет значительную социальную составляющую. Одним из основных потребителей энергетических ресурсов является жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление услуг электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения). Неэффективное использование ресурсов приводит к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов приводит и к неэффективным расходам бюджета муниципального образования.
Использование топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с экологической безопасностью. Экологическая составляющая является важным фактором, определяющим условия и качество жизни населения в области. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов должно привести к соответствующему снижению нагрузки на окружающую среду.
5. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией учреждения.
Основными функциями Администрации муниципального образования по реализации Программы являются:
реализация мероприятий Программы;
заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
подготовка и уточнение ежегодного перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию, при этом могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации Программы;
организационное, техническое и методическое содействие организациям, участвующим в реализации Программы;
утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
осуществление оценки эффективности исполнения Программы.
6. Оценка рисков реализации Программы
К обязательствам, возникновение которых может негативно отразиться на реализации Программы в целом и не позволит достичь плановых значений показателей, относятся риски:
сокращение финансирования мероприятий Программы;
отсутствие внебюджетных источников;
невыполнение организациями, действующими на территории запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
невыполнение собственниками жилых и общественных помещений требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Для минимизации указанных рисков, в ходе реализации Программы, предусматривается регулярный анализ и при необходимости корректировка показателей Программы; создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности исполнителей Программы.
7. Целевые показатели и индикаторы Программы
Целевые показатели и индикаторы Программы в соответствии с Требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.02.2021 N 161 приведены в таблице 7.
Таблица 7
|
|
Единица измерения |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов |
|||||||
1.1 |
доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.2 |
доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов); |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.3 |
доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов). |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии |
|||||||
2.1 |
доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов); |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2.2 |
ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
3 |
целевые показатели в государственном секторе |
|||||||
3.1 |
удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.2 |
удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения |
кВт·ч/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.3 |
удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.4 |
удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения |
кВт·ч/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.5 |
объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды государственным (муниципальным) учреждением |
т, м, Гкал, кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4 |
целевые показатели в жилищном фонде |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.2 |
удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.3 |
удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах |
кВт·ч/м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.4 |
удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) |
куб.м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.5 |
удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) |
куб.м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5 |
целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры |
|||||||
5.1 |
энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства |
т.у.т/ед. продукции |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.2 |
удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями |
г.у.т/кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.3 |
удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций |
г.у.т/кВт·ч |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.4 |
удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию |
кг.у.т/Гкал |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.5 |
доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.6 |
доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5.7 |
доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
целевые показатели в транспортном комплексе |
|||||||
6.1 |
количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6.2 |
количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6.3 |
количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6.4 |
количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6.5 |
количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7 |
дополнительные целевые показатели (по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) |
|||||||
7.1 |
количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории указанного субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц); |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.2 |
объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня |
тыс. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.3 |
доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.4 |
доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
7.5 |
доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.6 |
доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
51 |
51 |
51 |
51 |
51 |
|
7.7 |
доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.8 |
доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
7.9 |
доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.10 |
удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
Гкал/кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.11 |
удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
кВт·ч/кв. м |
7,43 |
7,43 |
7,43 |
7,43 |
7,43 |
|
7.12 |
удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб.м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.13 |
удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб.м/чел |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.14 |
удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека) |
куб.м/чел |
607 |
607 |
607 |
607 |
607 |
|
7.15 |
доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
18,94 |
18,94 |
18,94 |
18,94 |
18,94 |
|
7.16 |
удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды |
Гкал/куб.м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.17 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть |
кВт·ч/куб.м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.18 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды |
кВт·ч/куб.м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.19 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод |
кВт·ч/куб.м |
- |
- |
- |
- |
- |
|
7.20 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод |
кВт·ч/куб.м |
- |
- |
- |
- |
- |
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области до 2025 года"
1. Определение и анализ топливно-энергетического хозяйства и потенциал энергосбережения Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского муниципального района
1.1. Характеристика зданий, помещений и анализ топливо-энергетического хозяйства учреждения
Потребителями ресурсов в Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в настоящее время является часть отдельно стоящего здания с централизованным электроснабжением, водоснабжением, теплоснабжением от собственного газового АТП и транспорт учреждения.
Здание Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области 1973 года постройки, имеет:
фундамент - ленточный;
стены кирпичные;
перекрытия - брус;
крыша скатная, покрыта шифером.
Общая площадь занимаемая администрацией - 70 кв. м.
Для нормального функционирования учреждение использует следующие виды ресурсов: электрическая энергия и природный газ, поставляемые централизованно, моторное топливо, закупаемое самостоятельно.
Электроснабжение Администрации Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района обеспечивает:
ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Услуги по передаче электроэнергии оказывает:
Сараевский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Снабжение природным газом осуществляет:
ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Сапожокгаз".
В процессе осуществления своей деятельности учреждение потребляет электрическую энергию, природный газ, моторное топливо.
Состояние дел с потреблением топливно-энергетических ресурсов Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области при полном учете согласно таблицам приложения 4 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425. отражены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Общие сведения |
Ед. изм. |
2019 |
1 |
2 |
3 |
12 |
1 |
Расход ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
Гкал |
|
2 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с использованием приборов учета |
кв. м. |
|
3 |
Расход ТЭ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
Гкал |
|
4 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с применением расчетных способов |
кв. м. |
|
5 |
Расход воды на снабжение учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
ку б.м. |
|
6 |
Численность пользователей в помещениях, где расчеты за воду осуществляются с использованием приборов учета |
чел. |
|
7 |
Расход воды на снабжение учреждения, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
ку б.м. |
|
8 |
Численность пользователей в помещениях, где расчеты за воду осуществляются с применением расчетных способов |
чел. |
|
9 |
Расход ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета |
кВт.ч |
|
10 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета |
кв. м. |
70 |
11 |
Расход ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов |
кВт.ч |
520 |
12 |
Площадь помещений, в которых расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетного способа |
кв. м. |
|
13 |
Объем природного газа, потребляемого (используемого) учреждением |
тыс. ку б.м. |
2,14 |
14 |
Объем природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета |
тыс. ку б.м. |
2,14 |
15 |
Расходы на обеспечение ТЭР |
тыс. руб. |
92713 |
18 |
Общее количество отдельно расположенных объектов, потребляющих ТЭР |
шт. |
1 |
19 |
Количество объектов, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
шт. |
|
20 |
Число заключенных энергосервисных договоров (контрактов) |
шт. |
|
21 |
Общее количество договоров на обеспечение ТЭР |
шт. |
2 |
22 |
Объем товаров, работ, услуг, закупаемых в соответствии с требованиями энергетической эффективности |
тыс. руб. |
|
23 |
Количество транспорта в учреждении |
ед. |
1 |
24 |
Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в т.ч. относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств |
ед. |
|
25 |
Количество транспорта, в отношении которого проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч. по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом |
ед. |
|
Принятые сокращения:
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;
ЭЭ - электрическая энергия;
ТЭ - тепловая энергия.
Ниже на диаграмме приведена расчётная структура потребления ТЭР учреждением, в денежном выражении (при полном учете потребляемых ресурсов).
Как видно из приведенной выше диаграммы, финансовые затраты учреждения приходящиеся на моторное топливо, природный газ, электрическую энергию составляет 78%, 18%, 4% соответственно от общих финансовых затрат на потребляемые виды ресурсов.
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района ведет приборный учет:
электроэнергии;
природного газа;
В здании полностью установлены старые деревянные окна.
Освещение помещений осуществляется с применением светодиодных светильников и люминесцентных цокольных ламп.
Администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района имеет некоторый потенциал для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
1.2. Определение целевого уровня снижения объема потребляемых учреждением ресурсов согласно Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ
Базовым годом, по отношению к показателям которого на трехлетний период в 2020 году устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является 2019 год.
Функционально-типологическая группа, к которой принадлежит учреждение согласно таблице П1-1, приложения 1* Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425
- Функционально-типологическая группа объектов: Административные здания.
Контролируемыми величинами, согласно постановлению Правительства РФ от 7.10.2019 г. N 1289 и Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 для данной функционально-типологической группы, являются удельный годовой расход, потенциал снижения потребления, целевой уровень экономии следующих ресурсов:
тепловая энергия на нужды отопления и вентиляции;
горячая вода;
холодная вода;
электроэнергия;
природный газ для целей приготовления пищи;
твердое топливо для целей отопления и вентиляции.
Фактически потребляемые учреждением ресурсы, учитываемые приборно:
электрическая энергия;
природный газ;
моторное топливо.
Удельные годовые расходы ресурсов учреждения (в том числе в сопоставимых условиях) рассчитываются по формулам п. 6.3 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Потенциал снижения потребления ресурсов определяется согласно таблицам приложения 4 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Таблица N 2
ресурс |
Удельный годовой расход |
Удельный годовой расход в сопоставимых условиях |
потенциал снижения потребления ресурса |
||
единица измерения |
значение |
единица измерения |
значение |
||
электрическая энергия |
кВт·ч/кв. м |
7,57 |
кВт·ч/кв. м |
7,57 |
0,0% |
тепловая энергия на нужды отопления и вентиляции (от газовых источников) |
Гкал/кв. м |
0,213 |
Вт·ч/(кв. м°Ссутки) |
59,046 |
50,2% |
природный газ |
куб.м/кв |
30,57 |
куб.м/кв |
30,57 |
- |
моторное топливо |
тут/л |
0,0015 |
тут/л |
0,0015 |
- |
------------------------------
* справочно, расчетное
------------------------------
При достигнутом уровне удельного потребления электрической энергии, потенциал снижения потребления ресурса для данной функционально-типологической группы (согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ) равен 0.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ, исходя из существующего удельного потребления природного газа, не регламентируют конкретный потенциал снижения потребления ресурса по природному газу, используемому для производства тепловой энергии на нужды отопления и вентиляции. Также, методические рекомендации не указывают конкретного потенциала энергосбережения при рассчитанном удельном расходе моторного топлива.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
Целевой уровень экономии ресурса (ЦУЭ) определяется из таблиц приложения 4 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 (потенциал снижения потребления ресурсов). Целевой уровень снижения потребления ресурсов (ЦУС) на трехлетний период определяется по формулам п. 7.2 Методических рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425.
Таблица N 3
ресурс |
ЦУЭ (целевой уровень экономии ресурса) |
ЦУС (целевой уровень снижения потребления ресурса) |
||||
единица измерения |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего |
||
электрическая энергия |
0,0% |
кВт·ч/кв. м |
7,57 |
7,57 |
7,57 |
7,57 |
природный газ |
6,0% |
куб.м/кв |
30,11 |
29,66 |
28,74 |
28,74 |
моторное топливо |
6,0% |
т.у.т/л |
0,0015 |
0,0015 |
0,0014 |
0,0014 |
Выполнение требований постановления Правительства РФ от 7.10.2019 г. N 1289 не отменяет общих требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и проведение иных мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
1.3. Анализ потребления и мероприятия по видам потребляемых ресурсов
Теплоснабжение Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского района
Теплоснабжение учреждения осуществляется от собственных источников тепла, работающего на природном газе.
Система теплоснабжения учреждения состоит из:
- источников тепловой энергии,
- тепловых сетей,
- отопительных приборов.
Источниками тепловой энергии является:
- газовый котел АОГВ-11 в пристройке к помещению Администрации Смолеевское сельское поселение Ухоловского района;
В помещениях учреждения имеются:
- разводящие тепловые трубы, находящиеся в эксплуатации длительное время без замен (100% старых труб).
Приборы отопления, имеющиеся в учреждении: старые чугунные радиаторы.
Наличие старых труб и радиаторов в системе отопления повышает необходимость проведения мероприятий по промывке трубопроводов системы отопления для снижения тепловых и гидравлических потерь, за счёт удаления внутренних отложений с поверхностей отопительных приборов и разводящих трубопроводов.
На энергоэффективность в системе теплоснабжения большое влияние оказывает состояние ограждающих конструкций (в основном оконные и дверные проёмы).
В учреждении полностью установлены старые деревянные окна (7 окон).
Рекомендуется при проведении ремонтов проводить постепенную замену окон на современные энергоэффективные.
Важным мероприятием для снижения теплопотребления является профилактика утепления входных проёмов (в здании имеется 1 входная группа).
Основными проблемами в состоянии системы теплоснабжения, влияющими на уровень энергоэффективности и характеризующими потенциал ресурсосбережения, являются:
наличие старых труб и радиаторов во внутренних тепловых сетях;
наличие старых деревянных окон и входных групп.
Таким образом, мероприятиями в системе теплоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
проведение профилактики утепления оконных и дверных проемов;
промывка систем отопления.
Так как в Администрации в качестве топлива в АТП используется природный газ, энергоэффективность в сфере теплоснабжения также будет отражаться на потреблении природного газа.
1.4. Газоснабжение Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского района
Газоснабжение в Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области обеспечивает:
- ООО "Газпром межрегионгаз Рязань".
Объем потребления природного газа учреждением в отчетном году составил 2,14 тыс. ку б.м.
Услуги по транспортировке природного газа оказывает:
- филиал АО "Газпром газораспределение Рязанская область" "Сапожокгаз".
Обеспеченность потребления природного газа приборами учета составляет 100%. Применяемый прибор учета соответствует нормативным требованиям.
Потребление газа учреждением в целом стабильно, колебания расхода потребления природного газа связаны с погодными явлениями. Также оказывает влияние на потребление состояние газопотребляющего оборудования.
Газовые сети находятся в удовлетворительном состоянии.
Непосредственным потребителем природного газа являются:
- газовый котёл АОГВ-11;
Газовое оборудование в учреждении используется как элемент системы отопления, для выработки тепла. Поэтому мероприятия направленные на повышении энергоэффективности в газоснабжении - это мероприятия по экономии тепловой энергии, рассмотренные в разделе, посвященном теплоснабжению учреждения.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ, исходя из существующего удельного потребления природного газа, не регламентируют потенциал снижения потребления ресурса по природному газу, используемому для производства тепловой энергии на нужды отопления и вентиляции.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса (ЦУЭ) на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
Таким образом, программными мероприятиями в сфере газоснабжения, направленными на энергосбережение, являются:
- проведение мероприятий в сфере теплоснабжения учреждения.
1.5. Электроснабжение Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского района
Электроснабжение Администрации Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области обеспечивает
- ПАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
Объем потребления электрической энергии учреждением в отчетном году составил 0,53 тыс.кВт.ч.
Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению оказывает
- Сараевский РЭС филиала "Рязаньэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Обеспеченность потребления электроэнергии приборами учета составляет 100%. Применяемый прибор учета (СО-55) соответствует нормативным требованиям.
В зданиях и помещениях имеются внутридомовые электрические сети, в т.ч. вводный и распределительный щит, сети электроосвещения и электросети для работы:
оргтехники: компьютерная техника (2 ед.), периферийные устройства (2 ед.), средства связи;
бытовых электроприборов: чайники (1 ед.);
оборудования АТП;
инструменты для обслуживания автотранспорта;
сигнализации.
Общая установленная мощность электроприемников ~1,34 кВт (из которой системы освещения составляют ~7%).
Общая протяженность электрических сетей учреждения составляет ~200 м.
Освещение здания осуществляется с применением:
светодиодных светильников мощностью 15 Вт (5 шт.);
люминесцентные цокольные лампы 12 Вт (2 шт.);
Основным мероприятием повышения энергоэффективности в сфере электроснабжения является замена осветительных приборов (особенно ламп накаливания) на более современные светодиодные.
Пример модернизации системы освещения учреждения с заменой цокольных люминесцентных ламп 12 Вт на светодиодные лампы 8 Вт с цоколем Е27.
Примерный расчет эффекта от модернизации системы освещения при замене имеющихся ламп накаливания представлено в таблице ниже.
Показатели |
С цокольными люминесцентными лампами |
Со светодиодными лампами |
Мощность единицы, Вт |
12 |
8 |
Количество ламп на замену |
2 |
2 |
Потребляемая мощность всего, кВт |
0,024 |
0,016 |
Световой поток лампы, лм |
740 |
700 |
Стоимость, руб |
|
70 |
Срок службы, час |
8000 |
25000 |
Эксплуатационные затраты за один год | ||
Количество часов работы в год |
1 000 |
1 000 |
Объем электроэнергии, потребляемой всеми светильниками за год |
24 |
16 |
В стоимостном выражении при тарифе 7,5 руб./кВт*ч |
180 |
120 |
Экономия от замены ламп накаливания на светодиодные лампы и срок окупаемости | ||
Экономия в натуральном выражении, кВт*ч |
8 |
|
Экономия в стоимостном выражении, руб. |
60 |
|
Совокупные затраты на модернизацию внутреннего освещения осуществляемого лампами накаливания, руб. |
140 |
|
Срок окупаемости мероприятия, лет. |
2,33 |
------------------------------
* Без учета плановых текущих затрат на замену ламп
------------------------------
Срок окупаемости мероприятия при затратах на модернизацию систем освещения ~150 руб., составит ~2,5 года.
Замена ламп накаливания дает расчётную экономию ~1,5%.
При достигнутом уровне удельного потребления электрической энергии, потенциал снижения потребления ресурса для данной функционально-типологической группы (согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития РФ) равен 0.
Таким образом, мероприятия в системе электроснабжения, направленным на энергосбережение, в период действия Программы не планируется.
1.5. Водоснабжение Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского района
Водоснабжение сотрудников и посетителей Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области осуществляется индивидуально. Централизованного водоснабжения в учреждении нет.
1.6. Транспорт Администрации Смолеевского сельского поселения Ухоловского района
В Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области эксплуатируется 1 единица автотранспортной техники, потребляющая в качестве топлива бензин АИ-92:
- легковой автомобиль ЛАДА 510540.
За год в учреждении используется порядка 1730 литров моторного топлива.
Методические рекомендации Минэкономразвития РФ не указывают конкретного потенциала энергосбережения при рассчитанном удельном расходе топлива.
Для объектов, не принадлежащих ни к одной из указанных в таблице П1-1 функционально-типологических групп, а также для ресурсов, не указанных в таблице П1-2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, целевой уровень экономии ресурса на трехлетний период рекомендуется принимать равным 6%, или целевому уровню, установленному по итогам актуального энергетического обследования.
В структуре затрат учреждения по видам ТЭР потребление моторного топлива в стоимостном выражении занимает значительное место (~78%). Поэтому нельзя игнорировать мероприятия по экономному потреблению моторного топлива.
Наиболее действенными мероприятиями, при разработке программ энергоэффективности, считаются:
- внедрение системы спутникового мониторинга функционирования автотранспортной техники на предприятиях.
- переоборудования транспортных средств для работы на сжиженном углеводородном газе (СУГ) газе или в комбинированном режиме
При внедрении системы спутникового мониторинга с ГЛОНАСС/GPS/GSM сокращается пробег транспортного средства за счет оптимизации маршрута, что влечет за собой экономию топлива и соответственно затрат на топливо при том же объеме грузоперевозок и пассажироперевозок. Также данная система позволит отслеживать местоположение и расходы топлива по каждому автомобилю.
Поскольку у Разработчиков программы отсутствуют достоверные сведения о "будущих" пробегах транспортных средств и маршрутные листы, рассчитать эффект от реализации данного мероприятия не представляется возможным. В виду выше сказанного данное мероприятие не было внесено в перечень рекомендованных к реализации.
Экономический эффект от переоборудования автомобилей оценивается от соотношения стоимости СУГ к стоимости бензина (при соответствии нормы расхода топлива 1 л бензина1 л СУГ).
Но на данном этапе сложно прогнозировать эффект от внедрения данного мероприятия, так как по факту в регионе пока недостаточное количество газовых заправочных станций.
Действенными мероприятиями, направленными на экономию моторного топлива в учреждении могут быть организационно-технические мероприятия согласно Руководству по энергосбережению на автомобильном транспорте Р3112199-0337-95:
регулярное проведение технического обслуживания транспортных средств;
диагностика и регулировка узлов и агрегатов транспортных средств;
подбор характеристик шин;
обучение экономичному стилю управления транспортным средством.
На практике подобного рода мероприятия могут обеспечить достижение экономии топлива в пределах 5-10%.
Таким образом, основными мероприятиями (на сегодняшний день) в сфере транспорта, направленными на энергосбережение, являются:
Организационно-технические мероприятия по эффективной эксплуатации автотранспорта.
2. Экономические показатели программы
2.1. Затраты организации на реализацию программы энергосбережения в натуральном выражении
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы составляет 12 тыс. руб., в том числе:
в 2022 году - 5 тыс. руб.;
в 2023 году - 3 тыс. руб.
в 2024 году - 2 тыс. руб.
в 2025 году - 2 тыс. руб.
Объем финансирования по источникам финансирования составит:
средства получателя бюджетных средств - 12 тыс. руб.;
2.2. Планируемый социально-экономический эффект
Эффективность реализации Программы носит комплексный характер. Осуществление мероприятий Программы даст следующие ключевые социально-экономические и экологические результаты:
снижение потребления энергоресурсов и воды в сопоставимых условиях за счет рационального использования энергоресурсов;
снижение расходов на оплату используемых топливно-энергетических ресурсов, в основном за счет более рационального их использования;
высвобождение дополнительных бюджетных средств за счет оптимизации энергопотребления;
повышение качества энергопотребления и воды;
создание и поддержание комфортного режима внутри зданий для улучшения качества жизнедеятельности.
Экономический эффект по годам и видам энергетических ресурсов и воды в натуральном и стоимостном выражении приведен в приложении 1.
3. Управление и контроль за ходом выполнения Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией учреждения.
Основными функциями Администрации муниципального образования по реализации Программы являются:
реализация мероприятий Программы;
заключение соглашений с организациями, участвующими в реализации Программы;
подготовка и уточнение ежегодного перечня программных мероприятий и финансовых потребностей на их реализацию, при этом могут быть включены дополнительные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом опыта реализации Программы;
организационное, техническое и методическое содействие организациям, участвующим в реализации Программы;
утверждение или подготовка к утверждению проектов документов, необходимых для реализации Программы;
осуществление оценки эффективности исполнения Программы.
4. Перечень мероприятий по реализации Программы
Достижение целей и задач Программы предусматривает осуществление мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:
выявление и определение состояния энергопотребления и потенциала энергосбережения в учреждении (в том числе системах электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения);
реконструкция или модернизация систем водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения;
внедрение энергосберегающих технологий и оборудования;
информирование и просвещение работников учреждения по вопросам экономного потребления энергоресурсов.
Указанные направления, осуществляемые в рамках Программы, включают в себя организационные и технические мероприятия.
Объемы и стоимость мероприятий определены укрупненно. Список мероприятий на конкретном объекте уточняется после проведения энергетического обследования.
Реализация мероприятий планируется по годам в период 2021 - 2025 гг.;
Перечень Программных мероприятий приведен в Приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.