В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2022 N 03-1429 "О методическом сопровождении общероссийской оценки по модели PISA" и протокола совещания с руководителями органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональными координаторами и координаторами образовательных организаций по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся от 18.05.2022 N Д03-21/03пр, в целях обеспечения проведения исследования по формированию функциональной грамотности обучающихся на территории Московской области в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся":
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2022/2023 учебный год (далее - План).
2. Назначить ответственными за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области:
Оброскову Елену Николаевну, начальника управления государственной итоговой аттестации и независимой оценки качества образования;
Серикову Людмилу Владиславовну, проректора по непрерывному образованию и сетевому взаимодействию государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления".
3. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" в качестве организации, обеспечивающей:
включение в программы курсов повышения квалификации вопросов, связанных с интеграцией процессов формирования функциональной грамотности обучающихся с методикой обучения по конкретному предмету, а также с организацией внеурочной деятельности;
выполнение мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, в соответствии с Планом.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО), обеспечить:
ознакомление с Планом ответственных лиц по вопросам формирования функциональной грамотности на уровне МОУО и общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Московской области;
разработку муниципальных планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, с учетом мероприятий Плана;
участие ответственных лиц по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне общеобразовательных организаций, членов методических объединений, педагогов и обучающихся в соответствующих мероприятиях Плана.
5. Руководителям автономных некоммерческих общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области, государственных общеобразовательных организаций Московской области обеспечить:
ознакомление с Планом ответственных лиц по вопросам формирования функциональной грамотности;
разработку школьных планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, с учетом мероприятий Плана;
участие ответственных лиц по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся, членов методических объединений, педагогов и обучающихся в соответствующих мероприятиях Плана.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Сторчак Л.Н. и первого заместителя министра образования Московской области Михайлову Е.А.
Первый заместитель министра |
Е.А. Михайлова |
Утвержден
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 13.10.2022 N Р-682
План
мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2022/2023 учебный год
N |
Мероприятие |
Срок реализации |
Участники |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организационно-управленческая деятельность | ||||
1 |
Актуализация состава муниципальных и школьных команд по вопросам формирования функциональной грамотности на 2022/2023 учебный год |
До 31 октября 2022 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования (далее - МОУО), общеобразовательные организации (далее - ОО) |
МОУО, Институт развития образования (далее - ИРО) |
2 |
Проведение диагностических работ по естественно-научной, математической и читательской грамотности в образовательных организациях-участниках Общероссийской оценки по модели PISA |
По графику школ |
10 ОО, вошедших в выборку |
ГБОУ ВО МО "Академия социального управления" (далее - АСОУ), Министерство образования Московской области (далее - МОМО), ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" |
3 |
Актуализация "чек листа" по подготовке обучающихся к участию в исследованиях качества образования в части сформированной функциональной грамотности |
Октябрь 2022 года |
10 ОО, вошедших в выборку |
ИРО |
4 |
Оценка качества общего образования на основе международных исследований качества подготовки обучающихся (для обучающихся 9 классов) |
9 ноября 2022 года |
331 ОО, вошедших в выборку |
ИРО, МОУО |
5 |
Участие в проведении общероссийской оценки по модели PISA в 2022 году |
До 21 октября 2022 года |
10 ОО, вошедших в выборку |
ИРО, МОУО |
6 |
Формирование базы данных педагогов по уровню подготовки, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8 - 9 классов в 2022 - 2023 учебном году |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
ИРО, Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ ПР) |
7 |
Региональные метапредметные работы для обучающихся 10 классов |
Декабрь 2022 года |
ОО |
ИРО, МОУО |
8 |
Региональные метапредметные работы для обучающихся 8 классов |
Февраль 2023 года |
ОО |
ИРО, МОУО |
9 |
Совещания с муниципальными координаторами по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Муниципальные координаторы |
МОМО, АСОУ |
10 |
Семинар (вебинар) "Использование результатов оценочных процедур в управлении образовательными процессами и результатами" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Муниципальные координаторы |
МОМО, АСОУ |
II. Работа с педагогами и образовательными организациями 2.1. Мероприятия по повышению квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | ||||
11 |
Вебинары регионального координатора по глобальным компетенциям Мошниной Р.Ш. "Развитие глобальных компетенций учащихся" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию глобальных компетенций |
АСОУ |
12 |
Вебинары регионального координатора по креативному мышлению Кирсановой В.Г. "Развиваем креативное мышление: подходы, приемы, задачи" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию креативного мышления |
АСОУ |
13 |
Вебинары регионального координатора по финансовой грамотности Назаренко-Матвеевой Т.М. "Финансовая грамотность и ее преподавание в контексте обновленных ФГОС" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию финансовой грамотности |
АСОУ |
14 |
Вебинары регионального координатора по читательской грамотности Забродиной Н.С. "Электронные образовательные ресурсы по формированию читательской грамотности школьников" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию читательской грамотности |
АСОУ |
15 |
Вебинары регионального координатора по естественно-научной грамотности Монтазери О.Н. "Естественно-научная грамотность" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию естественно-научной грамотности |
АСОУ |
16 |
Вебинары регионального координатора по математической грамотности Копачевской Л.В. "Проекты, формирующие ФМГ школьника: от мала до велика" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Члены муниципальных и школьных команд по формированию математической грамотности |
АСОУ |
17 |
Проведение регионального исследования готовности педагогов к проведению работы по формированию и оценке функциональной грамотности (на платформе ЕАИС ОКО) |
В течение 2022 - 2023 учебного года (по региональному графику) |
Педагогические работники Московской области по предметам и специальностям |
ЦНППМ ПР |
18 |
Дополнение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов по результатам регионального исследования уровня функциональной грамотности педагогов (далее - РИКУ) |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
Педагогические работники Московской области, прошедшие РИКУ |
ЦНППМ ПР |
19 |
Организация и проведение курсов по вопросам разработки и реализации образовательных программ с учетом практики формирования и оценки функциональной грамотности |
В течение 2022 - 2023 учебного года (по заявкам ОО) |
ОО |
ЦНППМ ПР |
20 |
Актуализация программы курсов повышения квалификации на базе ИРО/ЦНППМ ПР, связанных с интеграцией процессов формирования функциональной грамотности обучающихся с методикой обучения по конкретному учебному предмету, а также с организацией внеурочной деятельности |
До января 2023 года |
|
АСОУ |
21 |
Организация и проведение мастер-классов на базе стажировочных площадок (далее - СП) по вопросам формирования функциональной грамотности |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
ЦНППМ ПР, СП |
2.2. Мероприятия по обсуждению и распространению эффективных практик по формированию и оценки функциональной грамотности | ||||
22 |
Проведение конкурса записи уроков в форме мастер-классов с использованием технологий формирования функциональной грамотности |
До конца октября 2022 года |
Педагогические работники СП/ региональные инновационные площадки (далее - РИП) |
ЦНППМ ПР |
23 |
Региональная неделя функциональной грамотности |
5-10 декабря 2022 года |
ОО |
АСОУ, ЦНППМ ПР |
24 |
Проведение онлайн марафона "Функциональная грамотность - шаг в будущее" |
Февраль 2023 года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
25 |
Олимпиада для педагогов по функциональной грамотности |
Январь - март 2023 года |
Школьные команды |
ЦНППМ ПР |
2.3. Мероприятия по совершенствованию и организации методической поддержки педагогов и образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности | ||||
26 |
Проведение экспертизы целевых программ образовательных организаций, претендующих на получение статуса СП по вопросам формирования функциональной грамотности |
Июль - август 2023 года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
27 |
Мониторинг выполнения муниципальных планов |
Декабрь 2022 года, февраль 2023 года |
Муниципальные координаторы, |
МОМО, АСОУ, МОУО |
28 |
Стратегическая сессия для СП/ РИП |
Октябрь 2022 года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
29 |
Система вебинаров по изучению ресурсов мобильного электронного образования как инструментов формирования функциональной грамотности |
Октябрь - ноябрь 2022 года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
30 |
Деятельность СП/ РИП в соответствии с дорожной картой проекта ЦНППМ ПР |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
31 |
Дополнение информационно-методического портала ЦНППМ ПР материалами СП по вопросам формирования функциональной грамотности |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
ЦНППМ ПР |
2.4. Мероприятия по разработке научно-методического обеспечения по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся | ||||
32 |
Обновление электронного банка заданий по функциональной грамотности с использованием работ слушателей курсов повышения квалификации на сайте ЦНППМ ПР |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО, СП/ РИП |
ЦНППМ ПР |
33 |
Разработка методического пособия по функциональной грамотности |
Май - июнь 2023 года |
ОО, СП/ РИП |
ЦНППМ ПР |
34 |
Подготовка сборника статей СП по вопросам функциональной грамотности |
Май - июнь 2023 года |
ОО, СП/ РИП |
ЦНППМ ПР |
35 |
Подготовка аналитических материалов по итогам исследования уровня функциональной грамотности в рамках региональных метапредметных работ |
Декабрь 2022 года, февраль 2023 года |
|
ИРО |
III. Работа с обучающимися | ||||
36 |
Внедрение в учебный процесс федерального банка заданий по формированию функциональной грамотности |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
АСОУ, МОМО |
37 |
Организация тренировочного мероприятия для обучающихся на портале "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
АСОУ, МОМО |
38 |
Формирование функциональной грамотности в центрах "Точки роста" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
АСОУ, МОМО |
39 |
Формирование функциональной грамотности в работе "IT-КУБ" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
АСОУ, МОМО |
40 |
Формирование функциональной грамотности в работе "Кванториум" |
В течение 2022 - 2023 учебного года |
ОО |
АСОУ, МОМО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 13 октября 2022 г. N Р-682 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2022/2023 учебный год"
Опубликование:
сайт Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 19 октября 2022 г.